Программа Детский дизайн

4

Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей п.Ола»

Утверждено:

Принято:
на педагогическом совете
МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола»
Протокол
с г <037 с у*

МКУ

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая)программа
художественной направленности
«ДЕТСКИЙ ДИЗАЙН»

Срок реализации: 1 год.
Возраст обучающихся (воспитанников): 5- 6 лет
Составитель: Шитакова Вера Геннадьевна,
педагог дополнительного образования

п. Ола. 2023 г

(Содержание

1. Пояснительная записка;
2. Цель и задачи программы;
3. Учебно-тематический план;
4. Содержание программы;
5. Предполагаемые результаты обучения;
6. Методическое обеспечение программы;
7. Оценочные материалы и формы аттестации;
8. Материально-техническое обеспечение;
9. Календарный учебный график;
10. Литература.

Пояснительная записка
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех
высоких человеческих начал.
Именно, в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического
развития ребенка.
На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление
художественного воспитания детей дошкольного возраста - детский дизайн, который даёт
широкий простор детскому творчеству.
Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим
системам интегрированного типа.
Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим
потенциалом для всех сфер личности.
Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими
культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также
концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы
реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности
- как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание
физического и духовного развития ребенка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский дизайн»
относится к художественной направленности и разработана в соответствии с действующими
нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской
Федерации».
Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
- СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 02.12.2020 г. № 39;
- СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2.
Актуальность программы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве
ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать
застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию
собственного творчества ребенкаТ
Дизайн - это творческая задумка создателя. Новый, необычный подход к предметам и
вещам.
Это все то, что нас окружает, весь окружающий мир со всеми новшествами и постоянным
прогрессом.
Искусство дизайна активно входит в нашу жизнь. Если «дизайн для детей» - одно из
направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то «детский
дизайн»; связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству
окружающей его предметно-пространственной среды. Элементарные поделки ребенка можно
рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он
планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными
приемами и поделочными материалами. С доступными способами изготовления и украшения

своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием,
прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием,
плетением и др. Дети моделируют украшения, составляют картины из различных материалов
и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа объясняется
формированием, при котором развивается у ребёнка его фантазия, творчество,
художественный вкус, учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивать
композицию. Обучающийся приобщается к красоте природы и мира, созданного руками
людей, учится понимать и ценить прекрасное.
Цель: познакомить ребенка с первоначальным представлением о дизайне;
Задачи:
Обучающие
-научить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и
художественные способности в процессе рисования, работы с бумагой и пластилином.
Развивающие
-развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в
самоутверждении.
Воспитательные
-формировать положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира,
воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Особенности методики и организации образовательного процесса
Используются традиционные методы ведения занятия и новые технологии, разные типы:
комбинированное занятие, коллективная работа, занятия-игры, диалог и постановка
творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год, 34 часа.
Уровень обучения: базовый.
Формы организации образовательного процесса
Форма обучения: очная.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 25 минут, что
соответствует санитарным нормам и правилам охраны жизни и здоровья детей. Между
занятиями перерыв по 10 минут, во время которого дети играют в подвижные, хороводные и
свободные игры, происходит общение детей с взрослыми и детьми, что соответствует
санитарным нормам.
Учебно-тематический план
№
п/п

Тема

1

Беседа:
«Я в дизайнеры
пойду, пусть меня
научат»

2

Познавательное
занятие
«Волшебный
материал»
Рисованиеаранжировка:

3

Задачи

Дать детям первые представления о дизайне,
познакомить с профессией дизайнера.
Активизировать словарный запас детей
словами: «дизайн», «модельер», «Костюмер»,
«гримёр», «архитектор».
Познакомить детей с различными
материалами (бусины, ленты, декоративный
пластилин, витражные краски, и т.д.).
Познакомить детей с понятием «фитодизайн»
Учить «печатать» листья методом «оттиска».

Количество
часов
1

1

1

/
«Календарь
природы»

4

Лепка из солёного
теста: «Рыбка»

5

Декоративное
рисование:
«Роспись Рыбки»
Выставка детских
работ

6

7

Аранжировка с
элементами
рисования:
«Осенний пейзаж»

8

Аппликация:
«Рамка для
рисунков»

9

Аппликация из
мятой бумаги +
бусины «Красивый
цветок»
Аппликация:
«Новогодние
игрушки-шары»

10

И

Коллективная
работа «Зимний
пейзаж»

12

Выставка детских
работ: «Юные
дизайнеры»

13

Лепка из солёного
теста: «Кораблик»

14

Декоративное
рисование:

Активизировать словарный запас словами:
«фито-дизайн», «гербарий».
Закреплять знания детей о деревьях и
растениях.
Развивать фантазию.
Учить лепить игрушку с натуры из целого
куска теста.
Развивать умение самостоятельно выбирать
тему работы.
Учить детей самостоятельно выбирать узор
для росписи игрушки.
Развивать чувства ритма и цвета.
Учить расставлять экспонаты на выставке.
Развивать эстетические способности.

2

2

2

2
Продолжать знакомить детей с понятием
«фитодизайн».
Учить детей использовать в работе гербарий.
Развивать у детей способность к проектному
мышлению.
Создание оригинальных композиций.
Совершенствовать технику вырезания
1
округлых форм из бумаги, сложенной вдвое по
диагонали.
Развивать чувства формы и композиции.
1
Развивать воображение и чувство меры.

Познакомить детей с правилами простых
композиций.
Показать и освоить навыки работы с клеем и
тканью.
Продолжать знакомить детей с правилами
простых композиций и вариантами их
декоративного оформления.
Вызвать радостное предновогоднее
настроение.
Закрепить знания о работе дизайнераоформителя.
Продолжать учить детей красиво расставлять
экспонаты на выставке, находить правильное
место для каждой работы.
Развивать эстетику
Продолжать учить лепить из целого куска
соленого теста.
Развивать умение самостоятельно выбирать
тему своей работы.
Продолжать учить расписывать
плоскостные фигурки.

1

1

1

1

1

«Роспись
кораблика»

Развивать чувство ритма и цвета.

15

Рисование:
«Картонажный
театр»

16

Декорации к театру

Познакомить детей с историей картонажного
2
театра.
Создание разных образов на основе одной
формы, передача характерных черт внешности
героев сказки.
Вызвать интерес к театральной деятельности.
Стремиться оформить место действия
1
персонажей элементами декораций.
Приобщать детей к истокам русской народной
культуры.

17

Лепка из солёного
теста: «Пчёлка»

18

Декоративное
рисование роспись
«Пчелки»

19

Аппликация:
«Декорирование
бутылочек»

20

Аппликация из
салфеток + бусины
«Букет роз»
Декоративное
рисование: «Синяя
сказка»

21

22

Лепкааранжировка
«Отражение в
воде»

2
Закрепление технических навыков и приемов
лепки из теста. Лепить из частей, деление
куска на части, выдерживать соотношение
пропорций по величине, плотно соединяя их.
Развивать мелкую моторику. Формировать
навыки аккуратности при раскрашивании
готовых фигур. Развивать творческое
воображение, связную речь при составлении
рассказа о своей поделке.
Учить раскрашивать изделие из соленого теста 2
красками, которое было изготовлено на
предыдущем занятии и тщательно
высушено. Формировать навыки аккуратности
при раскрашивании готовых фигур. Развивать
у детей эстетическое восприятие, чувство
цвета. Продолжать знакомить с акварельными
красками, упражнять в способах работы с
ними. Развить гибкость пальцев рук при
работе с кисточкой.
2
Познакомить и освоить с детьми создание
простых композиций.
Развивать проектное мышление, воображение,
умение работать в коллективе.
2
Вызвать радостное настроение.
г Расширять представления детей о гжельской
росписи.
Воспитывать интерес к искусству гжельских
мастеров.
Приобщать детей к истокам русской народной
культуры.
Закреплять навыки смешивания красок, для
получения разных оттенков синего цвета.
Познакомить детей с понятием «зеркальное
отражение».
Учить планировать и выполнять работу в
соответствии с намеченной целью.

1

1

------------ 9------------------------------------------

23

Рисование:
«Отражение в
воде»

24

Аппликация:
«Рамка для
фотографии»

25

Ручной труд:
«Куклы наших
бабушек»

26

Выставка:
«Радужное
многоцветие»

Развивать проектное мышление.
Продолжать знакомить детей с понятием
«зеркальное отражение».
Познакомить с новой техникой рисования
«монотипией».
Воспитывать любовь к природе.
Познакомить детей с некоторыми простыми
приёмами вырезывания декоративных
элементов для создания композиции (бумага,
сложенная несколько раз, вырезывание по
спирали и др.).
Развивать проектное мышление и умение
работать коллективно.
Вызвать радостное настроение.
Познакомить детей с народной обрядовой
игрушкой, с историей и традициями на Руси.
Активизировать словарный запас новыми
словами и понятиями: «кукла-оберег», «куклапеленашка», «лоскут», «безликая».
Воспитывать любовь к народному искусству.
Обобщить имеющиеся у детей знания о
народных промыслах России.
Воспитывать уважительное отношение к труду
мастеров, национальную гордость за
мастерство русского народа.

1

1

1

1

Ожидаемые результаты:
- у детей формируются первоначальные представления о дизайне;
- развиваются умения, дающие возможность преобразовывать предметы окружающего
мира по законам красоты;
- дети знакомятся с визуальным языком дизайна;
- у них развивается чувство ритма, симметрии, цвета;
- формируется творческое мышление;
-развивается способность к созданию задуманного, к созданию выразительного
художественного образа под средством конструирования, лепки, изодеятельности и дизайна;
- совершенствуются практические навыки детей.
Показатели художественно - творческого развития детей
в дизайн - деятельности в конце учебного года
№

1

Характеристика
интересов и
способностей в
области
художественной
деятельности
Проявляет интерес,
проявляет средние
способности

„ Характеристика
качества
способов
творческой
деятельности
Применяет известное
в новых работах

Характеристика
качества
продукции

Соответствие
результатов
художественным
требованиям

Итог

средний

2

Высокое
творческое
воображение

Находит*
оригинальные
способы

Проявляет
индивидуальный
«почерк»

высокий

3

Проявляет интерес, Применяет известное
Применяет
низкий
но уровень
в новых работах
примитивную
способностей
манеру исполнения
низкий
Основные методы: словесные, наглядные, практические, игровые методы.
Основной принцип - развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к
самостоятельному творчеству. Создание творческой атмосферы на занятиях способствует
итоговый просмотр и обсуждение выполненных работ, выставки детских работ.
Специфических критериев отбора детей в группу не выделяется, так как предлагаемая
программа построена на основе таких форм работы, которые обеспечивают комфортное
пребывание ребенка в группе и независимо от уровня развития по изо-деятельности, такая
форма работы необходима для всех детей, посещающих объединение.
Методическое обеспечение
1. Нетрадиционные техники:
2. оттиск печатками из пластилина;
3. тычок жесткой кистью;
4. оттиск печатками из ластика;
5. оттиск поролоном;
6. восковые мелки и акварель;

7 . свеча и акварель;
8.
отпечатки листьев;
9. рисунки из ладошек;
10. волшебные веревочки;
11. кляксография;
12. монотопия;
13. печать по трафарету.
Материально-техническое обеспечение
Помещение, отводимое для занятий отвечает санитарно-гигиеническим требованиям
(сухое, вентилируемое, светлое, с площадью, достаточной для проведения занятий.)
1. Акварельные краски, гуашь;
2. Восковые мелки,
3. Ватные палочки;
4. Стаканы для воды;
5. Подставки под кисти; кисти.
6. Бумага цветная двухсторонняя;
7. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
8. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
9. Салфетки: бумажная, тканевая.
10. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами;
11. Деревянные палочки.
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
11.09

Дата
окончания
обучения
31.05

Всего
учебных
недель
34

Количество
учебных
часов
34

Режим занятий

1 раз в неделю по 1
часу

Литература
1. Головкова Л. В. Приглашаем в страну дизайна: Методическое пособие для воспитателей
дошкольных учреждений. - Смоленск: СОИУУ, 2003.
2. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности //Ребёнок в детском саду.2004. № 4.
3. Дорохова Е. изобразительная деятельность и театрализованные игры. - 1998.-№2.
4. Игнатович С. Знакомим детей с искусством зодчества..//Дошкольное воспитание.-2006.-№2.
5. Логунова Т. Первые урока дизайна. Учебное издание . - Мозайка - Синтез, 2002.
6. Соломенникова О. А. Радость творчества. - Издательство Мозайка - Синтез, 2006.
7. Швайко Г. С. Совет педагогов. Детский дизайн на занятиях по изобразительной
деятельности. Ребёнок в детском саду. - 2004. - №1.
8. Ярыгина А. Дети и дизайн. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 2.
9. Ярыгина А. Дети и графическая сценография. // Дошкольное воспитание. 2005. - 2005. №
11.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».