Программа Развитие речи

Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей п.Ола»

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола»
Протокол № / { е г С ^ .С Ч <43*

УТВЕРЖ ДЕНО:
'1024300
М КУ ДО
№
■ей Пс Ола»
Белохорт В.С.

# 3 е>РСГ. о у . <^^3г~

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа социально-педагогической направленности
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Срок реализации: 1 год.
Возраст воспитанников: 5 лет.
Автор: Белохорт В.С, педагог ДО.

п. Ола. 2023 г.

Содержание

1.Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3. Формы организации образовательного процесса.
4. Ожидаемые результаты
5. Учебный план
6. Содержание учебного плана
7. Календарный учебный график
8. М етодическое обеспечение дополнительной общ еобразовательной общеразвивающе!
программы
9. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
10. Формы отслеж ивания и фиксации образовательных результатов
11. М атериально-техническое обеспечение
12. Календарный учебный график.
13. Список литературы.

Пояснительная записка
Дополнительная общ еобразовательная общ еразвивающая программа «Развитие речи»
(далее - Программа) разработана в соответствии с действующ ей нормативной базой в сфере
дополнительного образования детей:
- Ф едеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
(от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ);
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением
Правительства Российской Ф едерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
-Порядком
организации
и
осущ ествления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общ еобразовательным программам (утв. приказом М инистерства просвещения
РФ от 09.11.2018 г. № 196);
- СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 02.12.2020 г. № 39;
- СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2.
Речь - великий дар природы, благодаря которому дети получают широкие возможности общения
друг с другом. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности^
поведении. Плохо говорящие дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми,
нерешительными, затрудняются в общении с другими людьми.
Всем известно, что правильная речь - одно из важнейших условий успешного развития личносту.
Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее
взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие,
так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана
с развитием мышления и сознания в целом.
Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте ‘й
правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Актуальность данной программы состоит в том, что она помогает гармоничному развитию
личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта; подготавливает ребенка к школьному обучений),
решает проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками.
Новизна программы заключается в построении занятий в игровой форме, с использование^
различных методик по развитию речи, способствующих предупреждению и устранению задержкй
речевого развития у ребенка.
Цель программы: развивать связную речь у детей 5 лет в процессе игровой деятельности.
Задачи:
е;
- формировать лексико-грамматический строй речи;
Щ
- формировать навык построения связного высказывания;
№
- формировать познавательную активность детей;
- обучать навыкам эффективной коммуникации.
При реализации данной программы рекомендуется использовать следующие формы работы:
Теоретические занятия: беседы.
Практические занятия: групповые и индивидуальные игры и упражнения, направленные (та
развитие речи.
Таким образом, перечисленные выше задачи будут решаться комплексно.
Программа рассчитана на один год (дошкольный возраст).
Занятие проводится 1 раз в неделю по 1 часу (25 минут), 4 раза в месяц. 34 занятия в год.
Возраст обучающихся: 5 лет.
Форма обучения: очная.
Форма занятий: групповая (10-12 чел).

Планируемые результаты:
1.Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи
посредством общения со взрослыми и сверстниками; узнает новую информацию, выражает просьбу,
жалобу, высказывает желания, избегает конфликта; без напоминания здоровается и прощается, говорит
«спасибо, пожалуйста».
2.Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные, проявляет интерес и
самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.
3.
Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности
4. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет
описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.
Программа обеспечена средствами обучения и воспитания, в числе которых методическая и детская
художественная литература, аудио - видео пособия, дидактические игры.
Кроме того, выполнение содержания программы обеспеченно за счёт материально-технических
средств и особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды.
Учебно - тематический план
»
№
Разделы
К оличество часов
’У
Всего
Теория
Практика
1 Вводное занятие. Знакомство
1
1
0
2 Составление рассказа по картинке или на
16
7
9
предложенную тему
3 Пересказ сказки, рассказа
12
3
9
4 Рассказывание о личных впечатлениях
3
1
2
5 Итоговое занятие
2
2
ИТОГО:
34
12
22
Содержание программы.
1.Вводное занятие.
Теория. Знакомство, цели и задачи учебного курса, правила поведения на занятиях. Мотивация
учащихся к занятиям.
2. Ознакомительное занятие.
Теория. Игровые упражнения на сплочение группы. О пределение уровня обучения учащихся.
Практика. Во время игровых упражнений ребята знакомятся, раскрепощ аются. Преподаватель
имеет возможность в игровой форме оценить уровень подготовленности учащихся.
3. Составление рассказа по картинке или на предложенную тему.
Теория. На занятиях учащ иеся будут учиться составлять небольш ой сюжетный рассказ по
картине, скороговорке, стихотворениям; рассказывать о событиях предшествовавших
изображенным на картине, придумывать концовку. Так же занятия направленны на воспитание
умения подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей.
Практика. Учиться рассказывать связно, не отступая от заданной темы, упражнять в образовании
названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа.
Также, учиться рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение отбирать для
рассказа интересные факты и события.
4. Пересказ сказки, рассказа.
Теория. В процессе обучения, ребята будут учиться связно, последовательно и выразительно
рассказывать сказку, пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя,
старательно передавая диалог действую щ их лиц; учиться придумывать загадки.
Практика. Ребята будут учиться выразительно пересказывать текст без помощи вопросов
воспитателя; учиться придумывать загадки.
15. Ознакомление с предложением.
Теория. В процессе занятия, педагогу необходимо дать представление о последовательности слов
в речи; ввести термин «предложение»; закреплять умение называть слова в предложений
последовательно; учить подбирать слова, сходные по звучанию, а так же учить произносить
чистоговорки с разной силой голоса.

я

6. Сочинение на предложенную тему.
Теория. Данное занятие предназначено для того, чтобы научить учащ ихся придумывать сказку
по предложенному плану, не повторяя сюжетов товарищей; учить подбирать прилагательные й
глаголы к сущ ествительным; добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз.
Практика. Учащиеся учатся составлять короткий рассказ на заданную тему.
7. Рассказывание о личны х впечатлениях.
Теория. Ребята внимательно слуш аю т небольш ой описательный рассказ воспитателя. Отвечают
на поставленные вопросы и, любуясь, на расставленные вокруг игрушки, вспоминают про те,: с
которыми любят играть они.
Практика. На этом занятии ребята учатся давать описание внешнего вида игрушки, рассказывая
о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома; закрепляется умение образовывать
близкие по смыслу однокоренные слова.
Календарно-тематический план
№

1

Тема
Пересказ сказки
«Лиса и рак»

2

Составление
сюжетного
рассказа по
картине «Кошка
с котятами»

3

Рассказывание о
личных
впечатлениях на
тему «Наши
игрушки»
Составление
рассказа по
скороговорке

4

5

Пересказ
рассказа Н.
Калининой
«Разве так
играют?»

6

Составление

Задачи

С редства реализации

У чить связно,
последовательно и
выразительно рассказывать
сказку; подвести к
составлению описательного
рассказа по картине «Лиса»
У чить составлять небольшой
сюжетный рассказ по
картине, рассказывать о
событиях предшествовавших
изображенным на картине,
придумывать концовку
У чить давать описание
внешнего вида игрушки,
рассказывать о том, как с
ней можно играть, какие
игрушки есть дома
Ф ормировать навыки
связной речи, учить
использовать в речи
сложноподчиненные
предложения, называть
игрушки, предметы,
подбирать слова, близкие
по смыслу
У чить выразительно
пересказывать текст,
активизировать в речи
глаголы, формировать
представление о том, что
не все детеныши имеют
название, сходное по
звучанию с названием
взрослых животных
Учить придумывать

Презентация по теме
занятия, картина «Лиса
с листьями», картинки
с изображением лисы,
рассказ «Лиса и рак»

5)
I
Количество
часов
1
V?

а;
Г!

П резентация по теме
занятия, картина
«Кош ка с котятами»,
игруш ка котенок

1

Презентация по теме
занятия. Игрушки собака, слон, лиса, заяц,

2

Презентация по теме
занятия.

1

Презентация по теме
занятия, рассказ
«Разве так играют?»

1

Презентация по теме

1

сюжетного
рассказа по
картине «Мы
играем в кубики.
Строим дом

7

Составление
рассказов на
темы
стихотворений

8

Составление
рассказа на
заданную
тему

9

Пересказ
рассказа Е.
Чарушина
«Лисята»

10

Составление
рассказа по
картине
«Ежик»

11

Составление
рассказа на
тему
«Домашнее
животное»

12

Составление
описательного
рассказа о
предметах
посуды.

продолжение сюжета,
название картины.
В оспитывать умение
подбирать глаголы и
прилагательные для
характеристики действий
персонажей
У чить рассказывать
связно, не отступая от
заданной темы,
упражнять в
образовании названий
детеныш ей животных в
именительном и
родительном падежах
множественного числа
Учить составлять
короткий рассказ на
заданную тему, учить
подбирать слова
сходные по звучанию
Учить выразительно
пересказывать
литературный текст без
помощ и вопросов
воспитателя, учить
придумывать загадки
У чить составлять
рассказ по картине,
используя имеющ иеся у
них знания о жизни
диких животных

занятия, картина
«Мы играем в кубики.
Строим дом».

Презентация по теме
занятия, плюш евый
медведь.

2

Презентация по теме
занятия, картина
«Собака со щенятами»

1

П резентация по теме
занятия, книга Е.
Чаруш ина «Лисята»,
картина «Лиса с
лисятами»

1

Презентация по теме
занятия, картина
«Ежик», меш очек или
большая салфетка

1

У чить рассказывать о
своих личных впечатлениях,
воспитывать умение
отбирать для рассказа
интересные факты и
события

Презентация по теме
занятия

1

У чить доставлять
короткий рассказ по
стихотворению и
описательный рассказ о
предметах посуды.
У чить сравнивать
различные предметы по
материалу, размерам,
назначению , употребляя
названия качеств

Презентация по теме
занятия,тарелки
(глубокая и мелкая),
вилка, лож ка (чайная,
столовая,
пластмассовая),
стаканы
(высокий и низкий,
стеклянный и
пластмассовый), две
пластмассовые
игрушки, мяч

1

/ 13

Пересказ
рассказа Н.
Калининой
«Про снежный
колобок»

14

Составление
рассказа по
картине «Река
замерзла».

15

Составление
рассказа на тему
«Игры зимой»

16

Составление
рассказа на
темы
скороговорок.

17

Пересказ
сказки «Петух
да собака»

18

Составление
рассказа по
картине
«Северные
олени»

У чить передавать
художественный текст
связно, последовательно,
выразительно, без
помощи вопросов
педагога
У чить составлять
рассказ по картине, при
описании событий
указывать место и время
действия.
У чить составлять
связный рассказ о
впечатлениях из личного
опыта, не отступая от
заданной темы.
У чить самостоятельно
составлять короткий
рассказ на темы
скороговорок,закрепить
представления о
многозначности слова и
словах,
противоположных по
смыслу
У чить пересказывать
сказку без помощи
вопросов воспитателя,
выразительно передавая
диалог действующ их лиц
У чить составлять
сю жетный рассказ по
картине, используя свои
знания о внешнем виде и
жизни животных; учить
подбирать наиболее
точные определения при
описании внешнего вида
ж ивотных, упражнять в
образовании названий
детеныш ей с
уменьш ительными
суффиксами.

Презентация по теме
занятия

1

Презентация по теме
занятия.

1

Презентация по теме
Занятия на тему «Игры
зимой»

1

Презентация по теме
занятия.

1

Презентация по теме
занятия, игрушка
собака.

1

П резентация по теме
занятия.

1

19

Составление
описательного
рассказа на
тему «Зима»

Учить при описании
событий указывать
время действия,
используя разные типы
предложений,
добиваться четкого
произнесения слов и фраз

Презентация по теме
занятия.

1

Дать представление о
последовательности слов
в речи,учить
произносить
чистоговорки с разной
силой голоса
У чить рассказывать
сказку без наводящ их
вопросов, выразительно,
произносить
предложения с разными
оттенками интонации

П резентация по теме
занятия.

1

П резентация по теме
занятия

1

Учить составлять
описательный рассказ по
картине, используя
наиболее точные слова
для обозначения цвета,
величины, закреплять в
игре умение строить
предложение из
заданных слов
У чить самостоятельно
продолжать и завершать
рассказ, начатый
педагогом

П резентация по теме
занятия.

1

Презентация по теме
занятия

1

20

Ознакомление
с
предложением

21

Пересказ
сказки «Лиса и
кувшин»

22

Составление
рассказа по
картине
«Лошадь с
жеребенком»

23

Составление
рассказа на
тему «Как
цыпленок
заблудился»

24

Составление
рассказа на
заданную тему

Учить составлять
рассказ на тему,
предложенную
воспитателем; учить
сравнивать предметы,
точно обозначая словом
черты сходства и
различия

Презентация по теме
занятия

1

25

Пересказ
рассказа
Л. Толстого
«Пожарные
собаки»

Учить связно,
последовательно,
выразительно
пересказывать
художественный текст;
учить подбирать по
смыслу определения,

Презентация по теме
занятия

1

слова, близкие и
противоположные по
смыслу.
26

Составление
сюжетного
рассказа по
набору игрушек

Учить составлять
сю жетный рассказ,
выбирая для него
соответствую щ их
персонажей, давать
описание и
характеристику

Презентация по теме
занятия.

1

27

Сочинение
на тему
«Приключения
зайца»

Учить придумывать
сказку по
предложенному плану,
не отступая от темы, не
повторяя сюжетов
товарищ ей

Презентация по теме
занятия, картина
«Зайцы»

1

28

Составление
рассказа на
предложенную
тему

Презентация по теме
занятия, иллюстрации
к сказке «Белоснежка и
семь гномов»

1

29

Пересказ
рассказа
Я. Тайца
«Послушный
дождик»

У чить составлять
рассказ, используя
предложенный
сказочный сюжет; учить
самостоятельно
соотносить названия
объектов с их
изображениями на
картинках
Подвести к образованию
названий профессий
исходя из занятий,
активизировать в речи
названия профессий и
действий, учить
называть предметы,
необходимые людям той
или иной профессии

Презентация по теме
занятия, рассказ Я.
Тайца «Послушный
дождик»

1

30

Составление
рассказа на
тему «Как
Сережа нашел
щенка»

31

Пересказ
сказки В.
Сутеева
«Кораблик»

У чить составлять
рассказ по
предложенному плану,
образно описывая место
действия, настроение
героя; давать задания на
образование слов названий профессий
У чить связно
рассказывать сказку,
выразительно передавать
диалоги персонажей;
учить понимать и

Презентация по теме
занятия

1

П резентация по теме
занятия,сказка
В. Сутеева «Кораблик»

1

Методическое обеспечение программы
Формы организации учебного процесса:
• индивидуальная,
• игровые
• групповые
Формы контроля и оценки результатов обучения:
• индивидуальный
• фронтальный,
• итоговый,
• оценка педагога,
• опрос,
• анализ деятельности обучающихся
Методы освоения содержания данной программы:
Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно - наглядного материала; использование
ИКТ.
Словесные: рассказ педагога, беседа с детьми, чтение детской литературы.
Практические: образные игры - имитации, драматизация, игровые ситуации; дидактические игры;
сюжетно - ролевые игры
М атериально-техническое обеспечение
1. Кабинет - светлый, просторный, проветриваемый, отвечающ ий требованиям
САНПиНов.
2. Парты - 12 штук, стулья - 12 штук.
3. Доска.
4. Ноутбук, аудио-, видеоматериалы, компакт диски с записями сказок, развивающих
занятий, обучаю щих роликов, презентаций.
5. Ш кафы для хранения дидактических и методических пособий.
6. Дидактические пособия:
- Учебные пособия.
- Предметные картинки.
- Развиваю щие игры, разрезные картинки.
Календарный учебный график
Год обучения

Д ата начала
обучения

1 год

11.09

Дата
окончания
обучения
31.05

Всего
учебных
недель
34

Количество
учебных
часов
34

Режим
занятий
1 раз в
неделю по 1
часу

/

Нормативно-правовая база
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012
г. № 273-ФЭ);
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. №
196);
- СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 г. № 39;
- СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2.
В4

Литература
1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа.- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.
2. Куликовская Т.А. Сказки - пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно - методическое
пособие для педагогов и родителей. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
3. Н.Э.Теремкова Я учусь пересказывать.
4. Хрестоматия для дошкольников: Стихи, песенки, сказки, рассказы. - М.:Махаон, Азбука
{»
Аттикус,2015.
5. Интернет-ресурсы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».