Положение О порядке разработки и утверждения ДООП

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ п.ОЛА»

ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол № 4 от 05.04.2023 г

Положение
о порядке разработки и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
1. Общие положения.
1.1 .Положение о порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ (далее - Положение) определяет требования к оформлению и
содержанию, структуре, порядку разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ, реализуемых в МКУ ДО «Центр дополнительного образования детей
п. Ола».
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
Концепцией
развития
дополнительного
образования
детей,
утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 02.12.2020 г. № 39;
СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2;
Методическими
рекомендацииями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) письмо
Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242;
Методическими рекомендацииями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей - письмо Минобрнауки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09;
Уставом МКУ ДО «ЦДО детей п. Ола»
1.3.Настоящее Положение регламентирует структуру, порядок разработки и
утверждения дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (далее
- ДООП) в МКУ ДО «ЦДО детей п. Ола», а также устанавливает требования к их структуре
и оформлению.

1.4.Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и
сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и
утвержденной Центром.
1.5.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа - эт
локальный нормативный документ Центра, который является комплексом основных
характеристик
образовательного процесса по каждой программе (объем, содержание, планируемые
результаты) и организационно-педагогических условий, а также средств воспитания,
обучения, развития обучающихся. Программы разрабатывается по одной из
направленностей дополнительного образования и реализуется на основе имеющихся
ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом.
1.6.Программы разрабатывается педагогом(педагогами) дополнительного образования
самостоятельно.
1.7.Программы способствуют обеспечению реализации права родителей на
информирование об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг,
права на гарантию качества получаемых услуг; обеспечивают интеграцию и координацию
деятельности педагогического коллектива; определяют приоритеты в содержании
дополнительного образования детей..
1.8.Программы могут реализовываться в сетевой форме.
1.9.Содержание программы может быть представлено в формате модулей.
1.10.Программы, разрабатываемые в Центре, различаются по уровню усвоения:
- стартовый (использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы);
- базовый (использование и реализацию таких форм организации материала, которые
допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического
направления программы);
- продвинутый (использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к
сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках
содержательно-тематического направления программы; углубленное изучение содержания
программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы).
1.11.По
содержанию программа должна соответствовать одной из направленностей
осуществления
образовательной
деятельности
(естественнонаучной,
социально­
педагогической, физкультурно-спортивной, технической, туристско-краеведческой,
художественной), реализуемой согласно лицензии Центра на право ведения
образовательной деятельности.
1.12.Освоение программы может осуществляться по индивидуальному учебному плану
в соответствии с Положением об обучении по индивидуальному учебному плану в Центре.
2.Содержание
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ.
2.1. Содержание Программ должно соответствовать цели и задачам образовательной
программы Центра.
2.2. Содержание должно быть направлено на:
- создание условий для развития личности обучающихся;
- развитие мотивации личности обучающихся к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия обучающихся;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- патриотическое воспитание;

-создание
условий
для
социального,
культурного
и
профессионального
самоопределения,
творческой самореализации личности обучающегося, его интеграции в системе мировой и
отечественной культуры;
-стремление к созданию целостности процесса психического и физического,
умственного и духовного развития личности обучающегося; укрепление психического и
физического здоровья;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
2.3.
Содержание дополнительной общеобразовательной программы может быть
адаптировано для обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов и с одарёнными или особенными детьми.
2.4.Особенности и специфика реализации Программы, в том числе возможность
адаптации для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучение
одаренных детей, организации сетевого взаимодействия с другими учреждениями и
организациями по реализации дополнительной общеобразовательной программы
отражаются в программе педагога.
2.5. В соответствии со спецификой Программы, ее направленностью, в Программе могут
быть прописаны особые условия, необходимые для ее реализации, в том числе конкретное
количество обучающихся, комплектование групп, кадровое и материальное обеспечение.
2.6. Содержание Программ должно обновляться с учетом развития науки, техники,
культуры, экономики, технологий и социальной сферы, нормативных и инструктивно­
методических требований государства к дополнительному образованию детей.
З.Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
и требования к оформлению и содержанию структурных элементов.
3.1.Структура Программы, включает следующие элементы:
титульный лист;
содержание;
пояснительная записка;
учебный план;
оценочные и методические материалы;
список использованной литературы.
3 .2. Содержание:
3.2.1.
На титульном листе указывается:
- наименование образовательной организации, осуществляющей реализацию программы
(в соответствии с Уставом);
- гриф организации (согласования, рассмотрения, принятия и т.д.) в соответствие с
порядком, предусмотренным Уставом или локальным актом Центра;
- гриф утверждения программы;
- название программы;
- срок реализации;
- возраст обучающихся;
- ФИО и должность разработчика (- ов) программы.
3.2.2. В пояснительной записке к программе содержатся основные характеристики:
Актуальность Программы (своевременность, современность предлагаемой программы,
соответствие государственной политике в области дополнительного образования,
социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение образовательных
потребностей детей и родителей).
Направленность
программы
(естественнонаучная,
социально-педагогическая,
техническая, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, художественная).
Уровень освоения - стартовый, базовый или продвинутый (для разноуровневых
программ).

Отличительные особенности (характерные свойства, отличающие программу от других,
отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие).
Адресат программы (характеристика категории обучающихся по программе).
Особенности организации образовательного процесса:
- условия набора и формирования групп,
- режим занятий;
- возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения;
- продолжительность образовательного процесса (объём - количество часов) и срок
(сколько лет реализации), определяются на основании уровня освоения и содержания
программы, а также с учётом возрастных особенностей обучающихся и требований
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
3.2.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Цель должна быть одна. Цель должна быть конкретной, локальной и
измеримой. Конструктор целеполагания:
1) глагол (только один), выраженный в существительном (герундий), например,
развитие, формирование, обучение, воспитание, совершенствование, мотивация;
2) предмет деятельности - с чем работаем (тоже только один), например, творческие
способности, лидерские качества, социальный интеллект, основы конструирования и т.д.;
3) адресат программы - с кем работаем, например, дети дошкольного возраста 5-7 лет;
4) через что, какими средствами.
Задачи программы:
Воспитательные:
Развивающие:
Обучающие:
(Задачи формулируются с глаголов, и в одном времени. Это ступеньки к реализации цели,
и должны вести к достижению цели).
3.2.3.Учебный план, (составляется по каждому году обучения в табличной форме: общий
перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и
практические, можно в таблицу добавить еще столбик «формы аттестации»).
3.2.4.Содержание учебного плана ___ года обучения (при оформлении содержания
необходимо придерживаться ряда общих правил:
- содержание составляется согласно учебному плану;
- формулировка, порядок расположения разделов, тем, их нумерация должны полностью
соответствовать их формулировке, расположению и нумерации в учебном плане;
- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждой теме;
- материал темы следует излагать назывными предложениями, телеграфным стилем;
- содержание каждого года целесообразно располагать отдельно;
- в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.
В «Теории» перечисляются основные теоретические вопросы, которые раскрывают тему,
называются изучаемые ключевые идеи, понятия, факты.
В «Практике» описывается практическая деятельность обучающихся. При планировании
экскурсий (соревнований, фестивалей и т.п.) указывается тема, место проведения
экскурсии).
3.2.5.
Планируемые результаты (должны соответствовать поставленным задачам).
4. Организационно-педагогические условия.
4.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:

1. Материально-техническое обеспечение - характеристика помещения для занятий по
программе, перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- аудио, видео-, фото-, интернет источники,
- нормативно-правовая база;
- список литературы: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий,
тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии, справочные пособия (словари,
справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть
составлен для разных участников образовательного процесса - педагогов и учащихся;
оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок.
4.2 Оценочные материалы и формы аттестации
В зависимости от направленности программы формами контроля могут быть следующие:
педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, анализ на
каждом занятии педагогом и обучающимися качества выполнения работ и приобретённых
навыков общения, устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий, творческий
показ, спектакль, семинар, конференция, выставка, конкурс, фестиваль, концерт,
соревнование, презентация проектов, анализ участия коллектива и каждого обучающегося
в мероприятиях.
При описании оценочных материалов необходимо указать, в каком разделе (или модуле,
или теме) они применяются.
4.3 Методические материалы
(Используемые методики, методы и технологии, дидактические средства с указанием
формы и тематики методических материалов, в т.ч. электронные образовательные ресурсы;
тексты инструкций, заданий, кейсов и т.п.).
В методических материалах могут быть представлены:
- используемые методики, методы и технологии (современные педагогические,
информационные технологии, технологии дистанционного и электронного обучения,
групповые и индивидуальные методы обучения и т.п.) с описанием применения в процессе
реализации программы;
- дидактические средства с указанием формы и тематики методических материалов, в
т.ч. электронные образовательные ресурсы;
- тексты инструкций, заданий, кейсов и т.п.
При описании методических материалов обязательно указывается, на каком занятии, при
изучении какой темы (модуля, раздела) используются эти материалы.
4.4 Календарный учебный г рафик
Режим
Год
Дата
Дата
Всего
Количество
занятий
начала
окончания
учебных
учебных
обучения
часов
обучения
недель
по
по
программе
программе -

Календарный учебный график определяет даты начала и окончания учебного года, режим
занятий.
5. Список использованной литературы.
б.Оформление
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ.
6.1.Программы оформляются по единому образцу, рассмотренному на педагогическом
совете Центра.
6.2.Программа считается принятой, если на титульном листе стоит номер приказа, печать
и подпись руководителя.

6.3.Страницы должны быть пронумерованы, исключая титульный лист. Номер ставиться
внизу справа.
6.4.
При использовании цитат сделаны сноски на источники, главы разделены на абзацы,
шрифт 12-14 Тппез № \ у К отап, формат А-4, графики, таблицы, схемы составлены в
соответствии с формой.
6.5. Технические требования к оформлению текста:
1. Шрифт: Тппез Ые\у К отап , размер шрифта 12-14, положение на странице -по ширине
текста.
2. Поля - средние.
3. Междустрочный интервал одинарный.
6.4.Оформление таблиц: каждая таблица должна быть пронумерована или иметь
заголовок; номер таблицы или заголовок размещаются над таблицей.
6.5. «Таблица 1», шрифт - Тппез
К отап, курсив, размер - 12-14, положение текста
на странице по центру; заголовок размещается на следующей строке, шрифт - Т ш ез Ыеш
К отап, размер - 12-14, положение текста на странице по центру; содержание таблицы: Т т е з
Ые\у К отап, размер- 12, положение текста на странице по центру.
6.6.Оформление графических материалов: графические объекты должны быть в виде
рисунка или сгруппированных объектов; не должны выходить за пределы полей страницы и
превышать одну страницу; каждый объект должен быть пронумерован или иметь заголовок.
7. Порядок разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
7.1.Программа
разрабатывается
педагогом
дополнительного
образования
самостоятельно.
7.2.При
разработке программы учитываются направленность, уровень освоения, возраст,
уровень подготовки обучающихся (вариативные учебные планы), наличие условий
(оборудованные рабочие места, наличие оборудования в мастерских и компьютерных
классах), санитарные нормы, требования современной педагогической науки.
7.3.Программа должна отвечать требованиям технологичности и возможностям ее
использования в широкой образовательной практике.
7.4.Программа принимается на педагогическом совете и утверждается приказом
директора Центра.
7.5.
Корректировка Программы производится в период до 01 сентября текущего года для
работы на следующий учебный год. Коррективы в программу вносятся с учетом результатов
мониторинга полноты и качества её реализации, последних изменений в законодательстве,
новых нормативных актов и документов.
7.6. Внесенные изменения и дополнения в программу вносятся в лист изменений,
проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения.
7.7. Новая программа (после внесения изменений) утверждается в полном объеме. На
основании локального акта Центра в соответствии с Уставом.
7.8. Программа утверждается и разрешается к реализации на срок, который определяется
на основании уровня освоения программы, а так же с учётом возрастных особенностей
обучающихся и требований СанПин.
7.9. При необходимости директор Центра имеет право назначить экспертную комиссию,
которая работает в установленные сроки и выполняет, определённый заранее, объём работы
по экспертизе и утверждению разработанных и откорректированных программ.
8. Делопроизводство.
8.2.Все программы хранятся в методическом кабинете Центра.
8.3.Календарно - тематическое планирование с утверждёнными датами хранится в
течение всего периода реализации программы у методиста, копия у педагога
дополнительного образования для осуществления образовательного процесса и при
необходимости предъявляется для проверки журнала ежемесячно.
8.4.
Программы хранятся в течение всего срока их реализации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».