Программа Учимся вязать

Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей п.Ола»

Утверждено

Принято:
на педагогическом совете
МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола»
Протокол № У Я'?'05"•

«ЦДО детей п.Ола»
г
Белохорт В.С.
С № УЗ & TP 5\

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа художественной направленности
«УЧИМСЯ ВЯЗАТЬ»

Срок реализации: 3 года.
Возраст обучающихся (воспитанников): 7-18 лет
Составитель: Шитакова Вера Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
творческого объединения «Вязание»

п. Ола. 2023 г

Пояснительная записка
Ручное вязание-это не только один из самых мобильных видов прикладного искусства,
но самый доступный и популярный. С каждым годом все больше и больше людей занимаются
вязанием крючком и на спицах.
Ведь вязание - это не просто изготовление трикотажа, это приятный досуг, уют, тепло и
красота. Ручное вязание известно очень давно. Пройдя через века, оно стало одним из самых
любимых занятий рукодельниц всего мира. Испокон века людей привлекает желание иметь
оригинальную, эксклюзивную одежду, украсить своё жильё, одарить близких и себя тёплыми
носками, варежками, шарфами, кофтами, изготовленными по индивидуальному эскизу с
воплощением собственных творческих идей.
Несмотря на то, что техника ручного вязания и приемы вязки неизменны, в этом виде
рукоделия заложены большие возможности для обновления и создания вещей в соответствии
с модными направлениями. В основе данной дополнительной программы положены
методические рекомендации по обучению детей современному, классическому и народному
стилю вязания. Приобщение детей к истории народных ремесел способствует пробуждению в
них первых представлений о Родине, о ее культуре, к прекрасному.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся вязать»
разработана в соответствии с действующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
- СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 02.12.2020 г. № 39;
- СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2.
Программа «Учимся вязать» являясь прикладной, носит практике- ориентированный
характер, имеет художественную направленность и создает условия для тех, кто умеет вязать
и стремится совершенствовать своё мастерство, а также для тех, кто хочет овладеть этим
увлекательным рукоделием.
В основе программы лежат два курса:
1. Вязание на спицах
2. Вязание крючком.
Образовательная программа способствует творческому развитию, художественному
вкусу, привитию трудовых навыков, усидчивости.
Актуальность программы. С каждым годом обучающиеся становятся иными: запросы,
потребности, жизненные интересы изменяются. С учетом современных возможностей
ускорения процесса изготовления вязаных изделий в учебно-тематические планы включен
раздел «Основы вязания на спицах и крючком».
Для разработки программы использованы методические рекомендации по обучению
детей современному, классическому и народному стилю вязания крючком и спицами,
обобщён личный опыт проведения занятий. Программа включает в себя знакомство с
народными промыслами, традициями, праздниками, даёт возможность реализовать свои
фантазии и планы, задуматься о будущей профессии. Дети отрабатывают практические

навыки на образцах вязания и на готовых изделиях, необходимых и полезных в быту: подарки,
вещи для украшения интерьера, одежда для кукол.
Новизна программы в том, что все изделия подобраны с учётом сезонности. Их
выполнение совпадает по времени с определёнными праздниками. Программа даёт
возможность выбора ребёнком собственного образовательного маршрута.
Программа рассматривает следующие виды вязания крючком и спицами: простое,
ажурное вязание, филейное вязание, лоскутная техника «пэчворк», многоцветное вязание, при
помощи которых можно создавать различные изделия: салфетки, панно, прихватки, связать
узоры для жилетов, кофточек, платьев и т.д.
Заинтересованность обучающимися в освоение этих видов деятельности, а также
родителей, стремящихся развивать ребёнка в творческом направлении, является социальным
заказом и предусматривает, три уровня освоения: «стартовый», «базовый» и «углубленный».
Образовательный процесс построен как последовательный переход обучающегося от
одного образовательного уровня к другому:
«Стартовый уровень». Включает в себя объем знаний, умений и навыков,
обеспечивающих успех в освоении начальных ступеней творческой деятельности.
Обучающиеся приобретают первоначальные знания и умения по вязанию крючком, вязания
простейших узоров и изделии на основе геометрических фигур. Приобретают базовые знания
о простейших приёмах изготовления игрушек, сувениров. Технологии освоения объема
программы на первом этапе обучения достаточно гибкие, способны адаптироваться к
индивидуальным особенностям обучающихся. Итогом обучения является участие в выставках
внутри объединения, образовательного учреждения.
«Базовый». Этот уровень направлен на усвоение теоретического материала и создание
авторских работ. Дети продолжают работать с крючком, учатся вязать изделия различной
формы, объемные, ажурные. Знакомятся с основными приемами вязания спицами. Основная
цель этого уровня -создание авторских изделий, самостоятельность в работе, педагог
выступает в качестве помощника и консультанта. Итогом обучения является творческий
проект на предложенную тему.
«Углублённый». Включает углублённое освоение теории и практическую проработку
сложных методов и техник вязания спицами и крючком, предусматривает более глубокую
самостоятельную творческую деятельность воспитанников, изготовление работ по
собственному замыслу и выбору материала. В зависимости от индивидуальных способностей
обучающихся, объема и сложности выбранной работы, количество изделий, изготовленных
одним обучающимся, может быть различным
Каждый из уровней представляет собой определённый этап образования, отличается
особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, использованием на
занятиях технических средств обучения, дидактического и наглядного материала.
Также особенностью является и то, что разделы имеют завершённый вид. Каждое
занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение
задания.
Теория включает в себя: историю возникновения и многообразие вязания,
характеристику современного вязального оборудования, применение навыков вязания при
оформлении интерьера и в изготовлении изделий, правила ухода за вязаными изделиями,
основы композиции, цветоведение, организацию труда и т.д.
Теоретический материал даётся в начале занятия и преподносится в форме рассказа информации, компьютерной презентации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.
В практическую часть входит выполнение упражнений по закреплению навыков
вязания, а также выполнение изделий с использованием различных приёмов и способов
вязания, позволяющих проявить творческие способности каждого обучающегося.
Данная образовательная программа дополняет и расширяет общеобразовательную
школьную
программу в части
ознакомления обучающихся с нитками, пряжей,
инструментами вязания, построения выкройки.

Программа предполагает дополнительные знания по курсу:
математика, экономика (умение производить экономические расчеты, бережно
относиться к материалам);
черчение ( умение начертить выкройку изделия, схему орнамента);
изобразительное искусство
(воспитание чувственно-эмоционального восприятия
образов, понимание содержания произведений народного творчества, современного
прикладного искусства, изучение основ композиции в изобразительном искусстве);
краеведение (знание истории развития родного края, художественных промыслов и
ремесел, традиций и обычаев);
технология (развитие умений самостоятельной работы с различными источниками
информации, оформления творческих работ, работа по проектам);
естествознание (знание свойств материалов: различные виды пряжи по составу и
фактуре, возможностей их использования);
безопасность труда (закрепление знаний основ безопасности жизнедеятельности,
конкретно при работе с инструментами и материалами, знание санитарно-гигиенических
правил);
Цель программы: приобщить обучающихся к декоративно-прикладному творчеству и
создать условия для самореализации личности посредством освоения техники вязания
крючком, спицами.

Задачи:
- научить четко выполнять основные приемы вязания, различные узоры, используя
схемы для вязания, владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и
приспособлениями, необходимыми в работе;
- развивать моторику рук, глазомер, природные задатки, творческий потенциал каждого
ребенка: фантазию, наблюдательность, образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание, положительные эмоции и волевые качества;
- воспитывать уважительное отношение к труду, чувства коллективизма, взаимопомощи,
добросовестности, самоконтроля;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами
гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные
способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения,
интеллигентности как высшей меры воспитанности);
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной
самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
Адресат программы: обучающиеся объединения - дети, изъявившие желание заниматься
вязанием крючком и спицами и не имеющие медицинских противопоказаний.
Программа адресована детям 7-18 лет, обязующихся выполнять правила поведения и
техники безопасности на занятиях и составлена с учетом возраста обучающихся; опирается на
личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе,
личностными качествами, индивидуальными склонностями и задатками, характером. Занятия
проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Оптимальное количество обучающихся в группе 8-10 человек.
Состав групп - разновозрастной. Наличие в одной группе детей не только детей разного
возраста, но и детей разного уровня подготовки, определяет выбор дифференцированного
подхода на занятиях и использование не только групповой, но и мелкогрупповой работы,
различных форм индивидуального сопровождения и взаимообучения.
При такой организации учебно-воспитательного процесса новый материал дается на
одну тему, который предполагает разный характер заданий для каждого возраста и уровня
обучающихся.
Для того чтобы дети освоили как можно большее количество средств и способов
создания вязанного изделия, и чтобы интерес к вязанию у них при этом не ослабевал, в
программе используется принцип чередования художественных материалов и техник.

Успешно закончившие трёхгодичный курс и изъявившие желание продолжить обучение,
могут заниматься по индивидуальному образовательному маршруту или индивидуальной
образовательной программе.
Формы организации образовательного процесса
фронтальная (все обучающиеся работают над одной задачей)
групповая (над одной задачей работает группа воспитанников)
индивидуальная (обучающийся работает над собственным проектом).
Фронтальная- заключается в постановке педагогом перед обучающимися проблемных
вопросов или познавательных задач, в разработке которых участвуют все дети. В этих
условиях задачей педагога остается направления учебно-познавательной коллективной
деятельности обучающихся.
Групповая. Ориентирует учащихся на создание «творческих пар», которые выполняют
более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны друг друга,
учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и качество работы.
Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные приемы, которые первоначально у
учащихся получались быстрее и (или) качественнее.
Индивидуальная. Предполагает самостоятельную работу обучающихся, оказание
помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая
активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного
творчества по принципу «не подражай, твори»
Для каждого уровня освоения программы характерными методами являются:
для стартового уровня: объяснительно-иллюстративные методы обучения; при
использовании такого метода обучения обучающиеся воспринимают и усваивают готовую
информацию;
для базового уровня: репродуктивные методы обучения; в этом случае учащиеся
воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
для углублённого уровня: частично-поисковые методы обучения; участие учащихся в
коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательские методы обучения: овладение обучающимися методами научного познания,
самостоятельной творческой работы.
Программа рассчитана на 3 года. На изучение программы отводится 204 часа.
Форма обучения: очная, дистанционная.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Продолжительность одного часа составляет 40 минут, перерыв 10 минут. При дистанционном
обучении продолжительность занятий 30 минут.

Планируемые результаты
При освоении программы у учащихся будут сформированы:
1 .Личностные универсальные учебные действия
- интерес к вязанию крючком как к новому виду прикладного творчества;
- понимание причин успешности (неуспешности) творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования мотивации для занятий
творческой деятельностью, устойчивого интереса к вязанию крючком, спицами.
2 .Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- планировать свою деятельность;
- контролировать и анализировать свои действия;
- оценивать результат деятельности;
Обучающиеся получат возможность самостоятельно находить способы и пути решения
творческой задачи.
3 . Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:

- организовать совместную деятельность и учебное сотрудничество
с педагогом и сверстниками;
работать в группе;
распределять функции и роли;
Обучающиеся получат возможность научиться аргументировать свою позицию,
учитывать интересы и позиции всех участников, развивать устную речь в диалоге со
сверстниками.
4 . Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научатся:
- анализировать объекты и выделять главное;
- проводить сравнение и классификацию объектов по различным признакам;
- устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающиеся получат возможность научиться осуществлять поиск информации,
использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в повседневной
жизни.

Учебно-тематический план 1 года обучения
№

Наименование темы

1
2
3

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Материалы и инструменты
Набор петель при вязании на двух
спицах
Технология выполнения изнаночных
петель
Технология выполнения лицевых
петель
Кромочные петли
Закрепление петель последнего ряда
Накиды
Вязание шарфика
Способы убавления, прибавления и
закрывания петель
Вязание носков
Итоговое занятие
Итого

4

5
6
7
8
9
10
11
12

Теория
3
3
3

Количество часов
Практика
Всего
0
3
18
21
18
21

3

18

21

3

18

21

3
3
3
3
3

18
18
15
15
15

21
21
18
18
18

3
0
33

15
3
171

18
3
204

Содержание программы 1 года обучения
1 .Вводное занятие. Инструктаж ТБ.
Знакомство с планом работы объединения «Вязание» на текущий учебный год. Повторение
правил техники безопасности при работе со спицами, крючком, иглами, булавками и
ножницами.
2 .Материалы и инструменты.
Краткие сведения из истории этого старинного рукоделия. Ассортимент изделий,
выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания.
Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шёлковых нитей. Правила
подбора спиц из стали, пластмассы, кости, древесины в зависимости от качества и толщины
нити.
3 .Набор петель при вязании на двух спицах.
Набор петель при вязании на двух спицах. Виды набора петель. Правильное положение рук
при наборе петель. Правильное положение рук при вязании на спицах.

4 .Технология выполнения изнаночной петли двумя способами. Первый способ расположить
рабочую нить перед левой спицей. Второй способ: "бабушкина изнаночная".
б.Технологиявыполнения лицевых петель. Выполнения лицевых петель происходит двумя
способами: вывязывание лицевой петли за переднюю стенку, вывязывание лицевой петли за
заднюю стенку.
6 .Кромочные петли. Кромочным петлям в процессе вязания отведена вспомогательная роль:
они образуют кромку с краев полотна.
7 .Закрепление петель последнего ряда. Технология закрепления петель последнего ряда
выполняется двумя способами.
8 .Накиды. Использование накидов в узорах со сложным переплетением нитей, для
прибавления и удлинения петель.
9 .Вязание шарфика. Технология вязания полотна для шарфика английской вязкой.
10 . Способы убавления, прибавления и закрывания петель. Технология убавления,
прибавления петель. Соединение петель по лицевой стороне. Соединение по изнаночной
стороне. Вязание двумя нитками различной толщины.
11 .Вязание носков. Вывязывание резинки. Резинка 1x1; 2x2; английская резинка. Вывязывание
пятки. Технология вывязывания пятки. Вывязывание стопы. Вывязывание носка изделия.
Завершение работы.

Учебно-тематический план 2 года обучения
№
1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
И
12

Наименование темы
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
Правила вязания на спицах. Основы
техники вязания
Изготовление отделочных элементов
(помпоны, кисть, шнур, итд) Простые
работы с пряжей
Вязание первых образцов. Убавление,
прибавление петель
Расчет петель и рядов. Плотность
вязания. Швы
Виды резинок
Жгуты. Особенности вязания
Ажурное вязание
Многоцветное вязание
Основные приемы вязания крючком
Выполнение индивидуальных работ
Итоговое занятие
Итого

Теория
3
3

<оличество часов
Практика
Всего
0
3
18
21

3

18

21

3

18

21

3

18

21

3
3
3
3
3
3
0
33

18
18
15
15
15
15
3
171

21
21
18
18
18
18
3
204

Содержание программы 2 года обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж ТБ. Упражнение: вывязывание изнаночных петель
«Бабушкина» изнаночная петля. Понятия лицевая и изнаночная гладь. Кромочные петли.
Обратить внимание на правильную посадку и правильное положение рук при вязании.
2. Изготовление отделочных элементов (помпоны, кисть, шнур, итд) Простые работы с
пряжей.
3.Изготовление отделочных элементов: помпон, цветы из ниток, бахрома, кисть, шнур, пояс,
куклы-мартенички, картины. Из данных отделочных элементов учащиеся могут выполнить
сувениры, подарки, игрушки и др.
4.Вязание первых образцов. Убавление и прибавление петель. Различные приемы убавления

и прибавления петель. Накиды. Снятые петли. Провязывание 2-х петель вместе лицом и 2
петли вместе первую повернуть. Способы оформления кромочных петель. Вязание образцов
с помощью условных обозначений. Разбор схем вязания. Упражнения: «вставка-сетка»,
«мелкий рис», «двойной рис», убавление петель, прибавление петель, способы вывязывания
2-х петель вместе. Данными рисунками по желанию учащегося могут быть связаны мелкие
изделия (браслеты, чехлы для мобильника, сумочки и пр.). Обратить внимание на
правильную посадку и правильное положение рук при вязании.
5 .Расчёт петель и рядов. Плотность вязания. Швы. Контрольный образец. Расчет симметрии
рисунка. Трикотажные швы. Соединение долевого и поперечного полотна. Вертикальные
швы. Кеттельный шов. Обратить внимание на правильную посадку и правильное положение
рук при вязании.
6 .Виды резинок. Вязание резинки 1x1, 2x2, 3x4 и др. Понятия французская, английская,
норвежская резинки. Отличия их друг от друга. Упражнения: резинка 1x1, английская
резинка, французская резинка), норвежская резинка. Отработка данных образцов
обучающимися может производиться на вязании мелких изделий. Обратить внимание на
правильную посадку и правильное положение рук при вязании.
7. Жгуты. Особенности вязания. Особенности вязания жгутов. Перемещение петель.
Вывязывание из одной петли несколько петель. Практическое вязание жгутов по схемам и
образцам. Упражнения: жгут из 6 лицевых петель, жгут «косичка». Отработка данных
образцов обучающимися может производиться на вязании мелких изделий. Обратить
внимание на правильную посадку и правильное положение рук при вязании.
8. Ажурное вязание. Понятие об ажурном вязании. Накиды и приёмы провязывания 2-х, 3-х
петель вместе, перестановка петель. Схемы ажурных рисунков. Упражнения:
горизонтальные полосы, ажурная дорожка. Отработка данных образцов учащимися может
производиться на вязании мелких изделий. Обратить внимание на правильную посадку и
правильное положение рук при вязании.
9. Многоцветное вязание. Вязание полотна со сменой нитей разного цвета. Отработка
данных образцов обучающимися может производиться на вязании мелких изделий. Обратить
внимание на правильную посадку и правильное положение рук при вязании.
10. Основные приемы вязания крючком. Крючки. Пряжа. Теоретические понятия и термины:
цепочка воздушных петель, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом, с 2-я и 3-я
накидами и т.д. Строение воздушной петли. Двойная цепочка. Практическое выполнение
приёмов вязания крючком. Условные обозначения на схемах. Упражнения: столбик без
накида, столбик с накидом, столбик с 2-я накидами, столбик с 3-я пышными столбиками.
Отработка основных приемов вязания крючком может производиться учащимися на вязании
небольших изделий по их выбору. Обратить внимание на правильную посадку, положение
рук и крючка при вязании.
11. Выполнение индивидуальных творческих работ. Мастерская по изготовлению подарков,
сувениров игрушек, кукол и различных украшений для себя и дома. Предлагаемый перечень
изделий в зависимости от желания и способностей каждого учащегося: шарф, шапка,
варежки, носки, топ, игрушка, сумочка, сувенир, кружева, прихватка, одежда для куклы,
игольница, салфетка, закладка, пуловер простого кроя.
12. Итоговое занятие. Итоговая аттестация. Тест по теории - решение кроссворда,
содержащего основные термины и понятия по вязанию. Просмотр индивидуальных
творческих работ обучающихся. Воспитанники сравнивают результаты практической
деятельности и определяют «Лучшую модель года».

Учебно-тематический план 3 года обучения
№

Наименование темы
Теория

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

3

Соличество часов
Практика
Всего
ОЭ
0

2
3

4
5
6
7
8
9

1
0
1
1
1
2

Вязание изделий по выкройке. Снятие
мерок. Определение размера
Проработка отдельных деталей вязаной
одежды
Вязание изделий покроя реглан
Джемпер без рукавов (топ, жакет,
болеро)
Жакет, свитер, пуловер. Индивидуальная
работа. Вязание спицами и крючком
Юбки
Обработка и сшивание вязаных изделий
Художественное вязание и вышивка по
трикотажу
Филейное и пр.вязание крючком

3

18

21

3

18

21

3
3

18
18

21
21

3

18

21

3
3
3

18
15
15

21
18
18

3

15

18

Выполнение индивидуальных работ

3

15

18

Итоговое занятие. Аттестация

0

3

3

Итого

33

171

204

Содержание программы 3 года обучения
1.В водное занятие. Инструктаж ТБ. Знакомство с планом работы объединения «Вязание» на
текущий учебный год. Повторение правил техники безопасности при работе со спицами,
крючком, иглами, булавками и ножницами.
2.В язание изделия по выкройке. Снятие мерок. Определение размера. История вязаного
костюма. Определение размера одежды. Подбор модели изделия по журналам. Построение
выкройки вязаной одежды.
3 .Проработка отдельных деталей вязаной одежды.
Вывязывание петель, планок для застежки, вырезов горловины, воротников и карманов.
Образцы плотных и ажурных узоров для вязания.
4 . Вязание изделий покроя «реглан».
Вывязывание изделий с рукавами реглан от низа изделия. Убавления петель, оформление
линий реглана. Показ образцов. Вывязывание изделий с рукавами «реглан» от горловины.
Расчет петель цельно вязаного изделия. Способы прибавления петель вдоль линии реглана.
Демонстрация образцов. Работа может быть выполнена спицами в натуральную величину или
для куклы.
5 . Джемпер без рукавов (топ, жилет, и т.д.)
Индивидуальная самостоятельная работа. Выполняется крючком или спицами по желанию
обучающегося в натуральную величину или как образец для куклы. Подбор пряжи и
инструмента для вязания. Вывязывание контрольного образца рисунка выбранной модели.
Расчет петель и плотности вязания. Вязание спинки и переда. Вывязывание пройм, плеч и
горловины спинки и переда. Оформление застежки, петель и планок. Окончательная отделка
вязаного изделия.
6 .Жакет, свитер, пуловер. Индивидуальная работа. Вязание спицами или крючком.
Индивидуальная самостоятельная работа. Выполняется крючком или спицами по желанию
обучающегося в натуральную величину или как образец для куклы. Подбор пряжи и
инструмента для вязания. Вывязывание контрольного образца рисунка выбранной модели.
Расчет петель и плотности вязания. Набор петель спинки. Вязание спинки. Вывязывание
пройм, горловины и линии плеча. Набор петель переда. Вязание переда. Вывязывание пройм,
горловины и линии плеч. Набор петель рукава с учетом совмещения рисунка. Вывязывание
рукава. Прибавление петель рукава до проймы. Вывязывание оката рукава. Вязание второго

рукава. Оформление планок, застежки, петель и украшений. Окончательная отделка изделия.
Работа выполняется с учетом возраста, способностей и технических навыков обучающихся.
7 .Юбки. Способы вязания. Образцы юбок. Вязание юбки прямого покроя.
8.Обработка и сшивание изделий. Отпаривание отдельных связанных частей изделия.
Правила сшивание отдельных частей изделий иглой. Трикотажные швы. Горизонтальный шов
«петля в петлю». Соединение долевого и поперечного полотен. Вертикальные швы. Сшивание
резинок. Стирка, правильный уход и хранение вязаных изделий.
9 .Художественное вязание и вышивка по трикотажу. Вязание кружевной каймы, прошвы,
воротника, манжет, шляпки или берета. Выполнение отделки вязаного изделия. Вышивание
по трикотажу. Шов «петля в петлю», тамбурный шов, шов «рококо», стебельчатый шов и др.
Отделка и вышивка атласными лентами.
10 Филейное (фриформ, тунисское и др.) вязание крючком. Знакомство с различными
техниками вязания крючком. Показ образцов данных техник и изделий. Особенности
филейного вязания. Способы прибавления и убавления столбиков в филейном вязании.
Фриформ. Вязание отдельных фрагментов и их соединение. Тунисское вязание длинным
крючком. Основы провязывания петель.
Брюгское кружево. Отработка техники. Вязание сердечка. Использование данных техник
для изготовления подарков и сувениров к праздникам. Работа может быть выполнена в любой
из этих техник с учетом способностей и технических навыков учащихся.
11 .Выполнение индивидуальных работ. Мастерская по изготовлению подарков, сувениров
игрушек, кукол и различных украшений для себя и дома. Предлагаемый перечень изделий в
зависимости от желания и способностей каждого обучающегося: шарф, шапка, варежки,
носки, топ, игрушка, сумочка, сувенир, кружева, прихватка, одежда для куклы, игольница,
салфетка, закладка, пуловер простого кроя.
12 .Итоговое занятие. Итоговая аттестация. Тест по теории - решение кроссворда,
содержащего основные термины и понятия по вязанию. Просмотр индивидуальных
творческих работ обучающихся. Воспитанники сравнивают результаты практической
деятельности и определяют «Лучшую модель года».

Дидактический и лекционный материал
Литература (книги, журналы, брошюры, специализированные сайты Интернет по рукоделию)
по техникам вязания крючком и спицами, художественные альбомы, книги, справочники
материалов для вязания; методические разработки мастер-классов и открытых занятий;
таблицы, эскизы, схемы, пошаговые разработки выполнения изделий; цветовые и
композиционные схемы; готовые образцы различных изделий.

Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет со столами и стульями соответствующими нормам СЭС;
стеллаж для хранения дидактического и учебно-методического материала, инструментов для
вязания, образцов изделий; доска настенная для размещения информации; стенд для
выставочных работ; раздаточный материал для проведения занятий и мастер-классов;
инструменты: ножницы, крючки, спицы, шило, линейки, угольники; пряжа шерстяная и
хлопковая; образцы вязания крючком и спицами; книги по рукоделию и журналы;
карандаши и ручки; материалы для декорирования (бисер, бусины, ленты, глазки и пр.);
иголки для трикотажа, швейные иглы и нитки; гладильная доска, утюг.

Календарный учебный график
Год обучения

Дата начала
обучения

1 год
2 год
3 год

11.09

Дата
окончания
обучения
31.05

Всего
учебных
недель
34

Количество
учебных
часов
204

Режим
занятий
2 раза в
неделю по 3
часа

Литература

1.А вторская методика обучения. Азбука вязания. М.Максимова, 2007г.
2.А збука вязания. Жаккардовые узоры спицами и крючком. 2013г.
3.Во лшебный клубок. Новые узоры для вязания крючком. Издательство ACT,
2006г.
4.В се о рукоделии: от советов до секретов. С.Мещерякова, 2000г.
5.В язание крючком. Энциклопедия. Бетти Барнден. Арт-Родник , 2004г.
б .Журналы периодических изданий по вязанию и рукоделию (Верена, Сабрина,
Вязание-хобби, Ирэн, Сюзанна, Ручная работа, Ирэн, маленькая Диана и др.)
Мастерим игрушки сами. Дополнительное образование. Изд.Учитель, Волгоград,
2009г.
7 . Модное вязание. Учебное пособие. Коллектив авторов. 2012г.
8 .Полный курс вязания. Салли Мелвил. Изд.Астрель, 2008г.
9 . Ручное вязание на спицах ШРР «Злата», 1992г.
10 .Спецвыпуск журнала «Сабрина». Вязание на спицах,2001 г. Учебный курс.
11 .Технология по разделу «Вязание» 5-7 кл. Е.А.Гурбина, Учитель, 2007г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».