■:|| Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей п.Ола» .Т*! # Ш | I м 15. Г V: 1:1? ! || Принята: на методическом совете .VIКУ ДО «ЦДО детей п^ДИа!» Протокол № 2 от 24.11.2023 г |^ р5дйректора ДО /ЙСУ ДСШ1Щ01гхЩей п.Ола» ^.ЩЕремина 1ш к7жШг41 оггШ.11-2023 г |1 ; ‘ Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности «Тропинка в природу» Уровень программы: стартовый (ознакомительный) Срок реализации: 1 год. Возраст обучающихся: 7-11 лет Составитель: Еремина Е.Г, педагог ДО п.Ола, 2023 г ['И: Содержание 1. Пояснительная записка. 2. Цель и задачи программы. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание программы. 5. Планируемые результаты. 6. Организационно-педагогические условия. 7. Методическое обеспечение программы. 8. Оценочные материалы и формы аттестации. 9. Календарный учебный график. 10. Литература. Пояснительная записка !: '; Природа - это мир планеты Земля, в создании которого человек не участвовал. Природа - это Вселенная, которая появилась независимо от ! желания и деятельности человека. Природа - это лес, море, цветы, горы, ! поле, птицы, животные, рыбы. Природа — это самое ценное, что есть у 1! человечества. Сам человек - это часть природы. К сожалению, люди пользуются богатствами природы и редко Ш задумываются, что ее нужно беречь. Такие дары природы, как чистый . || свежий воздух, пресная вода, плодородная почва подвергаются сильному || * загрязнению от жизнедеятельности человека. Причем загрязняют этй щ Ь ресурсы не только растущие с огромной скоростью по количеству заводы, !> фабрики и автомобили на дорогах, но и мы - простые обыкновенные люди.; Программа «Тропинка в природу» составлена для организации дополнительного образования детей естественно-научной направленности. ; Ориентирована на активное приобщение детей к миру природы, развитие ! познавательной активности, самостоятельности, любознательности.' Данная программа является модифицированной, дополняющей общеобразовательную общеразвивающую программу А.А.Плешакова 'Ж «Окружающий мир» и разработана в соответствии с действующей ‘Щ: нормативной базой в сфере дополнительного образования детей: Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в ;| Российской Федерации»; Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 гг (утв.' Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом | и Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196); СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», : утвержденные Постановлением государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 г. № 39; | СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2. Актуальность программы: В связи со сложной экологической 1; обстановкой на Земле приоритетным становится экологическое образование и воспитание * подрастающего поколения. Работа по начальному экологическому образованию особенно важна в младшем 1 школьном возрасте. Именно в этом возрасте закладывается интерес к окружающему миру, доброта, забота о людях и «братьях наших меньших». > Важно в этот период успеть заложить ростки ответственности за свои 1 поступки, любовь к людям, природе, своему краю, направить интерес а |! детей от любопытства к любознательности и потребности в познании. | Природу любят многие, по внимательно и бережно относиться к ней могут ; г.-'!. только понимающие её и экологически грамотные люди. Новизна: Отличительной особенностью данной программы является Щ то, что подача познавательного материала в области экологии происходит $'| через вовлечение обучающихся в игровую, практическую и творческую | деятельность. В течение всего курса обучения, они «перемещаются» в Й I разных направлениях (к морю, реке, в лес, в поле, в Зимний сад и др.), где ] знакомятся с растительным и животным миром, наблюдают взаимосвязи I между человеком и природой, принимают участие в природоохранных ! акциях, мероприятиях, знакомятся с элементами исследовательской П деятельности, учатся изготавливать поделки из природного материала, V} получают навыки здорового образа жизни. Педагогическая целесообразность: Применяемые формы и методы щ при реализации программы «Тропинка в природу» соответствуют : возрастным особенностям обучающихся, их интересам, увлечениям. Постоянная смена видов деятельности в течение учебного года, их чередование позволяет избежать потери интереса к данной деятельности, сохраняя эффект открытия и новизны, дает возможность выбирать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем. Экскурсия в природу - важный элемент программы, классическая форма изучения окружающей среды, дополняющая знания школьного ! курса предмета «Окружающий мир». Главное значение экскурсий в природу состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Они рассматривают, наблюдают, изучают любой объект, как часть единой системы мира природы, осознают себя, как часть этой системы. При этом у них развиваются наблюдательность, обогащается личный опыт. Экскурсия может проводиться виртуально с : использованием ТСО и научно-познавательных фильмов. Немаловажно, что экскурсии, связанные с пребыванием на свежем воздухе, содействуют укреплению здоровья детей и дают возможность собрать разнообразный природный материал для последующих занятий в классе и для приготовления всевозможных наглядных пособий, творческих работ. Данная программа предусматривает знакомство с различными Щ профессиями (эколог, метеоролог, рыбовод, ихтиолог, ученый, лаборант и т.д.) : Адресат программы: данная программа рассчитана на (| обучающихся младшего школьного возраста 7-11лет. Срок реализации программы -1 год, 204 часа. Занятия проводятся ! 2 раза в неделю по 3 академических часа. Форма обучении - очная. Щ Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся в группе обучающихся младшего школьного возраста в количестве - 10-12 человек. Состав группы постоянный, может быть | разновозрастным. ! : ;• Основой образовательного процесса является учебный план программы и календарный учебный график. В группах применяется методика дифференцированного обучения в зависимости от возрастных и личностных качеств обучающихся. Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной, |!г дети имеют возможность выбора и реализации своих предпочтений и замыслов, что позволяет удержать их интерес к занятиям. В процессе освоения программы используются комбинированные, теоретические, практические типы занятий. Занятия проводятся в 1 различных формах, таких как: практическая работа, беседа, выставка, экскурсия, игра, экологические мероприятия; экспериментальноисследовательская работа и т.д. Программа разработана с учетом следующих принципов: - последовательности - содержательные задачи решаются методом «от простого к сложному», в соответствии с возрастными познавательными возможностями обучающихся; - доступности - простота изложения и понимания материала; - наглядности - использование наглядных пособий, технических средств обучения, делающих учебный процесс более эффективным; - связи теории с практикой - выработка умений и навыков на основе знаний и представлений; - индивидуализации - учет психологических особенностей обучающихся; 1 - результативности - соответствие целей образования и возможностей их *[ достижения; - межпредметности - связь с другими областями деятельности и знаний. Цель’и задачи программы. Цель программы: формирование основ экологической культуры, расширение знаний о природе, необходимых для разностороннего взаимодействия с окружающим миром. Задачи: Образовательные: - расширять кругозор обучающихся, повышать интерес к предмету; - учить применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения; - учить использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни. Развивающие: - развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли. - развивать стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды; - развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; - развивать коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, творческие способности, навыки работы в коллективе. Воспитывающие: - воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе, интерес обучающихся к науке, самостоятельной работе и творчеству; - формировать социально-нравственные и культурные ценности человека; - пропагандировать ЗОЖ. Учебио-тематический план Количество часов Перечень разделов,тем Раздел 1. Вводное занятие (3 часа) 1.1. Введение в программу. Экология. Игры на знакомство. ТБ. Раздел 2. Осенние экскурсии (9 часов) 2.1. Экосистема родного края. Всего Теория Практика часов о 2 1 3 2 1 6 ----- -- ’ 1 ■ ■■ • ....... .... ................... Наблюдения красоты природы. Экскурсии к морю, в лес, к реке, в поле. Раздел 3. Путешествие к морю (36 часов) 3.1. Ознакомительное занятие. 3.2. Животный и растительный мир Охотского моря 3.3. Приливы и отливы 3.4. Круговорот воды в природе 3.5. Творческая работа «Оживи камень». 3.6. Экспериментально-исследовательская работа «Свойства морской воды». 3.5. Итоговое занятие раздела 2.2. 6 2 4 3 1 2 6 3 3 3 3 12 2 2 3 1 1 . '1 ; 9 6 2 4 -3> 1 2 2 3 " Раздел 4. Путешествие в лес (33 часа) 4.1. Ознакомительное занятие. 3 4.2. Растительный и животный мир леса 6 1 о3 12 3 9 6 1 5 3 1 2 3 1 2 3 2 1 12 9 3 3 9 6 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 9 3 6 9 2 7 Творческая работа - работа с природным материалом. 4.4. Акция «Елочка-красавица, как тебя сберечь?» 4.5. Экспериментально-исследовательская работа - рождение снежинки. 4.6. Итоговое занятие раздела Раздел 5. Путешествие в поле (30 часов) 5.1. Ознакомительное занятие. Экскурсия в НИИ 5.2. Растительный и животный мир поля 5.3. Разнотравье поля 5.4. Экспериментально-исследовательская работа - «Проращивание фасоли, гороха» 5.5. Итоговое занятие раздела Раздел 6. Путешествие к реке (33 часа) 6.1. Ознакомительное занятие. Экскурсия на рыборазводный завод 6.2. Рыбы Магаданской области 4.3. 6.2. 6.3. Цикл жизни лососевых пород рыб Экологические мероприятия - «Сохраним лосося!» 6.4. 6.5. -------------------------------------------- #------------------------- Экспериментально-исследовательская работа «Секреты льда» Итоговое занятие раздела 6 1 3 1 5 2 Раздел 7. В Зимнем саду (57 часов) 7.1. Ознакомительное занятие. о 2 1 7.2. Биологические особенности растений 9 о 6 7.3. Факторы, влияющие на рост и развитие растений Творческие работы из природного материала Экологические мероприятия - уход за растениями. Экспериментально-исследовательская работа - «Посади свое растение» Итоговое занятие раздела 6 2 4 9 1 8 6 2 4 21 3 18 3 1 2 о 3 0 204 66 138 7.2. 7.3. 7.4. 7.5. 8. Итоговое занятие (3 часа) 8.1. Презентация экологической тропы. Подведение итогов учебного года. Итого: С оде ржа и ие програ м м ы Раздел 1. Вводное занятие (3 часа). Знакомство с содержанием программы. Что такое экология? Что изучает экология. Экологические факторы. Красная книга. Я и природа. Инструктаж по ТБ на занятиях. Практика: Диагностическая беседа с целью выявления первоначальных знаний, умений инавыков по экологии. Игры на знакомство. Раздел 2. Осенние экскурсии (9 часов) Экскурсии к морю,- в лес, к реке, в поле. Экосистема родного края. Осенние изменения природы. Воздействие человека на природу. Занятия проводятся в лесу, на реке, зеленой зоне поселка, в зимнем саду, итд. Практика: Сбор и заготовка природного материала для изготовления творческих работ — песок, камни, листья, шишки, колоски, трава и др.. Исследование - «Способы заготовки осенних листьев для изготовления творческих работ» Раздел 3. Путешествие к морю (36) Животный и растительный мир Охотского моря. Приливы и отливы. Круговорот воды в природе. Море и человек. Экспериментально-исследовательская работа - «Свойства морской воды». Раздел 4. Путешествие в лес (33) Растительный и животный мир леса. Как зимуют животные. Адаптация животных к сезонным изменениям. Цикл жизни растений. Влияние человека. Проблема вырубки леса. Охранные мероприятия. Зимующие птицы. Какие животные живут рядом с человеком. Будь природе другом. Практика: Творческая работа - работа с природным материалом. Акция: «Елочка-красавица, как тебя сберечь?» Экспериментально исследовательская работа - рождение снежинки. Раздел 5. Путешествие в поле (30) Что растет на полях. Вредители и сорняки. Лекарственные растения. Деятельность человека. Экскурсия в НИИ. Практика: Творческая работа - изготовление кормушек. Экологические мероприятия. Акция «Накорми птиц». Экспериментально исследовательская работа -«Проращивание фасоли, гороха». Раздел 6. Путешествие к реке (33) Как рождается река. Рыбы Магаданской области. Цикл жизни лососевых пород рыб. Сказка про рыбку. Экскурсия на рыборазводный завод. Практика. Экологические мероприятия - «Сохраним лосося!» Экспериментально-исследовательская работа «Секреты льда» Раздел 7. В Зимнем саду (57) Группы растений, их особенности и содержание. Биологические особенности растений. Экологические факторы, влияющие на рост и развитие растений, световой режим, тепловой, водный, воздушный. Питание растений (минеральные, микроудобрения, органические удобрения). Уход за растениями. ПолИв в зависимости от видов растений. Норма полива. Протирание листьев, опрыскивание, формирование кроны. Знакомство с наиболее распространенными насекомыми, повреждающими комнатные растения. Наблюдение за появлением вредителей и болезнями. Знакомство с видами и способами размножения комнатных растений (семенами, вегетативное размножение). Практика: Творческие работы. Экологические мероприятия - уход за растениями, «Посади свое растение». Экспериментально исследовательская работа - выращивание микрозелени, рассады растений. Ведение дневника наблюдений за ростом и развитием растений, рассады. 8. Итоговое занятие (3 часа) Презентация экологической тропы. Подведение итогов учебного года. Планируемые результаты В результате прохождения программы «Тропинка в природу» обучающиеся должны знать: - животный и растительный мир Магаданской области; -условия, необходимые для жизни растений и животных; - как возникают экологические проблемы, их решение; - нравственные правила обращения с объектами природы; уметь: - эстетически, эмоционально-нравственно относиться к природе. - анализировать, сравнивать, делать выводы; - построить ход исследования и выполнить его; - выполнять изделия из различного природного материала; Личностные универсальные учебные действия: мотивация к учебной деятельности в рамках формирования экологической культуры, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем экологии: - основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - успешная адаптация детей в социальном окружении; - повышение познавательного интереса к объектам и явлениям природы. Познавательные универсальные учебные действия: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать известное от неизвестного; - знать отличительные особенности природного и животного мира; Регулятивные универсальные учебные действия: - применять на практике полученные знания и умения; - работать по плану; - адекватно оценивать свои достижения; - соблюдать правила организации рабочего места. Коммуникативные универсальные учебные действия: - слушать и понимать речь других; - вести наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением; - работать в парах и рабочих группах. Организационно-педагогические условия Условия реализации программы Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей. Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелыо, рассчитанной на младших школьников. Использование интерактивной доски, аудио-видео-аппарагуры, цифровых образовательных ресурсов повысят эффективность программы. Материалы, инструменты и приспособления для рукоделия должны размещаться в удобном для детей месте (шкафы, полки, кармашки). Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, шаблоны, трафареты. Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон, проволока, леска, клей, бисер, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, бросовый и природный материал. Для демонстрации готовых изделий должны быть предусмотрены места для выставки. Очень важно при проведении экскурсии обеспечить безопасность обучающихся. Все участники в обязательном порядке в начале экскурсии проходят инструктаж и расписываются в журнале. Аптечка находится у педагога. Должен быть организован питьевой режим. Методическое обеспечение программы Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный -дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; - частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: - фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися; индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и 1. 2. 3. 4. фронтальных форм работы; * - групповой - организация работы в группах; - индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Коррекционно-развивающие методы и приемы -проблемно-поисковый; -метод сравнения; -репродуктивный; -чередование умственной и практической дея тельности; -поэтапность выполнения задания; -осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку; -поощрение малейших успехов, развитие в учащихся веры в себя, в собственные силы и возможности. -обучение без принуждения: -постановка наводящих вопросов; -поощрения, создание ситуации успеха; -работа по образцу, трафарету; -подача нового материала небольшими дозами; -систематичность повторения изученного; -предупреждение возможных ошибок; -адаптация содержания, отхождение от сложности материала. Лид акт и чески й мат ериал программы включает: Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы. Алгоритмы деятельности: план, схема, инструкционные карты, демонстрационный материал, описание и анализ проделанной работы. Контрольно-измерительные материалы: методики контроля, тестовые задания, схемы самоанализа. Оборудование и приспособления для проведения опытов, исследований. Оценочные материалы и формы аттестации Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся. Основными формами подведения итогов реализации программы являются наблюдения, тестирование и самоанализ обучающимися своих достижений, применяемые в конце изучения каждой темы. При оценивании результатов используется 3-бальная система: низкий, средний, высокий уровни усвоения знаний и сформированное™ умений и навыков, метапредгйетных и личностных результатов в середине и конце учебного года. Диагностическая карта теоретических результатов №п/п Ф.И. ои о ан ою к хк к н ао«З го сав из <и а оЗ * < ки а о О, а а го а се го о, С 03 и 12 О! < и X а 2а < и о аси Ц а и И о а Н асз ау Й «к н а и « о. < в ч о и "с сч >а а к о V а иоа ко а (Т) н < и о о. с и 12 и 'с сч Г-1 н Xи < ао, < и о <Т) е*й О из «= < и: н ей со о а) о ю О ей X сц енй ю ей О Он « & V ей О 23 хЙ & о Си О н X :г V о(О к со СЙ и и С сч 0-1 ГЧ Диагностическая карта метапредметных и личностных результатов № п.п. Ф.И. Интерес к занятию Умение Трудолюбие Усидчивость, Сотрудничество с доводить другими учащимися терпение начатое дело до на занятии конца Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения по программе 1 год 11.09.2023 г. Дата окончания обучения по программе 25.05.2024 г. Всего учебных недель Количество учебных часов 34 204 Режим занятий 2 раза в нед. : по 3 часа Список литературы 1. Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196); 3. СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 г. № 39; 5. СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2. 1. Живая природа. Звери, птицы, животные и растения вокруг нас. Дженнингс Терри. - СПб: Питер, 2012. 2. Зыкова, О. Любовь к природе воспитываем с детства. Дошкольное воспитание. - № 9. - 2011. - 13с. 17. 3. Иванова, А.И. Живая экология - М: ТЦ СФЕРА, 2006 г. 4. Обуховская А.С. Удивляемся, восхищаемся и познаем, 4-е издание. ЗАО «Крисмас+», 2022. 5. Ордынская М. «Комнатные растения» М, АСТ-ПРЕСС, 2001 г. 6. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. М. из;д. «Просвещение», 2010. 7. Самкова В. А. Открываем мир природы. Настольная книга учителя начальных классов: М., ООО «Русское слово», 2016. 8. Харина, О.Н. Роль уголка природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста -2009. № 6. 9. Интернет-сайты, Википедия.