Программа Наш язык

Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей п. Ола»

Принято:
на педагогическом совете
МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола»

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая)программа
социально - педагогической направленности
«Наш язык»

Срок реализации: 3 года.
Возраст обучающихся (воспитанников): 7-17 лет.
Составитель: Губичан Семен Абрамович,
педагог дополнительного образования

п. Ола. 2023 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Национальные проекты в области образования предусматривают совершенствование
воспитания, развития и обучения обучающихся на основе глубокого изучения и сохранения
духовной культуры различных народов многонационального Российского государства.
Одной из важных задач модернизации российского образования является усиление
роли родного языка как учебной дисциплины, обеспечивающей успешную реализацию
обучающихся в поликультурном сообществе.
Проблема сохранения самобытной культуры коренного малочисленного населения
Северо-Востока России приобретает в современный период особую актуальность в связи с
утратой целым поколением народов края родных языков.
Эвенский язык - один из тунгусо-маньчжурской группы языков аборигенного этноса,
проживающего на территории Магаданской области (Северо-Эвенский, Ольский,
Среднеканский и Омсукчанский районы). Богатая лексика с ее выразительно­
изобразительными средствами, специфичный синтаксис, достаточно интересная и сложная
грамматика уходят постепенно из сферы употребления.
Этим объясняется необходимость разработки учебной программы по изучению
национальных языков народов Севера.
Отличительной особенностью программы является в ознакомлении обучающихся 1
года обучения с эвенским языком в интерактивной игровой форме. В обучение включены
занятия речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого
мышления, речи, эмоционального мира ребенка. Во 2 и 3 год обучения обучающимся
предлагается изучение современных языковых норм с точки зрения их исторического
происхождения посредством практических занятий, лингвистических марафонов, викторин и
олимпиад.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наш язык»
реализуется в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в
дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не
предусматриваются.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наш язык»
позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова,
мир русской грамоты, мир литературного краеведения. В процессе изучения грамматики
обучающиеся смогут «расшифровывать» знакомые слова; с помощью изучения этимологии
слов научатся понимать, что обычные слова достойны изучения и внимания, с помощью
изучения трудных вопросов орфографии и пунктуации, занятий по культуре речи смогут
стать грамотнее. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная
деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Наш язык” следует обращать на
задания, направленные на развитие устной и разговорной речи обучающихся, на воспитание
у них чувства языка.
Воспитательные возможности эвенского языка как учебного предмета будут
реализованы в большей мере при усилении работы по воспитанию у обучающихся этических
норм речевого поведения. Работу по воспитанию культуры общения целесообразно вести с
обучающимися в течение всего периода обучения, начиная с первого года обучения, когда
требуется выработка правильного умения говорить и писать, способствующие точной, ясной
и эмоциональной передаче мысли. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые
игры, театрализацию, художественное чтение отрывков классических литературных
произведений. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно
проводить на всех занятиях.
В последующие годы данную работу необходимо проводить посредством создания
проблемных ситуаций при помощи аналитической работы с текстом, что, несомненно,
улучшит общую культуру речи и повысит грамотность обучающихся.

Структура личностных достижений обучающихся объединения «Наш язык» может
быть представлена следующими компонентами: мотивационно-ценностным (потребность в
самореализации,
саморазвитии,
самосовершенствовании,
мотивация
достижения,
ценностные ориентации); когнитивным (знания, рефлексия деятельности); операциональным
(умения, навыки); эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное
отношение к достижению, волевые усилия).
Обучающийся, осваивающий данную программу, стремится реализовать свою
потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, желает расширить
свои знания по эвенскому языку, демонстрирует умение работать в малых группах, обладает
самокритичностью, умением работать над ошибками.
Характеристика программы:
Тип - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая;
Вид - модифицированная;
Направленность - социально-педагогическая;
Адресат программы: разновозрастная (7-17 лет)
Объём программы:
1 год обучения - 204 часа (занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа).
2 год обучения - 204 часа (занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа).
3 год обучения - 204 часа (занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа).
Форма обучения: групповая.
По длительности (времени) обучения: занятие - 40 минут (режим работы - 2 раза в неделю
по 2 занятия по 3 часа каждое, с перерывом между занятиями - 10 минут).
Виды занятий:
Старший школьный возраст
Младший
школьный Средний школьный возраст
возраст
Беседа с
игровыми элементами

Лекция

Проблемная лекция

Игра-расследование

Учебная игра

Защита творческой работы

Сюжетно-ролевая игра

Творческий проект

Практические занятия

Игра-путешествие

Интеллектуальный конкурс

Лингвистический марафон

Игра-имитация

Викторина

Тематическая дискуссия

Викторина

Тематические задания
по подгруппам

Групповая консультация

Олимпиада

Олимпиада

Викторина, олимпиада

Цель программы - обучить практическим и теоретическим знаниям устной и
разговорной речи, изучение истории эвенского языка, лингвистического краеведения.
Задачи программы:
обучающие:
- расширить словарный запас, обогатить речь обучающихся, прививать навык грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека,
- освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике эвенского языка;
- овладеть элементарными способами анализа изучаемых языковых явлений;
развивающие:
- совершенствовать общее языковое развитие обучающихся,
- раскрывать творческий потенциал детей,

- развивать правильной устной и письменной речи,
- пробуждать потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием
эвенского языка и над своей речью;
воспитательные:
- формировать коммуникативные компетенции обучающихся,
- развивать навыки общения: умения участвовать в диалоге, дискуссии, построения
содержательных монологических высказываний,
- ознакомить с правилами поведения и вежливого общения,
- воспитать любви к эвенскому языку;
- реализовать потребность в познании и творчестве.
Основой реализации этой программы является принцип коммуникативности.
Обучение на основе общения предусматривает усвоение обучающимися
элементарных знаний и практических навыков, необходимых для активного пользования
разговорной речью, приобретения навыков грамотного письма и выразительного чтения
текстов родного языка, доступных для обучающихся не владеющих эвенской разговорной
речью.
В процессе обучения обучающиеся должны овладеть основными видами речевой
деятельности - аудированием, говорением и чтением.
Аудирование - это обучение восприятию на слух и пониманию высказываний с
голоса учителя или в звукозаписи. Начинается оно на уровне слова, словосочетания,
предложения с опорой на самый разнообразный контекст, вербальное (словесное) и
невербальное (несловесное - мимика, жесты) поведение педагога. Требования к этому виду
речевой деятельности в разных группах отличаются по объему и степени трудности
языкового материала.
Говорение предполагает формирование диалогической и монологической речи. В
требованиях к диалогической и монологической речи предусматривается соответствие речи
поставленной коммуникативной задаче.
Задача в области чтения заключается в обучении обучающихся чтению про себя с
пониманием впервые предъявленных текстов, при этом чтение вслух выступает как
вспомогательное средство и методический прием обучения. К концу обучения учащиеся
должны уметь читать несложные тексты разного жанра со словарем или без словаря,
понимать содержание текстов, уметь осмысленно и выразительно читать.
Образовательная функция обучения родному языку является ведущей, однако она не
может осуществляться без единства воспитания и развития обучающихся в учебном
процессе.
Обучение должно сочетаться с воспитанием любви к родному языку, родной культуре,
родной истории, родной земле.
Главные участники процесса - обучающийся и педагог, и отношения между ними
должны строиться на сотрудничестве и равноправии, на личностной ориентации общения,
что определяется воспитательной целью. Коммуникативное обучение предполагает учет всех
этих характеристик, ибо только таким путем могут быть созданы условия общения - вызвана
целенаправленность говорения, сформированы взаимоотношения.
Развитие обучающихся в процессе обучения родному языку многогранно.
Это развитие словесно-логического мышления, формирование лингвистических
понятий, общеучебных навыков и умений, развитие познавательной активности,
эмоционально-волевой сферы. Кроме того, предусматривается развитие у ребенка общих
понятий, фонематического слуха, эстетических чувств и переживаний.
Набор осуществляется по желанию обучающихся, родителей
(законных
представителей); в соответствии с уставом учреждения, на основании письменного
заявления родителей (законных представителей).
Количество обучающихся в группе определяется согласно локальным актам
учреждения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО ЯЗЫКА
Год обучения

Кол-во часов в
учебном году

I
II
III

204
204
204

Количество
часов в
неделю

6
6
6

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭВЕНСКОГО ЯЗЫКА
1 год обучения (204 часа)

№
п/п

Лексический
материал

Фонетический
Материал

Грамматический материал

Кол-во
Синтактический материал часов

Добукварный период - 54 часа

I

с Звук, буква, удаоение: Личные местоимения: би дю. а-ма. на-кат, о-си- я; хи - ты; нонан - он, она,
кат, ху-ли-чан
оно: мут - мы

Слово, словосочетание:
асаткан. танаддан. няри,
дукаддан, купал аил,
эгден дю
Школа
Вопросительные местоиме­ Вопросительные
Гласные, согласные
Хупкучэк
предложения: Ци эрэк?
звуки. Твердые, мягкие ния: ци? - кто? як? - что?
звуки
Як эрэк?
Повествовательные
Осень
Гласные звуки а, о, у;
Указательные
местоимения: эрэк - это,
предложения. Простые
Ментэлсэ
ударные, неударные
слоги: акан,асаткан, этот. Нарицательные
нераспространенные
Боланн
существительные,
предложения: Уднан.
ачча
дюгани манун. Иманран.
обозначающие людей:
хупкучимнэ, пас- тук,
Ментэлсэ одни.
Нарицательные существи­ Односложные, двусложные
Согласные звуки м, л,
Домашние
предложения: Иллилра!
животные Дю и, д. т. с. Структурные тельные. обозначающие
предметы, животных: дю,
Тэглилрэ! Кинигэв бели.
единицы графической
делгэн- кэл
Ай инэн. Толли ням.
олра. окат, инэн, удан.
системы алфавита:
мир. кам. няма. олан. Глаголы, обозначающие
мал. план.нам. муран, действия предметов; их
основные формы: гургэчидокал. ады, агдыри,
гуд, этэ. бот, терэн,
дэй, ининдэй, ундэй
гаси, бекэс

Знакомство
эвенским
языком

I
2

3

4

I

2

Весь диапазон
русского алфавита,
дополнительные
эвенские буквы: д, н
рек, Гласные э, и.
моря Русское э- эвенское э

Дикие жи­
вотные Буй
делгэн- кэл
Рыба
озер,
Олрал

3

В лесу
Исагла

4

В лесу
Хи гн л а

Склонение личных
местоимений: миндулэ - у
меня муттулэ - у нас

Вопросительные
предложения:
Илэ? - где? Ок? - когда?

Склонение личных
местоимений: хиндулэ - у
тебя хундулэ - у вас

Утвердительные предложе­
ния:
И.-да
Харам, и. Аяврам.

повелительного Отрицательные предложе­
Согласные б, в, г, к, х, Глаголы
р. Заднеязычные: к, х. наклонения: боли - дай; ния со словами эсни,
ацали - открой
Среднеязычный: й
эстэн, этэн, этэр - нет
Эсни хар. Этэн дептэ.
Связь слов и предложений
Личные местоимения:
ц в начале, середине,
нонан - он, она, оно;
конце слова
ноцартан - они; их
склонение

14

14

12

14

12

10

12

10

5

Эвенский
фольклор:
сказка
Нимкан
загадка
Нднукэн

1
Новый год
Аннамта
Аннан

2
Зима
Ту ГЭН и

3
Наше село,
город
Мут билэкэт

4

Сочетания ди - д’и; ни
- н’и.
Слоги слияния; звуки
вне слияния

Сочетания ти - т’и, ди д’и, ни - н’и. Русское э,
эвенское э. Фо­
нетическая зарядка

Единственное и множест­
венное число существи­
тельных: эвтэ - эвтэл;
бодэл - бодэл-эл; ечэн ечэ-р; ой - ои-л

Склонение личных
имений:
Би
Минду
Миндук
Минтэки
Миндулэ
Миндули
Минэклэ
Минэкли
Минду к

Интонация предложения.
Звательная интонация

10

место­ Вопросительная интонация.
Вопросительные предложе­
ния с вопросительным сло­
вом как.

14

Ударение. Интониро­
вание предложений
разного характера

Количественные
числи­ Простые предложения. Рас­
тельные до 10. Круглые пространенные,
нераспро­
десятки
страненные предложения
0мэн, дёр, илан, дыгэн,
тунцан,
нюнэн,
надан,
дяпкан, уюн, мян
Артикуляция звуков. Глагольные формы в изъя­ Интонация перечисления.
Деление предложений вительном наклонении в
Связь слов в предложении
на синтагмы
настоящем и прошедшем
времени:
бедэй - дать берэм - даю
бедим - дам

Спорт, на­
циональные
виды спорта
Есчимэчэк

Имя отрицания

Существительные личнопоитяжательной Фоомы:
мин атаву - моя бабушка;

5

Весна
Нэгни

хин аташ - твоя бабушка.
Разговооное клише: поиветствие. отоицание, поже­
лание здоровья

12

14

предложе­

14

Порядок слов в предложе­
нии

16

Побудительные
ния

6 Эвенский

фольклор:
сказка

12

Нимкан
7

8 Марта Женский
праздник

Асал
Инэцэтэн

Русско-эвенский алфа­
вит

Падежная форма

Порядок слов в предложе­
нии
14

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Добукварный период
В добукварный период внимание сосредоточивается на устной речи, отработке
речевого слуха, овладении рассказыванием как учебным умением. Дети знакомятся с
системой языковых единиц, осваивают терминологию, постигают азы языкового анализа и
способы обозначения звучащей речи с помощью графических знаков.
Текст, предложение, слово, слог, звук, буква, ударение - практическое различение в
речевом потоке.
Педагог должен подготовить обучающихся к практическим умениям и навыкам:
• вычленять из речи предложение;
• составлять предложение по заданной схеме, теме;
• выделять слово из предложения;
• подбирать слова по данной тематике, значению, вопросу;
• делить слова на слоги, определять количество слогов;
• различать на слух гласные и согласные, мягкие и твердые согласные звуки;
• осуществлять полный и частичный слого-звуковой анализ;
• соотносить слова с графическими схемами.
Устная речь - это умение:
• произносить эвенские слова в потоке речи;
• слушать рассказ и объяснение педагога;
• подбирать по картинке или серии картинок определенное количество предложений,
объединенных темой;
• составлять рассказ по картинке и вопросам педагога;
• принимать участие в ролевых играх, обусловленных ситуацией;
• произносить звуки, слова, словосочетания, предложения;
• составлять монолог и диалог.
Чтение - это.
• знакомство сгласными звуками а, о, у, согласными м, л, н, д, т, с;
• узнавание их по признакам изолированно и в составе слова;
• умение правильно соотносить звук и букву;
• ситуативное чувство на диапазоне изученных букв.
Букварный период
Чтение на всем диапазоне русского алфавита и дополнительных эвенских букв д, к,
н, о, учитывая особенности звуковой и слоговой структуры эвенских слов и
придерживаясь правила «от легкого к трудному», период обучения грамоте подразделен в
программе на пять этапов или ступеней.
На первом этапе читаются односложные и двусложные слова с гласными а, о, у, э,
и и сонорными согласными м, л, н, нъ, р, которые удобны для выделения, так как при
произношении их можно «тянуть».
При этом следует иметь в виду, что, во-первых, в эвенском языке имеется небольшое
число двусложных слов с открытыми слогами типа а-ма - папа; во-вторых, целый ряд
согласных в эвенском языке не встречается в начале слова, за исключением
заимствованных из русского языка слов. Так, в эвенском языке нет слов с начальными
согласными л и р, а также вис. Однако для эвенского языка весьма типичны
односложные трехбуквенные слова с начальным и конечным согласными, типа нам море, цал - рука.
На втором этапе изучаются слова со взрывными согласными к, т, г, д, б, п, ч, a
также щелевым в и проводится чтение и письмо трехсложных слов (ту-ра-ки - ворона, чамак-чан - мышь).
Третий этап включает щелевые согласные х, с, й, а также гласный о й
среднеязычные «мягкие» нь и дь.
3s

Ц
П

Отнесение знакомства с согласными х, с к более позднему периоду, несмотря на то что в
некоторых говорах эвенского языка наблюдается расхождение в произношении слов с
этими согласными. Поэтому для ряда эвенских детей слова с указанными согласными
относятся к такой группе слов, в которых произношение расходится с написанием.
Имеются расхождения в говорах и в произношении слов с гласным.
Четвертый этап охватывает слова с буквами я, ю, е, ё, о, а также с буквой ъ.
Мягкий знак (ь) как знак разделительный в эвенском языке встречается лишь в
заимствованных словах (воскресенье).
Пятый, последний этап обучения грамоте на эвенском языке включает
первоначальное ознакомление с чтением заимствованных слов с согласными з, ж, ф, ш, щ.
Все эти согласные звуки являются для эвенского речевого уклада новыми, и требуется
значительное время, для того чтобы дети научились различать эти звуки и правильно их
произносить.
Следует отметить, что шипящие ж, ш, щ, а также з я ц эвены на первых порах
склонны воспринимать как одинаковый звук, сходный с 4, или с, или h, в зависимости от
говора.
Чтение в букварный период - это обязательно:
• соотнесение букв со звуками в речевом потоке;
• слоги слияния;
• звуки вне слияния;
• слоговое чтение с постепенным переходом на чтение целыми сло-вами;
• односложные, трехсложные слова;
• интонация конца предложения;
•освоение и практическое различение в речевом потоке всего обьетиа языковых
представлений (фонетических, лексических и элементарных грамматических понятий).
В букварный период продолжается формирование монологической и диалогической речи.
В развитие речи включается:
• прием шести вопросов;
• предметные и сюжетные картинки;
• ролевые игры, обусловленные ситуацией;
• аудирование на уровне звука, слов, словосочетаний, предложений;
• интонирование, характерное для эвенской речи;
•обучение говорению (формирование монологической и диалогической речи) должно
иметь коммуникативную функцию.
Послебукварный период
Чтение и развитие речи включает:
• чтение целыми словами;
• чтение как речевое умение;
• связный текст из 3-4 предложений;
• овладение чтением вслух и про себя;
• интонационную разметку текста с опорой на образец;
• расстановку ударения;
• деление предложения на синтагмы;
• указание мелодики;
• интонирование предложений разного характера, артикуляцию;
• обучение на основе речевой задачи;
• разные виды чтения;
• контроль понимания текста;
• стимулирование мотивации чтения;
• коммуникативную компетенцию текстов;
•формирование монологической и диалогической речи путем чтения различных заданий и
вопросов, выявляющих понимание текста и обусловленных ситуацией.

Знакомство с предложением. Умение выделять предложение в потоке речи.
Умение отвечать целыми предложениями на вопросы.
Грамматика, развитие речи. В 1 год обучения формирование грамматических
понятий идет на иммитативной основе и носит поэтапный характер: ознакомление,
тренировка, применение. Прием шести вопросов: кто? (ни?), что? (як?), где? (илэ?), когда?
(ок?), как? (он?), почему? (ями?). Показ формы, значения, действия на речевом образце в
ситуации общения. Показ с некоторыми пояснениями: послушайте, как я буду говорить, а
затем скажите так же.
Применение грамматических навыков в разных игровых упражнениях и т. д.
Овладение структурой глагольных форм в повелительном наклонении (дай - бели, открой
- ацали и т. д.). Утвердительные и повелительные формы ответов (да - и, нет - ачча, этэн).
У потребление личных местоимений 1, 2, 3 лица ед. и мн. числа.__________________
мн.число
ед. число
мы бу
я би
вы ху
ты хи
они ноцартан
он, она, оно ноцан
Склонение личных местоимений: миндулэ у меня; мундулэ у нас.
Указательное местоимение эрэк это, этот, эта.
Вопросительные местоимения: кто? ни? что? як?
Количественные числительные до 10. Единственное и множественное число
существительного: белка - елики, белки - еликил.
Знакомство с системой некоторых глагольных форм: бедэй - дать, берэм - даю, бен - дал;ц
т. Д.

,;

Повторение в конце года.
Примерная тематика по чтению и развитию речи обучающихся
Знакомство: Хи ци? Хин ци гэрбэс? Мин гэрбэв... Нонан гэрбэн... Акму гэрбэн...
Эвенский язык, русский язык, занятия языком: эвэды терэн, нючиды терэн.
Школа: мин школав - моя школа, мут школат - наша школа, хупкуттил - ученики,
кечукэр - малыши, куцал - дети, тацанмай - книга, тандай кинигэв - читать книгу, мин
кинигэв - моя книга, мут тацанмаит - наша книга; би кинигэв тацрам - я читаю книгу, мут
кинигэв тацрап - мы читаем книги.
Заимствованные слова. Труд, трудовая деятельность. Осенние работы, осенняя
рыбалка. Болани - осень. Боланиду исагла - осенью в лесу. Дю делгэнкэл - домашние
животные.
Эвенский фольклор: нимкан - сказка, эвэды нимкан - эвенская сказка. Цэнукэр загадки. Тер инилни - дикие животные, пушные звери.
Олра - рыба. Окат олран - речная рыба: неригэ - хариус, менкэ - мальма. Нам олран морская рыба, которая нерестится в реке: кята - кета, екэбэ - горбуша. Спорт,
национальные виды спорта: есчимэчэк - соревнования.
Тугэни - зима. Тугэниду исагла - зимой в лесу. Зимние катания на лыжахимэрэцтэчэк, санках - туркидачак.
Тугэниду чэцэчидек - зимняя рыбалка, буюсэк - зимняя охота.
Мут билэкэт - наше село, Ола, Гижига, нам - море. Аннамта анцан - Новый год.
Хялта этикэн асаткадчанюми Снегурочканюн - Дед Мороз со Снегурочкой. Хотэдек каникулы. Нэгни, нэлкэ - весна, весенняя пора. Асал праздникэтэн - женский праздник 8
Марта. Тадун мякла - счет до 10.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
к окончанию 1 года обучения
К окончанию 1 года обучения обучающийся должен:
-составлять слоговую схему слова;
-уметь составлять по схемам слова, предложения;
-овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи;

-оформлять предложения;
-уметь оформлять предложения разные по цели высказывания, ставить в конце
вопросительный и восклицательный знаки;
।
- правильно произносить звуки изолированно, в составе слова, словосочетания, в потоке
речи;
- различать звуки на слух;
- правильно воспроизводить интонацию эвенского языка (звательную, вопросительную,
побудительную, перечисления);
- в области аудирования: понимать на слух построенную на программном языковом
материале эвенскую речь в нормальном темпе, допускающую включение до 1%
незнакомых слов, о значении которых можно догадаться по контексту, а также по
указанию педагога;
- в области говорения: уметь вести беседу, используя вопросно- ответные реплики,
просьбы и приказания, приглашения, давать утвердительные и отрицательные ответы;
уметь монологически высказываться, сообщать, называть лица, предметы, количество,
давать их качественную характеристику;
''
-читать выразительно целыми словами вслух и про себя; уметь читать выборочно;
понимать основное содержание с опорой на зрительную и двигательную наглядность и
уметь отреагировать на содержание; выбрать из ряда картинок ту, которая соответствует
содержанию текста.
Список произведений для чтения и заучивания наизусть
Бурыкин А. А. Веселая эвенская азбука : учеб, пособие для учащихся
1 класса эвенских школ. - СПб. : Дрофа, 2004.
Звездный бисер : эвенские сказки, легенды в литературной обработке Чины
Моторовой. - Магадан : МАОБТИ, 2005.
Канюкова У. В. Эвенские загадки, пословицы, поговорки. - Магадан : Кн. изд-во,
1993.
Тарабукина У. П. Эвенская азбука в стихах: учеб, пособие для учащихся начальной
школы. - СПб. : Просвещение, 2003.
2 год обучения (204 часа)
Грамматический
Материал

Kojtво
иягпп

№
п/п

Лексический
материал

1

Расширение лек­ Повторение темы «Звуки и Морфологическая структура Вопросительные
слова.
Существительные, предложения с вопросики
по
теме буквы»
обозначающие предметы: иисительным словом: ни? 15
«Школа»
- кто? ЯК - ЧТО?
ЯК?
!Ь
Хупкучэк

Фонетический
Материал

Синтаксический
Материал

8

)!
2

Рассказ о
Тэлэц мэни

себе Звуко-буквенные
ветствия

несоот-Основные формы глагола Вопросительные
изъявительного наклонения предложения без во-15 у
в настоящем, прошедшем и просительных
слов:
будущем времени
Хин гэрбэс?
Твое имя?

■Ц

3

4

Семья
Дялбу

Сочетание
энин,циду?

Осень
Болани

Безударные
гласные
эвенских словах

ни

-

ни: Наречия времени: тек
сейчас тимина - завтра

- Интонация
предложения

конца
18

в Наречия качества:
Звательная интонация
ай - хорошо, кэнели - плохо

12

5

Прилагательные,
обозна­ Вопросительные
чающие возраст, размер, предложения с вопро­
объем: эгден - большой, сительным
словом: 15
кечукэн - маленький и т. д. Ок? Когда?

Домашние
жи­
вотные
Дю дел гэн кэл

О

6

Дикие животные Правописание йотирован­
Буюн делгэнкэл ных гласных: е, ё, ю, я, ё
15

Личные местоимения и их
падежные формы:
би - мин, хи - хин и т. д.

7

Зима
Тугэни

8

Одежда Тэти, ой

9

Род,
ность

Вопросительные
предложения с вопро­
сительным словом:
18
Я в некрэм?

Сочетание
ди
д’и: Глаголы, выражающие по­ Побудительные
дикэлдэн,
дилики, буждение к действию: эмнн предложения:
- подойди, боли - дай, болрэ Иллилра
аич, 18
дикнэн, дирэлнэн, ДИЛ
тацнилра кинигэв
- дайте

националь­ Дулган
Уяганка
Дойда

Ци биеэнни? Илэ биеэнни? Вопросительные
предложения. Вопро­
Онтакан?
сительная интонация. 15
Яв некрэн? Он бидин?
Иррочин инэн?

10

Весна
Нэлкэ

Нёлтэн,
нёчэ,
нянин, Нёлтэнчин,
нэгни моранда, нянин
чулбаласнан

и

Мебель
Абду

Ударение, мелодика, ин­ Работа с формообразующи­ Интонация
конца 12
тонирование предложений ми и словообразующими предложения
Аликразного типа
суффиксами
аликуаликалбу
Тэти-тэти ву-тэтил

12

Еда
Деплэ

Звук т перед гласным пе­ Местоимения 3 л. ед. и мн. ч. Предложения с фор­
реднего ряда и: тиру - и их склонение:
мами 3 л. ед. и мн. ч,: 18
подушка мэцти - серый
Нонан ноцандула - у него, Нонан аич хупкуттэн.
нонартан, ноннитын - их
Нонандула
хоя
орарни. Нонартан хо
аич бис. Ноннитын
эгден
дютан.
Ноцардулатан
хоя
деплэ.

13

Эвенский фольк­ Знание эвенского алфави­
лор: песня, сказка, та. Артикуляция
загадка

уднан,

18

15

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Чтение и развитие речи. Овладение двумя формами чтения: про себя и вслух.
Разные виды чтения: индивидуальное шепотное чтение, хоровое чтение, парное
обращенное чтение, индивидуальное контрольное чтение. Чтение на уровне текстов со
специальными коммуникативными заданиями. Чтение печатного и рукописного текста.
Чтение с полным и частичным пониманием содержания (должно быть до 2% незнакомых
слов, поясняемых в словарях или учителем). Слоговое чтение многосложных слов.
Выборочное чтение и устное рисование. Подробный пересказ. Ответы на вопросы кто?
что? где? когда? - ни? як? илэ? як? Деление текста на части. Раскрытие содержания
иллюстраций. Иллюстрирование понимания текста с помощью рисунка. Выделение
главного в тексте (прочитать, подчеркнуть). Тексты должны быть относительно
несложными, аутентичными, иметь ясную логическую структуру, содержать отдельные
незнакомые слова: сказки, рассказы, стихи, басни. Заучивание наизусть. Упражнение в
овладении важными средствами звучащей речи: ударением, мелодикой, интонированиечм
предложений разного типа, артикуляцией.
Чтение должно быть тесно связано с аудированием.

Аудирование - понимание на слух построенной на программном языковом
материале устной речи в нормальном темпе в исполнении педагога и в аудиозаписи,
допускающее включение до 1% незнакомых слов, о значении которых можно догадаться
по контексту.
Чтение тесно связано с говорением. Формирование диалогической и монологической
речи. Обучение диалогической речи на основе диалогических единств. Вопросноответные реплики. Прощание и ответы на прощание. Представление себя и кого-либо.
Извинение и реагирование на извинение, выражение просьбы, приказа, приглашение,
дополнение и уточнение в соответствии с реальной ситуацией.
Формирование монологической речи. Логическое и последовательное высказывание без
предварительной подготовки в соответствии с ситуацией, устное сообщение по теме,
сообщение о себе, о друге, о семье, описание предметов, животных, действия с ними и
выражение своего отношения к ним. Организация домашнего чтения.
Грамматика, правописание и развитие речи. Формирование фонетических,
лексических, грамматических навыков. Формирование грамматики на фонетическом
уровне: овладение интонацией побудительных, вопросительных предложений. Заглавная
(прописная) буква. Знаки пре­
пинания в конце предложения. Повторение изученной в 1 году обучения темы «Звуки и
буквы». Буквы и звуки, которые они передают, и соотнесение звуко-буквеннь1х
несоответствий. Четкое произношение безударных гласных в эвенских словах.
Правописание йотированных гласных е, ё, ю, я, е. Сочетания д’и - ди, н’и - ни. Звук т
перед гласным переднего ряда и. Знание эвенского и русского алфавитов.
Формирование грамматических навыков на лексическом уровне: расширение
рецептивного словарного запаса. Умение пользоваться словарем, словником. Запись слов
по алфавиту. Умение находить новое слово в потоке речи. Умение догадываться по
словообразовательным и формообразующим элементам о значении слова, т. е. выработка
умения видеть и различать морфологическую структуру слова. Слова, обозначающее
предметы и отвечающие на вопросы кто? ни? что? як? Наречия времени: тек сейчас,
тимина завтра, бадикар утром, тинив вчера, хисэчин вечером. Прилагательные: эгден
большой, кечукэн маленький. Члены семьи: ама отец, эне мама, ата бабушка, этэ дедушка.
Лексика учебного обихода: тацанмай книга, дуктай писать, тандай читать, тацуттай
считать. Наречия качества: ай хорошо, кэнели плохо, хинмач тургун быстро. Глаголы,
выражающие побуждение к действию: ацали (ацалра) открой (откройте), эмни (эмнилрэ)
подойди (подойдите), бели (белрэ) дай (дайте) и т. д.
Качественные прилагательные: ай хороший, нод красивый, цэлэм, хэцунь страшный.
Числительные от 1 до 10, круглые десятки танун
1-10, 20-90.
Грамматический материал. Личные местоимения: би я, хи ты, мут мы, ху вы. Их
падежные формы: би - мин, минду; хи - хин, хинду; бу - мут, мунду; ху - хун, хунду и т. д.
Местоимения 3 лица ед. и мн. числа: нонан он, она, оно, нонартан они.
Вопросительные предложения с вопросительными словами: ни? кто? як? что? аваскй?
куда? ек? когда? яв некрэн? что делает? и без вопросительных слов: хин гэрбэс? твое имя?
эрэк хинди? это твое?
Единственное и множественное число существительных. Суффикс множественного числа
-ал/-ар.
Основные формы глагола настоящего времени 1, 2 лица ед. и мн. числа:
ед. число: би ге-нэм мн. число: мут ген-э-п
2 л. хи, хин хи ген-э-нри 2 л. ху, хун ху ген-э-с
Спряжение глаголов на имитативной основе. Основные формы глагола настоящего
времени 3 л. ед. и мн. числа: нонан ген-ни, ноцартан ген.
Глаголы основной формы прошедшего времени.
.J
1
ф
1!

Ф

Существительные во множественном числе. Формирование навыков употребления в
речи падежных форм существительных по образцу:
школав школу В. п.
школ аду школе Д. п.
школам школой Т. п.
Указательное местоимение: эрэк это, этот.
Отрицательные формы: ачча нет, эсэм хар не знаю.
Утвердительный ответ: и, ицэ да!
Побудительные предложения: уркэв ацали открой дверь, тацанмай нипкэли закрой
книгу, эмни эвэски подойди сюда.
Примерная тематика по чтению и развитию речи обучающихся
Расширение лексики по темам, знакомым по 1 году обучения. Школа. Рассказ о себе (мин
гэрбэв...). Семья дялбу. Домашние животные дю делгэн- кэл. Дикие животные делгэнкэЛ.
Времена года: осень монтэлсэ, зима тугэни. Знакомство с новой лексикой по следующим
темам: мое село мин билэку, одежда тэта, ой, кукла бэикэн. Название частей тела: цал,
дил, ити, корит. Название некоторых национальностей: ороч, звэсэл, эвэн, нючи. Название
мебели: стол истол, стул тэгэнмэй, полка нэк- чинмэй, шкаф ойдюн. Еда: килеб хлеб,
нимэн, хэсэчи каша, чахар сахар, тэвтэ ягода, далей сладости. Эвенский фольклор: икэн
песня, ним- кан сказка, цэнукэн загадка.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
к окончанию 2 года обучения
К концу 2 года обучения обучающийся должен:
- знать буквы эвенского алфавита и звуки, обозначающие их;
- быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия;
- правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением, т. &
понимать читаемое;
-читать вслух выразительно, с правильным ударением и интонацией, выделяя синтагма
(смысловые отрезки);
‘
- читать про себя с пониманием основного содержания, выделяя основную мысль, ' с
полным пониманием содержания текста;
- составлять план устного сообщения;
- описывать предметы, животных, лица и действия с ними;
-понимать основное содержание текста со слов учителя или с аудио-записи с опорой на
зрительную, двигательную наглядность и без нее:
- полностью понимать сообщения учителя и сверстников и реагировать на них;
- уметь вступать в контакт и поддерживать его в условиях учебных, игровых и реальных
ситуаций общения;
- уметь выражать желания, потребности и реагировать на желания, потребности
собеседников;
- понимать и уметь выражать требования, указания, команды, отказ или согласие со
сверстниками и взрослыми;
- уметь высказываться и вести беседу об увиденном, прочитанном.
Список произведений для чтения и заучивания наизусть
Новикова К. А. Эвенские сказки, легенды и предания. - Магадан : Кн. изд-во, 1987.
Сказки народов Севера/ авт.-сост. В. В. Винокурова, Ю. А. Сем Л., 1991.
Тарабукина У. П. Эвенская азбука в стихах. - СПб. : Просвещение, 2003.
Переводная литература:
Толстой А. Н. Три медведя (на эвен, яз.) // Кривошапкин А. В. Нёлтэнкэн. Солнышко
: книга для доп. чтения в 1-2 классах эвенских школ. - Л. : Про-свещение, 1989.
Толстой А. Н. Моя мама лучше всех (на эвен, яз.) // Кривошапкин А В. Нёлтэнкэй.
Солнышко : книга для доп. чтения в 1-2 классах эвенских школ. - Л. : Просвещение, 1989

3 год обучения (204 часа)
№
п/п

1

Лексический
Материал

Фонетический
Материал

Грамматический
материат

Синтаксический
материал

Колво
часов

алфавит. Наречия места, отвечающие на Интонация
Расширение
лек­ Эвенский
конца
к,
х вопросы илэ? иду? - где? предложения
сики
по
теме Заднеязычные
«Школа» Хупкучэк Кекэн, кята, калтак, иду к? - откуда'?
9
кук, хен,хят
L4

2

Семья
Дялбу

Русское э, эвенское э

Наречия места, отвечающие на
вопрос а васки? - куда?
9
о

3

Закон гармонии гласных Существительные
одушев­ Звательная
Дом
ленные и неодушевленные
нация:
Билэк, дю, дюкан
Эмули.
Тэгли.

21
Эмни.

Интонация
пере­
числения. Предло­ 18
жения разные по
цели высказывания

4

Мой город. Мое Вариативные гласные: у, Отрицательные конструкции
с суффиксом -си:
село Мин билэку и. Сочетание ни - н’и
эсниси гасчир не просит

5

количественные емэн
Река, море Окатал, Стяжение гласного и в Составные
числительные
от
1 до 100
няма
конце
слога.
Сочетание
нам
ди - д’и

6

инто­

15

местоимения эрэк куда тарак дю
Домашние и дикие Ударение музыкально­ Указательные
эрэк, тарак - э го, то
животные
Дю силовое:
12
делгэнкэл,
буй Кума, эрики, накат,
эмрэн, таваски
делгэнкэл

7

8

9

10

Здоровье
Абгар

Интонирование фразы Качественные
прилагатель­ Звательная
Дю
эгден.
(силовое ные, обозначающие признак с нация
ударение)
противоположным значением:
Бадикар одне-е!
ай - кэнели - хороший - плохой
Яв
гонэнни? (музы­
кальное ударение)

инто­

Род,
националь­ Правописание и произ­ Качественные
прилагатель­
ность
ношение буквы н в ные, составляющие синони­
Н,и бисэнни?
конце слова: некичэн - мический ряд: нод, ай, хо ай Эвэн, ороч,
на- утка
красивый, хороший, замеча­
маткан,
дулган,
тельный
уя ганка, дойда

Времена года: весна Твердые и мягкие со­
- лето нэлкэ (март - гласные
апрель), нэгни (май
- июнь), дю- гани
(июль - август)

Названия месяцев
Аткикар гэрбэтэн

15

12

Слова, предложе­
ния, текст
15

Хэе январь, эври мир февраль,
эври ечэн март, эври билэн
апрель, эври унма май, эври
чордакич июнь, дюга- ни хэен
июль, ойчири чордакич август,
ойчири унма сентябрь, ойчири
билэн октябрь, ойчири ечэн
ноябрь, ойчири мир декабрь

18

11

12

Лексика,
отра­ Смыслоразличительная Слова, обозначающие проти­
жающая названия роль долгих гласных: ин воположные действия: тиктэй
частей лица чело­ - вьюк, йн - вход, олра - падать, илдай вставать
века
рыба, олра - делайте

Прикладное
ис­
кусство. Шитье

12

Хацанадяк, инмэ

12

13

14

скороговорок.
Русский, эвенский Чтение
языки
Заучивание наизусть
Нючиды,
эвэды
терэр

Спортивные
Есчимэчэк

12

игры Названия игр: дилмачак,
оркачак, довичун
12

15

считалки,
Эвенский фольклор Сказки,
скороговорки

12

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Чтение и развитие речи. Совершенствование техники чтения. Чтение букв
эвенского алфавита. Правила чтения к, х, эвенского э и русских
э, у, ы; сочетаний ни - ни, ди - д'и. Ударение. Интонирование фразы. Звательная
интонация. Чтение скороговорок. Составление маленьких рифмовок. Знакомство с
переводной литературой. Автор. Оглавление. Художественное оформление. Знакомство с
иллюстрациями. Жанры эвенского фольклора: сказки, загадки, скороговорки. Чтение
наизусть. Совершенствование умения читать про себя и вслух. Чтение с пониманием
полного или основного содержания текста с акцентом на решение следующих задач:
-разбивать текст на смысловые части;
-сокращать текст за счет устранения второстепенной информации;
-воспроизвести содержание прочитанного с опорой на вопросы учителя;
-подробно (выборочно, сжато) пересказать текст с опорой на план или словесные
иллюстрации;
-выделять эпизод;
-составить план, установить смысловые части текста;
-составление творческих рассказов (от имени одного из героев, с изменением лица
рассказчика, с вымышленным предложением);
-подчеркнуть или выписать необходимую информацию; найти предложение;
-найти данные о...

Виды текстов: слова, словосочетания, предложения, тексты (стихи, рифмовки,
небольшие рассказы и др.). Небольшие аутентичные тексты, имеющие ясную логическую
структуру, содержащие отдельные незна-'комые слова, о значении которых можно
догадаться (по контексту, по интернациональному сходству, по словообразовательным
элементам): сказки, рассказы, конкретная поэзия, басни и т. д. Описания животного и
растительного мира, несложные рецепты приготовления блюд, считалки, вывески,
реклама, песни. Формирование диалогической речи. Диалог по этике: представиться,
извиниться, попрощаться, представить друг друга. Диалог-побуждение: попроси, покажи,
пригласи, поблагодари. Диалог- расспрос: сообщи о себе, родителях; расспроси о щенке
(котенке, оле~,ненке и т. д.); расспроси о нем, о них; расскажи о... Формирование
мо-’нологической речи. Монолог-описание: расскажи о нем, его внешности, а мы
постараемся узнать, кто это. Монолог-сообщение: найди на карте,
далеко или близко находится твой город, село, дом, улица, как ту да про- проехать; что,
где продается, сколько это стоит. Монолог-рассуждение: охарактеризуй персонаж,
представь и опиши день, предмет, лицо, животное.
Чтение и аудирование. Понимание основного или полно; о содержания текста с
подачи учителя, сверстников, аудиозаписи, с опорой на зрительную и двигательную
наглядность. Тексты для чтения и аудирования - сказки, небольшие рассказй,
построенные на знакомом язьжовом материале. Умение отреагировать на содержание.
Невербально:
- нарисовать рисунок (героев сказки, одну из сцен и т. д.)
- разыграть пантомиму;
- отреагировать эмоционально (смех, улыбка и т. д.);
- выбрать из ряда предложенных картинок ту, которая соответствует содержанию текста;
- расположить картинки в соответствии с последовательностью развития сюжета.
Вербально:
- ответить на вопросы кто? ди? что? як? где? илэ? когда ’ ек?;
- передать основное содержание;
- на элементарном уровне: придумать конец рассказа:
- придумать заголовок;
- определить основную мысль и т. д.
Организация внеклассного чтения. Домашнее задание: оказание помощи домашними в
организации языковой среды.
Грамматика, развитие речи обучающихся
На фонетическом уровне', деление гласных на три ряда:
1-й
ряд: я, о, я, ё, и, й, и, и, и (твердые); я, е (дифтонгоидные); а, а\
2-й
ряд: э, э;
3-й
ряд: у, у, у , (твердые); о, е, ё, д.
Закон гармонии гласных в доступной форме. Простое правило: если в первом слоге есть
буква а, то после нее в последующих слогах не пишется буква э; если в первом слоге есть
буква э, то после нее в последующих слогах не пишется а, например:
а-дал - ада-лал
эб
эб-сэи
а-бал - аба-лач
дэнрэн - цэнэд-дэн
нам-на
бэбэлэ.
Твердые и мягкие согласные. Сочетания ди - д'и, ни - н'и. Смыслоразличительная
роль долгих гласных: эн боль - эн стебель, гад нерестилище - гад половина.
Стяжение гласного в конце слов: эцэе, гудее, эние.
Правописание буквы и в конце слов: оран, экэн, энин.
Интонация конца предложения. Звательная интонация. Интонация перечисления.
Интонация разных по цели высказывания предложений
На лексическом уровне, расширение рецептивной лексики. Умение пользоваться
словарями. Словари тунгусо-маньчжурской группы языков, их авторство. (Левин В. И.

Краткий эвенско-русский словарь. - СПб., 2006; Роббек В. А. Эвенско-русский и русскоэвенский словарь. - Л., 1988).
Слова-синонимы: ай, нод, хо ай хороший, красивый, чудесный.
Слова-антонимы: ай - кэнели хороший - плохой, нёбати - хакарин белый - черный.
Слова для характеристики противоположных явлений, признаков и действий: тугэни
зима - дюгани лето; текэрэп теперешний, современный - титэлэп старинный, давнишний,
древний; тиктэй падать - илдай вставать и т. д.
Наречия места, отвечающие на вопросы илэ? идук? где? откуда?: холилэ на берегу,
ейлэ вверху, наверху, хэрдэлэ внизу, элгэлэ в середине, ойгич сверху, поверху, хэрдэлй
снизу, понизу и т. д.
Числительные от 1 до 100 емэндук нямакла. Производные числительные от 1 до 59
емэндук тунданмяр уюкла.
Название представителей национальностей, проживающих в Мага-данской области:
эвэсэл, орочил, чайчибал, чукчэл, нючил. Освоение тематической лексики.
Грамматический материал. Существительные одушевленные и не-одушевленные:
вопрос ни? кто? - только по отношению к человеку; як? что? — ко всем одушевленным,
кроме человека, и неодушевленным предметам, отвлеченным понятиям.
Указательные местоимения эрэк это, эта; тарак то, та, тот. Личные местоимения би,
хи, нодан. Падежи. Именительный, винительный, на-правительный падежи. Простое
склонение существительных в винитель_,ном падеже. Дательный, творительный,
направительный падежи. Склонение существительных и указательных местоимений в
дательном, творительном и направительном падежах. Изменение основ личных
местоимений 1 и 2 л. ед. и мн. числа при склонении: би - мин, бу - мут, хи - хин,ху - хун.
Формообразующие суффиксы и порядок их следования (-л, -ал, -эл, -р, -тил, -нил, кал, -сал, -сэл); падежные суффиксы: дю дом, дюл дома, дюлдула в домах.
Количественные числительные и их склонение. Склонение составных
количественных числительных. Порядковые числительные (без указания разряда).
Качественные прилагательные (непроизводные): эгден большой, кечукэн маленький, ай
хороший, нод красивый, хунта высокий и т. д.
Основная форма глагола настоящего и прошедшего времени (повто-рение). ГлагоЪ
прошедшего времени с суффиксами -ри/-ти. -чи (повторение): авдай - аврив, гургэвчидэй*гургэвчирив, хункутгэй - хуп- куттив; хокандай - хокадчирив.
Таблицы некоторых форм глагола (с ассимилятивными явлениями в основе слова):
бедэй дать, давать - берэм даю - бенни даешь - берэп мы дали - бесчирэп мы хотим дать й
т. д.
Отрицательные глагольные конструкции со вспомогательным глаголом эдэй и
суффиксом -р/-ра: эсни бер не дает, эсэм некрэ не делаю, эстэн некрэ не делают.
На синтаксическом уровне. Слово. Словосочетание. Предложение. Подлежащее й
сказуемое. Умение найти их по вопросам ди? як? ди не- крэн? яв некрэн? як некрэн?
Вопросительные, побудительные, повествовательные предложения. Встречный
вопрос: Хи ди? Ци гэрбэс? Как твое имя? - Хиккэ ди? А ты кто?
Письмо наизусть. Зрительный диктант. Выполнение устных заданий по грамматике
и лексике. Составление подписи к картинкам. Составление планов устного сообщения.
Озаглавливание смысловых отрезков текста.
Повторение в конце года.
Примерная тематика по чтению и развитию речи обучающихся
Школа Хупкучэк. Семья Дялбу. Город и село, в котором живу. Мин билэку. Наш край Колыма, Охотский нам. Труд рыбаков и охотников Олрачимдал, буюсэсэмдэл гургэтэн.
Одежда
Ой. Животные Делгэнкэл. Тема болезни и здоровья: энэк, абгарда. Названия
национальностей Северо-Восточного региона: эвэсэл, чайчибал, чукчэл. Времена года:
весна нэлкэ, лето дюгани. Названия месяцев Аткикар гэрбэгэн. Лексика, называющая
!я

части лица человека: ити, ей. Мужское прикладное искусство Бэй дэнэн. Родной и
русский языки Эвэды нючиды горэр. Спортивные игры Есчимэчэк. Эвенский фольклор:
нимкан сказка, куца тацуканни детские считалки, хинмач терэлкэн скороговорки.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
к концу 3 года обучения
К концу 3 года обучения обучающиеся должны:
- читать вслух выразительно, с правильным ударением, интонацией;
- читать про себя с пониманием основного и полного содержания текста;
- узнавать устные образы слов в их графической форме;
- выявлять звуко-буквенные и буквенно-звуковые соответствия в русском и эвенском
языках;
- распознавать на слух и при чтении грамматические явления и лексические единицы;
- сравнивать, сопоставлять звуковые явления;
- пользоваться заданиями текстового характера;
- планировать, составлять свое высказывание;
- использовать опоры в виде плана и серии картин;
- употреблять этикетные формы общения;
- уметь работать в коллективе;
- понимать на слух эвенскую речь, произносимую педагогом или в аудиозаписи;
- уметь вести несложную беседу;
- уметь высказываться логично, последовательно в соответствии с си-туацией;
-знать жанры эвенского фольклора.
Список произведений для чтения и заучивания наизусть
Бурыкин А. А. Скороговорки. Считалки. Стихи. - СПб. : Дрофа, 2004.
Звездный бисер : эвенские сказки, легенды в литературной обработке Чи-ны
Моторовой. - Магадан : МАОБТИ, 2005.
Сказки народов Сибири / сост. Г. А. Смирнова. - Красноярск, 1992.
Переводные произведения:
Плещеев А. Май (Майду) // Кривошапкин А. В. Нёлтэнкэн. Солнышко : книга для
доп. чтения в 1-2 кл. эвенских школ. - Л. : Просвещение. 1989.
Толстой Л. Н. Собака и ее тень (Цин хинянни-да) // // Кривошапкин А. В. Нёлтэнкэн.
Солнышко : книга для доп. чтения в 1-2 кл. эвенских школ. - Л. : Просвещение, 1989.
Основные требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения эвенского языка обучающийся должен
знать/понимать:
- алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки эвенского языка;
- основные правила чтения и орфографии эвенского языка:
- особенности интонации основных типов предложений;
- название, самоназвания эвенов;
- имена наиболее известных персонажей эвенского фольклора, первых писателей
эвенского народа;
- наизусть рифмованные произведения эвенского фольклора (доступные по содержанию и
форме);
уметь:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных,
доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность;
- участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление,
благодарность, приветствие);
- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? ни? что? як? где? илэ?
когда? ек?) и отвечать на них;
- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
- составлять небольшие описания предмета, картинки по образцу;
!

X

- читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию,
доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;
- читать про себя, понимать основное содержание доступных по объему текстов,
построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости
двуязычным словарем;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- устного общения с носителями эвенского языка, развития дружелюбного отношения ж
представителям других национальностей:
- преодоления психологических барьеров в использовании родного языка как средства
общения;
- ознакомления с эвенским фольклором и доступными образцами детской художественной
литературы на эвенском языке.
Комплекс организационно - педагогических условий.
Условия реализации программы:
Организационные условия. Позволяющие реализовать содержание учебного курса,
предполагают наличие:
Помещение: учебный кабинет, ноутбук, мультимедийный проектор, демонстрационный
экран.
Дидактическое
обеспечение:
учебнометодический
комплекс,
литература,
видеоматериалы, картинные материалы, обучающие стенды итд.
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми
планируемых результатов освоения программы.
Механизм определения результативности программы
тестирование детей с целью выявления интересов к изучению грамоты родного языка,
определение направленности способностей к различным видам речевого искусства;
диагностирование детей по выявлению уровня сформированное™ общих и
специализированных умений и навыков;
организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года
обучения и индивидуальных особенностей детей;
оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса).
Уровни усвоения программы
Низкий - ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному
содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускай"
грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки
при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения.
Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет
навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.
Средний - в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но
исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому
общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется,
грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать
затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях Владеет навыком
чтения по складам.
Высокий - ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Рейъ
чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового
анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный - согласный, твёрдый1мягкий, ударный - безударный, место звука в слове). В общении инициативен - задаёт
вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки
детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется
обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения.

Оценка результатов:
3 балла - ребенок с заданием справляется без ошибок
2 балла - ребенок с заданием справляется с незначительными
ошибками и / или с частичной помощью педагога
1 балл - ребенок с заданием справляется с грубыми ошибками и / или
только с помощью педагога
О баллов - ребенок с заданием не справляется совсем.
Методические материалы
Методы организации образовательного процесса
Методы обучения
Словесные (беседа, объяснение, убеждение, поощрение);
Наглядные (показ, пример);
Практические (упражнения, ролевые игры, тренинги);
Аналитические (сравнение, самоконтроль, самоанализ);
Структура занятия:
Вводная часть: ритуал приветствия, тренинги на сплочение в коллективе, дыхательная и
артикуляционная разминка.
Основная часть: игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методики
рисуночного и вербального типов.
Заключительная часть: итог занятия, рефлексия, ритуал прощания.
При реализации программы «Наш язык» используются как традиционные методы
обучения, так и инновационные технологии:
- репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);
- объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе
показ видеофильмов);
- метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно
из другого упражнений),
- метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличений
нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и речи),
- метод игрового содержания.
В своей работе применяю следующие педагогические технологии:
Групповая технология: организация совместных действий, общение, взаимопонимание,
взаимопомощь (дискуссии, мероприятия, беседы, праздники, игровые программы;)
Здоровъесберегающие технологии:
(физкультминутки, зрительная гимнастика,
дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, ритмопластика,
беседы по здоровому образу жизни, по профилактике курения, алкоголизма, наркомании);
Игровые технологии: (в качестве освоения понятия, темы, закрепления материала
познавательные, занимательные игры);
Информационные технологии: (для обеспечения наглядности, дидактического
материала использование программ Microsoft Office (Word, Publish, для созданий
презентаций Power Point);
Формы подведения итогов обучающихся по данной программе:
Достигнутые успехи демонстрируются обучающимися во время проведения
творческих мероприятий, оцениваются самими ребятами объединения по интересам Д
педагогом. Могут быть использованы такие формы: показ сценок, спектаклей, конкурсы
чтецов.
В конце учебного года подводятся итоги работы объединения, поощряются самые
активные обучающиеся

Календарный учебный график

Г од обучения

Дата начала
обучения

1 год
2 год
3 год

11.09

Дата
окончания
обучения
31.05

Всего
учебных
недель
34

Количество
учебных
часов
204

Режим
занятий
2 раза в
неделю по 3
часа

Литература
1. Бурыкин А. А. Эвенский язык в таблицах. - СПб. : Дрофа, 2001г.
2. Кейметинова О. Н. Методические указания к эвенскому букварю : пособие для
учителя. - Якутск : НИ ИНШ МНО РСФСР, 1989.
3. Куишир А. Педагогика и я // Школьные технологии. - 1998. № 6.
4. Левин В. И. Краткий эвенско-русский словарь. - М. ; Л. : Учпедгиз, 1936.
5. Новикова К. А. Очерки диалектов эвенского языка. Олъский говор.
Ч.
1.-М.; Л., 1960. 4.2.-Л., 1980.
6. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному гово-рению. -М. :
Просвещение, 1985.
7. Программы. Иностранные языки. - М. : Просвещение, 1994.
8. Программа по эвенскому языку для подготовительного Г классов
эвенской начальной школы. - Л.: Просвещение, 1977.
9. Роббек В. А., Новикова В. А., Гладкова Н. И. Эвенский язык : учеб, пособие для
педучилищ. - Л. : Просвещение, 1991.
10. Русско-эвенский и эвенско-русский словарь / сост. В. А. Роббек, X. И. Дуткин, А.
А. Бурыкин. - Л. : Просвещение, 1988.
11. Цинциус В. И. Методические указания к букварю. - М. ; Л. : Учпедгиз, 1958.
12. Цинциус В. И., Ришес Л. Д. Русско-эвенский словарь. - М. . Л. : Уч-’педгиз, 1952.
13. Эвенско-русский тематический словарь : пособие для учащихся на-чальной
школы / сост. А. Д. Кейметинова. - СПб. : Просвещение, 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».