Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей п.Ола» Утверждено: ТКУ ДО «ЦДО детей п.Ола» Белохорт В.С. з № ЦЗ ото S'- О у- ^0*3 г Принято: на педагогическом совете МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола» Протокол № Ц С~ ,/’’МОЮ®»’'* «еиО' Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа художественной направленности «ТЕАТРАЛ» Срок реализации: 3 года. Возраст обучающихся (воспитанников): 7-18 лет Составитель: Червякова Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования творческого объединения «Театрал» п. Ола. 2023 г 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка. 2. Цели и задачи программы. 3. Учебно - тематический план. 4. Содержание программы. 5. Планируемые результаты. 6. Комплекс организационно - педагогических условий; 6.1. Методическое обеспечение программы. 6.2. Материально-техническое обеспечение. 7. Календарный учебный график. 8. Литература. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Главный признак настоящего таланта постоянное развитие, самосовершенствование» Стасов В.В. Театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании не только младших, но и школьников любого возраста. Театральные занятия развивают у обучающихся фантазию, речь, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев, двигательную активность. Занятия в театральном объединении способствуют расширению кругозора, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театрал» относится к художественной направленности и разработана в соответствии с действующими нормативными документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р; - Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 г. № 39; - СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г №2. В основе программы «Театрал» лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Театрал» актуальна, так как именно в театральном коллективе успешно происходит преодоление закомплексованности ребенка и ориентирована на всестороннее развитие личности, его неповторимой индивидуальности. Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Посещение занятий способствует развитию у обучающихся наблюдательности, фантазии, учит образному восприятию окружающего мира, вводит детей в мир прекрасного, пробуждает способность к состраданию и сопереживанию, развивает речь, активизирует мышление и познавательный интерес, а главное - раскрепощает творческие возможности ребенка и помогает его психологической адаптации в детском коллективе. 3 Новизна программы в том, что в ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку, именно, в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Отличительная особенность программы «Театрал» в том, что на занятии одновременно используются фрагменты разных тем и разделов. Обязательным элементом занятий является игра. Занятия строятся на принципе добровольного вовлечения в игру. Через игру обучающиеся находят новые средства самовыражения, обеспечивают мотивацию познания себя, других обучающихся, окружающего мира. Занятия в театральном коллективе не только развивают творческие способности, но и формируют его коммуникативную культуру, значимость и необходимость в общем деле, индивидуальность в исполняемой роли. Главное, чтобы обучающиеся ощутили удовольствие от творческого процесса, успешность и радость общения друг с другом. Используются активные методы обучения: ролевые игры, анализ ситуаций взаимодействия, решение проблемных ситуаций, возникающих между детьми и взрослыми. Педагогическая целесообразность программы состоит во включении механизма воспитания каждого члена коллектива. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания обучающихся. Национально - региональный компонент реализуется через беседы о творчестве писателей, поэтов, проживающих в нашем регионе, через ознакомление с историей Магаданского драматического театра и с известными театральными деятелями области, через театрализованные постановки на основе фольклора. Характеристика программы: т ип - дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая); в ид - модифицированная; направленность (профиль) программы- художественная Форма обучения - очная. Режим занятий. Продолжительность занятий по 2-3 учебных часа 2-3 раза в неделю в соответствии с общеобразовательной программой и расписанием. Обучающиеся первого года обучения с 5 до 7 лет занимаются не более 4 часов в неделю, обучающиеся с 8 до 18 лет, в том числе обучающиеся второго и последующих лет обучения, занимаются не более 6 часов в неделю в соответствии с общеобразовательной программой и расписанием. В объединении «Театрал», деятельность которых связана с выходом на сцену, разрешается проведение сводных репетиций, по согласованию с администрацией учреждения. Педагог, придерживается содержания программы, может творчески подходить как к проведению сводных занятий, так и постановочных работ. Уровень сложности Базовый уровень предполагает знакомство с театральным искусством, которое стимулирует пробуждение творческого потенциала личности, активизирует 4 познавательный интерес, развивает индивидуальность и коммуникативные способности обучающегося. Адресат программы: разновозрастная (7-18 лет); Набор осуществляется по желанию обучающихся, родителей (законных представителей); в соответствии с Уставом учреждения, количество обучающихся в группе согласно локальным актам учреждения. Срок освоения программы Программа долгосрочная (3 года обучения) предполагает постепенное расширение и существенное углубление знаний, развитие умений и навыков обучающихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных и психических особенностей обучающихся. По окончании 3-х лет обучения создается творческая группа (8-10 человек) целью которой является постановочная работа театральных номеров на разные мероприятия. В объединении «Театрал», деятельность которых связана с выходом на сцену, разрешается проведение сводных репетиций, по согласованию с администрацией учреждения. Программа предусматривает следующие формы организации образовательного процесса: - коллективная (обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив); - групповая (обучающиеся работают группами); - индивидуальная (используется для работы с обучающимися при подготовке проекта, подготовка к конкурсам, концертам, итд). В процессе обучения применяются такие виды занятий: теоретические, практические, игровые, соревнования, конкурсы, экскурсии, занятие-путешествие, занятия контроли, театрализованные показы, практические занятия, беседа, игры, тренинги по актёрскому мастерству, занятия «Театральная мастерская», праздники, экскурсии, викторины. Занятия театрального объединения состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей обучающихся. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. Цель: формировать навыки актёрского мастерства посредством включения обучающихся в театрализованную деятельность. Задачи: Образовательные: - познакомить детей с разновидностями театра (кукольный, детский, теневой, балет, мюзикл, опера, оперетта и др.); обучить основным правилам театра. - обучить основам актёрского мастерства, сценической грамотности: средствам образной выразительности, навыкам исполнительского мастерства, общим и частным двигательным навыкам, пластическому решению, эмоциональной выразительности творческих результатов; Развивающие: - развивать фантазию, художественный вкус, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства. развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок, чистоговорок и стихов; развивать творческие артистические способности обучающихся; 5 развивать коммуникативные и организаторские способности. Воспитательные: воспитывать социальную активность личности воспитанника; приобщать к здоровому образу жизни; - формирование навыков общения, сотворчества, сотрудничества друг с другом, дружбы и взаимной поддержки; формировать умение работать в коллективе. воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, дисциплинированности. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Кол-во часов Кол-во часов 1 г.о. 2 г.о. Наименование разделов (дисциплин) 3 12 54 54 15 60 6 204 3 12 57 54 15 57 6 204 Вводное занятие История театра Детский театр «Мы - актёры» Постановочная работа Театральная мастерская Актерское мастерство Педагогический контроль Итого: 1 2 3 4 5 6 7 Кол-во часов 3 г.о. о 12 54 54 15 60 6 204 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ № Наименование разделов 1 Вводное занятие 2 История театра Детский театр «Мы - актёры» Постановочная работа Театральная мастерская Актерское мастерство Педагогические контроли Итого: 3 4 5 6 7 Теория 3 6 12 18 6 12 3 60 Количество часов Всего Практика 0 3 6 45 36 9 45 3 144 12 57 54 15 57 6 204 1. Вводное занятие. ТЕОРИЯ. Тренинги на знакомство, на сплочение коллектива. Знакомство с целями, задачами деятельности объединения по интересам. Инструктаж по ТБ и правила поведения. Форма педагогического контроля: театральная игра. 2. Раздел «История театра». ТЕОРИЯ: История театра. Театр как вид искусства. Виды и жанры театрального искусства: драматический, музыкальный (опера, балет, оперетта, мюзикл) Особенности театрального искусства. Театр снаружи и изнутри. Этикет в театре. Знакомство с театральными профессиями. Знакомство с видами театрального искусства. Театральный словарик (Значение слов театр, актер, режиссер, чтец, жанр, сценарий, мизансцена, театральная афиша). 6 ПРАКТИКА. Экскурсия в РКЦ. Знакомство с гардеробом, зрительным залом, сценой, одеждой сцены. Знакомство с костюмерной. Просмотр видео эпизодов оперы, балета мюзикла и др. Просмотр презентаций. Форма педагогического контроля: кроссворд, викторина. 3. Раздел «Мы - актёры». ТЕОРИЯ: Театральные термины и их определения: этюд, жесты, мимика и т.д. Разыгрывание мизансцен и этюдов. Знакомство с театральными профессиями, с основным театральным оборудованием, видами театрального искусства, с театральными понятиями Правила поведения на сцене, за кулисами. Выбор произведения. Знакомство с произведением, обсуждение содержания и распределение ролей. Персонажи - действующие лица спектакля. ПРАКТИКА. Чтение и обсуждение произведения. Определение главной темы пьесы и идеи автора. Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Закрепление мизансцен. Генеральные репетиции всей пьесы. Обсуждение показа спектакля. Форма педагогического контроля: тест по театральным терминам, разыгрывание театральных этюдов или показ театральной постановки 4. Постановочная работа. 5. Раздел «Театральная мастерская». ТЕОРИЯ: Средства выразительности театральной и концертной деятельности и их вспомогательная роль. Знакомство с историей маскарадной, театральной маски. Использования в театре. Костюм. Значение костюма. Грим. Виды грима. Дать представление о понятии «театральный грим». Его значение. Отражение сценического образа при помощи грима. Гигиена грима и технические средства в гриме. Роль грима в театральном действии. Специфика грима зверей. Фантазия, чувство меры и вкус помогут создать гримы зверей без применения полумасок и волосяных изделий. Декорация. Значение декорации в спектакле. Афиша. Театральная программка. Значение афиши и театральной программки. ПРАКТИКА. Изготовление бумажной маски. Эскиз. Роспись. Моделирование, вырезание из картона, декорирование аппликацией. Гримы зверей (лиса, собака, кот, заяц, обезьяна).Эскизы, художественные репродукции, иллюстрации из детских книг; карикатуры, шаржи. Декорация. Изготовление бумажной декорации. Форма педагогического контроля: изготовление бумажной декорации, маски, нанесение грима зверей. 6. Раздел «Актерское мастерство» . ТЕОРИЯ. Сценическая речь Особенности сценического языка. Уроки выразительного чтения, логическое ударение. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение. Дикция. Артикуляция. Сценическое движение и пластика Понятие сценического движения, сценической пластики. Основы сценической пластики ,сценического движения, работа с предметами. Техника безопасности. Сценическое внимание. Сценическое внимание. Виды внимания. Органы внимания. Объекты внимания. Актёрское взаимодействие. Сценическое общение Слово как средство общения. Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. Виды общения. Общение как внутреннее и внешнее взаимодействие партнеров. Понятия: сценическое общение, приёмы общения - жест, слово, мимика, взгляд, значение их в театральном искусстве. 7 Творческое воображение и фантазия Значение воображения и фантазии. Способность воспроизводить в мысленных представлениях. Создание нового невидимого. Практика Сценическая речь Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления голосо - речевым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью). Упражнения на развитие речевого аппарата, упражнения для языка. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию, интонацию. Голосо - речевой тренинг. Выразительное чтение. Игры со словом. Проговаривание русских народных потешек, скороговорок, чистоговорок . Сценическое движение и пластика Игры - упражнения, направленные на развитие пластики. Сценические этюды. Упражнения на развитие двигательных способностей: ловкости и подвижности. Упражнения на снятие напряженности и расслабление мышц. Упражнения на снятие раскованности. Музыкальные, пластические и ритмические игры. Упражнения на координацию движения. Выбор нахождения персонажа в сценическом пространстве. Мизансцены. Упражнения на ритмопластику. Упражнения на расслабление мышц, укрепление осанки. Элементы акробатики: кувырок вперед, кувырок назад, кенгуру, кузнечик. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на спину. Сценическое внимание Игры - Упражнения на развитие сценического внимания. Сценическое общение. Упражнения на «общение» и «взаимодействие». Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). Творческое воображение и фантазия Тест «Кляксография» - определение творческого воображения. Упражнения на развитие воображения и развитие фантазии. Форма педагогического контроля: комплекс упражнений. 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ № 1 2 3 4 5 6 7 Количество часов Практика Всего Теория 3 0 3 Наименование разделов Вводное занятие История театра 6 0 6 2.1. История театра Древнего Востока 3 0 3 2.2.История тетра Древней Греции Детский театр «Мы - актёры» Постановочная работа Театральная мастерская Актерское мастерство Педагогические контроли: Входящий педагогический контроль Промежуточный педагогический контроль Итоговый педагогический контроль 3 9 18 6 9 0 0 0 0 0 60 36 9 39 3 1 1 1 3 69 54 15 48 3 1 1 1 8 57 ИТОГО: 147 204 1. Вводное занятие ТЕОРИЯ. Цели и задачи обучения. Знакомство с курсом. Перспектива творческого роста на 2-ом году обучения. Инструктаж по ТБ и правила поведения в студии. 2. Раздел «История театра». 2.1. История театра Древнего Востока ТЕОРИЯ. Знакомство с культурой и искусством Древнего Востока. Мистерии праздники в храмах Древнего Востока. 2.2. История тетра Древней Греции. ТЕОРИЯ. Знакомство с культурой и искусством Древней Греции терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров. 3. Раздел «Мы - актёры». ТЕОРИЯ. Правила поведения на сцене, за кулисами. Выбор произведения. Знакомство с произведением , обсуждение содержания и распределение ролей. Персонажи действующие лица спектакля. ПРАКТИКА. Чтение и обсуждение произведения. Определение главной темы пьесы и идеи автора Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Закрепление мизансцен. Генеральные репетиции всей пьесы. Обсуждение показа спектакля. Форма педагогического контроля: тест по театральным терминам, разыгрывание театральных этюдов или показ театральной постановки 4. Постановочная работа. 5. Раздел «Театральная мастерская». ТЕОРИЯ. Повторение 1- го года обучения. Средства выразительности театральной и концертной деятельности и их вспомогательная роль. - Театральная полумаска. Знакомство с театральной полумаской. Венецианский карнавал. - Декорация. Виды декорации. - Афиша. Значение афиши в театре. - Театральная программка. Значение театральной программки. - Грим. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима. Приёмы накладывания. - Театральный костюм -один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и «универсальный». Презентация «Театральный костюм». ПРАКТИКА. - Изготовление бумажной полумаски. Эскиз. Роспись. Моделирование, вырезание из картона, декорирование аппликацией. - Изготовление объёмной декорации. - Оформление афиши, программки. - грим персонажа. Гримирование лица. Фантазия в работе над сказочным гримом и разнообразия средств гримирования. (Грим Бабы-Яги, Кикиморы, Лешего и т.д.). Накладывание грима учащимися друг другу. - Создание эскизов костюмов для театрализованной постановки. Подбор костюма по характеру сказочного персонажа. Форма педагогического контроля: изготовление бумажной полумаски, объемной декорации, нанесение грима персонажа, оформление программки и афиши. 6. Раздел «Актёрское мастерство». ТЕОРИЯ. 9 Сценическая речь Повторение 1 года обучения. Дикция. Артикуляция. Логическое ударение. Интонация. Сценическое движение и пластика. Повторение 1 года обучения. Сценическая пластика, сценическое движение. Темпо ритм. Правильная осанка. Координация, пластика. Сценическое внимание Повторение 1 года обучения. Актёрское взаимодействие. Работа с партнёром. Сценическое общение Повторение 1 года обучения. Слово как средство общения. Приёмы общения-жест, слово, мимика, взгляд. Творческое воображение и фантазия Повторение 1 года обучения. Значение воображения и фантазии, образного мышления. ПРАКТИКА. Сценическая речь Упражнения на развитие речевого аппарата. Уроки выразительного чтения, логическое ударение. Упражнения на дыхание в положении лёжа, сидя, стоя. Упражнения на дыхание в движении. Стихи в движении. Упражнение на дыхание, дикцию, артикуляцию, интонацию. Голосо - речевой тренинг. Проговаривание русских народных потешек, скороговорок, чистоговорок. Сценическое движение и пластика Упражнения на развитие пластики. Сценические этюды. Упражнения на снятие напряжённости и расслабления мышц, на снятие раскованности. Музыкальные, ритмические игры. Упражнения на координацию движения. Ритмопластика. Упражнения на расслабление мышц, укрепление осанки. Ощущение тела во времени и в пространстве. Сценическое внимание Игры и упражнения на развитие сценического внимания. Сценическое общение Упражнения на «общение» и «взаимодействие». Групповые игры, упражнения и этюды. Виды общения без слов. Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Творческое воображение и фантазия. Форма педагогического контроля: упражнения, игры. 3-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ № 1 2 3 4 5 6 7 Количество часов Теория Практика Всего 3 0 3 Наименование разделов Вводное занятие История театра 6 0 2.1 .Культура и искусство русского театра 2.2.Культура и искусство театра Магаданской области Детский театр «Мы - актёры» Постановочная работа Театральная мастерская Актерская мастерство Педагогические контрол и: Входящий педагогический контроль Промежуточный педагогический контроль 3 0 6 о 3 0 3 9 18 6 9 0 0 0 60 36 9 39 3 1 1 69 54 15 48 3 0 0 10 Итоговый педагогический контроль ИТОГО: 0 57 1 147 0 204 1. Вводное занятие. ТЕОРИЯ. Цели и задачи обучения. Знакомство с курсом. Перспектива творческого роста на 3-ом году обучения. Инструктаж по ТБ и правила поведения в студии. 2. Раздел «История театра» . 2.1. Страницы истории театра: театры России. ТЕОРИЯ. Знакомство с культурой и историей русского театра и его деятелей. Знакомство с театрами России. (МХАТ). 2.2. Страницы истории театра: театры Магаданской области. ТЕОРИЯ. Знакомство с культурой и историей театра и его деятелей. Театры Магаданской области. 3. Раздел «Мы - актёры». ТЕОРИЯ. Правила поведения на сцене, за кулисами. Знакомство с произведением, обсуждение содержания и распределение ролей. Персонажи - действующие лица спектакля. Театр одного актёра. ПРАКТИКА. Знакомство с историей театра одного актёра. Просмотр фото видеоматериалов по теме «Театр одного актёра». Подготовка к театрализованной постановке. Прочтение произведения, определение сюжетной линии. Работа над отдельными эпизодами, театральными этюдами. Работа над театрализованными постановками. Репетиции мизансцен, эпизодов, постановки. Закрепление мизансцен. Генеральные репетиции всей постановки. Форма педагогического контроля: тест по театральным терминам, разыгрывание театральных этюдов или показ театральной постановки. 4. Постановочная работа. 5. Раздел «Театральная мастерская». ТЕОРИЯ. Средства выразительности театральной и концертной деятельности и их вспомогательная роль. Повторение 1 и 2 -го года обучения. - Театральный костюм. История создания костюмов: старославянские, русские костюмы регионов России, эпох: Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения. - Грим: Повторение 1 - 2 года обучения. Концертный грим. Средства и приемы театрального грима и декоративной косметики. Нахождение стиля, образа. Достоинства и недостатки лица. Умение подчеркнуть первые и замаскировать последние. Продумывание прически и весь внешний облик. Соответствие грима жанру концерта. ПРАКТИКА. - Грим: Повторение 1 - 2 года обучения. Концертный грим в соответствии с жанром концерта. Грим клоуна. - Костюм. Выполнение эскиза костюма для персонажа. Подготовка костюмов к выступлениям. Форма педагогического контроля: нанесение грима, изготовление костюма для персонажа. 6. Раздел «Актёрское мастерство». ТЕОРИЯ. Сценическая речь Повторение 1-2 года обучения. Уроки выразительного чтения, логическое ударение. Дикция. Артикуляция. Сценическое движение и пластика. Повторение 1-2 года обучения. Психофизический тренинг в комплексе с бессловесными элементами действия. Основы мизансценирования. Организация движения во времени и пространстве. Пластическая импровизация. Композиционное мышление. Знаковая система тела. 11 Сценическое внимание. Повторение 1-2 года обучения. Сценическое общение. Повторение 1-2 года обучения. Овладение техникой сценического общения партнёров: материал для общения - внутренние чувства, мысли; объект общения (партнёр, мысли); средства, приёмы общения - жест, слово, мимика, взгляд. Слово как средство общения. Сценическая речь как активный, волевой процесс (подобно речи в жизни). Говорить- значит действовать. Творческое воображение и фантазия. Повторение 1-2 года обучения. Понятия: наигрыш, способность к творческой фантазии, степень воображения, художественный вкус. ПРАКТИКА. Сценическая речь. Повторение упражнений 1-го и 2-го года обучения. Упражнения на развитие речевого аппарата. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию, интонацию. Голосо речевой тренинг. Выразительное чтение. Игры со словом. Проговаривание русских народных потешек ,скороговорок, чистоговорок. Сценическое движение и пластика. Проведение инструктажа по технике безопасности во время занятий. Повторение упражнений 1-го и 2-го года обучения. Вводные упражнения: простая ходьба под музыку: маршировка, пробежки, ходьба на носках и пятках с выпрямленным коленом и т.д. Различные движения, включающие в работу плечевой пояс, руки, шею, спину. Тренировка дыхания, навыков его распределения во время движения. Упражнения в равновесии (тренировка вестибулярного аппарата), развитие координации движений. Тренировка пластичности рук. Психофизический тренинг в комплексе с бессловесными элементами действия. Упражнения на развитие композиционного мышления. Сценическое внимание. Повторение упражнений 1-го и 2-го года обучения. Игры - Упражнения на развитие сценического внимания. Сценическое общение. Повторение упражнений 1-2 года обучения. Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть. Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). Игровые артикуляционные разминки: разный темп произношения, многообразие подтекстов, вопросительные смысловые ударения на словах. Разыгрывание предлагаемых ситуаций. Упражнения-тренинги на внимание, память, наблюдательность. Творческое воображение и фантазия. Повторение упражнений 1-го и 2-го года обучения. Упражнения на память физических действий. Упражнения в парах на одновременность выполнения действий: ковать, грести, пилить, качать насос и т.д. Форма педагогического контроля: упражнения, игры. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы; - умеет самоопределяться (делать выбор); 12 - владеет своими эмоциями и контролирует свои действия; - умеет проявлять свои коммуникативные способности в группе; - проявляет инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности; - активно участвует в социальной и культурной деятельности; - осознает ценность своей творческой деятельности для окружающих. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Умеет: - воспроизводить свои действия в заданной ситуации; - редставлять движения в воображении и мыслить образами; - находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах; - создавать точные и убедительные образы, пользуясь интонациями, жестами, мимикой; - выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики; - правильно читать стихи, прозу и т.д. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате реализации программы каждый обучающийся Знает: - историю театра и театрального искусства; - теоретические основы актёрского мастерства и сценической речи; - этапы работы над спектаклем; - законы сценического действия; - принципы построения литературной композиции; - этикет и манеры поведения; Владеет: - словесным действием в спектакле; - сценической пластикой; - речевым общением. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Условия реализации программы: Методы обучения. Словесные (беседа, объяснение, убеждение, поощрение); Наглядные (показ, пример); Практические (упражнения, этюды, тренинги); Аналитические (сравнение, самоконтроль, самоанализ); Результативность (знания и умения, планирование, реализация и защита социальных проектов) Структура занятия: Вводная часть: ритуал приветствия, тренинги на сплочение в коллективе, дыхательная и артикуляционная разминка. Основная часть: игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов. Заключительная часть: итог занятия, рефлексия, ритуал прощания. При реализации программы «Театрал» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: - репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); - объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); - метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), - метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), - метод игрового содержания, метод импровизации. Применяются следующие педагогические технологии: 13 Групповая технология: организация совместных действий, общение, взаимопонимание, взаимопомощь (дискуссии, тренинги, турниры, фестивали, мероприятия, «мозговой штурм», посиделки, праздники, игровые программы; КВН) Здоровьесберегающие технологии: (физкультминутки, зрительная гимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, ритмопластика, беседы по здоровому образу жизни, по профилактике курения, алкоголизма, наркомании); Игровые технологии: (в качестве освоения понятия, темы, закрепления материала познавательные, занимательные, театрализованные, имитационные игры); Информационные технологии: (для обеспечения наглядности, дидактического материала использование программ Microsoft Office (Word, Publish, для создания презентаций Power Point); Технология коллективной творческой деятельности (совместная подготовка, осуществление и анализ театрализованных постановок, мероприятий); Технология исследовательского обучения: создание проблемных ситуаций и активная деятельность обучающихся по их разрешению через исследовательскую работу. Формы аттестации Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля: Текущий- осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий; Промежуточный - праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы проводимые в учреждении; Итоговый - открытые занятия, спектакли, фестивали. Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого обучающегося, раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого обучающегося, является спектакль или театральное представление. В качестве методов диагностики результатов обучения используются практические задания по пройденным темам, выступления, показы, метод наблюдения. В процессе реализации программы «Театрал» на каждом этапе обучения проводится мониторинг знаний, умений и навыков. Результат обучения прослеживается в творческих достижениях (грамоты, дипломы) обучающихся, в призовых местах на конкурсах и фестивалях. Эффективным способом проверки реализации программы является итоговая творческая работа каждого обучающегося (проза, стихотворение, монолог). Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы: - театральные постановки; - игры; - видеозапись готовых работ, промежуточных репетиций; - концерты; участие в показе спектаклей, - участие в районных, областных конкурсах и фестивалях (дипломы, грамоты за участие в конкурсах); - участие в отчетном концерте. Оценочные материалы Критерии оценивания выступлений и номеров: 14 Низкий - обучающиеся обладают особенностями свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками. Средний - обучающиеся различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей. Быстрое запоминание текста. Высокий - обучающиеся импровизируют произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.) Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей. Быстрое запоминание текста. Обширный словарный запас. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ Учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами и требованиями для организации учебно - воспитательного процесса в котором: есть удобная мебель, и она правильно расставлена; соблюдается воздушно тепловой режим, кабинет регулярно проветривается; хорошая освещённость; в кабинете ежедневно проводится влажная уборка; наличие инструкций по технике безопасности и правилам поведения. Элементы театральной декорации (ширмы, кубы, скамейки), костюмы. Проектор, экран. Звуковая аппаратура: динамики, микрофоны. Наличие электронного носителя с выходом в интернет. Аудио техника для музыкального сопровождения. Камера для снятия репетиционных и итоговых показов. При выступлении в больших помещениях наличие микрофонов. Материалы и инструменты: Для изготовления декораций: ножницы, краски, клей, картон, ткань и т.д Для изготовления костюмов: ткань, проволока, вата и т.д. Информационное обеспечение: ПК с выходом в интернет. Кадровое обеспечение: Программу базового уровня реализует педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику театрального мастерства, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности обучающихся. Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения 1 год 2 год 3 год 11.09 Всего учебных недель 34 Дата окончания обучения 31.05 15 Количество учебных часов 204 Режим занятий 2 раза в неделю по 3 часа Нормативно - правовая база 1 .Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2 .Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; 4 .Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 года г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5 .СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 г. № 39; 6 . СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г №2. Литература для педагога. 1 .Афанасенко Е.Х. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации. Волгоград: Изд. «Учитель», 2009 г 2 .Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла: программы, разработки занятий, рекомендации. Волгоград: Изд: «Учитель», 2009 г. 3 .Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М: Изд. НИИ художественного воспитания, 1990г. 4 .Кидин С.Ю. Театр -студия в современной школе. Волгоград: Изд. «Учитель», 2009 г. 5 .Соловьёв В.Б. Азбука актёра, режиссёра и педагога любительского театра. Сыктывкар, 1994 г. 6 .Интернет ресурсы. 16