ДООП Тропинка в природу

■:||
Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей п.Ола»

.Т*!
# Ш

|

I
м

15. Г
V: 1:1?
! ||
Принята:
на методическом совете
.VIКУ ДО «ЦДО детей п^ДИа!»
Протокол № 2 от 24.11.2023 г

|^ р5дйректора
ДО
/ЙСУ ДСШ1Щ01гхЩей п.Ола»
^.ЩЕремина
1ш к7жШг41 оггШ.11-2023 г

|1
; ‘

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
естественно-научной направленности
«Тропинка в природу»

Уровень программы: стартовый (ознакомительный)
Срок реализации: 1 год.
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Составитель: Еремина Е.Г, педагог ДО

п.Ола, 2023 г

['И:

Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Цель и задачи программы.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание программы.
5. Планируемые результаты.
6. Организационно-педагогические условия.
7. Методическое обеспечение программы.
8. Оценочные материалы и формы аттестации.
9. Календарный учебный график.
10. Литература.

Пояснительная записка
!: ';
Природа - это мир планеты Земля, в создании которого человек не
участвовал. Природа - это Вселенная, которая появилась независимо от !
желания и деятельности человека. Природа - это лес, море, цветы, горы, !
поле, птицы, животные, рыбы. Природа — это самое ценное, что есть у 1!
человечества. Сам человек - это часть природы.
К сожалению, люди пользуются богатствами природы и редко Ш
задумываются, что ее нужно беречь. Такие дары природы, как чистый . ||
свежий воздух, пресная вода, плодородная почва подвергаются сильному || *
загрязнению от жизнедеятельности человека. Причем загрязняют этй щ Ь
ресурсы не только растущие с огромной скоростью по количеству заводы, !>
фабрики и автомобили на дорогах, но и мы - простые обыкновенные люди.;
Программа «Тропинка в природу» составлена для организации
дополнительного образования детей естественно-научной направленности. ;
Ориентирована на активное приобщение детей к миру природы, развитие !
познавательной
активности,
самостоятельности,
любознательности.'
Данная
программа
является
модифицированной,
дополняющей
общеобразовательную общеразвивающую программу А.А.Плешакова 'Ж
«Окружающий мир» и разработана в соответствии с действующей ‘Щ:
нормативной базой в сфере дополнительного образования детей:
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в ;|
Российской Федерации»;
Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 гг (утв.'
Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию
и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом | и
Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196);
СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию
и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей», :
утвержденные Постановлением государственного санитарного врача
РФ от 02.12.2020 г. № 39;
|
СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды
обитания»,
утвержденные
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2.
Актуальность программы: В связи со сложной экологической 1;
обстановкой на Земле приоритетным становится экологическое

образование и воспитание * подрастающего поколения.
Работа по
начальному экологическому образованию особенно важна в младшем
1
школьном возрасте. Именно в этом возрасте закладывается интерес к
окружающему миру, доброта, забота о людях и «братьях наших меньших». >
Важно в этот период успеть заложить ростки ответственности за свои 1
поступки, любовь к людям, природе, своему краю, направить интерес а |!
детей от любопытства к любознательности и потребности в познании. |
Природу любят многие, по внимательно и бережно относиться к ней могут ;
г.-'!.
только понимающие её и экологически грамотные люди.
Новизна: Отличительной особенностью данной программы является Щ
то, что подача познавательного материала в области экологии происходит $'|
через вовлечение обучающихся в игровую, практическую и творческую |
деятельность. В течение всего курса обучения, они «перемещаются» в Й
I
разных направлениях (к морю, реке, в лес, в поле, в Зимний сад и др.), где ]
знакомятся с растительным и животным миром, наблюдают взаимосвязи I
между человеком и природой, принимают участие в природоохранных !
акциях, мероприятиях, знакомятся с элементами исследовательской П
деятельности, учатся изготавливать поделки из природного материала, V}
получают навыки здорового образа жизни.
Педагогическая целесообразность: Применяемые формы и методы щ
при реализации программы «Тропинка в природу» соответствуют :
возрастным особенностям обучающихся, их интересам, увлечениям.
Постоянная смена видов деятельности в течение учебного года, их
чередование позволяет избежать потери интереса к данной деятельности,
сохраняя эффект открытия и новизны, дает возможность выбирать
приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Экскурсия в природу - важный элемент программы, классическая
форма изучения окружающей среды, дополняющая знания школьного !
курса предмета «Окружающий мир». Главное значение экскурсий в
природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в
естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в
сочетании с другими объектами. Они рассматривают, наблюдают, изучают
любой объект, как часть единой системы мира природы, осознают себя,
как часть этой системы. При этом у них развиваются наблюдательность,
обогащается личный опыт. Экскурсия может проводиться виртуально с :
использованием ТСО и научно-познавательных фильмов.
Немаловажно, что экскурсии, связанные с пребыванием на свежем
воздухе, содействуют укреплению здоровья детей и дают возможность
собрать разнообразный природный материал для последующих занятий в

классе и для приготовления всевозможных наглядных пособий, творческих
работ.
Данная программа предусматривает знакомство с различными Щ
профессиями (эколог, метеоролог, рыбовод, ихтиолог, ученый, лаборант и
т.д.)
:
Адресат
программы:
данная
программа
рассчитана
на (|
обучающихся младшего школьного возраста 7-11лет.
Срок реализации программы -1 год, 204 часа. Занятия проводятся !
2 раза в неделю по 3 академических часа.
Форма обучении - очная.
Щ
Особенности организации образовательного процесса: занятия
проводятся в группе обучающихся младшего школьного возраста в
количестве - 10-12 человек. Состав группы постоянный, может быть |
разновозрастным.
! : ;•
Основой образовательного процесса является учебный план
программы и календарный учебный график.
В группах применяется методика дифференцированного обучения в
зависимости от возрастных и личностных качеств обучающихся.
Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной, |!г
дети имеют возможность выбора и реализации своих предпочтений и
замыслов, что позволяет удержать их интерес к занятиям.
В процессе освоения программы используются комбинированные,
теоретические, практические типы занятий. Занятия проводятся в 1
различных формах, таких как: практическая работа, беседа, выставка,
экскурсия, игра,
экологические мероприятия; экспериментальноисследовательская работа и т.д.
Программа разработана с учетом следующих принципов:
- последовательности - содержательные задачи решаются методом «от
простого к сложному», в соответствии с возрастными познавательными
возможностями обучающихся;
- доступности - простота изложения и понимания материала;
- наглядности - использование наглядных пособий, технических средств
обучения, делающих учебный процесс более эффективным;
- связи теории с практикой - выработка умений и навыков на основе
знаний и представлений;
- индивидуализации - учет психологических особенностей обучающихся; 1
- результативности - соответствие целей образования и возможностей их *[
достижения;
- межпредметности - связь с другими областями деятельности и знаний.

Цель’и задачи программы.
Цель программы: формирование основ экологической культуры,
расширение знаний о природе, необходимых для разностороннего
взаимодействия с окружающим миром.
Задачи:
Образовательные:
- расширять кругозор обучающихся, повышать интерес к предмету;
- учить применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, работать с биологическими приборами,
инструментами, справочниками, проводить наблюдения;
- учить использовать приобретенные знания и умения в повседневной
жизни.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление,
творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и
обосновывать свои мысли.
- развивать стремление к активной практической деятельности по
охране окружающей среды;
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие
способности
в
процессе
проведения
наблюдений,
постановки
биологических экспериментов, работы с различными источниками
информации;
- развивать коммуникативные умения, нравственные и эстетические
чувства, творческие способности, навыки работы в коллективе.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе,
интерес обучающихся к науке, самостоятельной работе и творчеству;
- формировать социально-нравственные и культурные ценности человека;
- пропагандировать ЗОЖ.
Учебио-тематический план
Количество часов
Перечень разделов,тем
Раздел 1. Вводное занятие (3 часа)
1.1. Введение в программу. Экология. Игры
на знакомство. ТБ.
Раздел 2. Осенние экскурсии (9 часов)
2.1. Экосистема родного края.

Всего
Теория Практика
часов
о

2

1

3

2

1

6

----- -- ’ 1 ■
■■
• ....... .... ...................
Наблюдения красоты природы.
Экскурсии к морю, в лес, к реке, в поле.
Раздел 3. Путешествие к морю (36 часов)
3.1. Ознакомительное занятие.
3.2. Животный и растительный мир
Охотского моря
3.3. Приливы и отливы
3.4. Круговорот воды в природе
3.5. Творческая работа «Оживи камень».
3.6. Экспериментально-исследовательская
работа «Свойства морской воды».
3.5. Итоговое занятие раздела
2.2.

6

2

4

3

1

2

6

3

3

3
3
12

2
2
3

1
1 . '1 ;
9

6

2

4

-3>

1

2
2
3

"

Раздел 4. Путешествие в лес (33 часа)
4.1.

Ознакомительное занятие.

3

4.2.

Растительный и животный мир леса

6

1
о3

12

3

9

6

1

5

3

1

2

3

1

2

3

2

1

12
9

3
3

9
6

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

9

3

6

9

2

7

Творческая работа - работа с природным
материалом.
4.4. Акция «Елочка-красавица, как тебя
сберечь?»
4.5. Экспериментально-исследовательская
работа - рождение снежинки.
4.6. Итоговое занятие раздела
Раздел 5. Путешествие в поле (30 часов)
5.1. Ознакомительное занятие. Экскурсия в
НИИ
5.2. Растительный и животный мир поля
5.3. Разнотравье поля
5.4. Экспериментально-исследовательская
работа - «Проращивание фасоли, гороха»
5.5. Итоговое занятие раздела
Раздел 6. Путешествие к реке (33 часа)
6.1. Ознакомительное занятие. Экскурсия на
рыборазводный завод
6.2. Рыбы Магаданской области
4.3.

6.2.
6.3.

Цикл жизни лососевых пород рыб
Экологические мероприятия - «Сохраним
лосося!»

6.4.
6.5.

-------------------------------------------- #-------------------------

Экспериментально-исследовательская
работа «Секреты льда»
Итоговое занятие раздела

6

1

3

1

5
2

Раздел 7. В Зимнем саду (57 часов)
7.1.

Ознакомительное занятие.

о

2

1

7.2.

Биологические особенности растений

9

о

6

7.3.

Факторы, влияющие на рост и развитие
растений
Творческие работы из природного
материала
Экологические мероприятия - уход за
растениями.
Экспериментально-исследовательская
работа - «Посади свое растение»
Итоговое занятие раздела

6

2

4

9

1

8

6

2

4

21

3

18

3

1

2

о

3

0

204

66

138

7.2.
7.3.
7.4.
7.5.

8. Итоговое занятие (3 часа)
8.1.

Презентация экологической тропы.
Подведение итогов учебного года.
Итого:

С оде ржа и ие програ м м ы
Раздел 1. Вводное занятие (3 часа).
Знакомство с содержанием программы. Что такое экология? Что изучает
экология. Экологические факторы. Красная книга. Я и природа.
Инструктаж по ТБ на занятиях.
Практика: Диагностическая беседа с целью выявления первоначальных
знаний, умений инавыков по экологии. Игры на знакомство.
Раздел 2. Осенние экскурсии (9 часов)
Экскурсии к морю,- в лес, к реке, в поле. Экосистема родного края.
Осенние изменения природы. Воздействие человека на природу. Занятия
проводятся в лесу, на реке, зеленой зоне поселка, в зимнем саду, итд.
Практика: Сбор и заготовка природного материала для изготовления
творческих работ — песок, камни, листья, шишки, колоски, трава и др..
Исследование - «Способы заготовки осенних листьев для изготовления
творческих работ»
Раздел 3. Путешествие к морю (36)
Животный и растительный мир Охотского моря. Приливы и отливы.
Круговорот воды в природе. Море и человек.

Экспериментально-исследовательская работа - «Свойства морской воды».
Раздел 4. Путешествие в лес (33)
Растительный и животный мир леса. Как зимуют животные. Адаптация
животных к сезонным изменениям.
Цикл жизни растений. Влияние
человека. Проблема вырубки леса. Охранные мероприятия. Зимующие
птицы. Какие животные живут рядом с человеком. Будь природе другом.
Практика: Творческая работа - работа с природным материалом. Акция:
«Елочка-красавица,
как
тебя
сберечь?»
Экспериментально­
исследовательская работа - рождение снежинки.
Раздел 5. Путешествие в поле (30)
Что растет на полях. Вредители и сорняки. Лекарственные растения.
Деятельность человека. Экскурсия в НИИ.
Практика: Творческая работа - изготовление кормушек. Экологические
мероприятия.
Акция
«Накорми
птиц».
Экспериментально­
исследовательская работа -«Проращивание фасоли, гороха».
Раздел 6. Путешествие к реке (33)
Как рождается река. Рыбы Магаданской области. Цикл жизни лососевых
пород рыб. Сказка про рыбку. Экскурсия на рыборазводный завод.
Практика. Экологические мероприятия - «Сохраним лосося!»
Экспериментально-исследовательская работа «Секреты льда»
Раздел 7. В Зимнем саду (57)
Группы растений, их особенности и содержание. Биологические
особенности растений. Экологические факторы, влияющие на рост и
развитие растений, световой режим, тепловой, водный, воздушный.
Питание
растений
(минеральные,
микроудобрения,
органические
удобрения). Уход за растениями. ПолИв в зависимости от видов растений.
Норма полива. Протирание листьев, опрыскивание, формирование кроны.
Знакомство с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими
комнатные растения. Наблюдение за появлением вредителей и болезнями.
Знакомство с видами и способами размножения комнатных растений
(семенами, вегетативное размножение).
Практика: Творческие работы. Экологические мероприятия - уход за
растениями,
«Посади
свое
растение».
Экспериментально­
исследовательская работа - выращивание микрозелени, рассады растений.
Ведение дневника наблюдений за ростом и развитием растений, рассады.
8. Итоговое занятие (3 часа)
Презентация экологической тропы. Подведение итогов учебного года.

Планируемые результаты
В результате прохождения программы «Тропинка в природу»
обучающиеся должны знать:
- животный и растительный мир Магаданской области;
-условия, необходимые для жизни растений и животных;
- как возникают экологические проблемы, их решение;
- нравственные правила обращения с объектами природы;
уметь:
- эстетически, эмоционально-нравственно относиться к природе.
- анализировать, сравнивать, делать выводы;
- построить ход исследования и выполнить его;
- выполнять изделия из различного природного материала;
Личностные универсальные учебные действия:
мотивация к учебной деятельности в рамках формирования
экологической культуры, включая социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и
способам решения проблем экологии:
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- успешная адаптация детей в социальном окружении;
- повышение познавательного интереса к объектам и явлениям природы.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать известное от
неизвестного;
- знать отличительные особенности природного и животного мира;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- применять на практике полученные знания и умения;
- работать по плану;
- адекватно оценивать свои достижения;
- соблюдать правила организации рабочего места.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- слушать и понимать речь других;
- вести наблюдения за природными явлениями с последующим
обсуждением;
- работать в парах и рабочих группах.

Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
Важнейшим условием реализации программы является создание
развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса
комфортных,
психолого-педагогических
и
социальных
условий,
необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.
Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с
мебелыо,
рассчитанной
на
младших
школьников. Использование
интерактивной
доски,
аудио-видео-аппарагуры,
цифровых
образовательных ресурсов повысят эффективность программы.
Материалы, инструменты и приспособления для рукоделия должны
размещаться в удобном для детей месте (шкафы, полки, кармашки).
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры,
угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с
закругленными концами, кисточка для клея и красок, шаблоны, трафареты.
Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага,
ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон,
проволока, леска, клей, бисер, открытки, обрезки кожи, пенопласт,
поролон, бросовый и природный материал.
Для демонстрации готовых изделий должны быть предусмотрены
места для выставки.
Очень важно при проведении экскурсии обеспечить безопасность
обучающихся. Все участники в обязательном порядке в начале экскурсии
проходят инструктаж и расписываются в журнале. Аптечка находится у
педагога. Должен быть организован питьевой режим.
Методическое обеспечение программы
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный -дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и

1.

2.
3.
4.

фронтальных форм работы; *
- групповой - организация работы в группах;
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
Коррекционно-развивающие методы и приемы
-проблемно-поисковый;
-метод сравнения;
-репродуктивный;
-чередование умственной и практической дея тельности;
-поэтапность выполнения задания;
-осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку;
-поощрение малейших успехов, развитие в учащихся веры в себя, в
собственные силы и возможности.
-обучение без принуждения:
-постановка наводящих вопросов;
-поощрения, создание ситуации успеха;
-работа по образцу, трафарету;
-подача нового материала небольшими дозами;
-систематичность повторения изученного;
-предупреждение возможных ошибок;
-адаптация содержания, отхождение от сложности материала.
Лид акт и чески й мат ериал программы включает:
Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу
для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и
видеоматериалы.
Алгоритмы деятельности:
план, схема,
инструкционные
карты,
демонстрационный материал, описание и анализ проделанной работы.
Контрольно-измерительные материалы: методики контроля, тестовые
задания, схемы самоанализа.
Оборудование и приспособления для проведения опытов, исследований.
Оценочные материалы и формы аттестации
Эффективность программы основывается на результатах обучения,
которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков
обучающихся. Основными формами подведения итогов реализации
программы являются
наблюдения,
тестирование
и
самоанализ
обучающимися своих достижений, применяемые в конце изучения каждой
темы.
При оценивании результатов используется 3-бальная система:
низкий, средний, высокий уровни усвоения знаний и сформированное™

умений и навыков, метапредгйетных и личностных результатов в середине
и конце учебного года.

Диагностическая карта теоретических результатов

№п/п

Ф.И.

ои
о
ан
ою
к

хк
к
н
ао«З
го
сав
из

<и
а
оЗ

*
<
ки
а

о

О,

а а
го

а се
го о,

С

03

и
12
О!

<
и X
а
2а
<
и
о аси
Ц
а и
И
о а Н
асз ау Й «к
н а и
« о. <
в ч
о

и
"с
сч

>а
а

к
о
V
а
иоа
ко
а
(Т)

н
<
и
о
о.
с
и
12

и

'с
сч

Г-1

н
Xи
<
ао,
<
и
о
<Т)

е*й
О
из
«=
<
и:
н
ей
со
о
а)
о ю
О ей
X сц

енй
ю
ей
О

Он

«
&
V
ей
О

23

хЙ
&
о

Си
О

н

X
:г
V
о(О
к
со
СЙ
и

и
С

сч

0-1

ГЧ

Диагностическая карта метапредметных и личностных результатов
№ п.п.
Ф.И.

Интерес к
занятию

Умение
Трудолюбие Усидчивость, Сотрудничество с
доводить
другими учащимися
терпение
начатое дело до
на занятии
конца

Календарный учебный график
Год
обучения

Дата начала
обучения по
программе

1 год

11.09.2023 г.

Дата
окончания
обучения по
программе
25.05.2024 г.

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
часов

34

204

Режим
занятий

2 раза в нед. :
по 3 часа

Список литературы
1. Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом
Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196);
3. СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»,
утвержденные Постановлением государственного санитарного врача РФ
от 02.12.2020 г. № 39;
5. СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды
обитания»,
утвержденные
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2.

1. Живая природа. Звери, птицы, животные и растения вокруг нас.
Дженнингс Терри. - СПб: Питер, 2012.
2. Зыкова, О. Любовь к природе воспитываем с детства. Дошкольное
воспитание. - № 9. - 2011. - 13с. 17.
3. Иванова, А.И. Живая экология - М: ТЦ СФЕРА, 2006 г.
4. Обуховская А.С. Удивляемся, восхищаемся и познаем, 4-е издание. ЗАО
«Крисмас+», 2022.
5. Ордынская М. «Комнатные растения» М, АСТ-ПРЕСС, 2001 г.
6. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных
классов. М. из;д. «Просвещение», 2010.
7. Самкова В. А. Открываем мир природы. Настольная книга учителя
начальных классов: М., ООО «Русское слово», 2016.
8. Харина, О.Н. Роль уголка природы в экологическом воспитании детей
старшего дошкольного возраста -2009. № 6.
9. Интернет-сайты, Википедия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».