Программа ИЗОтворчество

Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей п.Ола»

Утверждено:
Директор МКУ ДО
МКУ ДО/ДДДО детей п.Ола»
/Ж/?
О Белохорт В.С.
ПрйШ № //3 4Г

Принято:
на педагогическом совете
МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола»
Протокол № /<^£3>ег

’'’К' • ’

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая)программа
художественной направленности
«ИЗОтворчество»

Срок реализации: 5 лет.
Возраст обучающихся (воспитанников): 6-18 лет
Составитель: Шитакова Вера Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
творческого объединения «Акварель»

п. Ола. 2023 г

Содержание

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Пояснительная записка;
Цель и задачи программы;
Учебно-тематический план;
Содержание программы;
Предполагаемые результаты обучения;
Методическое обеспечение программы;
Оценочные материалы и формы аттестации;
Материально-техническое обеспечение;
Календарный учебный график;
Литература.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗОтворчество»
(далее - программа) относится к художественной направленности и разработана в
соответствии с действующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
- СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарнопэ
врача РФ от 02.12.2020 г. № 39;
- СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачй
эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания
подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение
видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств,
развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает
целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой
самореализации личности.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного
искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества обучающихся
через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Нужно разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и
творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения.
Это касается всех обучающихся, ведь, в объединение принимаются дети с разной степеныЬ
одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать
индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку!
В основе программы лежат два основных курса по изотворчеству:
Изо (рисунок, композиция, живопись, роспись, графика);
декоративно-прикладное направление (лепка из пластилина, круглая скульптура, барельеф;
роспись по ткани; бумагопластика).
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения обучающиеся получают
знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе,
цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования,
аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красотё
природы и человеческих чувств.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта
духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство
приобщить детей к творчеству.

Отличительные особенности
Данная программа направлена на приобретение определённых знаний по теории и практике
в области изобразительного искусства, а также основополагающих практических умений и
навыков в данной сфере.
Тем самым, программа не только дает основательную базу по изобразительному искусству,
но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в
программном поле данного образовательного учреждения.
Цель: научить детей основам изобразительной грамоты, развитию их художественно творческих способностей с учётом индивидуальности каждого ребёнка, приобщению к
достижениям мировой художественной культуры, познанию многообразия современного
творчества.
Задачи:
Обучающие
1.О бучить основам рисунка, живописной грамоты, основам цветоведения.
2.О бучить на начальном этапе различным живописным техникам (акварель, гуашь).
3. Обучить использовать профессиональную терминологию.
Развивающие
1 .Развивать склонность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы,
композиции); совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.
2. Развивать умение анализировать, планировать, создавать творческую работу средствами
изобразительного искусства.
3.
Развивать наблюдательность, мелкую моторику кисти рук.
4. Способствовать развитию чувства уверенности в изобразительной деятельности создание ситуации успеха.
Воспитательные
1 .Воспитывать трудолюбие, навыки произвольной регуляции деятельности, привычки
доводить начатое до конца; формировать художественный вкус.
2 .Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через
художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества - как основу
приобретения личностного опыта и самосовершенствования.
3 .Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность и другие эмоционально-волевые
качества.
4 .Воспитывать духовную культуру обучающихся посредством приобщения к миру
искусств, общечеловеческим, национальным и региональным ценностям.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 6-18 лет.
Условия набора обучающихся: на добровольной основе.
Срок реализации программы: 5 лет.
Уровень обучения: базовый.
Форма обучения: очная.
Режим занятий
Продолжительность занятий по 2-3 учебных часа 2-3 раза в неделю в соответствии с
общеобразовательной программой и расписанием.
Обучающиеся первого года обучения с 5 до 8 лет занимаются не более 4 часов в неделю,
обучающиеся с 8 до 18 лет, в том числе обучающиеся второго и последующих лет обучения,
занимаются не более 6 часов в неделю в соответствии с общеобразовательной программой и
расписанием.

Предполагаемые результаты обучения

4 год обучения

3

год обучения

2 год обучения

1

год обучения

Теория

Практика

Правильно разводить и смешивать
гуашевые, акварельные краски. В
рисунках на темы правильно строить
композицию. Работать в технике плоской...
аппликации. Видеть красоту времен года,
знать палитру осени, зимы, весны, лета.
Уметь лепить простейшие формы.
Самостоятельно читать чертежи оригами
и складывать по ним фигурки.
Работать с гуашью, акрилом, карандашом,
Сведения о средствах выразительности (линия,
фломастерами, тушью, пером и др.
композиция, сочетание цветовых оттенков),
основные средства композиции
Передать пропорции человека, животного.
Выделение главного центра, контрасты, цветовые Передать состояние природы и времен
года в композиции, выбирать формат и
отношения, пропорции фигуры человека.
художественные
материалы, необходимые
Особенности работы с акварелью, гуашью,
темперой, красками для батика. Художественные для воплощения замысла, верно
передавать в рисунке простейшую форму, •
особенности батика, свойства красителей,
различных тканей, этапы работы. Жанры, виды
основные пропорции, общее строение,
цвет предметов. Определять величину и
изоискусства. Техника работы с пластилином,
расположение изображения в зависимости
бумагой, техника аппликации, модульного
от размера листа бумаги. Лепить из
оригами.
пластилина в технике малой скульптурной
пластики, работать в технике граттажа,
батик. Использовать оригами в
дизайнерском плане.
использовать различную штриховку для
Ознакомиться с основными видами жанрами
выявления объема, формы изображаемого
изобразительного искусства; усвоить сведения о
предмета, творчески и разнообразно
средствах выразительности, о наглядной
применять приемы народной кистевой
перспективе, линии горизонта, точке схода,
сведения о светотени. Рассматривать и проводить росписи; видеть цветовое богатство
окружающего мира и передавать свои
простейший анализ произведений искусства,
определять его принадлежность к тому или иному впечатления в рисунке; формировать
макет, обрабатывать кожу, натягивать,
жанру искусства. Цветовые оттенки объекта в
придавая форму.
действительности и в изображении, в
зависимости освещения предмета от силы и
удаленности источника освещения, деления
цветового круга на группы теплых и холодных
цветов, особенности работы технике рельеф пор
коже, этапы работы, этапы работы, обработка
материала, макета.
Художественные особенности росписи «Витраж». Работать с красками по стеклу. Смешивать
разного цвета глину для достижений
Этапы работы. Техника работы с полимерной
замысла. Работать с трафаретами й
глиной, холодным фарфором, объемной
шаблонами.
Использовать
цветовой
аппликации.
контраст и гармонию цветовых оттенков.
"э.
Сведения о рисунке, живописи, узоре. Палитре, 3
основных цвета (синий, красный, желтый),
понятие о цветовом ряде, дополнительных
цветах, теплые, холодные цвета, особенности
работы гуашевыми красками.

5

год обучения

Ознакомиться с приемом работы махового
письма, «двуцветный мазок».

Разводить краски, выполнять роспись
согласно замыслу. Готовить бумажную
массу. Вырезать и аккуратно склеивать из
разверток поделки. Рисовать поэтапно и
выполнять в цвете все виды пейзажей.
Добиваться реалистичности в рисунке,
картине Правильный набор двух-трех
цветов краски на кисть. Точечная роспись
(декор стекла). Составление композиции,
орнамента. Сочетания красок, теплая,
холодная гамма цветов. Папье-маше,
изготовление бумажной массы, пейп-арт
(работа с бумагой). Изготовление из
разверток З-d поделок. Пейзажи гуашью,
акварелью.

На первом году обучения закладывается фундамент эмоциональных связей между
собственной изобразительной деятельностью обучающихся и большим увлекательным миром
искусства. У воспитанника формируется устойчивый интерес. Для этого темы занятий
подобраны таким образом, чтобы воспитанник познакомился с различными изобразительными
техниками.
На втором году обучения возрастает доля самостоятельности обучающихся при
выполнении задания по композиции и сюжету. Задания в большинстве носят творческий
характер, где уже в основе лежит увлеченность, уверенность в своих силах и развивающийся вкус
к самостоятельной деятельности.
На третьем году предполагает простейший анализ произведений искусства, творческий
подход к изобразительной деятельности со стороны уже самого обучающегося.
На четвертом году обучения происходит знакомство с росписью стекла. С техникой
окрашивания, с особенностями витражной краски.
На пятом году обучения усложняется работа в технике «витраж». Происходит знакомство
с «точечной» росписью акриловой краской, способами набора на кисть двух цветов
одновременно. Учатся рисовать пейзажи гуашью. Складывают из разверток (выкроек) объемный
фигурки.
Мониторинг результатов освоения программы (аттестация)

Периодичность
В начале учебного
года

В конце 1 полугодия

В конце учебного
года за год обучения

Цель проведения
Определение уровня развития
обучающихся, их
гворческих способностей
Определение степени усвоения
обучающимися
материала программы.
Определение готовности обучающихся к
восприятию нового материала. Повышение
ответственности и аинтересованности
обучающихся в обучении.
Выявление обучающихся, отстающих и
опережающих обучение.
Подбор наиболее эффективных методов и
средств обучения
Определение изменения уровня развития
обучающихся, их творческих способностей.

Формы аттестации
реседа, опрос,
педагогическое
наблюдение
Выставка,
коллективный анализ
работ

Выставка.

;>

Определение результатов обучения
В конце учебного
года по окончанию
освоения программы

Ориентирование обучающихся на
дальнейшее (в том числе самостоятельное)
обучение. Получение сведений для
совершенствования
программы и методов обучения

коллективный анализ
работ
Выставка
коллективный анализ
работ

Форма оценки результатов освоения программы: (высокий, средний, низкий).
Высокий уровень: практическая, самостоятельная работа выполнена в полном объеме с
соблюдением
необходимой
последовательности.
Обучающиеся
работали
полностью
самостоятельно: показали необходимые для проведения практических, самостоятельных работ
теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно.
Средний уровень: практическая, самостоятельная работа выполнена обучающимися’ в
полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности
выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Работа показала знание
основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного
выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении работы.
Низкий уровень: практическая работа выполнена обучающимися с помощью педагога или
хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На
выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома).
Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при
самостоятельной работе.
51 '

Тема

№

Учебно-тематический план
Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

0

2

Средства выразительности в работах художников

9

3

6

и
я:
_L

3

Композиция

18

3

15

4

Пейзаж

15

3

12

5

Рисунок

18

3

15

6

Азбука бумажной пластики

18

3

15

-

7

Оригами

18

3

15

V-

8

Папье - Маше

15

3

12

9

Аппликация

18

3

15

10

Лепка

18

3

15

11

Роспись ткани

15

3

12

12

Декорирование стеклянных изделий

15

3

12

13

Камушки - ракушки - получаются игрушки

18

3

15

14

Экскурсии

3

3

0

’И

—

15

Итоговое занятие

3

0

3

Итого

204

42

162

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса 1-го года обучения, со средствами
изобразительной деятельности. Инструменты и материалы, необходимые в работе. Показ
детских работ.
Правила техники безопасности.
Практическая работа: Выполнение набросков, рисунков на свободную тему.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, детские работы, необходимый набор инструментов
и материалов для показа.
Тема 2. Средства выразительности в работах художников.
Характер линии, силуэт, светотень, фон-в графике; линия и пятно, контур и силуэт, тоновые
отношения - в живописи.
Практическая работа. Графика-выполнение различных линий и штрихов простым
карандашом. Выполнение силуэтов деревьев различного характера. Живопись-упражнения по
составлению теплой, холодной, контрастной гаммы.
Методическое обеспечение. Схемы линий, таблица цветовых сочетаний, схема компоновки
рисунка.
Тема 3. Композиция. Понятие о композиции. Плановость в рисунке. Соотношение неба и
построек. Показ иллюстраций (натюрморт. Пейзаж, портрет). Понятие о набросках, эскизах,
рисунке.
Практическая работа: Упражнения в составлении композиции (наброски, эскизы), игровые
упражнения на выявление неправильности постановки композиции.
Методическое обеспечение: Репродукции известных картин, схемы.
Тема 4. Пейзаж. Понятие «пейзаж - как жанр изобразительного искусства», виды пейзажа
(городской, сельский, горный, морской). Беседа об особенностях жанра.
Практическая работа: Выполнение работ по собственным эскизам.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, схемы.
Тема 5. Рисунок. Тема « В мире животных». Беседа о фауне, о разнообразии животного мира
Севера. Показ иллюстраций, схем животных.
Практическая работа: Выполнение эскизов и набросков по схемам с передачей характера и
повадок животных.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, литература схемы, фотоальбомы.
Тема 6. Бумагопластика. Понятие: объемная аппликация, мобильная развертка, трафарет,
шаблон. Показ детских работ. Правила техники безопасности.
Практическая работа: Выполнение объемных аппликаций, мобильных композиций на
свободную тему. Правила техники безопасности.
Методическое обеспечение: Схемы, трафареты, шаблоны, иллюстрации, работы прошлых лет.
Тема 7. Оригами. Понятие оригами. Выполнение плоскостных фигур из базовых форм
«двойной квадрат», «рыба», «птица». Понятие модульное оригами. Техника складывания и
соединения нескольких модулей для одного объемного изделия.
Практическая работа: Выполнение выставочных работ «Дед Мороз», «Снеговик», «Елочка»,
«Диадема».
Методическое обеспечение: Схемы, образцы изделий, иллюстрации.
Тема 8. Папье - Маше. Понятие техники « Папье-Маше». Беседа о свойствах бумаги, картона,
различных клеев. Инструменты, применяемые при обработке бумаги. Форма, пропорции,
цвет-как средство выразительности для создания образа в объеме. Правила техники
безопасности.

Практическая работа: Подготовка к выставкам, изготовление новогодних масок, выполнение
украшений для новогодней елки. Изготовление коробочек для сувениров.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия образцы изделий, иллюстрации.
Тема 9. Аппликация. Понятие аппликация, развертка, трафарет, шаблон. Беседа о контрастных
цветах. Композиционные, цветовые и графические особенности. Техника безопасности при
работе с инструментами.
Практическая работа: Выполнение симметричной, круговой, бордюрной аппликации.
Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, образцы изделий, крупные шаблоны,
иллюстрации
Тема 10. Лепка. Беседа о современном пластилине. Смешивание цветов как в живописи.
Техника работы с пластилином. Инструменты необходимые для работы. Лепка изделий с
передачей конструктивно-анатомического строения животных, фигуры человека, круглая и
рельефная скульптура.
Практическая работа: Выполнение композиций «Растения нашего края», по мотивам сказок,
мультфильмов, лепка сувениров, дизайн сервизов. Техника безопасности.
Методическое обеспечение: Изделия из пластилина, схемы, наглядные пособия.
Тема 11. Роспись по ткани (батик). Понятие батик, художественные особенности, виды
росписи по ткани. Использование специальных красок, инструментов. Этапы работы. Техника
безопасности.
Практическая работа: Зарисовка основных композиционных схем. Выполнение эскизов.
Работа с тканью (набросок, обработка резервом, работа с красками). Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.
Тема 12. Декорирование стеклянных изделий. «Мир фантазии» Акварель. Понятие
«монотипии». Акварель, ее свойства. Показ образцов. Знакомство с техникой выполнения
монотипии на стекле. Инструктаж по работе со стеклом.
Практическая работа: Работа со стеклом (грунтовка мылом, акварельные пятна).
Использование отпечатка как фона.
Методическое обеспечение: иллюстрации, трафареты, наглядные пособия.
Тема 13. Камушки, ракушки - получаются игрушки. Повторение изученного; закрепление
знаний о свойствах гуаши. Создание композиций с различными сюжетами. Работа по
представлению.
Практическая работа: Выполнение сюжетных рисунков на объемных формах. Выставка
детских работ.
Методическое обеспечение: схемы, наглядные пособия, иллюстрации.
Тема 14. Экскурсии. Посещение различных выставок, художественной школы.
Тема 15. Итоговое занятие. Опрос детей (чему научились за учебный год: тесты, опросники,
кроссворды).
Учебно-тематический план второго года обучения

Тема

№

Количество часов
всего

теория

практика

1

Вводное занятие

3

3

0

2

Средства выразительности в работах художников

9

3

6

3

Композиция

18

3

15

4

Пейзаж

15

3

12

5

Рисунок

18

3

15

6

Бумагопластика

18

3

15

7

Оригами

18

3

15

8

Папье-маше

15

3

12

9

Аппликация

18

3

15

10

Лепка

18

3

15

11

Роспись ткани

15

3

12

12

Декорирование стеклянных изделий

15

3

12

13

Камушки, ракушки - получаются игрушки

18

3

15

14

Экскурсии

3

3

0

15

Итоговое занятие

3

0

3

Итого

204

42

162

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности. Повторение изученного (создание
сюжета).
Практическая работа: Выполнение набросков, рисунков по памяти, с помощью педагога.
Методическое обеспечение: Детские работы, схемы, иллюстрации.
Тема 2.Средства выразительности в работах художников. Живопись-упражнения по
составлению градации насыщенности цвета, контрастных цветов.
Практическая работа: Упражнения по составлению теплой. Холодной, контрастной гаммы
цветов.
Методическое обеспечение: Схемы линий, таблица цветовых сочетаний, схема компоновки
рисунка.
Тема 3. Композиция. Создание композиции с различными сюжетами. Работа по
представлению. Техника выполнения работы на ватмане.
Практическая работа: Выполнение работ на листах разного формата.
Методическое обеспечение: Литература, иллюстрации, фотографии.
Тема 4. Пейзаж. «Осень» (композиция).Беседа о сезонных изменениях, характерных для этого
времени года.
Практическая работа: Выполнение выставочных работ по собственным наброскам с передачей
настроения средствами цвета.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, литература, схемы.
Тема 5. Рисунок. Беседа на тему «Культурное наследие Севера». Совместная деятельность
педагога и детей в поиске композиционных решений и сюжетов.
Практическая работа: Выполнение набросков, эскизов, выставочных работ.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, литература, схемы орнамента, крупные шаблоны.
Тема 6. Бумагопластика. Беседа о правилах оформления выставочных работ с использованием
различных материалов и техник. Свойства бумаги, картона.
Практическая работа: Изготовление паспарту для рисунка, аппликации.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, шаблоны.
Тема 7. Оригами. Повторение пройденного материала. Складывание из бумаги базовые формы
«Воздушный змей», «Рыба».
Практическая работа: Выполнение работ «корзинка», «валентинка», «коробочка».
Методическое обеспечение: Схемы, образцы изделий, иллюстрации.
Тема 8. Папье-Маше. Беседа о свойствах бумаги, картона, различных клеев. Инструменты,
применяемые при обработке бумаги. Форма, пропорции, цвет-как средство выразительности
для создания образа в объеме. Правила техники безопасности.

Практическая работа: Подготовка к выставкам, изготовление новогодних масок, выполнение
украшений для новогодней елки. Изготовление коробочек для сувениров.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия образцы изделий, иллюстрации.
Тема 9. Аппликация. Беседа о контрастных цветах. Композиционные, цветовые и графические
особенности. Техника безопасности при работе с инструментами.
Практическая работа: Выполнение симметричной, круговой, бордюрной аппликации.
Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, образцы изделий, крупные шаблоны,
иллюстрации
Тема 10. Лепка. Беседа о современном материале о лепке. Смешивание цветов как в живописи.
Техника работы с различным материалом для лепки. Инструменты необходимые для работы.
Лепка изделий с передачей конструктивно-анатомического строения животных, фигуры
человека, круглая и рельефная скульптура.
Практическая работа: Выполнение композиций по представлению, по мотивам сказок,
мультфильмов, лепка сувениров, дизайн сервизов. Техника безопасности.
Методическое обеспечение: Изделия из пластилина, глины, схемы, наглядные пособия.
Тема И. Роспись ткани. Узелковый батик. Художественные особенности, виды росписи по
ткани. Использование специальных красок, инструментов. Этапы работы. Техника
безопасности.
Практическая работа: Зарисовка основных композиционных схем. Выполнение эскизов.
Работа с тканью (набросок, обработка резервом, работа с красками). Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.
Тема12. Декорирование стеклянных изделий. Использование различных материалов (крупы,
природный материал), техник (декупаж). Знакомство с точечной росписью. Инструктаж по
работе со стеклом.
Практическая работа: Зарисовка основных композиционных схем. Выполнение эскизов.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.
Тема 13. Камушки - ракушки, получаются игрушки. Повторение изученного; закрепление
знаний о свойствах гуаши. Создание композиций с различными сюжетами. Работа по
представлению.
Практическая работа: Выполнение сюжетных рисунков на объемных формах. Выставка
детских работ.
Методическое обеспечение: схемы, наглядные пособия, иллюстрации.
Тема 14. Экскурсии. Посещение различных выставок.
Тема 15. Итоговое занятие. Опрос детей (чему научились за учебный год: тесты, опросники,
кроссворды).

Учебно-тематический план третьего года обучения
Количество часов

Тема

Всего:

Теория

Практика

Вводное занятие
2

Средства выразительности в работах

12

3

9

3

Сюжетная композиция «Мир вокруг нас»

18

3

15

4

Граттаж «Мои друзья»

15

3

12

5

Рисунок «На море»

18

3

15

6

Бумагопластика

18

3

15

7

Оригами

18

3

15

8

Папье - Маше

15

3

12

9

Аппликация

18

3

15

10

Лепка малых скульптурных форм

18

3

15

11

Роспись по ткани (батик)

15

3

12

12

Декор стекла

15

3

12

13

Камушки,ракушки-получаются игрушки.

18

3

15

14

Экскурсии

3

3

0

15

Итоговое занятие

3

3

0

Итого

204

42

162

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство обучающихся (воспитанников) с содержанием курса обучения.
Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Требования по технике безопасности
труда и пожарной безопасности на занятиях. Правила поведения.
Практическая работа: Заполнение анкетных данных, тестирование детей, определение уровня
подготовки обучающихся (воспитанников).
Методическое обеспечение: Необходимый набор инструментов и материалов для показа.
Схема, памятка, инструкция по ТБ.
Тема 2. Средства выразительности в работах. Знакомство с правилами композиции при
рисовании с натуры, приёмами работы с карандашом, понятие общего пространственного
положения предмета, симметрия формы предмета.
Практическая работа: Графические и живописные упражнения (вертикальные и горизонтальные
линии, однотонная заливка).
Методическое обеспечение: Иллюстрации, картины, схемы предмета в разных видах.
Тема 3. Сюжетная композиция «Мир вокруг нас». Изображение в рисунке пространства,
пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Практическая работа: Выполнение рисунка по представлению на основе наблюдений.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, литературные произведения, схемы.
Тема 4. Граттаж «Мои друзья». Беседа о виде изобразительного искусства - графики. Поэтапное
покрытие бумаги воском, краской, процарапывание рисунка.
Практическая работа: рисование с использованием восковых мелков, гуаши.
Методическое обеспечение: Детские работы прошлых лет.
Тема 5. Рисунок «На море». Закрепление навыков по созданию композиции в рисунке.
Практическая работа: Упражнения штриховки фломастерами, правильность выполнения.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, схемы по изобразительной грамоте.
Тема 6. Бумагопластика. Понятие о развертке и выкройке правильных геометрических тел.
Практическая работа: Изготовление упаковочных коробочек, подарков, украшений для
новогоднего праздника.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, трафареты.
Тема 7. Оригами. Выполнение фигурок животных, людей по схемам, видеоурокам.
Практическая работа: Макет новогодней открытки, к 8 марта, украшения к праздникам.
Методическое обеспечение: Схемы, трафареты, шаблоны, иллюстрации, работы прошлых лет.
Тема 8. Папье-Маше. Беседа о свойствах бумаги, картона, различных клеев. Инструменты,
применяемые при обработке бумаги. Форма, пропорции, цвет-как средство выразительности для
создания образа в объеме. Правила техники безопасности.

Практическая работа: Подготовка к выставкам, изготовление новогодних масок, выполнение
украшений для новогодней елки. Изготовление коробочек для сувениров.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия образцы изделий, иллюстрации.
Тема 9. Аппликация. Беседа о контрастных цветах. Композиционные, цветовые и графические
особенности. Техника безопасности при работе с инструментами.
Практическая работа: Выполнение симметричной, круговой, бордюрной аппликации. Выставка
детских работ.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, образцы изделий, крупные шаблоны,
иллюстрации
Тема 10. Лепка. Выставка изделий из глины. Сувениры к праздникам.
Практическая работа: Выполнение работы с опорой на эскизы. Выставка работ.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, литература.
Тема 11. Роспись по ткани. Батик. Художественные особенности, виды росписи по тканй.
Использование специальных красок, инструментов. Этапы работы. Техника безопасности.
Практическая работа: Зарисовка основных композиционных схем. Выполнение эскизов. Работа
с тканью (набросок, обработка резервом, работа с красками). Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.
Тема12. Декорирование стеклянных изделий. Использование различных материалов (крупы,
природный материал), техник (декупаж). Знакомство с точечной росписью. Инструктаж по
работе со стеклом.
л
Практическая работа: Зарисовка основных композиционных схем. Выполнение эскизов.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.
Тема 13. Камушки, ракушки, получаются игрушки. Повторение изученного; закрепление знаний
о свойствах гуаши. Создание композиций с различными сюжетами. Работа по представлению.
Практическая работа: Выполнение сюжетных рисунков на объемных формах. Выставка детских
работ.
Методическое обеспечение: схемы, наглядные пособия, иллюстрации.
Тема 14. Экскурсии. Посещение различных выставок.
Тема 15. Итоговое занятие. Опрос детей (чему научились за учебный год: тесты, опросники,
кроссворды).
Учебно-тематический план четвёртого года обучения

Тема

№

Количество часов

всего

теория

практик
й
а

3

3

0

9

3

6

1

Вводное занятие

2

Средства выразительности
художников

3

Композиция

18

3

15

4

Граттаж

15

3

12

5

Рисунок

18

3

15

6

Бумагопластика

18

3

15

7

Оригами

18

3

15

8

Папье-маше

15

3

12

9

Аппликация

18

3

15

в

работах

10

Лепка

18

3

15

11

Роспись ткани

15

3

12

12

Декорирование стеклянных изделий

15

3

12

13

Камушки, ракушки - получаются игрушки

18

3

15

14

Экскурсии

3

3

0

15

Итоговое занятие

3

0

3

Итого

204

42

162

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство обучающихся (воспитанников) с содержанием курса обучения.
Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Требования по технике безопасности
труда и пожарной безопасности на занятиях. Правила поведения.
Практическая работа: Заполнение анкетных данных, тестирование детей, определение уровня
подготовки обучающихся (воспитанников).
Методическое обеспечение: Необходимый набор инструментов и материалов для показа. Схема,
памятка, инструкция по ТБ.
Тема 2. Средства выразительности в работах. Знакомство с двуцветным мазком. Правило набора
нескольких цветов на кисть. Последовательность прорисовки узора.
Практическая работа: Прорисовка орнамента «роза», «лист».
Методическое обеспечение: Иллюстрации, картины, схемы .
Тема 4. Граттаж». Закрепление знаний об изобразительном искусстве - графике. Поэтапное
покрытие бумаги воском, краской, процарапывание рисунка.
Практическая работа: рисование с использованием восковых мелков, гуаши.
Методическое обеспечение: Детские работы прошлых лет.
Тема 5. Рисунок. Закрепление навыков по созданию композиции в рисунке.
Практическая работа: Последовательность работы, правильность выполнения.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, схемы по изобразительной грамоте.
Тема 6. Бумагопластика. Понятие о развертке и выкройке .
Практическая работа: Изготовление упаковочных коробочек, подарков, украшений для
новогоднего праздника, объёмных поделок из бумаги.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, трафареты.
Тема 7. Оригами. Выполнение фигурок животных, людей по схемам, видеоурокам.
Практическая работа: Макет новогодней открытки, к 8 марта, украшения к праздникам.
Методическое обеспечение: Схемы, трафареты, шаблоны, иллюстрации, работы прошлых лет.
Тема 8. Папье-Маше. Беседа о свойствах бумаги, картона, различных клеев. Инструменты,
применяемые при обработке бумаги. Форма, пропорции, цвет-как средство выразительности для
создания образа в объеме. Правила техники безопасности.
Практическая работа: Подготовка к выставкам, изготовление новогодних масок, выполнение
украшений для новогодней елки. Изготовление коробочек для сувениров.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия образцы изделий, иллюстрации.
Тема 9. Аппликация. Беседа о контрастных цветах. Композиционные, цветовые и графические
особенности. Техника безопасности при работе с инструментами.
Практическая работа: Выполнение симметричной, круговой, бордюрной аппликации. Выставка
детских работ.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, образцы изделий, крупные шаблоны,
иллюстрации
Тема 10. Лепка. Выставка изделий из полимерной глины. Сувениры к праздникам.
Практическая работа: Выполнение работы с опорой на эскизы. Выставка работ.

Методическое обеспечение: Иллюстрации, литература.
Тема 11. Роспись по ткани. Батик. Художественные особенности, виды росписи по ткани.
Использование специальных красок, инструментов. Этапы работы. Техника безопасности.
Практическая работа: Зарисовка основных композиционных схем. Выполнение эскизов. Работа
с тканью (набросок, обработка резервом, работа с красками). Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.
Тема12. Декорирование стеклянных изделий. Использование различных материалов (крупы,
природный материал), техник (декупаж). Знакомство с точечной росписью. Инструктаж по
работе со стеклом.
Практическая работа: Зарисовка основных композиционных схем. Выполнение эскизов.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.
Тема 13. Камушки, ракушки, получаются игрушки. Повторение изученного; закрепление знаний
о свойствах гуаши. Создание композиций с различными сюжетами. Работа по представлению.
Практическая работа: Выполнение сюжетных рисунков на объемных формах. Выставка детских
работ.
Методическое обеспечение: схемы, наглядные пособия, иллюстрации.
Тема 14. Экскурсии. Посещение различных выставок.
Тема 15. Итоговое занятие. Опрос детей (чему научились за учебный год: тесты, опросники,
кроссворды).
н
Учебно-тематический план пятого года обучения
Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство обучающихся(воспитанников) с содержанием курса обучения.
Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Требования по технике безопасности
труда и пожарной безопасности на занятиях. Правила поведения.
Практическая работа: Заполнение анкетных данных, тестирование детей, определение уровня
подготовки обучающихся (воспитанников).
Методическое обеспечение: Необходимый набор инструментов и материалов для показа. Схемй,
памятка, инструкция по ТБ.
Тема 2. Средства выразительности в работах. Знакомство с двуцветным мазком. Правило набора
нескольких цветов на кисть. Последовательность прорисовки узора.
Практическая работа: Прорисовка орнамента «роза», «лист».
Методическое обеспечение: Иллюстрации, картины, схемы .
Тема 4. Граттаж». Закрепление знаний об изобразительном искусстве - графике. Поэтапное
покрытие бумаги воском, краской, процарапывание рисунка.
Практическая работа: рисование с использованием восковых мелков, гуаши.
Методическое обеспечение: Детские работы прошлых лет.
Тема 5. Рисунок. Закрепление навыков по созданию композиции в рисунке.
и
Практическая работа: Последовательность работы, правильность выполнения.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, схемы по изобразительной грамоте.
Тема 6. Бумагопластика. Понятие о развертке и выкройке .
Практическая работа: Изготовление упаковочных коробочек, подарков, украшений для
новогоднего праздника, объёмных поделок из бумаги.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, трафареты.
Тема 7. Оригами. Выполнение фигурок животных, Людей по схемам, видеоурокам.
Практическая работа: Макет новогодней открытки, к 8 марта, украшения к праздникам.
Методическое обеспечение: Схемы, трафареты, шаблоны, иллюстрации, работы прошлых лет.
Тема 8. Папье-Маше. Беседа о свойствах бумаги, картона, различных клеев. Инструменты,
применяемые при обработке бумаги. Форма, пропорции, цвет-как средство выразительности для
создания образа в объеме. Правила техники безопасности.

а

й

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

3

0

2

Средства выразительности в работах
художников

9

3

6

3

Композиция

18

3

15

4

Граттаж

15

3

12

5

Рисунок

18

3

15

6

Бумагопластика

18

3

15

7

Оригами

18

3

15

8

Папье-маше

15

3

12

9

Аппликация

18

3

15

10

Лепка

18

3

15

И

Роспись ткани

15

3

12

12

Декорирование стеклянных изделий

15

3

12

13

Камушки, ракушки - получаются игрушки

18

3

15

14

Экскурсии

3

3

0

15

Итоговое занятие

3

0

3

Итого

204

42

162

Практическая работа: Подготовка к выставкам, изготовление новогодних масок, выполнение
украшений для новогодней елки. Изготовление коробочек для сувениров.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия образцы изделий, иллюстрации.
Тема 9. Аппликация. Беседа о контрастных цветах. Композиционные, цветовые и графические
особенности. Техника безопасности при работе с инструментами.
Практическая работа: Выполнение симметричной, круговой, бордюрной аппликации. Выставка
детских работ.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, образцы изделий, крупные шаблону,
иллюстрации
Тема 10. Лепка. Выставка изделий из полимерной глины. Сувениры к праздникам.
Практическая работа: Выполнение работы с опорой на эскизы. Выставка работ.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, литература.
Тема И. Роспись по ткани. Батик. Художественные особенности, виды росписи по ткани.
Использование специальных красок, инструментов. Этапы работы. Техника безопасности.
Практическая работа: Зарисовка основных композиционных схем. Выполнение эскизов. Работа
с тканью (набросок, обработка резервом, работа с красками). Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.
Тема12. Декорирование стеклянных изделий. Витраж. Знакомство с техникой «Витраж». Работа
с витражными красками, контурами.
Практическая работа: Зарисовка основных композиционных схем. Выполнение эскизов.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.

Тема 13. Камушки, ракушки, получаются игрушки. Повторение изученного; закрепление знаний
о свойствах гуаши, акрила. Создание композиций с различными сюжетами. Работа по
представлению.
Практическая работа: Выполнение сюжетных рисунков на объемных формах. Выставка детских
работ.
Методическое обеспечение: схемы, наглядные пособия, иллюстрации.
Тема 14. Экскурсии. Посещение различных выставок.
Тема 15. Итоговое занятие. Опрос детей (чему научились за учебный год: тесты, опросники,
кроссворды).
Методическое обеспечение программы

Разделы
1 .Вводное занятие
2.Средства
выразительности
в работах
художников
3. Композиция

Формы и методы занятий контроля
Беседа, показ. Формы - фронтальная
Словесные, наглядные, практические. Формы:
фронтальная, индивидуальная

Формы контроля
Анкетирование
Выполнение
практических занятий,
оценка педагога.

Словесные, наглядные, практические. Формы:
фронтальная, индивидуальная, по подгруппам

4. Пейзаж

Словесные, наглядные, практические. Формы:
фронтальная, индивидуальная

5. Рисунок

Нетрадиционная форма занятий. Формы:
фронтальная, индивидуальная, по подгруппам

6. Бумагопластика

Нетрадиционная форма занятий. Формы:
фронтальная, индивидуальная, по подгруппам

7. Оригами

Словесные, наглядные, практические. Формы:
фронтальная, индивидуальная

8. Папье-маше

Нетрадиционная форма занятий. Формы:
фронтальная, индивидуальная, по подгруппам

9.Аппликация

Словесные, наглядные, практические. Формы:
фронтальная, индивидуальная

10. Лепка

Нетрадиционная форма занятий. Формы:
фронтальная, индивидуальная, по подгруппам

11. Роспись по
ткани

Нетрадиционная форма занятий. Формы:
фронтальная, индивидуальная, по подгруппам

12.
Декорирование

Нетрадиционная форма занятий. Формы:
фронтальная, индивидуальная, по подгруппам

Оценка педагога,
самоконтроль,
выполнение
практических работ
Оценка педагога,
самоконтроль,
выполнение
практических работ
Выполнение
практических занятий,
оценка педагога.
Оценка педагога,
самоконтроль,
выполнение
практических работ
Выполнение
практических занятий,
оценка педагога.
Оценка педагога,
самоконтроль,
выполнение
практических работ
Выполнение
практических занятий,
оценка педагога.
Оценка педагога,
самоконтроль,
выполнение
практических работ
Оценка педагога,
самоконтроль,
выполнение
практических работ
Оценка педагога,
самоконтроль,

стеклянных
изделий
13. Камушки,
ракушки получаются
игрушки
14. Экскурсии
15. Итоговое

Нетрадиционная форма занятий. Формы:
фронтальная, индивидуальная, по подгруппам

Словесные, наглядные формы
Нетрадиционная форма занятия, подведение
итогов

выполнение
практических работ
Оценка педагога,
самоконтроль,
выполнение
практических работ
Опрос
Итоговая аттестация,
анализ

Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо:
- кабинет, оборудованный мольбертами, стульями, табуретами, подиумами для демонстрации
натуры, шкафами для хранения работ и палитр, планшетами;
- классная доска, осветительные приборы;
- мойка, слив;
- стенды для демонстрации репродукций;
- набор репродукций, альбомов, плакатов по цветоведению и акварельной живописи;
- компьютер, сетевые образовательные ресурсы;
- подходящий натурный материал, драпировки, итд.

Календарный учебный график
Г од обучения

1
2
3
4
5

год
год
год
год
год

Дата начала
обучения
11.09

Дата
окончания
обучения
31.05

Всего
учебных
недель
34

Количество
учебных
часов
204

Режим ,,
занятий
2 раза в
неделю по 3
часа

Нормативно-правовая база

-Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
- СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 г. № 39;
- СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 г №2.
Литература
1. Антон Гуткнехт «Пейзажи»
2. Барбара Фудурих «Акварельная живопись» Москва ACT . Астрель
3. Джерри Мдуэй «Акварель» Москва ACT . Астрель
4. Дан Нгуен «Оригами» ООО «Издательство Астрель» 2010г
5. Дуглаз Р. Грейвз «Достижение сходства в портрете»
б. Джоан Хансен «Цветы в акварели»
7. Люси Ван «Китайская живопись»
8. Преснякова Т. Н. «Технология. Творческая мастерская. 4 класс» Издательский дом
«Федоров»
9. Роберт Мур «Масляная живопись»
10. Уильям Ф. Пауэлл «Пишем облака и небо»
11. Эрнэст Уотсон «Искусство рисования карандашом» ООО «Попурри» Минск.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».