Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей п.Ола» ПРИНЯТО: на педагогическом совете МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола» Протокол № I / ОГ. О У- оЫ^ЛЗг' у. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Ступеньки. Обучение письму» Срок реализации: 1 год. Возраст воспитанников: 6 лет. Автор: Белохорт В.С, педагог ДО. п. Ола. 2023 г. Содержание 1. Пояснительная записка; 2. Направленность программы; 3. Актуальность программы; 4. Цель и задачи программы; 5. Форма и режим организации образовательного процесса; 6. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности; 7. Учебный план; 8. Содержание программы; 9. Учебно-тематическое планирование; 10.Материально-техническое обеспечение; 11.Информационное обеспечение; 12. Методическое обеспечение; 13. Календарный учебный график; 14. Литература. 4 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение письму» (далее Программа) разработана в соответствии с действующей нормативной базой в сфере дополнительного образования детей: - Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-Ф3); - Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р; -Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196); - СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 г. № 39; - СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2. Программа «Обучение письму» имеет социально-педагогическую направленность. Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст - это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде всего, в учреждении дополнительного образования, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому развитию. к По мере того как возрастает запрос на дошкольное образование, становятся актуальными вопросы его организации. •): Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника. Новая модель предполагает расширение границ познаний у детей и предоставление им возможности проявить свою индивидуальность, интеллектуальные и творческие способности на занятиях дополнительного образования, в том числе на занятиях по обучению письму. Письмо - это сложный для ребенка навык, который требует выполненйя тонкокоординированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. М Овладение письмом - трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом. Важно, именно, подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи! В первом классе дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие «влево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания. Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Объединение «Ступеньки», на котором реализуется данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение письму» - это учёба и игра. а >1 Игровая форма работы очень эффективна, она позволяет создать ситуации успеха дл каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность воспитанников на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучения. Цель программы: работать над звуковой культурой речи детей. Задачи: Образовательные: - Обучить звуко-слоговому анализу слов - Формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования. Развивающие: - Развивать мелкой моторики руки. - Развивать умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка. - Развивать фонематический слух, совершенствовать звуковую культуру речи детей. - Развивать наглядно-образное и формирование словесно-логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения. Воспитательные: - Воспитывать старательность, аккуратность, самостоятельность. - Формировать мотивацию учения и интереса к самому процессу обучения. Форма и режим организации образовательного процесса: Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в неделю по 1 часу (25 минут), 4 раза в месяц. 34 занятия в год. Возраст обучающихся: 6 лет. Форма обучения: очная. Форма занятий: групповая (10-12 чел). Структурные элементы занятий: 1.Разминка мелких мышц рук. (Система упражнений для пальчиков, пальчиковая гимнастика, комплексы разминок с массажными мячиками, карандашами и др.) 2. Основная часть. (Выполнение заданий в тетради или в прописи для подготовки руки письму, которые включают в себя упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия, упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе, штриховку, дорисовку, графические диктанты и др. В середине занятия проводится физкультминутка) 3. Итог. Особенности программы Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические йавыки. Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучений, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки. Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе. Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев % кистей рук, их произвольности, но и развитию речи. %} I? У. г Особенности детей данной возрастной группы Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Несформированность навыка работы с пишущим предметов, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки. Неправильная поза при рисовании и письме - это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор. Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительнОмоторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей: - мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой); - крупных движений и умения владеть своим телом; - пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве - на примере собственного тела, ориентация во времени); - активной речи, словарного запаса; - мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия; - навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу). Работа детей оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могу^г быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития. Открытое занятие для родителей. Рекомендации родителям. Учебный план Количество часов Наименование разделов, тем Лексическая и грамматическая работа 3 Развитие связной речи 5 Развитие звуковой культуры фонематического слуха речи и 5 Обучение звуко-слоговому анализу 3 Работа по развитию мелкой моторики руки 18 Итого: 34 Краткое содержание Лексическая и грамматическая работа: - обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;.’ - употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений). I' <Н 1{:■ ! Г Развитие связной речи: * - ответы на вопросы, участие в диалоге; - подробный пересказ текста по зрительной опоре; - составление рассказа описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха: - знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением; - знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные; - выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; - выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных; - «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений. Обучение звуко-слоговому анализу: - звуковой анализ состава слогов и слов; - дифференциация понятий «звук» и «буква»; - соотнесение букв и звуков. Работа по развитию мелкой моторики руки - штриховка, обведение по контуру. В результате работы по программе дети должны: - конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами; - отвечать на вопросы педагога; - подробно пересказывать текст по зрительной опоре; - составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; - выделять звук в начале слова; - различать звуки и буквы; - узнавать и называть буквы русского алфавита; Учебно-тематическое планирование Количество № Тема занятия часов 1 Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква». Звуки, их условное обозначение. Ориентировка в тетради по письму. 2 Звук [А], буква А. Штриховка. 3 Звук [О], буква О. Обведение буквы по контуру. 1 4 Звук [Э], буква Э. Штриховка. 1 Звук [И], буква ИТ Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Звук [Ы], буква Ы. Штриховка, раскраска заданных контуров. Звуки [И], [Ы]. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение в слове гласных звуков. Звук [У], буква У. Развитие мелкой моторики рук. Гласные звуки и буквы. Буквы Ы, И, А, О, Э. Выделение звука в начале, конце и середине слова. 1 5 6 7 8 1 1 1 1 1 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 « Звук [М], буква М. Классификация звуков: согласные и гласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звук [М1]. Звуки [Н], [Н1]. Буква Н. Штриховка в разных направлениях. Буквы Н, М. Употребление новых слов в речи. Звук [П], буква П. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Звук [ГГ]. Буквы П, Н, М, гласные буквы. Ответы на вопросы, диалог. Звуки [Т], [Т]. Буква Т. Обведение по контуру. Гласные и согласные звуки и буквы. Буквы Т, П, Н, М. Звуки [К], [К']. Буквы К, Т. Штриховка в разных направлениях. Слоги с буквами К, Т. Обведение по контуру. Звуки [X], [X1]. Буквы X, К, Н, Т, П, М. Развитие связной речи, диалог. Буквы X, К, Н, Т, П, М. Звуковой анализ состава слогов и слов. Звуки [К] - [X], [К'] - [X’]. Слоги с буквами К, X, звуковой анализ. Звуки [Ф], [Ф1]. Буква Ф. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Слоги с буквой Ф. Конструирование словосочетаний и предложений. Звук [И1]. Буквы И и И. Штриховка в разных направлениях. о •• Звук [И'О]. Буква Е. Обведение и раскраска заданных контуров. Звук [Й'У]. Буква Ю. Развитие мелкой моторики руки. Звук [И'А]. Буква Я. Конструирование словосочетаний и предложений. Звук [И'Э]. Буква Е. Обведение и раскраска заданных контуров. Звуки [Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А]. Буквы Е, Ё, Ю, Я. Звук [Л]. Буква Л. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Звуки [Л] - [Й1]. Слоги и слова с изученными буквами, звуковой анализ. Звуки [В], [В1]. Буква В. Штриховка в разных направлениях. Звонкие и глухие согласные звуки [В] - [Ф], [В'] - [Ф1]. Буквы В, Ф. Звук [Ч']. Буква Ч. Обведение по контуру, штриховка. Звук [Щ']. Буква Щ. Обведение по контуру. Звуки [Ч1] -[Щ']. Звуковой анализ состава слогов и слов. Звуки [Б], [Б']. Буква Б. Обведение и раскраска заданных контуров. Звуки [Б] - [П], [Б'] - [ГГ]. Буквы Б, П. Развитие мелкой моторики руки. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■I ■ ] Звуки [Д], [Д']. Буква Д. Штриховка в разных направлениях. Звуки [Д] - [Т], [Д1] - [Т]. Буквы 2 5 1 Д, т. Звук [С]. Буква С. Упражнение для развития мелкой моторики руки. Звук [С']. Буквы С, Э, О. Обогащение словарного запаса детей. Звук [Ц]. Буква Ц. Штриховка в разных направлениях. Звуки [Ц] - [С] - [Ч']. Буквы Ч, Щ, С. Развитие мелкой моторики руки. Звуки [Г], [Г']. Буква Г. Обведение и раскраска заданных контуров. Звуки [Г] - [К], [Г'] - [К']. Буквы Г, К. Развитие мелкой моторики руки. Звук [3]. Буква 3. Штриховка в разных направлениях. Звук [3']. Звуковой анализ состава слогов и слов с изученными буквами. Свистящие согласные звуки [3] - [С], [3'] - [С']. Буквы 3, С, В. Звук [Ш]. Буква Ш. Конструирование словосочетаний и предложений. Звуки [Ш] - [С] - [Щ']. Буквы Ш, Щ, С, Ц. Обведение по контуру. Звук [Ж]. Буква Ж. Упражнение для развития мелкой моторики руки. Шипящие согласные звуки [Ж1 - [31 - [Ш].Буквы Ж, Ш, 3. Диалог. Звуки [Р], [Р1]. Буква Р. Развитие мелкой моторики руки. Буквы Р, Я. Упражнение для развития мелкой моторики руки. Звуки [Р] - [Л], [Р'] - [Л']. Буквы Р, Л. Составление рассказа-описания. Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. Срисовывание полуовалов, волнистых линий. Воспроизведение рисунков, узоров по памяти. Штриховка в разных направлениях. Развитие мелкой моторики. Страна Азбука (обобщающее занятие). 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 часа Материально - техническое обеспечение Кабинет - светлый, просторный, проветриваемый, отвечающий требованиям САНПиНов. Парты - 12 штук, стулья - 12 штук. - ноутбук; мультимедийный проектор; - демонстрационная магнитная доска; - аудио и видеоматериалы, презентации; - шкаф для хранения методических и дидактических пособий. Информационное обеспечение - электронные ресурсы; - методическая и учебная литература. Методическое обеспечение Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа обучения письму реализуется в учебной и игровой деятельности. В дошкольном возрасте - ведущая деятельность - игра. Все занятия построены в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того, постоянно в занятия включаются проблемные и игровые ситуации, литературные герои, сюрпризные моменты. Занятия строятся в форме путешествий, экскурсий, интеллектуальных викторин, творческих заданий. Для снятия физического и умственного напряжения проводятся физкультминутки, пальчиковые и малоподвижные игры. В зависимости от дидактических целей занятия строятся как: - изучение нового материала; - закрепление и систематизация знаний, умений навыков детей; - проверочные занятия (в конце полугодия); - комплексные, интегрированные. Методы и средства: - Беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок. - Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, подвижные игры, пальчиковые игры с предметами. - Графические упражнения. В программу включены занятия, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку - воспитаннику. На таких занятиях используются методы самостоятельной работы, практические работы (игры - эксперименты), методы контроля сверстников и самоконтроля. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка по усвоению знаний, используется объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский. Использование различных методов обучения и технологий на занятиях, позволяет максимально решить поставленные программой задачи и развивать индивидуальные возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения педагога и обучающего, выявить новые пути взаимодействия. Дидактический материал - подвижная азбука (наборное полотно с буквами); - магнитная азбука (демонстрационная); - касса букв и слогов (раздаточный материал); - рабочие тетради дошкольника «От А до Я» (раздаточный материал); - карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием этого предмета на другой: со словами, предложениями, текстом; - плакат «Алфавит», карточки «Алфавит»; - индивидуальные практические задания; - таблицы со слогами и словами (слоговой домик, слоговой цветок, слоговая линейка); - наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи. Год обучения 1 год Дата начала обучения 11.09 Календарный учебный г рафик Дата Всего Количество учебных учебных окончания часов обучения недель 34 34 31.05 Режим занятий 1 раз в неделю по 1 часу Нормативно-правовая база - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ); - Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р; -Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196); - СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 г. № 39; - СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2. Литература 1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. 2. Гаврилина С.Е. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г. Косина Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: «Олма-Пресс», 2001. 3. Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму.// Дошкольное воспитание № 2 2008. 4. Новинская О. Веселые пальчиковые игры. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. СПб.: Сова, 2006г Интернет-ресурсы. 'I