Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей п. Ола» Принято: на педагогическом совете МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа социально - педагогической направленности «Наш язык» Срок реализации: 3 года. Возраст обучающихся (воспитанников): 7-17 лет. Составитель: Губичан Семен Абрамович, педагог дополнительного образования п. Ола. 2023 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Национальные проекты в области образования предусматривают совершенствование воспитания, развития и обучения обучающихся на основе глубокого изучения и сохранения духовной культуры различных народов многонационального Российского государства. Одной из важных задач модернизации российского образования является усиление роли родного языка как учебной дисциплины, обеспечивающей успешную реализацию обучающихся в поликультурном сообществе. Проблема сохранения самобытной культуры коренного малочисленного населения Северо-Востока России приобретает в современный период особую актуальность в связи с утратой целым поколением народов края родных языков. Эвенский язык - один из тунгусо-маньчжурской группы языков аборигенного этноса, проживающего на территории Магаданской области (Северо-Эвенский, Ольский, Среднеканский и Омсукчанский районы). Богатая лексика с ее выразительно изобразительными средствами, специфичный синтаксис, достаточно интересная и сложная грамматика уходят постепенно из сферы употребления. Этим объясняется необходимость разработки учебной программы по изучению национальных языков народов Севера. Отличительной особенностью программы является в ознакомлении обучающихся 1 года обучения с эвенским языком в интерактивной игровой форме. В обучение включены занятия речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка. Во 2 и 3 год обучения обучающимся предлагается изучение современных языковых норм с точки зрения их исторического происхождения посредством практических занятий, лингвистических марафонов, викторин и олимпиад. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наш язык» реализуется в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наш язык» позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, мир литературного краеведения. В процессе изучения грамматики обучающиеся смогут «расшифровывать» знакомые слова; с помощью изучения этимологии слов научатся понимать, что обычные слова достойны изучения и внимания, с помощью изучения трудных вопросов орфографии и пунктуации, занятий по культуре речи смогут стать грамотнее. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Наш язык” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и разговорной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности эвенского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере при усилении работы по воспитанию у обучающихся этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию культуры общения целесообразно вести с обучающимися в течение всего периода обучения, начиная с первого года обучения, когда требуется выработка правильного умения говорить и писать, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры, театрализацию, художественное чтение отрывков классических литературных произведений. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. В последующие годы данную работу необходимо проводить посредством создания проблемных ситуаций при помощи аналитической работы с текстом, что, несомненно, улучшит общую культуру речи и повысит грамотность обучающихся. Структура личностных достижений обучающихся объединения «Наш язык» может быть представлена следующими компонентами: мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивным (знания, рефлексия деятельности); операциональным (умения, навыки); эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия). Обучающийся, осваивающий данную программу, стремится реализовать свою потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, желает расширить свои знания по эвенскому языку, демонстрирует умение работать в малых группах, обладает самокритичностью, умением работать над ошибками. Характеристика программы: Тип - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая; Вид - модифицированная; Направленность - социально-педагогическая; Адресат программы: разновозрастная (7-17 лет) Объём программы: 1 год обучения - 204 часа (занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа). 2 год обучения - 204 часа (занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа). 3 год обучения - 204 часа (занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа). Форма обучения: групповая. По длительности (времени) обучения: занятие - 40 минут (режим работы - 2 раза в неделю по 2 занятия по 3 часа каждое, с перерывом между занятиями - 10 минут). Виды занятий: Старший школьный возраст Младший школьный Средний школьный возраст возраст Беседа с игровыми элементами Лекция Проблемная лекция Игра-расследование Учебная игра Защита творческой работы Сюжетно-ролевая игра Творческий проект Практические занятия Игра-путешествие Интеллектуальный конкурс Лингвистический марафон Игра-имитация Викторина Тематическая дискуссия Викторина Тематические задания по подгруппам Групповая консультация Олимпиада Олимпиада Викторина, олимпиада Цель программы - обучить практическим и теоретическим знаниям устной и разговорной речи, изучение истории эвенского языка, лингвистического краеведения. Задачи программы: обучающие: - расширить словарный запас, обогатить речь обучающихся, прививать навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека, - освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике эвенского языка; - овладеть элементарными способами анализа изучаемых языковых явлений; развивающие: - совершенствовать общее языковое развитие обучающихся, - раскрывать творческий потенциал детей, - развивать правильной устной и письменной речи, - пробуждать потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием эвенского языка и над своей речью; воспитательные: - формировать коммуникативные компетенции обучающихся, - развивать навыки общения: умения участвовать в диалоге, дискуссии, построения содержательных монологических высказываний, - ознакомить с правилами поведения и вежливого общения, - воспитать любви к эвенскому языку; - реализовать потребность в познании и творчестве. Основой реализации этой программы является принцип коммуникативности. Обучение на основе общения предусматривает усвоение обучающимися элементарных знаний и практических навыков, необходимых для активного пользования разговорной речью, приобретения навыков грамотного письма и выразительного чтения текстов родного языка, доступных для обучающихся не владеющих эвенской разговорной речью. В процессе обучения обучающиеся должны овладеть основными видами речевой деятельности - аудированием, говорением и чтением. Аудирование - это обучение восприятию на слух и пониманию высказываний с голоса учителя или в звукозаписи. Начинается оно на уровне слова, словосочетания, предложения с опорой на самый разнообразный контекст, вербальное (словесное) и невербальное (несловесное - мимика, жесты) поведение педагога. Требования к этому виду речевой деятельности в разных группах отличаются по объему и степени трудности языкового материала. Говорение предполагает формирование диалогической и монологической речи. В требованиях к диалогической и монологической речи предусматривается соответствие речи поставленной коммуникативной задаче. Задача в области чтения заключается в обучении обучающихся чтению про себя с пониманием впервые предъявленных текстов, при этом чтение вслух выступает как вспомогательное средство и методический прием обучения. К концу обучения учащиеся должны уметь читать несложные тексты разного жанра со словарем или без словаря, понимать содержание текстов, уметь осмысленно и выразительно читать. Образовательная функция обучения родному языку является ведущей, однако она не может осуществляться без единства воспитания и развития обучающихся в учебном процессе. Обучение должно сочетаться с воспитанием любви к родному языку, родной культуре, родной истории, родной земле. Главные участники процесса - обучающийся и педагог, и отношения между ними должны строиться на сотрудничестве и равноправии, на личностной ориентации общения, что определяется воспитательной целью. Коммуникативное обучение предполагает учет всех этих характеристик, ибо только таким путем могут быть созданы условия общения - вызвана целенаправленность говорения, сформированы взаимоотношения. Развитие обучающихся в процессе обучения родному языку многогранно. Это развитие словесно-логического мышления, формирование лингвистических понятий, общеучебных навыков и умений, развитие познавательной активности, эмоционально-волевой сферы. Кроме того, предусматривается развитие у ребенка общих понятий, фонематического слуха, эстетических чувств и переживаний. Набор осуществляется по желанию обучающихся, родителей (законных представителей); в соответствии с уставом учреждения, на основании письменного заявления родителей (законных представителей). Количество обучающихся в группе определяется согласно локальным актам учреждения. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО ЯЗЫКА Год обучения Кол-во часов в учебном году I II III 204 204 204 Количество часов в неделю 6 6 6 ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭВЕНСКОГО ЯЗЫКА 1 год обучения (204 часа) № п/п Лексический материал Фонетический Материал Грамматический материал Кол-во Синтактический материал часов Добукварный период - 54 часа I с Звук, буква, удаоение: Личные местоимения: би дю. а-ма. на-кат, о-си- я; хи - ты; нонан - он, она, кат, ху-ли-чан оно: мут - мы Слово, словосочетание: асаткан. танаддан. няри, дукаддан, купал аил, эгден дю Школа Вопросительные местоиме Вопросительные Гласные, согласные Хупкучэк предложения: Ци эрэк? звуки. Твердые, мягкие ния: ци? - кто? як? - что? звуки Як эрэк? Повествовательные Осень Гласные звуки а, о, у; Указательные местоимения: эрэк - это, предложения. Простые Ментэлсэ ударные, неударные слоги: акан,асаткан, этот. Нарицательные нераспространенные Боланн существительные, предложения: Уднан. ачча дюгани манун. Иманран. обозначающие людей: хупкучимнэ, пас- тук, Ментэлсэ одни. Нарицательные существи Односложные, двусложные Согласные звуки м, л, Домашние предложения: Иллилра! животные Дю и, д. т. с. Структурные тельные. обозначающие предметы, животных: дю, Тэглилрэ! Кинигэв бели. единицы графической делгэн- кэл Ай инэн. Толли ням. олра. окат, инэн, удан. системы алфавита: мир. кам. няма. олан. Глаголы, обозначающие мал. план.нам. муран, действия предметов; их основные формы: гургэчидокал. ады, агдыри, гуд, этэ. бот, терэн, дэй, ининдэй, ундэй гаси, бекэс Знакомство эвенским языком I 2 3 4 I 2 Весь диапазон русского алфавита, дополнительные эвенские буквы: д, н рек, Гласные э, и. моря Русское э- эвенское э Дикие жи вотные Буй делгэн- кэл Рыба озер, Олрал 3 В лесу Исагла 4 В лесу Хи гн л а Склонение личных местоимений: миндулэ - у меня муттулэ - у нас Вопросительные предложения: Илэ? - где? Ок? - когда? Склонение личных местоимений: хиндулэ - у тебя хундулэ - у вас Утвердительные предложе ния: И.-да Харам, и. Аяврам. повелительного Отрицательные предложе Согласные б, в, г, к, х, Глаголы р. Заднеязычные: к, х. наклонения: боли - дай; ния со словами эсни, ацали - открой Среднеязычный: й эстэн, этэн, этэр - нет Эсни хар. Этэн дептэ. Связь слов и предложений Личные местоимения: ц в начале, середине, нонан - он, она, оно; конце слова ноцартан - они; их склонение 14 14 12 14 12 10 12 10 5 Эвенский фольклор: сказка Нимкан загадка Нднукэн 1 Новый год Аннамта Аннан 2 Зима Ту ГЭН и 3 Наше село, город Мут билэкэт 4 Сочетания ди - д’и; ни - н’и. Слоги слияния; звуки вне слияния Сочетания ти - т’и, ди д’и, ни - н’и. Русское э, эвенское э. Фо нетическая зарядка Единственное и множест венное число существи тельных: эвтэ - эвтэл; бодэл - бодэл-эл; ечэн ечэ-р; ой - ои-л Склонение личных имений: Би Минду Миндук Минтэки Миндулэ Миндули Минэклэ Минэкли Минду к Интонация предложения. Звательная интонация 10 место Вопросительная интонация. Вопросительные предложе ния с вопросительным сло вом как. 14 Ударение. Интониро вание предложений разного характера Количественные числи Простые предложения. Рас тельные до 10. Круглые пространенные, нераспро десятки страненные предложения 0мэн, дёр, илан, дыгэн, тунцан, нюнэн, надан, дяпкан, уюн, мян Артикуляция звуков. Глагольные формы в изъя Интонация перечисления. Деление предложений вительном наклонении в Связь слов в предложении на синтагмы настоящем и прошедшем времени: бедэй - дать берэм - даю бедим - дам Спорт, на циональные виды спорта Есчимэчэк Имя отрицания Существительные личнопоитяжательной Фоомы: мин атаву - моя бабушка; 5 Весна Нэгни хин аташ - твоя бабушка. Разговооное клише: поиветствие. отоицание, поже лание здоровья 12 14 предложе 14 Порядок слов в предложе нии 16 Побудительные ния 6 Эвенский фольклор: сказка 12 Нимкан 7 8 Марта Женский праздник Асал Инэцэтэн Русско-эвенский алфа вит Падежная форма Порядок слов в предложе нии 14 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Добукварный период В добукварный период внимание сосредоточивается на устной речи, отработке речевого слуха, овладении рассказыванием как учебным умением. Дети знакомятся с системой языковых единиц, осваивают терминологию, постигают азы языкового анализа и способы обозначения звучащей речи с помощью графических знаков. Текст, предложение, слово, слог, звук, буква, ударение - практическое различение в речевом потоке. Педагог должен подготовить обучающихся к практическим умениям и навыкам: • вычленять из речи предложение; • составлять предложение по заданной схеме, теме; • выделять слово из предложения; • подбирать слова по данной тематике, значению, вопросу; • делить слова на слоги, определять количество слогов; • различать на слух гласные и согласные, мягкие и твердые согласные звуки; • осуществлять полный и частичный слого-звуковой анализ; • соотносить слова с графическими схемами. Устная речь - это умение: • произносить эвенские слова в потоке речи; • слушать рассказ и объяснение педагога; • подбирать по картинке или серии картинок определенное количество предложений, объединенных темой; • составлять рассказ по картинке и вопросам педагога; • принимать участие в ролевых играх, обусловленных ситуацией; • произносить звуки, слова, словосочетания, предложения; • составлять монолог и диалог. Чтение - это. • знакомство сгласными звуками а, о, у, согласными м, л, н, д, т, с; • узнавание их по признакам изолированно и в составе слова; • умение правильно соотносить звук и букву; • ситуативное чувство на диапазоне изученных букв. Букварный период Чтение на всем диапазоне русского алфавита и дополнительных эвенских букв д, к, н, о, учитывая особенности звуковой и слоговой структуры эвенских слов и придерживаясь правила «от легкого к трудному», период обучения грамоте подразделен в программе на пять этапов или ступеней. На первом этапе читаются односложные и двусложные слова с гласными а, о, у, э, и и сонорными согласными м, л, н, нъ, р, которые удобны для выделения, так как при произношении их можно «тянуть». При этом следует иметь в виду, что, во-первых, в эвенском языке имеется небольшое число двусложных слов с открытыми слогами типа а-ма - папа; во-вторых, целый ряд согласных в эвенском языке не встречается в начале слова, за исключением заимствованных из русского языка слов. Так, в эвенском языке нет слов с начальными согласными л и р, а также вис. Однако для эвенского языка весьма типичны односложные трехбуквенные слова с начальным и конечным согласными, типа нам море, цал - рука. На втором этапе изучаются слова со взрывными согласными к, т, г, д, б, п, ч, a также щелевым в и проводится чтение и письмо трехсложных слов (ту-ра-ки - ворона, чамак-чан - мышь). Третий этап включает щелевые согласные х, с, й, а также гласный о й среднеязычные «мягкие» нь и дь. 3s Ц П Отнесение знакомства с согласными х, с к более позднему периоду, несмотря на то что в некоторых говорах эвенского языка наблюдается расхождение в произношении слов с этими согласными. Поэтому для ряда эвенских детей слова с указанными согласными относятся к такой группе слов, в которых произношение расходится с написанием. Имеются расхождения в говорах и в произношении слов с гласным. Четвертый этап охватывает слова с буквами я, ю, е, ё, о, а также с буквой ъ. Мягкий знак (ь) как знак разделительный в эвенском языке встречается лишь в заимствованных словах (воскресенье). Пятый, последний этап обучения грамоте на эвенском языке включает первоначальное ознакомление с чтением заимствованных слов с согласными з, ж, ф, ш, щ. Все эти согласные звуки являются для эвенского речевого уклада новыми, и требуется значительное время, для того чтобы дети научились различать эти звуки и правильно их произносить. Следует отметить, что шипящие ж, ш, щ, а также з я ц эвены на первых порах склонны воспринимать как одинаковый звук, сходный с 4, или с, или h, в зависимости от говора. Чтение в букварный период - это обязательно: • соотнесение букв со звуками в речевом потоке; • слоги слияния; • звуки вне слияния; • слоговое чтение с постепенным переходом на чтение целыми сло-вами; • односложные, трехсложные слова; • интонация конца предложения; •освоение и практическое различение в речевом потоке всего обьетиа языковых представлений (фонетических, лексических и элементарных грамматических понятий). В букварный период продолжается формирование монологической и диалогической речи. В развитие речи включается: • прием шести вопросов; • предметные и сюжетные картинки; • ролевые игры, обусловленные ситуацией; • аудирование на уровне звука, слов, словосочетаний, предложений; • интонирование, характерное для эвенской речи; •обучение говорению (формирование монологической и диалогической речи) должно иметь коммуникативную функцию. Послебукварный период Чтение и развитие речи включает: • чтение целыми словами; • чтение как речевое умение; • связный текст из 3-4 предложений; • овладение чтением вслух и про себя; • интонационную разметку текста с опорой на образец; • расстановку ударения; • деление предложения на синтагмы; • указание мелодики; • интонирование предложений разного характера, артикуляцию; • обучение на основе речевой задачи; • разные виды чтения; • контроль понимания текста; • стимулирование мотивации чтения; • коммуникативную компетенцию текстов; •формирование монологической и диалогической речи путем чтения различных заданий и вопросов, выявляющих понимание текста и обусловленных ситуацией. Знакомство с предложением. Умение выделять предложение в потоке речи. Умение отвечать целыми предложениями на вопросы. Грамматика, развитие речи. В 1 год обучения формирование грамматических понятий идет на иммитативной основе и носит поэтапный характер: ознакомление, тренировка, применение. Прием шести вопросов: кто? (ни?), что? (як?), где? (илэ?), когда? (ок?), как? (он?), почему? (ями?). Показ формы, значения, действия на речевом образце в ситуации общения. Показ с некоторыми пояснениями: послушайте, как я буду говорить, а затем скажите так же. Применение грамматических навыков в разных игровых упражнениях и т. д. Овладение структурой глагольных форм в повелительном наклонении (дай - бели, открой - ацали и т. д.). Утвердительные и повелительные формы ответов (да - и, нет - ачча, этэн). У потребление личных местоимений 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа.__________________ мн.число ед. число мы бу я би вы ху ты хи они ноцартан он, она, оно ноцан Склонение личных местоимений: миндулэ у меня; мундулэ у нас. Указательное местоимение эрэк это, этот, эта. Вопросительные местоимения: кто? ни? что? як? Количественные числительные до 10. Единственное и множественное число существительного: белка - елики, белки - еликил. Знакомство с системой некоторых глагольных форм: бедэй - дать, берэм - даю, бен - дал;ц т. Д. ,; Повторение в конце года. Примерная тематика по чтению и развитию речи обучающихся Знакомство: Хи ци? Хин ци гэрбэс? Мин гэрбэв... Нонан гэрбэн... Акму гэрбэн... Эвенский язык, русский язык, занятия языком: эвэды терэн, нючиды терэн. Школа: мин школав - моя школа, мут школат - наша школа, хупкуттил - ученики, кечукэр - малыши, куцал - дети, тацанмай - книга, тандай кинигэв - читать книгу, мин кинигэв - моя книга, мут тацанмаит - наша книга; би кинигэв тацрам - я читаю книгу, мут кинигэв тацрап - мы читаем книги. Заимствованные слова. Труд, трудовая деятельность. Осенние работы, осенняя рыбалка. Болани - осень. Боланиду исагла - осенью в лесу. Дю делгэнкэл - домашние животные. Эвенский фольклор: нимкан - сказка, эвэды нимкан - эвенская сказка. Цэнукэр загадки. Тер инилни - дикие животные, пушные звери. Олра - рыба. Окат олран - речная рыба: неригэ - хариус, менкэ - мальма. Нам олран морская рыба, которая нерестится в реке: кята - кета, екэбэ - горбуша. Спорт, национальные виды спорта: есчимэчэк - соревнования. Тугэни - зима. Тугэниду исагла - зимой в лесу. Зимние катания на лыжахимэрэцтэчэк, санках - туркидачак. Тугэниду чэцэчидек - зимняя рыбалка, буюсэк - зимняя охота. Мут билэкэт - наше село, Ола, Гижига, нам - море. Аннамта анцан - Новый год. Хялта этикэн асаткадчанюми Снегурочканюн - Дед Мороз со Снегурочкой. Хотэдек каникулы. Нэгни, нэлкэ - весна, весенняя пора. Асал праздникэтэн - женский праздник 8 Марта. Тадун мякла - счет до 10. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к окончанию 1 года обучения К окончанию 1 года обучения обучающийся должен: -составлять слоговую схему слова; -уметь составлять по схемам слова, предложения; -овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи; -оформлять предложения; -уметь оформлять предложения разные по цели высказывания, ставить в конце вопросительный и восклицательный знаки; । - правильно произносить звуки изолированно, в составе слова, словосочетания, в потоке речи; - различать звуки на слух; - правильно воспроизводить интонацию эвенского языка (звательную, вопросительную, побудительную, перечисления); - в области аудирования: понимать на слух построенную на программном языковом материале эвенскую речь в нормальном темпе, допускающую включение до 1% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту, а также по указанию педагога; - в области говорения: уметь вести беседу, используя вопросно- ответные реплики, просьбы и приказания, приглашения, давать утвердительные и отрицательные ответы; уметь монологически высказываться, сообщать, называть лица, предметы, количество, давать их качественную характеристику; '' -читать выразительно целыми словами вслух и про себя; уметь читать выборочно; понимать основное содержание с опорой на зрительную и двигательную наглядность и уметь отреагировать на содержание; выбрать из ряда картинок ту, которая соответствует содержанию текста. Список произведений для чтения и заучивания наизусть Бурыкин А. А. Веселая эвенская азбука : учеб, пособие для учащихся 1 класса эвенских школ. - СПб. : Дрофа, 2004. Звездный бисер : эвенские сказки, легенды в литературной обработке Чины Моторовой. - Магадан : МАОБТИ, 2005. Канюкова У. В. Эвенские загадки, пословицы, поговорки. - Магадан : Кн. изд-во, 1993. Тарабукина У. П. Эвенская азбука в стихах: учеб, пособие для учащихся начальной школы. - СПб. : Просвещение, 2003. 2 год обучения (204 часа) Грамматический Материал Kojtво иягпп № п/п Лексический материал 1 Расширение лек Повторение темы «Звуки и Морфологическая структура Вопросительные слова. Существительные, предложения с вопросики по теме буквы» обозначающие предметы: иисительным словом: ни? 15 «Школа» - кто? ЯК - ЧТО? ЯК? !Ь Хупкучэк Фонетический Материал Синтаксический Материал 8 )! 2 Рассказ о Тэлэц мэни себе Звуко-буквенные ветствия несоот-Основные формы глагола Вопросительные изъявительного наклонения предложения без во-15 у в настоящем, прошедшем и просительных слов: будущем времени Хин гэрбэс? Твое имя? ■Ц 3 4 Семья Дялбу Сочетание энин,циду? Осень Болани Безударные гласные эвенских словах ни - ни: Наречия времени: тек сейчас тимина - завтра - Интонация предложения конца 18 в Наречия качества: Звательная интонация ай - хорошо, кэнели - плохо 12 5 Прилагательные, обозна Вопросительные чающие возраст, размер, предложения с вопро объем: эгден - большой, сительным словом: 15 кечукэн - маленький и т. д. Ок? Когда? Домашние жи вотные Дю дел гэн кэл О 6 Дикие животные Правописание йотирован Буюн делгэнкэл ных гласных: е, ё, ю, я, ё 15 Личные местоимения и их падежные формы: би - мин, хи - хин и т. д. 7 Зима Тугэни 8 Одежда Тэти, ой 9 Род, ность Вопросительные предложения с вопро сительным словом: 18 Я в некрэм? Сочетание ди д’и: Глаголы, выражающие по Побудительные дикэлдэн, дилики, буждение к действию: эмнн предложения: - подойди, боли - дай, болрэ Иллилра аич, 18 дикнэн, дирэлнэн, ДИЛ тацнилра кинигэв - дайте националь Дулган Уяганка Дойда Ци биеэнни? Илэ биеэнни? Вопросительные предложения. Вопро Онтакан? сительная интонация. 15 Яв некрэн? Он бидин? Иррочин инэн? 10 Весна Нэлкэ Нёлтэн, нёчэ, нянин, Нёлтэнчин, нэгни моранда, нянин чулбаласнан и Мебель Абду Ударение, мелодика, ин Работа с формообразующи Интонация конца 12 тонирование предложений ми и словообразующими предложения Аликразного типа суффиксами аликуаликалбу Тэти-тэти ву-тэтил 12 Еда Деплэ Звук т перед гласным пе Местоимения 3 л. ед. и мн. ч. Предложения с фор реднего ряда и: тиру - и их склонение: мами 3 л. ед. и мн. ч,: 18 подушка мэцти - серый Нонан ноцандула - у него, Нонан аич хупкуттэн. нонартан, ноннитын - их Нонандула хоя орарни. Нонартан хо аич бис. Ноннитын эгден дютан. Ноцардулатан хоя деплэ. 13 Эвенский фольк Знание эвенского алфави лор: песня, сказка, та. Артикуляция загадка уднан, 18 15 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Чтение и развитие речи. Овладение двумя формами чтения: про себя и вслух. Разные виды чтения: индивидуальное шепотное чтение, хоровое чтение, парное обращенное чтение, индивидуальное контрольное чтение. Чтение на уровне текстов со специальными коммуникативными заданиями. Чтение печатного и рукописного текста. Чтение с полным и частичным пониманием содержания (должно быть до 2% незнакомых слов, поясняемых в словарях или учителем). Слоговое чтение многосложных слов. Выборочное чтение и устное рисование. Подробный пересказ. Ответы на вопросы кто? что? где? когда? - ни? як? илэ? як? Деление текста на части. Раскрытие содержания иллюстраций. Иллюстрирование понимания текста с помощью рисунка. Выделение главного в тексте (прочитать, подчеркнуть). Тексты должны быть относительно несложными, аутентичными, иметь ясную логическую структуру, содержать отдельные незнакомые слова: сказки, рассказы, стихи, басни. Заучивание наизусть. Упражнение в овладении важными средствами звучащей речи: ударением, мелодикой, интонированиечм предложений разного типа, артикуляцией. Чтение должно быть тесно связано с аудированием. Аудирование - понимание на слух построенной на программном языковом материале устной речи в нормальном темпе в исполнении педагога и в аудиозаписи, допускающее включение до 1% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту. Чтение тесно связано с говорением. Формирование диалогической и монологической речи. Обучение диалогической речи на основе диалогических единств. Вопросноответные реплики. Прощание и ответы на прощание. Представление себя и кого-либо. Извинение и реагирование на извинение, выражение просьбы, приказа, приглашение, дополнение и уточнение в соответствии с реальной ситуацией. Формирование монологической речи. Логическое и последовательное высказывание без предварительной подготовки в соответствии с ситуацией, устное сообщение по теме, сообщение о себе, о друге, о семье, описание предметов, животных, действия с ними и выражение своего отношения к ним. Организация домашнего чтения. Грамматика, правописание и развитие речи. Формирование фонетических, лексических, грамматических навыков. Формирование грамматики на фонетическом уровне: овладение интонацией побудительных, вопросительных предложений. Заглавная (прописная) буква. Знаки пре пинания в конце предложения. Повторение изученной в 1 году обучения темы «Звуки и буквы». Буквы и звуки, которые они передают, и соотнесение звуко-буквеннь1х несоответствий. Четкое произношение безударных гласных в эвенских словах. Правописание йотированных гласных е, ё, ю, я, е. Сочетания д’и - ди, н’и - ни. Звук т перед гласным переднего ряда и. Знание эвенского и русского алфавитов. Формирование грамматических навыков на лексическом уровне: расширение рецептивного словарного запаса. Умение пользоваться словарем, словником. Запись слов по алфавиту. Умение находить новое слово в потоке речи. Умение догадываться по словообразовательным и формообразующим элементам о значении слова, т. е. выработка умения видеть и различать морфологическую структуру слова. Слова, обозначающее предметы и отвечающие на вопросы кто? ни? что? як? Наречия времени: тек сейчас, тимина завтра, бадикар утром, тинив вчера, хисэчин вечером. Прилагательные: эгден большой, кечукэн маленький. Члены семьи: ама отец, эне мама, ата бабушка, этэ дедушка. Лексика учебного обихода: тацанмай книга, дуктай писать, тандай читать, тацуттай считать. Наречия качества: ай хорошо, кэнели плохо, хинмач тургун быстро. Глаголы, выражающие побуждение к действию: ацали (ацалра) открой (откройте), эмни (эмнилрэ) подойди (подойдите), бели (белрэ) дай (дайте) и т. д. Качественные прилагательные: ай хороший, нод красивый, цэлэм, хэцунь страшный. Числительные от 1 до 10, круглые десятки танун 1-10, 20-90. Грамматический материал. Личные местоимения: би я, хи ты, мут мы, ху вы. Их падежные формы: би - мин, минду; хи - хин, хинду; бу - мут, мунду; ху - хун, хунду и т. д. Местоимения 3 лица ед. и мн. числа: нонан он, она, оно, нонартан они. Вопросительные предложения с вопросительными словами: ни? кто? як? что? аваскй? куда? ек? когда? яв некрэн? что делает? и без вопросительных слов: хин гэрбэс? твое имя? эрэк хинди? это твое? Единственное и множественное число существительных. Суффикс множественного числа -ал/-ар. Основные формы глагола настоящего времени 1, 2 лица ед. и мн. числа: ед. число: би ге-нэм мн. число: мут ген-э-п 2 л. хи, хин хи ген-э-нри 2 л. ху, хун ху ген-э-с Спряжение глаголов на имитативной основе. Основные формы глагола настоящего времени 3 л. ед. и мн. числа: нонан ген-ни, ноцартан ген. Глаголы основной формы прошедшего времени. .J 1 ф 1! Ф Существительные во множественном числе. Формирование навыков употребления в речи падежных форм существительных по образцу: школав школу В. п. школ аду школе Д. п. школам школой Т. п. Указательное местоимение: эрэк это, этот. Отрицательные формы: ачча нет, эсэм хар не знаю. Утвердительный ответ: и, ицэ да! Побудительные предложения: уркэв ацали открой дверь, тацанмай нипкэли закрой книгу, эмни эвэски подойди сюда. Примерная тематика по чтению и развитию речи обучающихся Расширение лексики по темам, знакомым по 1 году обучения. Школа. Рассказ о себе (мин гэрбэв...). Семья дялбу. Домашние животные дю делгэн- кэл. Дикие животные делгэнкэЛ. Времена года: осень монтэлсэ, зима тугэни. Знакомство с новой лексикой по следующим темам: мое село мин билэку, одежда тэта, ой, кукла бэикэн. Название частей тела: цал, дил, ити, корит. Название некоторых национальностей: ороч, звэсэл, эвэн, нючи. Название мебели: стол истол, стул тэгэнмэй, полка нэк- чинмэй, шкаф ойдюн. Еда: килеб хлеб, нимэн, хэсэчи каша, чахар сахар, тэвтэ ягода, далей сладости. Эвенский фольклор: икэн песня, ним- кан сказка, цэнукэн загадка. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к окончанию 2 года обучения К концу 2 года обучения обучающийся должен: - знать буквы эвенского алфавита и звуки, обозначающие их; - быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия; - правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением, т. & понимать читаемое; -читать вслух выразительно, с правильным ударением и интонацией, выделяя синтагма (смысловые отрезки); ‘ - читать про себя с пониманием основного содержания, выделяя основную мысль, ' с полным пониманием содержания текста; - составлять план устного сообщения; - описывать предметы, животных, лица и действия с ними; -понимать основное содержание текста со слов учителя или с аудио-записи с опорой на зрительную, двигательную наглядность и без нее: - полностью понимать сообщения учителя и сверстников и реагировать на них; - уметь вступать в контакт и поддерживать его в условиях учебных, игровых и реальных ситуаций общения; - уметь выражать желания, потребности и реагировать на желания, потребности собеседников; - понимать и уметь выражать требования, указания, команды, отказ или согласие со сверстниками и взрослыми; - уметь высказываться и вести беседу об увиденном, прочитанном. Список произведений для чтения и заучивания наизусть Новикова К. А. Эвенские сказки, легенды и предания. - Магадан : Кн. изд-во, 1987. Сказки народов Севера/ авт.-сост. В. В. Винокурова, Ю. А. Сем Л., 1991. Тарабукина У. П. Эвенская азбука в стихах. - СПб. : Просвещение, 2003. Переводная литература: Толстой А. Н. Три медведя (на эвен, яз.) // Кривошапкин А. В. Нёлтэнкэн. Солнышко : книга для доп. чтения в 1-2 классах эвенских школ. - Л. : Про-свещение, 1989. Толстой А. Н. Моя мама лучше всех (на эвен, яз.) // Кривошапкин А В. Нёлтэнкэй. Солнышко : книга для доп. чтения в 1-2 классах эвенских школ. - Л. : Просвещение, 1989 3 год обучения (204 часа) № п/п 1 Лексический Материал Фонетический Материал Грамматический материат Синтаксический материал Колво часов алфавит. Наречия места, отвечающие на Интонация Расширение лек Эвенский конца к, х вопросы илэ? иду? - где? предложения сики по теме Заднеязычные «Школа» Хупкучэк Кекэн, кята, калтак, иду к? - откуда'? 9 кук, хен,хят L4 2 Семья Дялбу Русское э, эвенское э Наречия места, отвечающие на вопрос а васки? - куда? 9 о 3 Закон гармонии гласных Существительные одушев Звательная Дом ленные и неодушевленные нация: Билэк, дю, дюкан Эмули. Тэгли. 21 Эмни. Интонация пере числения. Предло 18 жения разные по цели высказывания 4 Мой город. Мое Вариативные гласные: у, Отрицательные конструкции с суффиксом -си: село Мин билэку и. Сочетание ни - н’и эсниси гасчир не просит 5 количественные емэн Река, море Окатал, Стяжение гласного и в Составные числительные от 1 до 100 няма конце слога. Сочетание нам ди - д’и 6 инто 15 местоимения эрэк куда тарак дю Домашние и дикие Ударение музыкально Указательные эрэк, тарак - э го, то животные Дю силовое: 12 делгэнкэл, буй Кума, эрики, накат, эмрэн, таваски делгэнкэл 7 8 9 10 Здоровье Абгар Интонирование фразы Качественные прилагатель Звательная Дю эгден. (силовое ные, обозначающие признак с нация ударение) противоположным значением: Бадикар одне-е! ай - кэнели - хороший - плохой Яв гонэнни? (музы кальное ударение) инто Род, националь Правописание и произ Качественные прилагатель ность ношение буквы н в ные, составляющие синони Н,и бисэнни? конце слова: некичэн - мический ряд: нод, ай, хо ай Эвэн, ороч, на- утка красивый, хороший, замеча маткан, дулган, тельный уя ганка, дойда Времена года: весна Твердые и мягкие со - лето нэлкэ (март - гласные апрель), нэгни (май - июнь), дю- гани (июль - август) Названия месяцев Аткикар гэрбэтэн 15 12 Слова, предложе ния, текст 15 Хэе январь, эври мир февраль, эври ечэн март, эври билэн апрель, эври унма май, эври чордакич июнь, дюга- ни хэен июль, ойчири чордакич август, ойчири унма сентябрь, ойчири билэн октябрь, ойчири ечэн ноябрь, ойчири мир декабрь 18 11 12 Лексика, отра Смыслоразличительная Слова, обозначающие проти жающая названия роль долгих гласных: ин воположные действия: тиктэй частей лица чело - вьюк, йн - вход, олра - падать, илдай вставать века рыба, олра - делайте Прикладное ис кусство. Шитье 12 Хацанадяк, инмэ 12 13 14 скороговорок. Русский, эвенский Чтение языки Заучивание наизусть Нючиды, эвэды терэр Спортивные Есчимэчэк 12 игры Названия игр: дилмачак, оркачак, довичун 12 15 считалки, Эвенский фольклор Сказки, скороговорки 12 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Чтение и развитие речи. Совершенствование техники чтения. Чтение букв эвенского алфавита. Правила чтения к, х, эвенского э и русских э, у, ы; сочетаний ни - ни, ди - д'и. Ударение. Интонирование фразы. Звательная интонация. Чтение скороговорок. Составление маленьких рифмовок. Знакомство с переводной литературой. Автор. Оглавление. Художественное оформление. Знакомство с иллюстрациями. Жанры эвенского фольклора: сказки, загадки, скороговорки. Чтение наизусть. Совершенствование умения читать про себя и вслух. Чтение с пониманием полного или основного содержания текста с акцентом на решение следующих задач: -разбивать текст на смысловые части; -сокращать текст за счет устранения второстепенной информации; -воспроизвести содержание прочитанного с опорой на вопросы учителя; -подробно (выборочно, сжато) пересказать текст с опорой на план или словесные иллюстрации; -выделять эпизод; -составить план, установить смысловые части текста; -составление творческих рассказов (от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным предложением); -подчеркнуть или выписать необходимую информацию; найти предложение; -найти данные о... Виды текстов: слова, словосочетания, предложения, тексты (стихи, рифмовки, небольшие рассказы и др.). Небольшие аутентичные тексты, имеющие ясную логическую структуру, содержащие отдельные незна-'комые слова, о значении которых можно догадаться (по контексту, по интернациональному сходству, по словообразовательным элементам): сказки, рассказы, конкретная поэзия, басни и т. д. Описания животного и растительного мира, несложные рецепты приготовления блюд, считалки, вывески, реклама, песни. Формирование диалогической речи. Диалог по этике: представиться, извиниться, попрощаться, представить друг друга. Диалог-побуждение: попроси, покажи, пригласи, поблагодари. Диалог- расспрос: сообщи о себе, родителях; расспроси о щенке (котенке, оле~,ненке и т. д.); расспроси о нем, о них; расскажи о... Формирование мо-’нологической речи. Монолог-описание: расскажи о нем, его внешности, а мы постараемся узнать, кто это. Монолог-сообщение: найди на карте, далеко или близко находится твой город, село, дом, улица, как ту да про- проехать; что, где продается, сколько это стоит. Монолог-рассуждение: охарактеризуй персонаж, представь и опиши день, предмет, лицо, животное. Чтение и аудирование. Понимание основного или полно; о содержания текста с подачи учителя, сверстников, аудиозаписи, с опорой на зрительную и двигательную наглядность. Тексты для чтения и аудирования - сказки, небольшие рассказй, построенные на знакомом язьжовом материале. Умение отреагировать на содержание. Невербально: - нарисовать рисунок (героев сказки, одну из сцен и т. д.) - разыграть пантомиму; - отреагировать эмоционально (смех, улыбка и т. д.); - выбрать из ряда предложенных картинок ту, которая соответствует содержанию текста; - расположить картинки в соответствии с последовательностью развития сюжета. Вербально: - ответить на вопросы кто? ди? что? як? где? илэ? когда ’ ек?; - передать основное содержание; - на элементарном уровне: придумать конец рассказа: - придумать заголовок; - определить основную мысль и т. д. Организация внеклассного чтения. Домашнее задание: оказание помощи домашними в организации языковой среды. Грамматика, развитие речи обучающихся На фонетическом уровне', деление гласных на три ряда: 1-й ряд: я, о, я, ё, и, й, и, и, и (твердые); я, е (дифтонгоидные); а, а\ 2-й ряд: э, э; 3-й ряд: у, у, у , (твердые); о, е, ё, д. Закон гармонии гласных в доступной форме. Простое правило: если в первом слоге есть буква а, то после нее в последующих слогах не пишется буква э; если в первом слоге есть буква э, то после нее в последующих слогах не пишется а, например: а-дал - ада-лал эб эб-сэи а-бал - аба-лач дэнрэн - цэнэд-дэн нам-на бэбэлэ. Твердые и мягкие согласные. Сочетания ди - д'и, ни - н'и. Смыслоразличительная роль долгих гласных: эн боль - эн стебель, гад нерестилище - гад половина. Стяжение гласного в конце слов: эцэе, гудее, эние. Правописание буквы и в конце слов: оран, экэн, энин. Интонация конца предложения. Звательная интонация. Интонация перечисления. Интонация разных по цели высказывания предложений На лексическом уровне, расширение рецептивной лексики. Умение пользоваться словарями. Словари тунгусо-маньчжурской группы языков, их авторство. (Левин В. И. Краткий эвенско-русский словарь. - СПб., 2006; Роббек В. А. Эвенско-русский и русскоэвенский словарь. - Л., 1988). Слова-синонимы: ай, нод, хо ай хороший, красивый, чудесный. Слова-антонимы: ай - кэнели хороший - плохой, нёбати - хакарин белый - черный. Слова для характеристики противоположных явлений, признаков и действий: тугэни зима - дюгани лето; текэрэп теперешний, современный - титэлэп старинный, давнишний, древний; тиктэй падать - илдай вставать и т. д. Наречия места, отвечающие на вопросы илэ? идук? где? откуда?: холилэ на берегу, ейлэ вверху, наверху, хэрдэлэ внизу, элгэлэ в середине, ойгич сверху, поверху, хэрдэлй снизу, понизу и т. д. Числительные от 1 до 100 емэндук нямакла. Производные числительные от 1 до 59 емэндук тунданмяр уюкла. Название представителей национальностей, проживающих в Мага-данской области: эвэсэл, орочил, чайчибал, чукчэл, нючил. Освоение тематической лексики. Грамматический материал. Существительные одушевленные и не-одушевленные: вопрос ни? кто? - только по отношению к человеку; як? что? — ко всем одушевленным, кроме человека, и неодушевленным предметам, отвлеченным понятиям. Указательные местоимения эрэк это, эта; тарак то, та, тот. Личные местоимения би, хи, нодан. Падежи. Именительный, винительный, на-правительный падежи. Простое склонение существительных в винитель_,ном падеже. Дательный, творительный, направительный падежи. Склонение существительных и указательных местоимений в дательном, творительном и направительном падежах. Изменение основ личных местоимений 1 и 2 л. ед. и мн. числа при склонении: би - мин, бу - мут, хи - хин,ху - хун. Формообразующие суффиксы и порядок их следования (-л, -ал, -эл, -р, -тил, -нил, кал, -сал, -сэл); падежные суффиксы: дю дом, дюл дома, дюлдула в домах. Количественные числительные и их склонение. Склонение составных количественных числительных. Порядковые числительные (без указания разряда). Качественные прилагательные (непроизводные): эгден большой, кечукэн маленький, ай хороший, нод красивый, хунта высокий и т. д. Основная форма глагола настоящего и прошедшего времени (повто-рение). ГлагоЪ прошедшего времени с суффиксами -ри/-ти. -чи (повторение): авдай - аврив, гургэвчидэй*гургэвчирив, хункутгэй - хуп- куттив; хокандай - хокадчирив. Таблицы некоторых форм глагола (с ассимилятивными явлениями в основе слова): бедэй дать, давать - берэм даю - бенни даешь - берэп мы дали - бесчирэп мы хотим дать й т. д. Отрицательные глагольные конструкции со вспомогательным глаголом эдэй и суффиксом -р/-ра: эсни бер не дает, эсэм некрэ не делаю, эстэн некрэ не делают. На синтаксическом уровне. Слово. Словосочетание. Предложение. Подлежащее й сказуемое. Умение найти их по вопросам ди? як? ди не- крэн? яв некрэн? як некрэн? Вопросительные, побудительные, повествовательные предложения. Встречный вопрос: Хи ди? Ци гэрбэс? Как твое имя? - Хиккэ ди? А ты кто? Письмо наизусть. Зрительный диктант. Выполнение устных заданий по грамматике и лексике. Составление подписи к картинкам. Составление планов устного сообщения. Озаглавливание смысловых отрезков текста. Повторение в конце года. Примерная тематика по чтению и развитию речи обучающихся Школа Хупкучэк. Семья Дялбу. Город и село, в котором живу. Мин билэку. Наш край Колыма, Охотский нам. Труд рыбаков и охотников Олрачимдал, буюсэсэмдэл гургэтэн. Одежда Ой. Животные Делгэнкэл. Тема болезни и здоровья: энэк, абгарда. Названия национальностей Северо-Восточного региона: эвэсэл, чайчибал, чукчэл. Времена года: весна нэлкэ, лето дюгани. Названия месяцев Аткикар гэрбэгэн. Лексика, называющая !я части лица человека: ити, ей. Мужское прикладное искусство Бэй дэнэн. Родной и русский языки Эвэды нючиды горэр. Спортивные игры Есчимэчэк. Эвенский фольклор: нимкан сказка, куца тацуканни детские считалки, хинмач терэлкэн скороговорки. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 3 года обучения К концу 3 года обучения обучающиеся должны: - читать вслух выразительно, с правильным ударением, интонацией; - читать про себя с пониманием основного и полного содержания текста; - узнавать устные образы слов в их графической форме; - выявлять звуко-буквенные и буквенно-звуковые соответствия в русском и эвенском языках; - распознавать на слух и при чтении грамматические явления и лексические единицы; - сравнивать, сопоставлять звуковые явления; - пользоваться заданиями текстового характера; - планировать, составлять свое высказывание; - использовать опоры в виде плана и серии картин; - употреблять этикетные формы общения; - уметь работать в коллективе; - понимать на слух эвенскую речь, произносимую педагогом или в аудиозаписи; - уметь вести несложную беседу; - уметь высказываться логично, последовательно в соответствии с си-туацией; -знать жанры эвенского фольклора. Список произведений для чтения и заучивания наизусть Бурыкин А. А. Скороговорки. Считалки. Стихи. - СПб. : Дрофа, 2004. Звездный бисер : эвенские сказки, легенды в литературной обработке Чи-ны Моторовой. - Магадан : МАОБТИ, 2005. Сказки народов Сибири / сост. Г. А. Смирнова. - Красноярск, 1992. Переводные произведения: Плещеев А. Май (Майду) // Кривошапкин А. В. Нёлтэнкэн. Солнышко : книга для доп. чтения в 1-2 кл. эвенских школ. - Л. : Просвещение. 1989. Толстой Л. Н. Собака и ее тень (Цин хинянни-да) // // Кривошапкин А. В. Нёлтэнкэн. Солнышко : книга для доп. чтения в 1-2 кл. эвенских школ. - Л. : Просвещение, 1989. Основные требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения эвенского языка обучающийся должен знать/понимать: - алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки эвенского языка; - основные правила чтения и орфографии эвенского языка: - особенности интонации основных типов предложений; - название, самоназвания эвенов; - имена наиболее известных персонажей эвенского фольклора, первых писателей эвенского народа; - наизусть рифмованные произведения эвенского фольклора (доступные по содержанию и форме); уметь: - понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность; - участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие); - расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? ни? что? як? где? илэ? когда? ек?) и отвечать на них; - кратко рассказывать о себе, своей семье, друге; - составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу; ! X - читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале; - читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - устного общения с носителями эвенского языка, развития дружелюбного отношения ж представителям других национальностей: - преодоления психологических барьеров в использовании родного языка как средства общения; - ознакомления с эвенским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы на эвенском языке. Комплекс организационно - педагогических условий. Условия реализации программы: Организационные условия. Позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие: Помещение: учебный кабинет, ноутбук, мультимедийный проектор, демонстрационный экран. Дидактическое обеспечение: учебнометодический комплекс, литература, видеоматериалы, картинные материалы, обучающие стенды итд. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Механизм определения результативности программы тестирование детей с целью выявления интересов к изучению грамоты родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства; диагностирование детей по выявлению уровня сформированное™ общих и специализированных умений и навыков; организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей детей; оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса). Уровни усвоения программы Низкий - ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускай" грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна. Средний - в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях Владеет навыком чтения по складам. Высокий - ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Рейъ чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный - согласный, твёрдый1мягкий, ударный - безударный, место звука в слове). В общении инициативен - задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения. Оценка результатов: 3 балла - ребенок с заданием справляется без ошибок 2 балла - ребенок с заданием справляется с незначительными ошибками и / или с частичной помощью педагога 1 балл - ребенок с заданием справляется с грубыми ошибками и / или только с помощью педагога О баллов - ребенок с заданием не справляется совсем. Методические материалы Методы организации образовательного процесса Методы обучения Словесные (беседа, объяснение, убеждение, поощрение); Наглядные (показ, пример); Практические (упражнения, ролевые игры, тренинги); Аналитические (сравнение, самоконтроль, самоанализ); Структура занятия: Вводная часть: ритуал приветствия, тренинги на сплочение в коллективе, дыхательная и артикуляционная разминка. Основная часть: игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов. Заключительная часть: итог занятия, рефлексия, ритуал прощания. При реализации программы «Наш язык» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: - репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); - объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); - метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), - метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличений нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и речи), - метод игрового содержания. В своей работе применяю следующие педагогические технологии: Групповая технология: организация совместных действий, общение, взаимопонимание, взаимопомощь (дискуссии, мероприятия, беседы, праздники, игровые программы;) Здоровъесберегающие технологии: (физкультминутки, зрительная гимнастика, дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, ритмопластика, беседы по здоровому образу жизни, по профилактике курения, алкоголизма, наркомании); Игровые технологии: (в качестве освоения понятия, темы, закрепления материала познавательные, занимательные игры); Информационные технологии: (для обеспечения наглядности, дидактического материала использование программ Microsoft Office (Word, Publish, для созданий презентаций Power Point); Формы подведения итогов обучающихся по данной программе: Достигнутые успехи демонстрируются обучающимися во время проведения творческих мероприятий, оцениваются самими ребятами объединения по интересам Д педагогом. Могут быть использованы такие формы: показ сценок, спектаклей, конкурсы чтецов. В конце учебного года подводятся итоги работы объединения, поощряются самые активные обучающиеся Календарный учебный график Г од обучения Дата начала обучения 1 год 2 год 3 год 11.09 Дата окончания обучения 31.05 Всего учебных недель 34 Количество учебных часов 204 Режим занятий 2 раза в неделю по 3 часа Литература 1. Бурыкин А. А. Эвенский язык в таблицах. - СПб. : Дрофа, 2001г. 2. Кейметинова О. Н. Методические указания к эвенскому букварю : пособие для учителя. - Якутск : НИ ИНШ МНО РСФСР, 1989. 3. Куишир А. Педагогика и я // Школьные технологии. - 1998. № 6. 4. Левин В. И. Краткий эвенско-русский словарь. - М. ; Л. : Учпедгиз, 1936. 5. Новикова К. А. Очерки диалектов эвенского языка. Олъский говор. Ч. 1.-М.; Л., 1960. 4.2.-Л., 1980. 6. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному гово-рению. -М. : Просвещение, 1985. 7. Программы. Иностранные языки. - М. : Просвещение, 1994. 8. Программа по эвенскому языку для подготовительного Г классов эвенской начальной школы. - Л.: Просвещение, 1977. 9. Роббек В. А., Новикова В. А., Гладкова Н. И. Эвенский язык : учеб, пособие для педучилищ. - Л. : Просвещение, 1991. 10. Русско-эвенский и эвенско-русский словарь / сост. В. А. Роббек, X. И. Дуткин, А. А. Бурыкин. - Л. : Просвещение, 1988. 11. Цинциус В. И. Методические указания к букварю. - М. ; Л. : Учпедгиз, 1958. 12. Цинциус В. И., Ришес Л. Д. Русско-эвенский словарь. - М. . Л. : Уч-’педгиз, 1952. 13. Эвенско-русский тематический словарь : пособие для учащихся на-чальной школы / сост. А. Д. Кейметинова. - СПб. : Просвещение, 2003.