Программа Познавайка

4

М униципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей п.Ола»

Утверждено:4
Дцщстор МКУДО
'«ЦДО детей п.Ола»
ей В.С.Белохорт

ШУЗ &г Р ? &

Принято:
на педагогическом совете
М КУ ДО «ЦДО детей п. Ола»
П ротокол № V 6)Г С

сОеЛг

Дополнительная общ еобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественной направленности
«ПОЗНАВАЙКА»

Срок реализации: 1 год.
Возраст обучаю щихся (воспитанников): 5 лет
Составитель: Червякова Татьяна Николаевна,
педагог ДО творческого объединения «Ступеньки»

п. Ола, 2023 г

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3. Учебный план
4. Содержание программы
5. М етодическое обеспечение
6. М атериально-техническое оснащение;
7. Календарный учебный график;
8. Литература

П ояснительная записка
Дополнительная общ еобразовательная общ еразвивающая программа «Познавайка»
(далее - программа) относится к художественной направленности и разработана в
соответствии с действую щ ими нормативными документами:
- Ф едеральным законом от 29.12.2012 г. № 2 7 3 -0 3 «Об образовании в Российской
Федерации».
-Концепцией
развития
дополнительного
образования
детей,
утверждённой
распоряжением П равительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Приказом М инистерства просвещ ения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осущ ествления образовательной деятельности по дополнительным
общ еобразовательным программам».
- СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 02.12.2020 г. № 39;
- СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
П остановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2.
Приобщ ение к театру детей дош кольного возраста связано с подготовкой и показом
инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок.
Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также
общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания
детей. Ж анр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о
добре и зле, ведь их смысл - в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра,
прославлении труда, защ ите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными
образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к
жизни.
Сценические образы - образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда
несет ребенку больш ую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его
общества.
Именно, благодаря театрализованной деятельности осущ ествляется эмоционально­
чувственное «наполнение»
отдельных духовно-нравственных
понятий
и помогает
воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу,
сделать правильный моральный выбор.
Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем
его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют
их думать, анализировать, делаТь выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая
культура его речи, ее интонационный строй.
Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыш а перед необходимостью ясно,
четко, понятно изъясняться. У него улучш ается диалогическая речь, ее грамматический строй.
М ожно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития
чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия
развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляю т его сочувствовать персонажам,
сопереживать разыгрываемые события.

Благодаря произведениям, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает
свое собственное отнош ение к добру и злу. Лю бимые герои становятся образцами для
подражания и отождествления. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное
влияние на детей.
Новизна дополнительной общ еразвиваю щей программы «Познавайка» в том, что
образовательная деятельность проводится уже с младшего возраста с ознакомлением
обучающихся с видами театра, особенностями театрального искусства, что позволяет
воспитанникам проявлять самостоятельность в художественном творчестве, активности.
Ребятам дается возможность самим придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему
передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать.
Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лиш ь наблюдая за поведением
животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблю даемых, донести до зрителя эти
чувства.
Новизна также заклю чается в применении здоровьесберегаю щ их технологий:
• дыхательная гимнастика;
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• сказкотерапия.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности,
обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями
этапов дош кольного детства. П редусмотрено поэтапное использование отдельных видов
детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) в процессе театрального
воплощения.
Основной формой проведения образовательной деятельности является игра.
Актуальность программы: данная дополнительная общ еразвивающая программа
направлена на создание условий для развития ребенка, развитие мотивации к познанию и
творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Программа обучения театральному искусству с дош кольного возраста позволяет
активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в
качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в
свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащ ает его духовный и
нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
Воспитание
потребности
духовного
обогащ ения
ребенка,
способности
взаимодействовать со сверстниками, развитие индивидуалных способностей - все это и делает
программу актуальной на сегодняш ний день.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами
театра помочь детям раскрыть их индивидуальные способности, физические и нравственные
качества, а так же повыш ение уровня общей культуры и эрудиции (развитие памяти;
мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем
поможет детям быть более успеш ными в школе.
Каждый ребенок овладев знаниями, умениями, навыками сможет применить их в
дальнейшем на создание индивидуального творческого продукта.
Одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со
сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких
качеств, которые помогут в общ ении со сверстниками и не только: понимания, что все люди
разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разреш ать возникающие
противоречия в общении.
Цель программы: приобщ ить детей к духовным и нравственным ценностям, развитие
личности через театрализованную деятельность.

Задачи данной программы:
Обучающие:
- познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный,
драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- научить имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное
состояние человека, вступать в ролевое взаимодействие с персонажами.
- научить использовать средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация,
движения)
- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей
о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной
терминологии, театрах города Москвы.
Развивающие:
развить у детей: артистические способности, речь, умение «читать» характеры
персонажей пьесы (в соответствии с их возрастными особенностями). Развить интерес к
различным видам театра.
Воспитательные:
- воспитывать артистические качества, любовь к театру, вовлекая дош кольников в
различные театрализованны е представления.
Отличительны е особенности:
Данная дополнительная общ еразвивающая программа отличается от других тем, что
созданы условия для проведения театрализованной деятельности. А также программа
отличается принципами проведения театрализованной деятельности:
Принцип адаптивности, обеспечивающ ей гуманный подход к развивающ ейся личности
ребёнка.
Принцип развития, предполагаю щ ий целостное развитие личности ребёнка и
обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип
психологической
комфортности.
Предполагает
психологическую
защ ищ ённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для
самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление воспитанника о
предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смы слового отнош ения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир
- это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для
себя.
Принцип доступности знаний. Форма представления знаний должна быть понятной
детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в
мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и
ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное - не передача детям готовых знаний, а
организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делаю т «открытия»,
узнают что-то новое путём реш ения доступных проблемных задач
В основе программы леж ит интеграция предметов художественно-эстетического цикла.
Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей
ребенка, умения видеть и творить прекрасное.
Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в
сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дош кольника и позволяет наиболеё
полно раскрыть и развить творческие способности.
Интеграция образовательных областей:
Базовая образовательная область - социализация.
-

«Чтение художественной литературы», где дети знакомятся с литературными
произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий,
праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
«Художественное творчество», где дети знакомятся с иллю страциями близкими по
содержанию, сюжету спектакля. Рисую т разными материалами по сюжету спектакля, или его
персонажей.
«Познание», где дети знакомятся с предметами ближайш его окружения, культурой,
бытом и традициями , что послужит материалом входящим в театрализованные игры и
спектакли.
«М узыка», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер
музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваиваю т различные танцы, разучивают
песни и подпевки.
«Коммуникации» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки;
Развивается четкая дикция.
«Физическая культура» использование подвижных-сю жетных игр.
«Социализация» использование дидактических игр.
«Труд»
участие в спектаклях, подготовка к ним- это уже огромный труд. Дети
приучаются к порядку: убираю т помещ ение после занятий, расставляю т все по местам в
театральном кружке и после художественного творчества.
«Здоровье» использую тся здоровьесберегаю щ ие технологии.
«Безопасность» знакомство с правилами поведения в театральном кружке; ознакомление
с правилами безопасного передвиж ения в помещении; ознакомление с правилами обращения с
мелкими предметами; формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.
Здоровьесберегаю щ ие технологии
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.
П ланируемые результаты к концу года:
- дети называю т основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и
пальчиков);
- показываю т пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые
гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
- произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах,
с разной силой голоса;
- выразительно читаю т стихотворный текст;
- передают образ героя характерными движениями;
- действуют на сцене в коллективе;
- держатся уверенно перед аудиторией.
Срок реализации программы: 1 год. Всего 34 часа.
Форма образовательной деятельности: групповая по 10-12 человек.
Образовательная деятельность проводится во вторую половину дня. В соответствии с
требованиями СанПиН:
Уровень обучения: базовый.
Возраст обучающихся: 5 лет
Режим: 1 раз в неделю по 25 минут.
М етоды работы, вклю чаю т в себя:
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним. Игры драматизации. Упражнения
эмоционального развития детей. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
Задания для развития речевой интонационной выразительности. Игры превращения
(«учись владеть своим телом»), образные упражнения. Упражнения на развитие детской

пластики. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук. Упражнения на развитие
выразительной мимики. Беседы, чтение рассказов. У пражнения по этике во время
драматизаций. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной
программы:
- полученные знания и умения ребята демонстрирую т на открытых занятиях, открытых
концертах для родителей, фестивалях.
- эффективность проводимой работы с детьми в рамках театральной деятельности
определяется с помощ ью диагностического комплекса, который предусматривает как
психологическую, так и педагогическую оценку развития навыков театрализованной
деятельности.
Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности:
- знание основ театральной культуры;
- речевая культура;
1
- эмоционально-образное развитие; - основы коллективной творческой деятельности;
Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной деятельности: 1
- поведенческая активность;
- коммуникативно- речевые навыки;
- отнош ения с взрослыми; - любознательность;
- стремление к общ ению в больш их группах детей;
- желание стать лидером в группе;
- конфликтность, агрессивность;
Ключевой метод отслеживания: наблюдение позволяет выявить как положительные
результаты, так и нереш енные проблемы, скорректировать дальнейш ие планы, наметить
перспективу работы всей группы и проведение индивидуальных занятий.
М еханизм оценки получаемых результатов акцент в организации театрализованной
деятельности с дош кольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации
театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в
процессе создания спектакля
Учебно-тематический план
№

Разделы

Общее
количество
часов

1
2
3

Вводное занятие
Театральная игра
Культура и техника
речи
М астерство актёра
Ритмопластика
Работа
над
спектаклем

1
5
7

4
6

Теоритических
1
1
1

7
7
7

6
6
6

1
1
1

В том числе

Практических

4
5
6
Всего

-

34 часа

Содержание программы
Раздел № 1: Вводное занятие: Знакомство с программой, правилами техники безопасности,
знакомство с обучаю щимися.
Раздел № 2 «Театральная игра» Воспитанники продолжаю т играть в театральные игры,
создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов.
Тренировать зрительное и слуховое внимание. Развивается выдержка, согласованность

действий.
П рививается
умение
свободно
перемещаться
в
пространстве,
учатся
координировать свои действия с товарищ ами, слышать в музыке разное эмоциональное
состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; выстраивать линию поведения в
роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками;
Раздел № 3 К ультура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией,
четкой дикцией, разнообразной интонацией,
логикой речи и орфоэпией. В раздел включены игры со словом, развиваю щ ие образную речь,
творческую фантазию , умение сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать
простейшие рифмы. Упражнения делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные;
дикционные и интонационные; творческие игры со словом. С детьми проводятся беседы:
«История возникновения театра». «Особенности театрального искусства». «Театральные
профессии». Дети знакомятся с репродукциями картин, иллю страциями, близкими по
содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать по сюжету спектакля или отдельных его
персонажей, разучиваю т скороговорки, чистоговорки, потешки, знакомятся с литературными
произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм
организации театрализованной деятельности, знакомятся с явлениями общественной жизни.
Раздел № 4 М астерство актера. В раздел включены игры, этюды, музыкально-пластические
импровизации на развитие творческих способностей детей: дикция (потеш ки, скороговорки,
чистоговорки), Ж есты (этю ды на выразительность жеста, в том числе «Расскажи стихи
руками»), мимика (этю ды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных
эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера), движения (этюды с музыкальным
сопровождением). Воспитанники слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая
разнохарактерное ее содержание, дающ ее возможность более полно оценить и понять
характер героя, его образ, учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо
героя, его характер, настроение, играю т в театральные игры.
Раздел № 5 Ритмопластика. Включает комплексные
ритмические, музыкальные,
пластические
игры
и
упражнения,
обеспечивающ ие
развитие естественных
психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с
окружающим
миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.И гры на
развитие двигательных способностей, развитие ребенка идет от движений и эмоций к
слову. М узыкально - пластические импровизации, передавать в пластических свободных
образах характер и настроение музыкальных произведений . Ж есты как важное средство
выразительности.
Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук.
Раздел № 5 Работа над спектаклем (Вспомогательный раздел) базирую щ ийся на авторских
сценариях, вклю чает темы: знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю.
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если
есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и
мотивов поведения отдельных персонажей.
6. Работа над вы разительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях;
закрепление отдельных мизансцен.
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями деко-раций и реквизита (можно
условными), с музыкальным оформлением.
8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение
темпоритма спектакля. Н азначение ответственных за смену декораций и реквизит.
9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
I

10. Повторные показы спектакля. П одготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда
или ачьбома с фотографиями.
М етодическое обеспечение
Формы организации образовательного процесса:
Вводные, практические, занятия по систематизации и обобщению знаний, по
контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий; отчетный
концерт, занятие - игра, игры - путешествия, открытое занятие, просмотр кукольных
спектаклей и беседы по ним. Игры драматизации. Упражнения эмоционального развития
детей. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика). Задания для развития речевой
интонационной выразительности. Игры - превращения («учись владеть своим телом»);
образные упражнения, упраж нения на развитие детской пластики. Пальчиковый игротренинг
для развития моторики рук, упражнения на развитие выразительной мимики. Упражнения по
этике во время драматизаций. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации - жестом, мимикой,
движением, костюмом, декорациями. Личный пример. ИКТ: просмотр презентаций, видео,
аудио прослуш ивание, игра- импровизация. Инсценировки и драматизации. Просмотр
видеофильмов, разучивание произведений устного народного творчества. Обсуждение;
наблюдения, словесные, настольные и подвижные игры.
Методы обучения:
- словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста, анализ
произведения);
- наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций;
- показ педагогом приемов исполнения; наблюдения; (показ по образцу и т.д.);
- практические (вокальные упражнения);
- тренировочные упражнения.
Оборудование:
1.Театральная ш ирма
2.Разные
виды кукольных театров:
- пальчиковый
- плоскостной ш агающ ий театр
- конусный
- теневой
- магнитный
- штоковый
- масочный
- варежковый
- игрушечный (резиновые,^деревянные, мягкие куклы)
3.
Ноутбук, колонки.
4. Костюмы
Календарны й учебны й график
Г од обучения

Д ата начала
обучения

1 год

11.09

Дата
окончания
обучения
31.05

Всего
учебных
недель
34

Количество
учебных
часов
34

Режим
занятий
1 раз в
неделю по 1
часу

Литература
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Книгадля восп. 12. Детского сада.
- М .: Просвещение, 1991.-127 с.
2. Бодраченко, И.В. театрализованны е музыкальные представления для 14. детей дошкольного
возраста / И.В. Бодраченко,- М.: Айрис-пресс, 2006.-144 с.
3. Вакуленко Ю .А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду /
Ю.А. Вакуленко, О.П. Власенко.-Волгоград: Учитель, 2008.-153 с.
4. Гавришева Л.Б. М узыка, игра-театр!: Экологические сценарии театрализованных
представлений для детей логопедических групп доу.- СПб.: «Детство-пресс», 2004,- 80 с.
5. Горохова Л.А., М акарова Т.Н М узыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ:
Интегрированные занятия/ Под ред.К.Ю . Белой,- МДОУ: ТЦ Сфера, 2005.-64 с.- (Программа
развития)
6. Зарецкая Н.В. Часы с кукуш кой: М узыкальные сказки с нотным приложением для
подготовительной к школе группы ДО У.- М.: ТЦ Сфера, 2003.-56 с.
7. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дош кольников по мотивам русских
народных сказок.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.- 48 с.
8. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов
дополнительного образования детских садов. - М.: АРКТИ, 2000.- 160 с.
9. Чурилова Э.Г. М етодика и организация театрализованной деятельности дош кольников и
младших школьников: П рограмма и репертуар. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-160


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».