4 Iельного М униципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей п.Ола» Принято: на педагогическом совете МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола» Протокол № ^ С Г Л П Утверждено: Директо р МКУ ДО МКУ!ДО/<<ЦДО детей п.Ола» / ! ‘Л / ! / / ег А Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа художественной направленности «ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ» Срок реализации: 3 года. Возраст обучающихся (воспитанников): 5-18 лет Составитель: Червякова Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования творческого объединения «Вокал» п. Ола. 2023 г СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка. 2. Цели и задачи программы. 3. Учебно - тематический план. 4. Содержание программы. 5. Планируемые результаты. 6. Комплекс организационно - педагогических условий; 6.1. Методическое обеспечение программы. 6.2. Материально-техническое обеспечение. 7. Календарный учебный график 8. Литература. / Пояснительная записка «Если у вас есть талант, поделитесь им с другими! Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите! Если ваша душа поет, пойте!» Наталия Княжинская Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальное пение» (далее - программа) относится к художественной направленности и разработана в соответствии с действующими нормативными документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации». - Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р; - Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Ь - СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 г. № 39; - СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2. Актуальность Вокальное творчество сопровождает человека на протяжении всей жизни. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства и совершенствуется по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Исходя из возрастных и индивидуальных особенностей, обучающиеся выбирают любимых исполнителей песен, наблюдают большое количество музыкальных программ в СМИ, становясь пассивными участниками. Некоторые обучающиеся решаются на более основательную подготовку в сфере вокальной деятельности и реализуют свой замысел через обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Голос является уникальным инструментом, который необходимо изучать и развивать. В процессе обучения по программе «Вокальное пение» обучающиеся реализуют творческий потенциал, формируют певческие и сценические навыки. Получают возможность для успешной социализации с учетом активной позиции в изучении вокального искусства и развитий вокальных данных. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала обучающиеся осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Вокальное направление всегда востребовано и пользуется популярностью среди обучающихся. Поэтому проблем с набором обучающихся не возникает. ’г Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокальнбе пение» состоит в новом решении проблем дополнительного образования. Данная программа позволяет удовлетворить потребность в занятиях вокально-хоровым творчеством у детей с самой разной мотивацией. Ь $ .1/ и, Одни придут на занятия, чтобы получить общие музыкальные представления, заполнить свободное время, побороть стеснительность и научиться выступать на сцене, что, безусловно, очень важно для благополучия ребенка при его дальнейшей социализации во взрослую жизнь. Другие - приобретут музыкальную грамотность, вокальный, концертный опыт, которые, возможно, будут использовать в своей будущей профессии. Отличительная особенность программы в том, что она разработана для обучающихся, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь в хоре. При этом обучающиеся имеют разные стартовые способности. Данная программа отличается от других подбором репертуара и предназначена для всех желающих обучающихся. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что современная модель образования направлена на создание условий, в которых каждый обучающийся смог бы получить условия для развития своих способностей, удовлетворения своих интересов и потребностей. Задача дополнительного образования сегодня - дать возможность ребенку реализовать свой творческий потенциал. Важную роль в этом сыграют занятия музыкальным творчеством, в том числе вокальным? Вокальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает еще и мощным оздоровительным потенциалом. Певческая деятельность играет большую роль в здоровьесбережении обучающихся. Она помогает формировать у каждого обучающегося здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. При регулярной и правильной певческой деятельности улучшается и физическое здоровье обучающихся, а значит, пение можно рассматривать как физиологический процесс. Народная мудрость гласит: «Кто много поет, того хворь не берет!». Адресат программы - обучающиеся от 5 до 18 лет. Уровень освоения программы. Содержание и материал программы соответствует стартовому уровню сложности. Форма обучения - очная. Особенности организации образовательного процесса Образовательный процесс в творческом объединении «Вокал» ежегодно организуется на основе добровольного согласия обучающихся и письменного заявления от родителей, согласно локальным актам учреждения. Набор детей свободный, без предварительного отбора. Режим занятий Продолжительность занятий по 2-3 учебных часа 2-3 раза в неделю в соответствии с общеобразовательной программой и расписанием. Обучающиеся первого года обучения с 5 до 7 лет занимаются не более 4 часов в неделю, обучающиеся с 8 до 18 лет, в том числе обучающиеся второго и последующих лет обучений, занимаются не более 6 часов в неделю в соответствии с общеобразовательной программой и расписанием. В объединении «Вокал», деятельность которых связана с выходом на сцену, разрешается проведение сводных репетиций, по согласованию с администрацией учреждения. Допускается возможность создания разновозрастных групп. Педагог, придерживается содержания программы, может творчески подходить как к проведению сводных занятий, так и постановочных работ. Формы организации образовательного процесса Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей й детей. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Обучающие: - приобрести вокально-хоровые знания, умения, навыки. - изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни; - освоить приёмы сольного и ансамблевого пения. Развивающие: - развивать музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма; - осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся; - развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства. Воспитательные: - формировать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания. Планируемые результаты По завершению первого года обучения обучающиеся должны знать и уметь: - знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра; - иметь представление о средствах создания сценического имиджа; - уметь пользоваться ТСО (кассета, СД-диск, микрофон); - соблюдать певческую установку; - петь только с мягкой атакой, чистым, лёгким звуком; - формировать правильно гласные и чётко произносить согласные звуки; - не форсировать звучание при исполнении песен героического склада; - петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения; - уметь исполнять сольно; - знать правила охраны детского голоса. По завершению второго и третьего года обучения обучающиеся должны знать и уметь: - чисто интонировать в сходящемся и расходящемся двухголосии; - чисто интонировать в простом унисоне; - владеть основными упражнениями для расширения диапазона голоса; - находить единую манеру звукоизвлечения; - сохранять правильное звуковедение при небольших танцевальных нагрузках; - сохранять чистоту интонирования при исполнении «а капелла»; - иметь понятие о сценической культуре; - свободно владеть микрофоном. Учебно-тематический план № п/п 1ервый год обучения Разделы Общее количество часов В том числе Практическ их - Теоретическ их 3 1 Вводное занятие 3 2 Знакомство с основными вокально хоровыми навыками пения 15 6 9 3 Звукообразование. Муз. штрихи 15 6 9 4 Дикция и артикуляция. 12 3 9 12 6 Ансамбль. Унисон. 6 Ритм. 15 6 9 7 Музыкально - сценическое движение. Сценический образ. Постановочная работа. 24 18 6 75 72 6 15 12 3 10 Формирование правильных навыков дыхания. Воспитательная работа. 12 6 6 11 Педагогический контроль. 6 - 3 8 9 ИТОГО: * 6 5 204 135 69 Содержание программы первого года обучения: I.Вводное занятие. Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиен^ вокалиста. 2.Охрана голоса. Беседа о гигиене и охране голоса вообще и детского голоса в частности. Советы по сбережению голоса. Проведение специальных упражнений по методикам В. Емельянова, А.Н.Стрельниковой и другие. 3.Певческая установка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений. 4.Звукообразование. Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосия. Упражнение на расширение диапазона. 5.Дыхание. Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха. 6.Дикция и артикуляция. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков. 7.Ансамбль. Элементы двухголосия. Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. 8.Музыкально - исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевкак, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона. 9.Ритм и ритмический рисунок. Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Ритмические игра. Музыкально - ритмические скороговорки. г 10.Музыкально-сценическое движение. Сценический образ. Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение. Эмоциональность, мимика, жесты. II.Постановочная работа. >> к Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции. 12.Воститательная работа. Мероприятия на развитие общечеловеческих ценностей, гражданско - патриотическое воспитание, формирование здорового образа жизни. Традиционные мероприятия. Работа с родителями 13.Педагогический контроль. Учебно - тематический план Второй и третий год обучения Ъ № п/п Разделы Общее количество часов В том числе' Практика Теория 1 Вводное занятие 3 - 3 ]< 2 3 Охрана голоса Певческая установка 12 15 6 3 6 4 5 6 7 Звукообразование Дыхание Дикция и артикуляция Ансамбль. Элементы двухголосия. 12 12 12 9 9 9 9 6 12 ! 3 3 3 3 " 8 Музыкально-исполнительская работа 9 6 3 9 Ритм и ритмический рисунок 12 9 3 10 21 15 6 ?& 11 Музыкально-сценическое движение. Сценический образ. Постановочная работа. 72 72 - |- 12 Воспитательная работа. 9 3 6 13 Педагогический контроль. 6 ИТОГО: 204 6 147 57 I Содержание программы второго и третьего года обучения: 1.Вводное занятие. Знакомство с программой, режимом работы. Прослушивание голосов. Подбор репертуара. 2.0храна голоса. Повторение правил гигиены и охраны голоса. Проведение гимнастики голоса. З.Певческая установка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него. 4.3вукообразование. Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Вокальные упражнения по различным традиционным и новаторским системам. 5.Дыхание. Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания. Закрепление певческого дыхания. Короткий и длинный вдох, экономный выдох. 6.Дикция и артикуляция. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Сонорные и несонорные согласные звуки. Сольмизация. 7.Ансамбль. Элементы двухголосия. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя. 8.Музыкально - исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо». 9.Ритм и ритмический рисунок. Игры на ритмическое моделирование. Музыкально - ритмические скороговорки. Пение канонов. Ю.Музыкально-сценическое движение. Умение изобразить настроение различных движений. Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение. Эмоциональность, мимика, жесты. П.Постановочная работа. Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. 12.Воспитательная работа. Мероприятия на развитие общечеловеческих ценностей, гражданско - патриотическое воспитание, формирование здорового образа жизни. Традиционные мероприятия. Работа с родителями 13.Педагогический контроль. Уровень обучения определяется по результатам промежуточной или итоговой аттестации на основании «Мониторинга знаний, умений и навыков обучающихся (воспитанников). Проводится тематический контроль (после изучения одной или несколько тем) и итоговый. - промежуточная аттестация проводится по окончании изучения отдельного раздела, по итогам участия обучающего в различных мероприятиях. - итоговая аттестация - проводится по окончании учебного года; При проверке обучающихся (воспитанников), так же используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы контроля и оценки результатов учебной деятельности. Одна из форм итогового контроля - отчетный концерт. Контроль результата осцрения программы отслеживается и оценивается с помощью следующих форм: Опрос. Наблюдение. Прослушивание. Открытое занятие. Творческий отчет. Концертное прослушивание. Выступления. Конкурс. Фестиваль. Творческий отчет. Концертное прослушивание. Выступления. Конкурс. Фестиваль. Эти формы позволяют педагогу и обучающимся увидеть и обсудить результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс, определить эффективность обучения по программе, создают хороший психологический климат в коллективе. В качестве форлг фиксации образовательных результатов могут быть использованы аудиозапись, видеозапись, грамоты, дипломы, фотодокументы. Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются концерты, конкурсы, фестивали. Методическое обеспечение программы - методические разработки и планы — конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям; - развивающие и дидактические материалы: дидактические и психологические игры и упражнения; г« - видео материалы. Формы организации вокальной деятельности: - музыкальные занятия; - концерты; - репетиции; - творческие отчеты. Используемые методы и приемы обучения: - наглядно - слуховой (аудиозаписи) - наглядно - зрительный (видеозаписи) - словесный (рассказ, беседа, художественное слово) - практический (показ приемов исполнения, импровизация) - частично - поисковый (проблемная ситуация - рассуждения - верный ответ) - методические игры. п Материально-техническое: Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение. Оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями. Общие требования к обстановке в кабинете: чистота, освещённость, проветриваемость кабинета; стол педагога, ученическая доска. Свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала. Информационное: - музыкальный центр; - микрофоны шнурованные и радиомикрофоны; - стойки для микрофонов; - микшерский пульт; - телевизор; ч. - ОУБ - плеер; к - СБ - диски; - компьютер. п Кадровое обеспечение: Программу базового уровня реализует педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику театрального мастерства, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности обучающихся Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения 1 год 2 год 3 год 11.09 Дата окончания обучения 31.05 Всего учебных недель 34 Количество учебных часов 204 Режим занятий 2 раза в { неделю по 3 часа Нормативно - правовая база 1.Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации». 2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; 4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 года г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5.СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 г. № 39; 6. СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2. »> Литература для педагога. 1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г. Бернстайн Л. Мир джаза. - М., 1983. 2. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991 У «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие’ диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г.. 3. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». - М. 1968. к 4. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г. 5. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006 6. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». - М. «Просвещение», 1987г 7. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996 г. 8. Интернет-ресурсы.