Содержание
1. Пояснительная записка;
2. Цель и задачи программы;
3. Учебно-тематический план;
4. Содержание программы;
5. Предполагаемые результаты обучения;
6. Методическое обеспечение программы;
7. Оценочные материалы и формы аттестации;
8. Материально-техническое обеспечение;
9. Календарный учебный график;
10.Литература.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗОтворчество»
(далее – программа) относится к художественной направленности и разработана в
соответствии с действующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
- СанПиНом 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28;
- СанПиНом 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию
эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и
развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения
особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,
усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного
искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества обучающихся
через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Нужно разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и
творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения.
Это касается всех обучающихся, ведь, в объединение принимаются дети с разной
степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога
учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к
каждому ребенку.
В основе программы лежат два основных курса по изотворчеству:
Изо (рисунок, композиция, живопись, роспись, графика);
декоративно-прикладное направление (лепка из пластилина, круглая скульптура,
барельеф; роспись по ткани; бумагопластика).
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения обучающиеся получают
знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе,
цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования,
аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте
природы и человеческих чувств.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого
интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение,
сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа
направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Отличительные особенности
Данная программа направлена на приобретение определённых знаний по теории и
практике в области изобразительного искусства, а также основополагающих практических
умений и навыков в данной сфере.
Тем самым, программа не только дает основательную базу по изобразительному
искусству, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного
развития в программном поле данного образовательного учреждения.
Цель: обучение детей основам изобразительной грамоты, развитию их художественно –
творческих способностей с учётом индивидуальности каждого ребёнка, приобщению к
достижениям мировой художественной культуры, познанию многообразия современного
творчества.
Задачи:
Обучающие
1.Обучить основам рисунка, живописной грамоты, основам цветоведения.
2.Обучить на начальном этапе различным живописным техникам (акварель, гуашь).
3. Обучить использовать профессиональную терминологию.
Развивающие
1.Развивать склонности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы,
композиции); совершенствование объяснительной речи и коммуникативных способностей.
2.Научить анализировать, планировать, создавать творческую работу средствами
изобразительного искусства.
3.Развивать наблюдательность, мелкую моторику кисти рук.
4.Развивать чувства уверенности в изобразительной деятельности – создание ситуации
успеха.
Воспитательные
1.Воспитать трудолюбие, навыки произвольной регуляции деятельности, привычки
доводить начатое до конца; формировать художественный вкус.
3.Воспитать трудолюбие, усидчивость, аккуратность и другие эмоционально-волевые
качества.
4.Воспитать культуру обучающихся посредством приобщения к миру искусств,
общечеловеческим, национальным и региональным ценностям.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 6-18 лет.
Условия набора обучающихся: на добровольной основе.
Форма обучения: очная.
Срок реализации: 5 лет.
По уровню освоения и сложности программа реализуется в 3 этапа:
Стартовый уровень обучения (1-2 год обучения) Принимаются все желающие
заниматься. Обучающиеся знакомятся с основами изобразительного искусства, различными
художественными материалами, приёмами и техниками ИЗО, бумагопластки, лепки,
закладывается фундамент эмоциональных связей между собственной изобразительной
деятельностью обучающихся и большим увлекательным миром искусства. У обучающегося
формируется устойчивый интерес. Для этого темы занятий подобраны таким образом, чтобы
обучающийся познакомился с различными изобразительными техниками.
Базовый уровень (3-4 год обучения) Идёт формирование интереса к изобразительному
искусству, уважение к творческому процессу и труду, воспитание самостоятельности,
усидчивости, возрастает доля самостоятельности обучающихся при выполнении задания по
композиции и сюжету. Задания в большинстве носят творческий характер, где уже в основе
лежит увлеченность, уверенность в своих силах и развивающийся вкус к самостоятельной
деятельности.
Продвинутый уровень обучения (5 год) предусматривает углублённые знания и умения,
которые обучающиеся получают в процессе практических занятий, с учётом новых тенденций в
изобразительном искусстве нашего времени. В неё включены задания, которые выполняются в
различных живописных техниках, направленных на развитие разных видах мышления и
памяти. Пройдя обучение по программе, обучающиеся приобретут знания по следующим
направлениям: живопись, скульптура, рисунок, графика, декоративно-прикладное творчество,
оформительская деятельность, лепка, дизайн.
Они научатся самостоятельно проводить простейший анализ содержания художественных
произведений разных видов и жанров, использовать необходимую литературу, рисовать с
натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы. Несложные натюрморты
графическими и живописными средствами; изображать фигуру и лицо человека; использовать
цвет, применять цветовой контраст; выполнять декоративные композиции росписи; передавать
в изделиях из пластилина, глины, солёного теста объемную форму.
Режим занятий
Продолжительность занятий по 3 часа 2 раза в неделю или по 2 часа 3 раза в неделю в
соответствии с общеобразовательной программой и расписанием. Продолжительность занятия
40 минут, с 10-ти минутным перерывом.
Количество учебных недель – 36 недель, 216 часов.
Программа рассчитана на разноуровневый и разновозрастной состав групп.
Наполняемость групп, согласно Устава- 10 - 12, творческая группа 8 - 10 обучающихся.
Для того чтобы дети освоили, как можно большее количество средств и способов
создания художественного образа, и чтобы интерес к изобразительной деятельности у них при
этом не ослабевал, в программе используется принцип чередования художественных
материалов и техник.
Дидактическое оснащение
1. Для обучающихся (воспитанников):
- средства индивидуальной наглядности (шаблоны, трафареты фигуры человека,
животных, птиц, рисунки по темам, объемные изделия из глины, дерева).
2. Для педагога:
-наглядные пособия: образцы изделий из глины, из бумаги, дерева, таблица смешивания
цветов (смешивание, сочетаемость цвета), работы учащихся прошлых лет обучения в
различных техниках, фотографии, плакаты «Пропорции лица человека», «Рисуем птиц»,
тематические папки «Декоративно-прикладного искусства»;
-книги и журналы по изобразительному искусству.
Техническое оснащение
-мультимедиа;
-инструменты и материалы: картон, цветная бумага, гуашь, акриловые краски, краски для
ткани, восковые мелки, фломастеры, простые карандаши (ТМ, 2М), резинка, клей ПВА,
клеящий карандаш, ножницы, стек, кисти, ткань (х/б);
-общее оборудование: помещение классного типа с доской, партами, стульями, раковиной.
2 год обучения
1 год обучения
Предполагаемые результаты обучения
Теория
Практика
Сведения о рисунке, живописи, узоре.
Палитре, 3 основных цвета (синий, красный,
желтый), понятие о цветовом ряде,
дополнительных цветах, теплые, холодные
цвета, особенности работы гуашевыми
красками.
Сведения о средствах выразительности
(линия, композиция, сочетание цветовых
оттенков), основные средства композиции
Выделение главного центра, контрасты,
цветовые отношения, пропорции фигуры
человека. Особенности работы с акварелью,
Правильно разводить и смешивать
гуашевые, акварельные краски. В
рисунках на темы правильно строить
композицию. Работать в технике
плоской аппликации. Видеть красоту
времен года, знать палитру осени,
зимы, весны, лета. Уметь лепить
простейшие формы. Самостоятельно
читать чертежи оригами и складывать
по ним фигурки.
Работать
с
гуашью,
акрилом,
карандашом, фломастерами, тушью,
пером и др. Передать пропорции
человека,
животного.
Передать
состояние природы и времен года в
композиции, выбирать формат и
5 год обучения
4 год обучения 3 год обучения
гуашью, темперой, красками для батика.
Художественные
особенности
батика,
свойства красителей, различных тканей,
этапы работы. Жанры, виды изоискусства.
Техника работы с пластилином, бумагой,
техника аппликации, модульного оригами.
Ознакомиться с основными видами жанрами
изобразительного
искусства;
усвоить
сведения о средствах выразительности, о
наглядной перспективе, линии горизонта,
точке схода, сведения о
светотени.
Рассматривать и проводить простейший
анализ произведений искусства, определять
его принадлежность к тому или иному жанру
искусства. Цветовые оттенки объекта в
действительности и в изображении, в
зависимости освещения предмета от силы и
удаленности источника освещения, деления
цветового круга на группы теплых и
холодных цветов, особенности работы
технике рельеф пор коже, этапы работы,
этапы работы, обработка материала, макета.
Художественные
особенности
росписи
«Витраж». Этапы работы. Техника работы с
полимерной глиной, холодным фарфором,
объемной аппликации.
художественные
материалы,
необходимые для воплощения замысла,
верно
передавать
в
рисунке
простейшую
форму,
основные
пропорции, общее строение, цвет
предметов. Определять величину и
расположение
изображения
в
зависимости от размера листа бумаги.
Лепить из пластилина в технике малой
скульптурной пластики, работать в
технике граттажа, батик. Использовать
оригами в дизайнерском плане.
использовать различную штриховку для
выявления
объема,
формы
изображаемого предмета, творчески и
разнообразно
применять
приемы
народной кистевой росписи; видеть
цветовое богатство окружающего мира
и передавать свои впечатления в
рисунке;
формировать
макет,
обрабатывать
кожу,
натягивать,
придавая форму.
Работать с красками по стеклу.
Смешивать разного цвета глину для
достижения замысла. Работать с
трафаретами
и
шаблонами.
Использовать цветовой контраст и
гармонию цветовых оттенков.
Ознакомиться с приемом работы махового Разводить краски, выполнять роспись
письма, «двуцветный мазок».
согласно замыслу. Готовить бумажную
массу. Вырезать и аккуратно склеивать
из
разверток
поделки.
Рисовать
поэтапно и выполнять в цвете все виды
пейзажей. Добиваться реалистичности в
рисунке, картине Правильный набор
двух-трех цветов краски на кисть.
Точечная роспись (декор стекла).
Составление композиции, орнамента.
Сочетания красок, теплая, холодная
гамма
цветов.
Папье-маше,
изготовление бумажной массы, пейпарт (работа с бумагой). Изготовление из
разверток 3-d поделок. Пейзажи
гуашью, акварелью.
Формы подведения итогов реализации программы:
участие в выставках различных уровней. Периодическая организация выставок дает
обучающимся возможность увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
- аттестация (промежуточная, итоговая) предполагает оценить уровень обучения.
Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения отдельного раздела,
по итогам участия обучающегося в различных мероприятиях.
Итоговая аттестация проводится по окончании учебного года.
- мониторинг (фиксация в баллах уровня обучения).
Учебно-тематический план первого года обучения
Тема
Количество часов
всего
теория
№
1
Вводное занятие
2
Средства
выразительности
художников
3
практика
3
3
0
9
3
6
Композиция
15
3
12
4
Пейзаж
18
3
15
5
Рисунок
18
3
15
6
Азбука бумажной пластики
27
3
24
7
Оригами
18
3
15
8
Папье - Маше
15
3
12
9
Аппликация
18
3
15
10
Лепка
18
3
15
11
Роспись ткани
15
3
12
12
Декорирование стеклянных изделий
18
3
15
13
Камушки – ракушки – получаются игрушки
18
3
15
14
Экскурсии
3
0
3
15
Итоговое занятие
3
0
3
Итого
216
39
177
в
работах
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с содержанием курса 1-го года обучения, со средствами изобразительной
деятельности. Инструменты и материалы, необходимые в работе. Показ детских работ.
Теория: беседа, этапность работы. Правила техники безопасности.
Практическая работа: Выполнение набросков, рисунков на свободную тему.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, детские работы, необходимый набор инструментов
и материалов для показа.
Тема 2. Средства выразительности в работах художников.
Характер линии, силуэт, светотень, фон-в графике; линия и пятно, контур и силуэт, тоновые
отношения - в живописи.
Теория: словесное обьяснение
Практическая работа. Графика-выполнение различных линий и штрихов простым
карандашом. Выполнение силуэтов деревьев различного характера. Живопись-упражнения по
составлению теплой, холодной, контрастной гаммы.
Методическое обеспечение. Схемы линий, таблица цветовых сочетаний, схема компоновки
рисунка.
Тема 3. Композиция. Понятие о композиции. Плановость в рисунке. Соотношение неба и
построек. Показ иллюстраций (натюрморт. Пейзаж, портрет). Понятие о набросках, эскизах,
рисунке.
Теория:бесда, обьяснение.
Практическая работа: Упражнения в составлении композиции (наброски, эскизы), игровые
упражнения на выявление неправильности постановки композиции.
Методическое обеспечение: Репродукции известных картин, схемы.
Тема 4. Пейзаж. Понятие «Пейзаж - как жанр изобразительного искусства», виды пейзажа
(городской, сельский, горный, морской).
Теория: беседа об особенностях жанра.
Практическая работа: Выполнение работ по собственным эскизам.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, схемы.
Тема 5. Рисунок. «В мире животных».
Теория: беседа о фауне, о разнообразии животного мира Севера. Показ иллюстраций, схем
животных.
Практическая работа: Выполнение эскизов и набросков по схемам с передачей характера и
повадок животных.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, литература схемы, фотоальбомы.
Тема 6. Бумагопластика. Понятие: объемная аппликация, мобильная развертка, трафарет,
шаблон. Показ детских работ. Правила техники безопасности.
Терия: беседа об аппликации.
Практическая работа: Выполнение объемных аппликаций, мобильных композиций на
свободную тему. Правила техники безопасности.
Методическое обеспечение: Схемы, трафареты, шаблоны, иллюстрации, работы прошлых лет.
Тема 7. Оригами. Понятие оригами. Выполнение плоскостных фигур из базовых форм
«двойной квадрат», «рыба», «птица». Понятие модульное оригами. Техника складывания и
соединения нескольких модулей для одного объемного изделия.
Теория: объяснение.
Практическая работа: Выполнение выставочных работ «Дед Мороз», «Снеговик», «Елочка»,
«Диадема».
Методическое обеспечение: Схемы, образцы изделий, иллюстрации.
Тема 8. Папье - Маше. Понятие техники « Папье-Маше». Инструменты, применяемые при
обработке бумаги. Форма, пропорции, цвет-как средство выразительности для создания образа
в объеме. Правила техники безопасности.
Теория: беседа о свойствах бумаги, картона, различных клеев.
Практическая работа: Подготовка к выставкам, изготовление новогодних масок, выполнение
украшений для новогодней елки. Изготовление коробочек для сувениров.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия образцы изделий, иллюстрации.
Тема 9. Аппликация. Понятие аппликация, развертка, трафарет, шаблон. Композиционные,
цветовые и графические особенности. Техника безопасности при работе с инструментами.
Теория: беседа о контрастных цветах.
Практическая работа: Выполнение симметричной, круговой, бордюрной аппликации.
Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, образцы изделий, крупные шаблоны,
иллюстрации
Тема 10. Лепка. Смешивание цветов как в живописи. Техника работы с пластилином.
Инструменты необходимые для работы. Лепка изделий с передачей конструктивноанатомического строения животных, фигуры человека, круглая и рельефная скульптура.
Теория: беседа о современном пластилине.
Практическая работа: Выполнение композиций «Растения нашего края», по мотивам сказок,
мультфильмов, лепка сувениров, дизайн сервизов. Техника безопасности.
Методическое обеспечение: Изделия из пластилина, схемы, наглядные пособия.
Тема 11. Роспись по ткани (батик). Понятие батик, художественные особенности, виды росписи
по ткани. Использование специальных красок, инструментов. Этапы работы. Техника
безопасности.
Практическая работа: Зарисовка основных композиционных схем. Выполнение эскизов.
Работа с тканью (набросок, обработка резервом, работа с красками). Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.
Тема 12. Декорирование стеклянных изделий. «Мир фантазии» Акварель. Понятие
«монотипии». Акварель, ее свойства. Показ образцов. Знакомство с техникой выполнения
монотипии на стекле. Инструктаж по работе со стеклом.
Практическая работа: Работа со стеклом (грунтовка мылом, акварельные пятна).
Использование отпечатка как фона.
Методическое обеспечение: иллюстрации, трафареты, наглядные пособия.
Тема 13. Камушки, ракушки - получаются игрушки. Создание композиций с различными
сюжетами. Работа по представлению.
Теория: повторение изученного; закрепление знаний о свойствах гуаши.
Практическая работа: Выполнение сюжетных рисунков на объемных формах. Выставка
детских работ.
Методическое обеспечение: схемы, наглядные пособия, иллюстрации.
Тема 14. Экскурсии. Посещение различных выставок, художественной школы.
Тема 15. Итоговое занятие. Опрос детей (чему научились за учебный год: тесты, опросники,
кроссворды).
Учебно-тематический план второго года обучения
№
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие
3
3
0
2
Средства выразительности в работах
9
художников
3
6
3
Композиция
15
3
12
4
Пейзаж
18
3
15
5
Рисунок
18
3
15
6
Бумагопластика
15
3
12
7
Оригами
21
3
18
8
Папье-маше
15
3
12
9
Аппликация
18
3
15
10
Лепка
18
3
15
11
Роспись ткани
18
3
15
12
Декорирование стеклянных изделий
18
3
15
13
Камушки, ракушки - получаются
18
игрушки
3
15
14
Экскурсии
9
3
6
15
Итоговое занятие
3
0
3
Итого
216
42
174
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности.
Теория: Повторение изученного (создание сюжета).
Практическая работа: Выполнение набросков, рисунков по памяти, с помощью педагога.
Методическое обеспечение: Детские работы, схемы, иллюстрации.
Тема 2.Средства выразительности в работах художников. Живопись-упражнения по
составлению градации насыщенности цвета, контрастных цветов.
Теория: беседа о художниках
Практическая работа: Упражнения по составлению теплой. Холодной, контрастной гаммы
цветов.
Методическое обеспечение: Схемы линий, таблица цветовых сочетаний, схема компоновки
рисунка.
Тема 3. Композиция. Создание композиции с различными сюжетами. Работа по представлению.
Техника выполнения работы на ватмане.
Теория :беседа о композиции
Практическая работа: Выполнение работ на листах разного формата.
Методическое обеспечение: Литература, иллюстрации, фотографии.
Тема 4. Пейзаж. «Осень» (композиция).
Теория: Беседа о сезонных изменениях, характерных для этого времени года.
Практическая работа: Выполнение выставочных работ по собственным наброскам с
передачей настроения средствами цвета.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, литература, схемы.
Тема 5. Рисунок. Совместная деятельность педагога и детей в поиске композиционных решений
и сюжетов.
Теория: Беседа на тему «Культурное наследие Севера».
Практическая работа: Выполнение набросков, эскизов, выставочных работ.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, литература, схемы орнамента, крупные шаблоны.
Тема 6. Бумагопластика. Беседа о правилах оформления выставочных работ с использованием
различных материалов и техник. Свойства бумаги, картона.
Практическая работа: Изготовление паспарту для рисунка, аппликации.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, шаблоны.
Тема 7. Оригами. Повторение пройденного материала. Складывание из бумаги базовые формы
«Воздушный змей», «Рыба».
Практическая работа: Выполнение работ «корзинка», «валентинка», «коробочка».
Методическое обеспечение: Схемы, образцы изделий, иллюстрации.
Тема 8. Папье-Маше. Форма, пропорции, цвет-как средство выразительности для создания
образа в объеме. Правила техники безопасности.
Теория: Беседа о свойствах бумаги, картона, различных клеев. Инструменты, применяемые при
обработке бумаги.
Практическая работа: Подготовка к выставкам, изготовление новогодних масок, выполнение
украшений для новогодней елки. Изготовление коробочек для сувениров.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия образцы изделий, иллюстрации.
Тема 9. Аппликация. Композиционные, цветовые и графические особенности. Техника
безопасности при работе с инструментами.
Теория: Беседа о контрастных цветах.
Практическая работа: Выполнение симметричной, круговой, бордюрной аппликации.
Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, образцы изделий, крупные шаблоны,
иллюстрации
Тема 10. Лепка. Смешивание цветов как в живописи. Техника работы с различным материалом
для лепки. Инструменты необходимые для работы. Лепка изделий с передачей конструктивноанатомического строения животных, фигуры человека, круглая и рельефная скульптура.
Теория: Беседа о современном материале о лепке.
Практическая работа: Выполнение композиций по представлению, по мотивам сказок,
мультфильмов, лепка сувениров, дизайн сервизов. Техника безопасности.
Методическое обеспечение: Изделия из пластилина, глины, схемы, наглядные пособия.
Тема 11. Роспись ткани. Узелковый батик. Художественные особенности, виды росписи по
ткани. Использование специальных красок, инструментов. Этапы работы. Техника
безопасности.
Теория: беседа об этапах работы
Практическая работа: Зарисовка основных композиционных схем. Выполнение эскизов.
Работа с тканью (набросок, обработка резервом, работа с красками). Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.
Тема12. Декорирование стеклянных изделий. Использование различных материалов (крупы,
природный материал), техник (декупаж). Знакомство с точечной росписью. Инструктаж по
работе со стеклом.
Теория: беседа о точечной росписи.
Практическая работа: Зарисовка основных композиционных схем. Выполнение эскизов.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.
Тема 13. Камушки – ракушки, получаются игрушки. закрепление знаний о свойствах гуаши.
Создание композиций с различными сюжетами. Работа по представлению.
Теория: повторение изученного;
Практическая работа: Выполнение сюжетных рисунков на объемных формах. Выставка
детских работ.
Методическое обеспечение: схемы, наглядные пособия, иллюстрации.
Тема 14. Экскурсии. Посещение различных выставок.
Тема 15. Итоговое занятие. Опрос детей (чему научились за учебный год: тесты, опросники,
кроссворды).
Учебно-тематический план третьего года обучения
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие
3
3
0
2
Средства выразительности в работах
9
3
6
3
Сюжетная композиция «Мир вокруг нас»
15
3
12
4
Граттаж «Мои друзья»
21
6
15
5
Рисунок «На море»
15
3
12
6
Бумагопластика
21
6
15
7
Оригами
18
3
15
8
Папье - Маше
12
3
9
9
Аппликация
15
3
12
10
Лепка малых скульптурных форм
18
3
15
11
Роспись по ткани (батик)
21
6
15
12
Декор стекла
18
3
15
13
Камушки,ракушки–получаются игрушки.
18
3
15
14
Экскурсии
9
3
6
15
Итоговое занятие
3
0
3
Итого
216
51
165
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство обучающихся (воспитанников) с содержанием курса обучения.
Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Требования по технике безопасности
труда и пожарной безопасности на занятиях. Правила поведения.
Теория: беседа о лете.
Практическая работа: Заполнение анкетных данных, тестирование детей, определение уровня
подготовки обучающихся (воспитанников).
Методическое обеспечение: Необходимый набор инструментов и материалов для показа.
Схема, памятка, инструкция по ТБ.
Тема 2. Средства выразительности в работах. Знакомство с правилами композиции при
рисовании с натуры, приёмами работы с карандашом, понятие общего пространственного
положения предмета, симметрия формы предмета.
Теория: беседа о приёмах работы с карандашом.
Практическая работа: Графические и живописные упражнения (вертикальные и
горизонтальные линии, однотонная заливка).
Методическое обеспечение: Иллюстрации, картины, схемы предмета в разных видах.
Тема 3. Сюжетная композиция «Мир вокруг нас». Изображение в рисунке пространства,
пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Теория: беседа о перспектив в рисунке.
Практическая работа: Выполнение рисунка по представлению на основе наблюдений.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, литературные произведения, схемы.
Тема 4. Граттаж «Мои друзья». Поэтапное покрытие бумаги воском, краской, процарапывание
рисунка.
Теория: Беседа о виде изобразительного искусства – графики.
Практическая работа: рисование с использованием восковых мелков, гуаши.
Методическое обеспечение: Детские работы прошлых лет.
Тема 5. Рисунок «На море». Закрепление навыков по созданию композиции в рисунке.
Теория:беседа о технике рисования воды.
Практическая работа: Упражнения штриховки фломастерами, правильность выполнения.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, схемы по изобразительной грамоте.
Тема 6. Бумагопластика. Понятие о развертке и выкройке правильных геометрических тел.
Теория: беседа о свойстве бумаги.
Практическая работа: Изготовление упаковочных коробочек, подарков, украшений для
новогоднего праздника.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, трафареты.
Тема 7. Оригами. Выполнение фигурок животных, людей по схемам, видеоурокам.
Теория: беседа о празнике.
Практическая работа: Макет новогодней открытки, к 8 марта, украшения к праздникам.
Методическое обеспечение: Схемы, трафареты, шаблоны, иллюстрации, работы прошлых лет.
Тема 8. Папье-Маше. Инструменты, применяемые при обработке бумаги. Форма, пропорции,
цвет-как средство выразительности для создания образа в объеме. Правила техники
безопасности.
Теория: Беседа о свойствах бумаги, картона, различных клеев.
Практическая работа: Подготовка к выставкам, изготовление новогодних масок, выполнение
украшений для новогодней елки. Изготовление коробочек для сувениров.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия образцы изделий, иллюстрации.
Тема 9. Аппликация. Композиционные, цветовые и графические особенности. Техника
безопасности при работе с инструментами.
Теория: Беседа о контрастных цветах.
Практическая работа: Выполнение симметричной, круговой, бордюрной аппликации.
Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, образцы изделий, крупные шаблоны,
иллюстрации
Тема 10. Лепка. Выставка изделий из глины. Сувениры к праздникам.
Теория: беседа о свойствах глины.
Практическая работа: Выполнение работы с опорой на эскизы. Выставка работ.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, литература.
Тема 11. Роспись по ткани. Батик. Художественные особенности, виды росписи по ткани.
Использование специальных красок, инструментов. Этапы работы. Техника безопасности.
Теория: беседа о свойствах краски по ткани.
Практическая работа: Зарисовка основных композиционных схем. Выполнение эскизов.
Работа с тканью (набросок, обработка резервом, работа с красками). Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.
Тема12. Декорирование стеклянных изделий. Использование различных материалов (крупы,
природный материал), техник (декупаж). Знакомство с точечной росписью. Инструктаж по
работе со стеклом.
Теория: беседа о краске «контур».
Практическая работа: Зарисовка основных композиционных схем. Выполнение эскизов.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.
Тема 13. Камушки, ракушки, получаются игрушки. Повторение изученного; закрепление
знаний о свойствах гуаши. Создание композиций с различными сюжетами. Работа по
представлению.
Теория: беседа об этапности работы на обьёмных формах.
Практическая работа: Выполнение сюжетных рисунков на объемных формах. Выставка
детских работ.
Методическое обеспечение: схемы, наглядные пособия, иллюстрации.
Тема 14. Экскурсии. Посещение различных выставок.
Тема 15. Итоговое занятие. Опрос детей (чему научились за учебный год: тесты, опросники,
кроссворды).
Учебно-тематический план четвёртого года обучения
№
Тема
Количество часов
всего
теория
практи
ка
1
Вводное занятие
2
Средства
выразительности
художников
3
3
3
0
9
3
6
Композиция
15
3
12
4
Граттаж
21
6
15
5
Рисунок
18
3
15
6
Бумагопластика
15
3
12
7
Оригами
18
3
15
8
Папье-маше
18
3
15
9
Аппликация
15
3
12
10
Лепка
18
3
15
11
Роспись ткани
18
3
15
12
Декорирование стеклянных изделий
24
6
18
13
Камушки, ракушки - получаются игрушки
12
3
9
14
Экскурсии
9
3
6
15
Итоговое занятие
3
0
3
Итого
216
48
168
в
работах
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство обучающихся (воспитанников) с содержанием курса обучения.
Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Требования по технике безопасности
труда и пожарной безопасности на занятиях. Правила поведения.
Теория: беседа об планах на учебный год.
Практическая работа: Заполнение анкетных данных, тестирование детей, определение уровня
подготовки обучающихся (воспитанников).
Методическое обеспечение: Необходимый набор инструментов и материалов для показа.
Схема, памятка, инструкция по ТБ.
Тема 2. Средства выразительности в работах. Знакомство с двуцветным мазком. Правило
набора нескольких цветов на кисть. Последовательность прорисовки узора.
Теория: беседа о правильном наборе краски на кисть.
Практическая работа: Прорисовка орнамента «роза», «лист».
Методическое обеспечение: Иллюстрации, картины, схемы .
Тема 4. Граттаж». Поэтапное покрытие бумаги воском, краской, процарапывание рисунка.
Теория: Закрепление знаний об изобразительном искусстве – графике.
Практическая работа: рисование с использованием восковых мелков, гуаши.
Методическое обеспечение: Детские работы прошлых лет.
Тема 5. Рисунок. Закрепление навыков по созданию композиции в рисунке.
Теория: беседа о правильности расположения композиции на листе бумаги.
Практическая работа: Последовательность работы, правильность выполнения.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, схемы по изобразительной грамоте.
Тема 6. Бумагопластика. Понятие о развертке и выкройке.
Теория: беседа о свойстве бумаги.
Практическая работа: Изготовление упаковочных коробочек, подарков, украшений для
новогоднего праздника, объёмных поделок из бумаги.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, трафареты.
Тема 7. Оригами. Выполнение фигурок животных, людей по схемам, видеоурокам.
Теория: беседа о базовых формах оригами.
Практическая работа: Макет новогодней открытки, к 8 марта, украшения к праздникам.
Методическое обеспечение: Схемы, трафареты, шаблоны, иллюстрации, работы прошлых лет.
Тема 8. Папье-Маше. Инструменты, применяемые при обработке бумаги. Форма, пропорции,
цвет-как средство выразительности для создания образа в объеме. Правила техники
безопасности.
Теория: Беседа о свойствах бумаги, картона, различных клеев.
Практическая работа: Подготовка к выставкам, изготовление новогодних масок, выполнение
украшений для новогодней елки. Изготовление коробочек для сувениров.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия образцы изделий, иллюстрации.
Тема 9. Аппликация. Композиционные, цветовые и графические особенности. Техника
безопасности при работе с инструментами.
Теория: Беседа о контрастных цветах, основных, смешанных.
Практическая работа: Выполнение симметричной, круговой, бордюрной аппликации.
Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, образцы изделий, крупные шаблоны,
иллюстрации
Тема 10. Лепка. Выставка изделий из полимерной глины. Сувениры к праздникам.
Практическая работа: Выполнение работы с опорой на эскизы. Выставка работ.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, литература.
Тема 11. Роспись по ткани. Батик. Художественные особенности, виды росписи по ткани.
Использование специальных красок, инструментов. Этапы работы. Техника безопасности.
Практическая работа: Зарисовка основных композиционных схем. Выполнение эскизов.
Работа с тканью (набросок, обработка резервом, работа с красками). Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.
Тема12. Декорирование стеклянных изделий. Использование различных материалов (крупы,
природный материал), техник (декупаж). Знакомство с точечной росписью. Инструктаж по
работе со стеклом.
Теория: беседа о красках «контур».
Практическая работа: Зарисовка основных композиционных схем. Выполнение эскизов.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.
Тема 13. Камушки, ракушки, получаются игрушки. Повторение изученного; закрепление
знаний о свойствах гуаши. Создание композиций с различными сюжетами. Работа по
представлению.
Теория: беседа о выборе правильной композиции на объёмных формах.
Практическая работа: Выполнение сюжетных рисунков на объемных формах. Выставка
детских работ.
Методическое обеспечение: схемы, наглядные пособия, иллюстрации.
Тема 14. Экскурсии. Посещение различных выставок.
Тема 15. Итоговое занятие. Опрос детей (чему научились за учебный год: тесты, опросники,
кроссворды).
Учебно-тематический план пятого года обучения
№
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие
2
Средства выразительности
художников
3
3
3
0
9
3
6
Композиция
21
6
15
4
Граттаж
18
6
12
5
Рисунок
18
3
15
6
Бумагопластика
12
3
9
7
Оригами
18
3
15
8
Папье-маше
15
3
12
9
Аппликация
9
3
6
10
Лепка
18
3
15
11
Роспись ткани
24
3
21
12
Декорирование стеклянных изделий
21
6
15
13
Камушки, ракушки - получаются игрушки
18
3
15
14
Экскурсии
9
3
6
15
Итоговое занятие
3
0
3
Итого
216
51
165
в
работах
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство обучающихся(воспитанников) с содержанием курса обучения.
Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Требования по технике безопасности
труда и пожарной безопасности на занятиях. Правила поведения.
Практическая работа: Заполнение анкетных данных, тестирование детей, определение уровня
подготовки обучающихся (воспитанников).
Теория: беседа о планах на будущий учебный год.
Методическое обеспечение: Необходимый набор инструментов и материалов для показа.
Схема, памятка, инструкция по ТБ.
Тема 2. Средства выразительности в работах.
Знакомство с двуцветным мазком.
Последовательность прорисовки узора.
Теория: беседа о правиле набора нескольких цветов на кисть.
Практическая работа: Прорисовка орнамента «роза», «лист».
Методическое обеспечение: Иллюстрации, картины, схемы .
Тема 4. Граттаж». Закрепление знаний об изобразительном искусстве – графике. Поэтапное
покрытие бумаги воском, краской, процарапывание рисунка.
Теория: беседа об этапности гратажжа.
Практическая работа: рисование с использованием восковых мелков, гуаши.
Методическое обеспечение: Детские работы прошлых лет.
Тема 5. Рисунок. Закрепление навыков по созданию композиции в рисунке.
Теория: беседа о перспективе в рисунке.
Практическая работа: Последовательность работы, правильность выполнения.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, схемы по изобразительной грамоте.
Тема 6. Бумагопластика. Понятие о развертке и выкройке .
Практическая работа: Изготовление упаковочных коробочек, подарков, украшений для
новогоднего праздника, объёмных поделок из бумаги.
Теория: беседа о празднике или событии.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, трафареты.
Тема 7. Оригами. Выполнение фигурок животных, людей по схемам, видеоурокам.
Теория: беседа о базовых формах в оригами.
Практическая работа: Макет новогодней открытки, к 8 марта, украшения к праздникам.
Методическое обеспечение: Схемы, трафареты, шаблоны, иллюстрации, работы прошлых лет.
Тема 8. Папье-Маше. Беседа о свойствах бумаги, картона, различных клеев. Инструменты,
применяемые при обработке бумаги. Форма, пропорции, цвет-как средство выразительности
для создания образа в объеме. Правила техники безопасности.
Практическая работа: Подготовка к выставкам, изготовление новогодних масок, выполнение
украшений для новогодней елки. Изготовление коробочек для сувениров.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия образцы изделий, иллюстрации.
Тема 9. Аппликация. Композиционные, цветовые и графические особенности. Техника
безопасности при работе с инструментами.
Теория: Беседа о контрастных цветах, Основных, смешанных.
Практическая работа: Выполнение симметричной, круговой, бордюрной аппликации.
Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, образцы изделий, крупные шаблоны,
иллюстрации
Тема 10. Лепка. Выставка изделий из полимерной глины, пластилина. Сувениры к праздникам.
Теория: беседа о свойствах пластичных материалов.
Практическая работа: Выполнение работы с опорой на эскизы. Выставка работ.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, литература.
Тема 11. Роспись по ткани. Батик. Художественные особенности, виды росписи по ткани.
Использование специальных красок, инструментов. Этапы работы. Техника безопасности.
Теория: беседа о свойсвах батика.
Практическая работа: Зарисовка основных композиционных схем. Выполнение эскизов.
Работа с тканью (набросок, обработка резервом, работа с красками). Выставка детских работ.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.
Тема12. Декорирование стеклянных изделий. Витраж. Знакомство с техникой «Витраж». Работа
с витражными красками, контурами.
Теория: беседа о свойстве батика.
Практическая работа: Зарисовка основных композиционных схем. Выполнение эскизов.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.
Тема 13. Камушки, ракушки, получаются игрушки. Повторение изученного; закрепление
знаний о свойствах гуаши, акрила. Создание композиций с различными сюжетами. Работа по
представлению.
Практическая работа: Выполнение сюжетных рисунков на объемных формах. Выставка
детских работ.
Методическое обеспечение: схемы, наглядные пособия, иллюстрации.
Тема 14. Экскурсии. Посещение различных выставок.
Тема 15. Итоговое занятие. Опрос детей (чему научились за учебный год: тесты, опросники,
кроссворды).
На первом году обучения закладывается фундамент эмоциональных связей между собственной
изобразительной деятельностью обучающихся и большим увлекательным миром искусства. У
воспитанника формируется устойчивый интерес. Для этого темы занятий подобраны таким
образом, чтобы воспитанник познакомился с различными изобразительными техниками.
На втором году обучения возрастает доля самостоятельности обучающихся при выполнении
задания по композиции и сюжету. Задания в большинстве носят творческий характер, где уже в
основе лежит увлеченность, уверенность в своих силах и развивающийся вкус к
самостоятельной деятельности.
На третьем году предполагает простейший анализ произведений искусства, творческий подход
к изобразительной деятельности со стороны уже самого обучающегося.
На четвертом году обучения происходит знакомство с росписью стекла. С техникой
окрашивания, с особенностями витражной краски.
На пятом году обучения усложняется работа в технике «витраж». Происходит знакомство с
«точечной» росписью акриловой краской, способами набора на кисть двух цветов
одновременно. Учатся рисовать пейзажи гуашью. Складывают из разверток (выкроек)
объемные фигурки.
Мониторинг результатов освоения программы (аттестация)
Периодичность
Цель проведения
В начале учебного Определение
уровня
развития
года
обучающихся, их
творческих способностей
В конце 1 полугодия Определение
степени
усвоения
обучающимися
материала программы.
Определение готовности обучающихся к
восприятию нового материала. Повышение
ответственности и аинтересованности
обучающихся в обучении.
Выявление обучающихся, отстающих и
опережающих обучение.
Подбор наиболее эффективных методов и
средств обучения
В конце учебного Определение изменения уровня развития
года за год обучения обучающихся, их творческих способностей.
Определение результатов обучения
В конце учебного Ориентирование
обучающихся
на
года по окончанию дальнейшее (в том числе самостоятельное)
освоения программы обучение.
Получение
сведений
для
совершенствования
программы и методов обучения
Формы аттестации
Беседа, опрос,
педагогическое
наблюдение
Выставка,
коллективный
анализ
работ
Выставка,
коллективный
работ
Выставка
коллективный
работ
анализ
анализ
Форма оценки результатов освоения программы: (высокий, средний, низкий).
Высокий уровень: практическая, самостоятельная работа выполнена в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью
самостоятельно: показали необходимые для проведения практических, самостоятельных работ
теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно.
Средний уровень: практическая, самостоятельная работа выполнена обучающимися в
полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности
выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Работа показала знание
основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для
самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении
работы.
Низкий уровень: практическая работа выполнена обучающимися с помощью педагога или
хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На
выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома).
Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при
самостоятельной работе.
Методическое обеспечение программы
Разделы
1.Вводное занятие
2.Средства
выразительности
в
работах
художников
3. Композиция
4. Пейзаж
5. Рисунок
6. Бумагопластика
7. Оригами
8. Папье-маше
9.Аппликация
10. Лепка
11. Роспись
ткани
по
12.
Декорирование
стеклянных
изделий
13.
Камушки,
ракушки
получаются
Формы и методы занятий контроля
Беседа, показ. Формы - фронтальная
Словесные, наглядные, практические. Формы:
фронтальная, индивидуальная
Формы контроля
Анкетирование
Выполнение
практических занятий,
оценка педагога.
Словесные, наглядные, практические. Формы: Оценка
педагога,
фронтальная, индивидуальная, по подгруппам самоконтроль,
выполнение
практических работ
Словесные, наглядные, практические. Формы: Оценка
педагога,
фронтальная, индивидуальная
самоконтроль,
выполнение
практических работ
Нетрадиционная форма занятий. Формы: Выполнение
фронтальная, индивидуальная, по подгруппам практических занятий,
оценка педагога.
Нетрадиционная форма занятий. Формы: Оценка
педагога,
фронтальная, индивидуальная, по подгруппам самоконтроль,
выполнение
практических работ
Словесные, наглядные, практические. Формы: Выполнение
фронтальная, индивидуальная
практических занятий,
оценка педагога.
Нетрадиционная форма занятий. Формы: Оценка
педагога,
фронтальная, индивидуальная, по подгруппам самоконтроль,
выполнение
практических работ
Словесные, наглядные, практические. Формы: Выполнение
фронтальная, индивидуальная
практических занятий,
оценка педагога.
Нетрадиционная форма занятий. Формы: Оценка
педагога,
фронтальная, индивидуальная, по подгруппам самоконтроль,
выполнение
практических работ
Нетрадиционная форма занятий. Формы: Оценка
педагога,
фронтальная, индивидуальная, по подгруппам самоконтроль,
выполнение
практических работ
Нетрадиционная форма занятий. Формы: Оценка
педагога,
фронтальная, индивидуальная, по подгруппам самоконтроль,
выполнение
практических работ
Нетрадиционная форма занятий. Формы: Оценка
педагога,
фронтальная, индивидуальная, по подгруппам самоконтроль,
выполнение
игрушки
14. Экскурсии
15. Итоговое
практических работ
Словесные, наглядные формы
Опрос
Нетрадиционная форма занятия, подведение Итоговая
аттестация,
итогов
анализ
Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо:
- кабинет, оборудованный мольбертами, стульями, табуретами, подиумами для демонстрации
натуры, шкафами для хранения работ и палитр, планшетами;
- классная доска, осветительные приборы;
- мойка, слив;
- стенды для демонстрации репродукций;
- набор репродукций, альбомов, плакатов по цветоведению и акварельной живописи;
- компьютер, сетевые образовательные ресурсы;
- подходящий натурный материал, драпировки, итд.
Календарный учебный график
Год обучения
1 год
2 год
3 год
4 год
Дата начала Дата
обучения
окончания
обучения
01.09.2025
26.05.2025
Всего
учебных
недель
36
Количество
учебных
часов
216
5 год
Режим
занятий
2 раза
неделю по
часа или
раза
неделю по
часа
в
3
3
в
2
Нормативно-правовая база
-Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28;
- СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2.
Литература
1. Антон Гуткнехт «Пейзажи»
2. Барбара Фудурих «Акварельная живопись» Москва АСТ . Астрель
3. Джерри Мдуэй «Акварель» Москва АСТ . Астрель
4. Дан Нгуен «Оригами» ООО «Издательство Астрель» 2010г
5. Дуглаз Р. Грейвз «Достижение сходства в портрете»
6.Джоан Хансен «Цветы в акварели»
7. Люси Ван «Китайская живопись»
8. Проснякова Т. Н. «Технология. Творческая мастерская. 4 класс» Издательский дом
«Федоров»
9. Роберт Мур «Масляная живопись»
10. Уильям Ф. Пауэлл «Пишем облака и небо»
11. Эрнэст Уотсон «Искусство рисования карандашом» ООО «Попурри» Минск.