ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА на 2023-2024 учебный год

Принята:
на педагогическом совете
МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола»

Утверждена:
И.о.директора МКУ ДО
детей п.Ола»
Еремина Е.Г.

У

'

ШЩЖХ
ОпЪ»
я

<2<ояг г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МКУ ДО «Центр дополнительного образования детей п. Ола»
на 2023 - 2024 учебный год

п. Ола. 2023 г

Пояснительная записка
Образовательная программа муниципального казенного учреждения дополнительного
образования «Центр дополнительного образования детей п. Ола» (далее Образовательная
программа) разработана:
• в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29
декабря 2012 г.), где дается определение образовательной программы: «Образовательная
программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание,
планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях,
предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен
в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и
методических материалов»;
• в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей;
• в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства
просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196);
• в соответствии с Уставом Центра;
• на основе проведенного анализа образовательной деятельности Центра.
Образовательная программа Центра разработана с учетом социального заказа
родителей и обучающихся на оказание муниципальных услуг в сфере образования,
имеющейся материально-технической базы, квалификации педагогических кадров, наличия
разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ, а также исходя из цели и
основных задач.
Это основа целостной системы деятельности, обеспечивающая консолидацию
деятельности всех участников образовательной деятельности, через содержание и объемы
образования, технологии, необходимые и достаточные условия, подчиненные целостному
воздействию на личность, структурированные по образовательным областям, видам и
направленностям.
Данная образовательная программа разработана педагогическим коллективом МКУ ДО
«ЦДО детей п. Ола» в ходе совместной деятельности, с учетом выявленных образовательных
потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Программа наглядно демонстрирует систему работы Центра, его возможности,
качественный состав педагогических кадров и технологию реализации образовательных
программ, является юридическим документом, лежащим в основе взаимоотношений на
уровне руководства Центра, с одной стороны, и педагогов, с другой.
Образовательная программа Центра является основным регламентирующим
документом, построенным на основе дополнительных общеобразовательных
(общеразвивающих) программ различной направленности, реализуемых в Центре, по срокам
выполнения является краткосрочной, рассчитанной на один учебный год.
Реализуя образовательную программу, педагогический коллектив Центра исходит,
прежде всего, из того, что дополнительное образование детей социально востребовано как
система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и творческое развитие
личности ребенка.
Образование личности - целостный, единый процесс и его специальная педагогическая
организация результативна только при целенаправленности на развитие способности
человека к самостоятельному, осознанному решению проблем жизнедеятельности.
Образовательный процесс есть нерасчлененное единство обучения и самостоятельной
познавательной деятельности, воспитания и самовоспитания, естественного взросления и
социализации.
Современная образовательная ситуация требует от Центра способности гибко
реагировать на изменения в социуме, удовлетворять образовательные потребности
населения, обеспечивая высокое качество образования.

Такой подход требует от образовательной программы не только определения
содержания, работающего на достижении поставленных целей и задач, но и возможности
гибкого изменения.
Приоритетом в развитии содержания образования образовательная программа Центра
определяет использование возможностей социального партнерства в решении задач,
совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, оказание
адресной помощи каждому ребёнку, проявившему незаурядные способности, разработку
индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и
интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального
самоопределения, соответствие требованиям современного информационного общества.
Процесс обучения в Центре представляет специально организованную деятельность
педагогов и обучающихся, направленную на решение задач образования, воспитания,
развития, социальной адаптации личности.
Цель образовательной программы: создание условий, обеспечивающих реализацию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
различных
направленностей в интересах государства, общества и личности обучающегося, его
мотивации к познанию и творчеству.
В 2023-2024 учебном году педагогический коллектив ставит следующие задачи:
-создание
необходимых
условий
для
наиболее
полного
удовлетворения
образовательных интересов и потребностей детей, качественной реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ;
-организация образовательного процесса, обеспечивающего каждому обучающемуся
реализацию его индивидуальных образовательных целей и запросов, развитие способностей
и познавательной активности, осуществление творческих замыслов;
- выявление, развитие и поддержка талантливых детей;
- организация оценки качества образовательного процесса, результативности освоения
обучающимися программ различной направленности;
-внедрение новых программ различных направленностей, обеспечивающих реализацию
принципов вариативности, системности и разноуровневости организации дополнительного
образования детей в Центре;
-развитие материально-технической базы для занятий детей в объединениях
дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели в соответствии с задачами определены следующие
основные направления работы:
Образовательная деятельность
Воспитательная деятельность
Учебно-методическое обеспечение
Деятельность по сохранению здоровья и формированию положительного отношению
к здоровому образу жизни
Работа с родителями, общественностью
Материально-техническое обеспечение и финансовое обеспечение
Управление и контроль
Педагогический мониторинг.
Образовательная деятельность
На сегодняшний день муниципальное казенное учреждение дополнительного
образования «Центр дополнительного образования детей п. Ола» - это многопрофильное
учреждение дополнительного образования детей, центр культурно - досуговой работы,
которая предоставляет детям возможность для разностороннего развития, укрепления
здоровья и самоопределения.
Центр является неотъемлемой частью образовательной системы муниципального
образования «Ольский городской округ», обогащает содержание основного образования,

/силивая социально- педагогическую функцию и обеспечивая условия для творческого
развития детей.
Особенностью или уникальностью в Центре является процесс обучения. Он носит
более неформальный характер, чем в школе, и поэтому ближе к природным основаниям
развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на
общении, на передаче опыта от старшего к младшему. Вследствие большего значения
непосредственного, неформального общения с педагогом, более сильное, чем в школе, имеет
личностное влияние педагога на воспитанника.
Образовательная программа -это средство развития познавательной мотивации,
способностей ребенка, приобщение его к культуре. Педагогический коллектив Центра
определяет настоящую образовательную программу как стратегический документ,
являющийся составной частью областной и муниципальной образовательной системы,
основой
которой
является
личностно-ориентированная
педагогика,
принципы
взаимодействия
интеграции
с образовательными
учреждениями
муниципального
образования «Ольский городской округ».
Вся работа педагогического коллектива основана на принципе добровольного участия в
деятельности детских объединений, в различных мероприятиях. Она направлена на
развитие познавательного интереса детей к избранному виду деятельности до уровня
профессионально-ориентированной индивидуальной работы, что делает дополнительное
образование доступным для детей с различным уровнем формирования творческой
самостоятельности, ставит каждого ребёнка в ситуацию выбора и благополучия.
В условиях, когда расширяются возможности для реализации запросов личности,
складываются два типа ориентации в сфере потребления: использование достижений в
области бытовой культуры, техники, организации и использование достижений в области
духовной культуры.
Учебный план Центра
Учебный план Центра на 2023 - 2024 учебный год разработан на основе Закона
Российской Федерации «Об образовании», «Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр.
Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196), СанПиН «Рекомендуемый
режим занятий в объединениях», Устава, дополнительных общеобразовательных программ и
реализуется в соответствии с Годовым календарным учебным графиком на 2022-2023
учебный год.
Центр осуществляет образовательную деятельность в течение всего календарного года,
включая каникулярное время в соответствии с индивидуальными учебными, календарно­
тематическими планами в объединениях по интересам.
Учебный год в Центре начинается 01 сентября каждого года. Если 1 сентября
приходится на воскресенье, то учебный год начинается 2 сентября. Комплектование групп
первого года обучения проводится до 15 сентября текущего года.
Продолжительность учебного периода составляет с 01 сентября по 31 мая.
С 01 июня по 31 августа приказом директора образовательная деятельность
осуществляется в условиях летней оздоровительной кампании и переходит на летний режим
работы.
Режим работы Центра - шестидневная учебная неделя.
Учебный план реализуется по следующим 5 направленностям:
- Естественно-научная - «Росток», «Экомир».
-Социально-педагогическая - «Английский для всех», «Наш язык» (эвенский),
«Парикмахерское искусство», «Ступеньки»;
- Техническая - «Лего-конструирование»;
- Физкультурно-спортивная - «Северное многоборье»;
- Художественная - «Акварель», «Вокал», «Вязание», «Кройка и шитье», «Ритмика»,
«Театрал», «Хореография».

Наполняемость групп обучающихся в объединениях Центра и предельная недельная
часовая нагрузка на одну группу определяется дополнительными общеобразовательными
программами, исходя из психолого-педагогической целесообразности. С учетом возраста
обучающихся, специфики и направленности деятельности объединения, благоприятного
режима работы и отдыха.
Количественный состав групп зависит от уровня содержания общеобразовательных
программ и должен составлять не более следующего количества обучающихся:
- по программам для начинающих и для групп переменного или смешанного состава по
уровню обучения - 1 0 - 1 2 человек;
- по программам с углубленным уровнем содержания - 10-12 человек;
- по программам с повышенным уровнем содержания и для детей с ограниченными
возможностями в развитии (коррекционные, дети-инвалиды) - 8-10 человек;
- творческие группы - 8-10 человек;
- для групп дошкольного возраста - 10-12 человек.
В объединениях деятельность, которых для обучающихся сопровождается опасными
условиями труда (парикмахерское дело, кройка и шитье, моделирование и др) допускается до
8-10 человек.(локальный акт «Режим занятий обучающихся»).
Учебная нагрузка закрепляется расписанием учебных занятий на учебный год.
Продолжительность занятий для детей дошкольного возраста в объединении
«Ступеньки» по 2 учебных часа - 2 раза в неделю;
Обучающиеся первого года обучения с 5 до 7 лет в объединении «Хореография»
занимаются не более 4 часов в неделю, по 2 учебных часа - 2 раза в неделю;
В разновозрастных группах обучающиеся с 8 до 18 лет, в том числе обучающиеся
второго и последующих лет обучения, занимаются по 3 часа - 2 раза, не более 6 часов в
неделю.
В объединении «Хореография», деятельность которых связана с выходом на сцену, для
проведения сводных репетиций, по согласованию с директором Центра, дополнительно
отводится 2 часа в неделю на каждую группу (локальный акт «Режим занятий
обучающихся»).
Для детей с ограниченными физическими возможностями проводится индивидуальная
работа, как на базе Центра, так и по месту жительства 1-2 раза не более 2-х часов в неделю в
соответствии с учебно-тематическим планом и расписанием обучающихся.
Продолжительность учебного часа в детских образовательных объединениях
составляет для детей дошкольного возраста 5 - 6 лет - 25 минут, обучающихся в
специальной коррекционной школе и детей с ограниченными физическими возможностями 35 минут, для детей 7-8 лет 30 минут, для детей 8-18 лет - 40 минут. Через каждый час
занятий устанавливается перерыв 10 минут.
В объединении «Хореография» обязательные перемены перешли в разряд
рекомендаций. Отныне делать или нет перерывы между занятиями, решает образовательное
учреждение, (локальный акт «Режим занятий обучающихся»).
Режим занятий обучающихся устанавливается в расписании учебных объединений.
Расписание составлено с учетом того, что занятия являются дополнительной нагрузкой к
обязательной учебной работе обучающихся в общеобразовательных учреждениях, и
составлено в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой по
представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (законных
представителей), возрастных особенностей обучающихся и установленных санитарногигиенических норм.
Расписание учебных занятий согласуется с Центром гигиены и эпидемиологии по
Магаданской области в Ольском районе и утверждается директором Центра. Изменение
расписания учебных занятий проводится по согласованию с администрацией Центра.
Учебный план
МКУ ДО «Центр дополнительного образования детей п. Ола»

на 2023*- 2024 учебный год

№

Наименование учебной дисциплины

Общее кол-во
Год
обучения
часов по
программе
Естественно-научная направленность

Кол-во часов
в неделю

1

«Росток»

2

«Экомир»

6
6
6
6
6

1

«Английский для всех»

2
3

«Наш язык»
«Парикмахерское искусство»

1
204
204
1
204
1
204
1
204
1
Социально-педагогическая направленность

4

«Ступеньки»

1

Легоконструирование

1

«Северное
многоборье»

1

2
3
4

Дизайн
Познавайка
Развитие речи
Ритмика
(1 группа -5 лет)
Дизайн
Математика
Обучение
грамоте
Письмо
(3 группы -6 лет)
Техническая
Легоконструирование

204
204
204
204
204
204
204
36

2
2
2
2
2
2
2
1

6
6
6
6
6
6
6
1
1
1
1

36

2

3

36

2

3

36

2

3

36

2

3

направленность
1
36

1

<1Физкультурно-спортивная направленность
2
204
«Северное
Многоборье»
2
204
2
204
Художественная направленность
2
204
«Акварель»
2
204
204
3
204
3
«Вокал»
2
204
«Вязание»
3
204
«Кройка и шитье»
3
204
204
3
3
204

6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6

#
5

«Театрал»

6

«Хореография»

Концертмейстер
ИТОГО:

204
204
204
136

3
2
3
1

136

2

204

3

204

3

204

4

204

4

0,5 ставки

6
6
6
4 +2 часа
репет
4 +2 часа
репет
6 +2 часа
репет
6 + 2 часа
репет
6 + 2 часа
репет
6 + 2 часа
репет
223 часа
12 ч
235 часов

Кадровое обеспечение
Учреждение укомплектовано педагогическими кадрами в соответствии со штатным
расписанием, согласно которому, педагогическую деятельность в учреждении
осуществляет директор, методист, педагог - организатор, концертмейстер и 8 педагогов.
___________________
Распределение педагогов по уровню образования_______________
Высшее образование
Среднее специальное
12
6
6
Распределение педагогов по квалификационной категории
Высшая
Первая
Не
имеют
Соответствие
категория
категория
категорию
12
0
3
8
1
Распределение педагогов по возрастному цензу
Моложе 25 25-35 лет
35-55 лет
Свыше 55 лет
12
0
4
1
7
В Центре создан стабильный, опытный педагогический коллектив, коллектив
профессионалов, способный коллегиально решать проблемы организации и содержания
образовательной деятельности, обеспечить выполнение учебных планов и программ по
профилю преподаваемых в учреждении дисциплин. Демократический стиль управления
способствует наиболее полному раскрытию творческого потенциала педагогов.
Образовательный
процесс
в
Центре
осуществляется
на
основе
дополнительных
общеобразовательных
(общеразвивающих)
программ
и
регламентируется учебным планом, расписанием занятий, режимом работы.
Дополнительные общеобразовательные программы соответствуют деятельности
Центра и ориентированы на:
- создание условий для развития личности ребёнка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;

!

- создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, ее интеграции в систему
мировой и отечественной культур;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка;
- укрепление психического и физического здоровья ребёнка;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Выбор конкретных направлений образовательной деятельности определяется
интересами детей и подростков, потребностями семьи, запросами социума, культурными
традициями, наличием ресурсов и специалистов соответствующего профиля.
В 2023-2024 учебном году в Центре реализовываются 20 дополнительных
общеобразовательных программ по 5 направленностям: естественнонаучной, социально­
педагогической, технической, физкультурно-спортивной и художественной.
В Центре внедрена система персонифицированного дополнительного образования, с
октября текущего года реализуются 2 краткосрочные сертифицированные программы
(«Лего-конструирование» технической направленности и «Ритмика» художественной
направленности для воспитанников дошкольного возраста).
Персонифицированное дополнительное
образование детей это система,
предусматривающая закрепление обязательств государства по оплате того образования, в
котором прежде всего заинтересован ребенок.
Благодаря
многообразию,
разнообразию
направленностей,
вариативности
предлагаемых программ, в Центре имеют возможность заниматься различные категории
детей: дошкольники, учащиеся ОУ, воспитанники детского дома, дети с ограниченными
возможностями здоровья, итд.
№

1

2

Наименование
объединения

Акварель

Английский
для всех

3

4

5

Вокал

Наименование программы

Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
«Изотворчество»
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа «Учим
английский, играя»
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа «Веселый
английский»
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
«Занимательный
английский»
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа «Радуга»

Тип

Модифицированная

Направление

Художественное

х

^
1'

1
х

:д
®

Срок
реал/
возрас

т
5 лет/
6-18 лет
Л

Модифицированная

Социально­
педагогическое

1 год/
6-7 лет

Модифицированная

Социально­
педагогическое

2

года/
8-9 лет
т.

?|< Г
Модифицированная

Социально­
педагогическое

1 год/
10-11 лет
д
(е

Модифицированная

Художественное

3 года/
7-17 #ет
■ф

------------ Ш-------

Вязание

1
О

1
2

1
3

1
4

1

6

Дополнительная
*
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа «Учимся
вязать»
Кройка и
Дополнительная
шитье
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа «Учимся
шить»
Наш язык
Дополнительная
(Эвенский)
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа «Наш язык»
(Эвенский)__________
Северное
Дополнительная
многоборье
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа «Северное
многоборье»_________
Парикмахерск Дополнительная
ое искусство общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
«Парикмахерское
искусство»__________
Росток
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа «Мир
цветов»
Ступеньки
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа «Дизайн»
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа «Ритмика»
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа
«Познавайка»
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа «Развитие
речи»_______________
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)

Модифицированная

Художественное

Модифицированная

Художественное

Модифицированная

Социально­
педагогическое

Модифицированная

Физкультурно­
спортивное

2 года/
7-17 лет

к

ге>
Модифицированная

Социально­
педагогическое

3 года/
10-18 лет

Модифицированная

Естественно­
научное

1 год
7-12 Лет

Модифицированная

Социально­
педагогическое

1 год
5-6 лёт

Модифицированная

Художественное

1 год
5 лет
Ф

Модифицированная

Художественное

Тго§Т
5 лет
д

Модифицированная

Социально­
педагогическое

1 гой
5 лет
щ

м
Модифицированная

Социально­
педагогическое

1 год
5-6 лет
т
т

Театрал
п

1
8

1
9

2
0

Хореография

Экомир

«Легоконструирова
ние»

«Ступеньки»
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа «Театрал»
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа «Жизнь в
танце»
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа «Экомир»
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая)
программа «Легоконструирование»

Модифицированная

Художественное

3 года
7-18 лет

Модифицированная

Художественное

5 лет/
5-18 лет
К

№

Модифицированная

Художественное

3 года/
6-15 лет
№

Модифицированная

Техническое

1 гой
5-6 лет

Учебно-методическая деятельность
Цель методической работы - создание благоприятных условий для повышения
профессионального мастерства, творческого роста и качества труда педагогических
работников.
Задачи методической работы:
-способствовать
обеспечению
внедрения
современных
образовательных
технологий, в том числе дистанционного обучения, как значимого компонента
содержания образования;
-создавать условия для повышения уровня квалификации педагогических
работников;
- способствовать повышению уровня самообразования каждого педагогического
работника;
- способствовать выявлению, изучению передового педагогического опыта и его
распространению.
Учебно-методическая деятельность в 2022-2023 году будет осуществляться по
следующим направлениям:
- работа по повышению педагогического мастерства;
- инновационная деятельность педагогических работников;
- работа наставников с молодыми специалистами, молодыми педагогами (стаж до
3-х лет), педагогами группы становления, обучающимися;
- работа с педагогами, не имеющими педагогического образования;
- повышение квалификации педагогических работников;
- работа по темам самообразования педагогических работников;
- проведение и посещение открытых занятий;
- проведение единого методического дня;
- аттестация педагогических работников.
Воспитательная деятельность
Воспитательная работа направлена на развитие творческой активности обучающихся,
расширению кругозора, воспитание гражданственности и патриотизма, сохранения лучших
национальных традиций в области народной культуры, что способствует развитию

гг
л<

коммуникативного потенциала, формирует эстетический вкус, чувство уважения друг к
другу.
Периодически в Центре проводятся различные по тематике праздники. Каждый из них
обладает удивительным свойством: одни раскрывают ребятам красоту окружающего их
мира, красоту взаимоотношений людей и природы, другие помогают, приобщится к
весёлому племени артистов и затейников, третьи - объединяют все эти качества.
Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве
позволяет заинтересовать и вовлечь детей в систему дополнительного образования.
Разнообразие форм даёт возможность увеличить число воспитывающих факторов, влияющих
на сознание и поведение, чувства и волю, эмоции и интеллект.
Воспитание в Центре - это процесс формирования личности ребенка, в котором
непосредственно участвуют педагогические работники, обучающиеся и их родители
(законные представители), социум.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия всех
участников образовательных отношений:
- неукоснительное соблюдение законности и прав ребенка и его семьи, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при
нахождении в Центре;
- ориентир на создание в Центре психологически комфортной среды для каждого
ребенка и взрослого;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание детско-взрослых
общностей, которые бы объединяли детей и педагогических работников яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- системность, целесообразность и оригинальность воспитательных мероприятий.
Цель и задачи воспитания
Основываясь на базовых для нашего общества ценностях, таких как семья, труд,
отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек, формулируется общая цель
воспитания в Центре - личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими
опыта осуществления социально значимых дел).
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общецентровских мероприятий;
2) поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа;
3) реализовывать потенциал педагога дополнительного образования в воспитании
обучающихся, поддерживать активное участие в жизни Центра;
4) использовать в воспитании детей возможности занятия, поддерживать
использование на занятиях интерактивных форм обучения;
5) инициировать и поддерживать самоуправление обучающихся как на уровне
объединения, так и на уровне Центра;
6) поддерживать деятельность детских объединений;
7) инициировать и поддерживать развитие социальной активности обучающихся,
вовлекать их в общественно-значимую деятельность;
8) организовывать для обучающихся экскурсии, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;

9) организовывать профориентационную работу с обучающимися;
10) развивать предметно-эстетическую среду и реализовывать ее воспитательные
возможности;
11) организовывать работу с родителями (законными представителями) обучающихся,
направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.
Ожидаемые результаты образовательной программы
Для обучающихся:
1.Наличие современных, востребованных направлений дополнительного образования
детей и подростков от 5 до 18 лет.
2.Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного
процесса, в том
числе
с использованием
современных информационных и
коммуникационных технологий, в сочетании со здоровьесберегающими технологиями,
технологиями инновационной и проектной деятельности, способствующих становлению
компетентностей обучающихся.
3.
Обеспечение доступности, равных возможностей в получении качественного
дополнительного образования и образовательных услуг.
4.Обеспечение индивидуальных маршрутов развития с учетом особенностей личности
ребенка (состояние здоровья, потребности, познавательные возможности, интересы).
5.Создание системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей.
6.Мотивация родителей к взаимодействию с Центром, реализация просветительских,
творческих и досуговых программ для семей обучающихся.
Для педагогов:
1.Создание
максимально
благоприятных
условий
для
непрерывного,
профессионального роста педагогических работников и включение их в инновационную,
экспериментальную и проектную деятельность.
2.Реализация творческого потенциала.
3.Совершенствование педагогического опыта участия в открытых мероприятиях и
педагогических
конкурсах
на муниципальном,
региональном,
межрегиональном,
всероссийском уровнях.
Для учреждения:
1.Расширение диапазона образовательных услуг в соответствии с запросами детей и их
родителей (законных представителей), в том числе платных образовательных услуг.
2.Соответствие образовательного процесса и образовательных услуг современным
требованиям.
3.Наличие
новых социальных партнеров.
4.Создание положительного имиджа Центра на муниципальном, региональном и
межрегиональном уровнях.
5.Совершенствование содержания деятельности методической работы.
6.Информационное сопровождение и обеспечение образовательного процесса, активное
использование новых информационных технологий.
7.Увеличение
числа молодых специалистов в Центра.
8.Повышение конкурентоспособности Центра на рынке образовательных услуг.
9.
Повышение уровня материально-технической базы Центра.
Управление и контроль
Контроль за качеством образовательного процесса строится на следующих принципах:
доступность, открытость, прозрачность, системность контроля.
Система контроля за выполнением программы включает в себя:
- внутреннюю систему оценки качества (ВСОК);
-организацию ежегодного самообследования Центра - промежуточный и итоговый
самоанализ деятельности;
-материалы внешних источников - СМИ, экспертная оценка деятельности, аудит;

-проведение педагогических советов с повесткой дня «О результатах реализации
образовательной программы.
Конечный результат реализации программы: устойчивое развитие деятельности Центра, как
открытой государственно-общественной системы, обеспечивающей новое качество воспитания и
дополнительного образования, в соответствии с потребностями жителей поселка, района.
Материально-техническое обеспечение
В Центре учебные помещения многофункциональны, работает кабинетная система.
Имеются мастерские, учебные кабинеты, актовый зал на 100 посадочных мест оборудован
мультимедийной, осветительной и звуковой аппаратурой. Имеется зимний сад, где
выращивают яблоки, апельсины, лимоны, кофе, и т. д и живой уголок.
Центр существует в крайне стесненных условиях. Остро не хватает учебных кабинетов
для уже существующих объединений. Каждое творческое объединение имеет минимальное
необходимое оборудование для реализации общеобразовательных программ. Уровень
оснащённости образовательного процесса оборудованием и инвентарём - минимальный.
Работая по 2 объединения в одном кабинете объединения практически не вмещаются
по расписанию в СанПин, нет помещения для зимнего сада, который в данный момент
размещен в проходном кабинете, где нарушен температурный микроклимат, из-за чего
некоторые уникальные плодоносящие растения гибнут. Быстрыми темпами происходит
старение материально-технической базы учреждения. Основное здание требует капитального
ремонта. Не обновляются учебные пособия, технические средства обучения, не
приобретается ученическая мебель, и т.д.
Рабочие места специалистов и педагогов частично компьютеризированы и оснащены
оргтехникой, имеют доступ к сети Интернет. В Центре 10 компьютеров (из них - 6
ноутбуков). В учебных целях используются 1 компьютер и 6 ноутбуков.
Подключение к сети «Интернет» обеспечено в трех кабинетах, к сети подключено 4
компьютера и 1 ноутбук.
Имеющееся учебное оборудование и материалы позволяют Центру работать на
приемлемом уровне оснащенности, однако наметившиеся в последнее время позитивные
сдвиги в этом плане позволяют сделать прогноз о наличии реальных перспектив
постепенного укрепления учебно-материальной базы.
Обновление материально-технической базы, ремонт помещений осуществляется в
пределах выделенных средств - субсидий Муниципалитета.
Мониторинг полноты и качества реализации образовательных программ
Мониторинг - процесс непрерывного научно обоснованного диагностико прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях
оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
В рамках мониторинга выявляются и оцениваются проведённые педагогические
действия, степень, направление и причины отклонений.
При этом осуществляется обратная связь, информирующая о соответствии фактических
результатов деятельности её конечным целям.
Под
качеством
образования
понимается мера
соответствия
достигаемого
образовательного результата ожиданиям, запросам личности, общества, государства.
Мониторинг образовательного процесса в Центре осуществляется по трём
направлениям: развитие, воспитание, обучение.
Уровень обученности - определяется с помощью проведения проверки знаний, умений,
навыков - промежуточная и итоговая аттестации воспитанников, проведение творческих
отчётов, участия в конкурсах, выставках и т.д.
Уровень развития - с помощью отчётов педагогов по результатам наблюдений, тестов,
вопросников, анкет.
Уровень воспитанности - определяется по показателям развитости этической культуры,
социально-психологических качеств с помощью анкет, вопросников, наблюдений педагогов,

оценок товарищей и самооценок, участия в массовых мероприятиях и общественной жизни
коллектива.
Мониторинг профессионального роста педагогов
Профессиональный
рост
педагогов
предполагает
постоянное
повышение
квалификации, поиск возможностей наиболее полно реализовать, осуществлять себя в
профессии, усиление организованности, самостоятельности и ответственности, поддержание
на требуемом уровне работоспособности, способности к инновациям и профессиональным
перспективам.
Задача мониторинга профессионального роста педагогов в Центре - осуществление
целенаправленного, систематизированного сбора информации по выделяемым критериям,
показателям результативности профессиональной деятельности.
С каждым педагогом организована индивидуальная работа по совершенствованию его
профессионального роста, определяются мероприятия, сроки выполнения, виды отчётной
документации, участие в различных формах методической работы - семинарах, педсоветах,
творческих отчётах, курсовой подготовке, анализируются итоги проведённой работы, её
эффективность.
Полученные результаты помогают определить уровень профессионального мастерства
педагогов Центра и скоординировать дальнейшую деятельность.
От уровня профессионального мастерства педагогов напрямую зависит и качество
образовательного процесса, организована активная работа по оказанию консультативно­
методической помощи педагогическим работникам Центра по вопросам подготовки к
аттестации,
составлению
программ
дополнительного
образования,
организации
диагностических исследований, ведению мониторинга образовательной деятельности в
объединениях,
Основные параметры исследования по мониторинговым картам:
Качество образовательного процесса:
1. освоение программы (в %);
2. проведение открытых занятий, мероприятий;
3. выступления на семинарах педсоветах;
4. повышение квалификации;
5. организация воспитательной работы в объединении;
6. взаимопосещения занятий;
7. работа с родителями;
8. взаимодействие со средой.
Результаты образовательного процесса:
1. количество учебных групп;
2. количество детей;
3. структура контингента (учащиеся детского дома-школы, дети с ОВЗ);
4. сохранность контингента;
5. возраст детей;
6. количество участников конкурсов, соревнований, фестивалей, выставок;
7. количество победителей (диплом, почётная грамота, благодарность).
Реализация мониторинга профессионального роста педагогов позволяет эффективно
спланировать управленческую деятельность с каждым педагогом Центра, направленную на
совершенствование
его
профессионального потенциала,
применять
личностно­
ориентированный
подход
в
управлении педагогическими
кадрами,
выявить
профессиональный уровень всего коллектива.
Программы педагогов дополнительного образования фиксируют требования к
подготовке обучающихся по различным образовательным областям, к содержанию уровня их
освоения.
Мониторинг как наиболее действенный механизм управления качеством образования
осуществляется в Центре по 3 направлениям: учащиеся, педагоги, родители.

Количественные показатели фиксируются«2 раза в год.
Анализируется количество обучающихся, возраст, состав, сохранность контингента (по
годам обучения, половому различию, количество учебных групп и т.д.).
Результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживаются с помощью системы
аттестации обучающихся (промежуточной и итоговой).
На начальном этапе (по окончании приема детей в детские объединения) педагоги
определяют уровень подготовки обучающихся в начале цикла обучения через начальное
диагностирование и прогнозирование возможности успешного обучения.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в течение учебного года с целью
подведения промежуточных итогов обучения, оценки успешности продвижения
обучающихся.
Результаты исследования развития обучающихся в детских объединениях позволяют
педагогам выявить уровень развития познавательных способностей, эмоциональных качеств
личности, уровня креативности, притязаний и самооценки.
Формы проведения итоговой аттестации разнообразны и многочисленны:
- итоговые занятия, тестирование, отчетные концерты, выставки, итд.

♦
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
(от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ);
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения РФ от
09.11.2018 г. № 196);
4. СанПиН 3.1./2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 02.12.2020 г. № 39.

1.Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного
образования детей (научно-образовательный аспект): В 2-х частях. - 2-е изд. - Ярославль:
ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.
2.Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования
детей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
З.От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных
и методических материалов для дополнительного образования детей/ Под ред. А.К.Бруднова.
- М.: Гуманита. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
4.Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования
детей - М.: ЦРСДОД, 2001. (Серия «Библиотечка педагога-практика»).
5.Сергеева О.Н.,
Лысенко
Л.Н.
«Методические
рекомендации
по составлению
образовательной программы учебного заведения». Вологда, 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».