Программа Вокальное пение

4

Iельного

М униципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей п.Ола»

Принято:
на педагогическом совете
МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола»
Протокол № ^ С Г Л П

Утверждено:
Директо р МКУ ДО
МКУ!ДО/<<ЦДО
детей п.Ола»
/ ! ‘Л / ! / /
ег А

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая)программа
художественной направленности
«ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ»

Срок реализации: 3 года.
Возраст обучающихся (воспитанников): 5-18 лет
Составитель: Червякова Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования
творческого объединения «Вокал»

п. Ола. 2023 г

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи программы.
3. Учебно - тематический план.
4. Содержание программы.
5. Планируемые результаты.
6. Комплекс организационно - педагогических условий;
6.1. Методическое обеспечение программы.
6.2. Материально-техническое обеспечение.
7. Календарный учебный график
8. Литература.

/
Пояснительная записка

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поет, пойте!»
Наталия Княжинская
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальное пение»
(далее - программа) относится к художественной направленности и разработана в
соответствии с действующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Ь
- СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 02.12.2020 г. № 39;
- СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2.
Актуальность
Вокальное творчество сопровождает человека на протяжении всей жизни. Пользоваться
певческим голосом человек начинает с детства и совершенствуется по мере развития
музыкального слуха и голосового аппарата.
Исходя из возрастных и индивидуальных особенностей, обучающиеся выбирают любимых
исполнителей песен, наблюдают большое количество музыкальных программ в СМИ, становясь
пассивными участниками.
Некоторые обучающиеся решаются на более основательную подготовку в сфере вокальной
деятельности и реализуют свой замысел через обучение по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам.
Голос является уникальным инструментом, который необходимо изучать и развивать.
В процессе обучения по программе «Вокальное пение» обучающиеся реализуют
творческий потенциал, формируют певческие и сценические навыки. Получают возможность для
успешной социализации с учетом активной позиции в изучении вокального искусства и развитий
вокальных данных.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе
изучения вокала обучающиеся осваивают основы вокального исполнительства, развивают
художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.
Вокальное направление всегда востребовано и пользуется популярностью среди
обучающихся. Поэтому проблем с набором обучающихся не возникает.
’г
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокальнбе
пение» состоит в новом решении проблем дополнительного образования.
Данная программа позволяет удовлетворить потребность в занятиях вокально-хоровым
творчеством у детей с самой разной мотивацией.
Ь
$
.1/

и,

Одни придут на занятия, чтобы получить общие музыкальные представления, заполнить
свободное время, побороть стеснительность и научиться выступать на сцене, что, безусловно,
очень важно для благополучия ребенка при его дальнейшей социализации во взрослую жизнь.
Другие - приобретут музыкальную грамотность, вокальный, концертный опыт, которые,
возможно, будут использовать в своей будущей профессии.
Отличительная особенность программы в том, что она разработана для обучающихся,
которые стремятся научиться красиво и грамотно петь в хоре. При этом обучающиеся имеют
разные стартовые способности.
Данная программа отличается от других подбором репертуара и предназначена для всех
желающих обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что современная модель
образования направлена на создание условий, в которых каждый обучающийся смог бы получить
условия для развития своих способностей, удовлетворения своих интересов и потребностей.
Задача дополнительного образования сегодня - дать возможность ребенку реализовать свой
творческий потенциал.
Важную роль в этом сыграют занятия музыкальным творчеством, в том числе вокальным?
Вокальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций,
обладает еще и мощным оздоровительным потенциалом.
Певческая деятельность играет большую роль в здоровьесбережении обучающихся. Она
помогает формировать у каждого обучающегося здоровый голосовой аппарат, развивать
способность к гибкому и разнообразному его функционированию. При регулярной и
правильной певческой деятельности улучшается и физическое здоровье обучающихся, а значит,
пение можно рассматривать как физиологический процесс.
Народная мудрость гласит: «Кто много поет, того хворь не берет!».
Адресат программы - обучающиеся от 5 до 18 лет.
Уровень
освоения
программы.
Содержание
и
материал
программы
соответствует стартовому уровню сложности.
Форма обучения - очная.
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс в творческом объединении «Вокал» ежегодно организуется на
основе добровольного согласия обучающихся и письменного заявления от родителей, согласно
локальным актам учреждения.
Набор детей свободный, без предварительного отбора.
Режим занятий
Продолжительность занятий по 2-3 учебных часа 2-3 раза в неделю в соответствии с
общеобразовательной программой и расписанием.
Обучающиеся первого года обучения с 5 до 7 лет занимаются не более 4 часов в неделю,
обучающиеся с 8 до 18 лет, в том числе обучающиеся второго и последующих лет обучений,
занимаются не более 6 часов в неделю в соответствии с общеобразовательной программой и
расписанием.
В объединении «Вокал», деятельность которых связана с выходом на сцену, разрешается
проведение сводных репетиций, по согласованию с администрацией учреждения. Допускается
возможность создания разновозрастных групп.
Педагог, придерживается содержания программы, может творчески подходить как к
проведению сводных занятий, так и постановочных работ.
Формы организации образовательного процесса
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий,
комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми,
посещение театров и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей й
детей.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же
небольшими группами, дуэтами, трио.

Обучающие:
- приобрести вокально-хоровые знания, умения, навыки.
- изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в
контексте эстрадной песни;
- освоить приёмы сольного и ансамблевого пения.
Развивающие:
- развивать музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память,
чувство ритма;
- осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся;
- развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре
исполнительского мастерства.
Воспитательные:
- формировать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать
исполняемое произведение в единстве его формы и содержания.
Планируемые результаты
По завершению первого года обучения обучающиеся должны знать и уметь:
- знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра;
- иметь представление о средствах создания сценического имиджа;
- уметь пользоваться ТСО (кассета, СД-диск, микрофон);
- соблюдать певческую установку;
- петь только с мягкой атакой, чистым, лёгким звуком;
- формировать правильно гласные и чётко произносить согласные звуки;
- не форсировать звучание при исполнении песен героического склада;
- петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения;
- уметь исполнять сольно;
- знать правила охраны детского голоса.
По завершению второго и третьего года обучения обучающиеся должны знать и
уметь:
- чисто интонировать в сходящемся и расходящемся двухголосии;
- чисто интонировать в простом унисоне;
- владеть основными упражнениями для расширения диапазона голоса;
- находить единую манеру звукоизвлечения;
- сохранять правильное звуковедение при небольших танцевальных нагрузках;
- сохранять чистоту интонирования при исполнении «а капелла»;
- иметь понятие о сценической культуре;
- свободно владеть микрофоном.
Учебно-тематический план

№
п/п

1ервый год обучения
Разделы

Общее
количество
часов

В том числе
Практическ
их
-

Теоретическ
их
3

1

Вводное занятие

3

2

Знакомство с основными вокально­
хоровыми навыками пения

15

6

9

3

Звукообразование. Муз.
штрихи

15

6

9

4

Дикция и артикуляция.

12

3

9

12

6

Ансамбль. Унисон.

6

Ритм.

15

6

9

7

Музыкально - сценическое движение.
Сценический образ.
Постановочная работа.

24

18

6

75

72

6

15

12

3

10

Формирование правильных навыков
дыхания.
Воспитательная работа.

12

6

6

11

Педагогический контроль.

6

-

3

8
9

ИТОГО:

*

6

5

204

135

69

Содержание программы первого года обучения:
I.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиен^
вокалиста.
2.Охрана голоса.
Беседа о гигиене и охране голоса вообще и детского голоса в частности. Советы по сбережению
голоса. Проведение специальных упражнений по методикам В. Емельянова, А.Н.Стрельниковой
и другие.
3.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.
4.Звукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного
унисона с элементами двухголосия. Упражнение на расширение диапазона.
5.Дыхание.
Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания.
Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на
активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок,
специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное
произношение гласных и согласных звуков.
7.Ансамбль. Элементы двухголосия.
Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного
ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него.
8.Музыкально - исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте»,
«крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевкак,
репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
9.Ритм
и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести
ритмический рисунок мелодии. Ритмические игра. Музыкально - ритмические скороговорки. г
10.Музыкально-сценическое движение. Сценический образ.
Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и
жесты под музыку
для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.
Эмоциональность, мимика, жесты.
II.Постановочная работа.
>>
к

Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования
микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание
литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование
выученного репертуара. Репетиции.
12.Воститательная работа.
Мероприятия на развитие общечеловеческих ценностей, гражданско - патриотическое
воспитание, формирование здорового образа жизни. Традиционные мероприятия. Работа с
родителями
13.Педагогический контроль.
Учебно - тематический план
Второй и третий год обучения
Ъ
№
п/п

Разделы

Общее
количество
часов

В том числе'
Практика

Теория

1

Вводное занятие

3

-

3 ]<

2
3

Охрана голоса
Певческая установка

12
15

6
3

6

4
5
6
7

Звукообразование
Дыхание
Дикция и артикуляция
Ансамбль. Элементы двухголосия.

12
12
12
9

9
9
9
6

12 !
3
3
3
3 "

8

Музыкально-исполнительская работа

9

6

3

9

Ритм и ритмический рисунок

12

9

3

10

21

15

6 ?&

11

Музыкально-сценическое движение.
Сценический образ.
Постановочная работа.

72

72

- |-

12

Воспитательная работа.

9

3

6

13

Педагогический контроль.

6

ИТОГО:

204

6
147

57 I

Содержание программы второго и третьего года обучения:
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы. Прослушивание голосов. Подбор репертуара.
2.0храна голоса.
Повторение правил гигиены и охраны голоса. Проведение гимнастики голоса.
З.Певческая установка.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное
интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с
сопровождением и без него.
4.3вукообразование.
Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования.
Вокальные упражнения по различным традиционным и новаторским системам.

5.Дыхание.
Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого
дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на
активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок.
Сонорные и несонорные согласные звуки. Сольмизация.
7.Ансамбль. Элементы двухголосия.
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с
сопровождением и без него. Работа над чистотой строя.
8.Музыкально - исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато»,
«стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных
произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».
9.Ритм
и ритмический рисунок.
Игры на ритмическое моделирование. Музыкально - ритмические скороговорки. Пение канонов.
Ю.Музыкально-сценическое движение.
Умение изобразить настроение различных движений. Упражнения и игры на развитие
выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку для передачи
образа. Психологические игры на раскрепощение. Эмоциональность, мимика, жесты.
П.Постановочная работа.
Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических
трудностей. Работа с солистами. Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника
безопасности и правила пользования микрофоном.
12.Воспитательная работа.
Мероприятия на развитие общечеловеческих ценностей, гражданско - патриотическое
воспитание, формирование здорового образа жизни. Традиционные мероприятия. Работа с
родителями
13.Педагогический контроль.
Уровень обучения определяется по результатам промежуточной или итоговой
аттестации на основании «Мониторинга знаний, умений и навыков обучающихся
(воспитанников).
Проводится тематический контроль (после изучения одной или несколько тем) и
итоговый.
- промежуточная аттестация проводится по окончании изучения отдельного раздела, по
итогам участия обучающего в различных мероприятиях.
- итоговая аттестация - проводится по окончании учебного года;
При проверке обучающихся (воспитанников), так же используются фронтальные,
групповые и индивидуальные формы контроля и оценки результатов учебной деятельности.
Одна из форм итогового контроля - отчетный концерт.
Контроль результата осцрения программы отслеживается и оценивается с помощью
следующих форм:
Опрос.
Наблюдение.
Прослушивание.
Открытое занятие.
Творческий отчет.
Концертное прослушивание.
Выступления.
Конкурс.
Фестиваль.

Творческий отчет.
Концертное прослушивание.
Выступления.
Конкурс.
Фестиваль.
Эти формы позволяют педагогу и обучающимся увидеть и обсудить результаты своего
труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс, определить эффективность
обучения по программе, создают хороший психологический климат в коллективе.
В качестве форлг фиксации образовательных результатов могут быть использованы
аудиозапись, видеозапись, грамоты, дипломы, фотодокументы.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются
концерты, конкурсы, фестивали.
Методическое обеспечение программы
- методические разработки и планы — конспекты занятий, методические указания и
рекомендации к практическим занятиям;
- развивающие и дидактические материалы: дидактические и психологические игры и
упражнения;
г«
- видео материалы.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- концерты;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно - слуховой (аудиозаписи)
- наглядно - зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично - поисковый (проблемная ситуация - рассуждения - верный ответ)
- методические игры.
п
Материально-техническое:
Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её
обеспечение. Оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию
программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями.
Общие требования к обстановке в кабинете: чистота, освещённость, проветриваемость
кабинета; стол педагога, ученическая доска. Свободный доступ или возможность организации
занятий на сцене актового зала.
Информационное:
- музыкальный центр;
- микрофоны шнурованные и радиомикрофоны;
- стойки для микрофонов;
- микшерский пульт;
- телевизор;
ч.
- ОУБ - плеер;
к
- СБ - диски;
- компьютер.
п
Кадровое обеспечение:
Программу базового уровня реализует педагог дополнительного образования, обладающий
профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику театрального
мастерства, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности
обучающихся

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала
обучения

1 год
2 год
3 год

11.09

Дата
окончания
обучения
31.05

Всего
учебных
недель
34

Количество
учебных
часов
204

Режим
занятий
2 раза в {
неделю по 3
часа

Нормативно - правовая база

1.Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 года г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
5.СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 02.12.2020 г. № 39;
6.
СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2.
»>
Литература для педагога.
1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г.
Бернстайн Л. Мир джаза. - М., 1983.
2. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991
У
«Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния
исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие’
диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г..
3. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». - М. 1968.
к
4. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г.
5. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ
классик», 2006
6. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.
Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». - М. «Просвещение»,
1987г
7. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996 г.
8. Интернет-ресурсы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».