Содержание
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Направленность программы
4. Актуальность и новизна
5. Педагогическая целесообразность
6. Цель и задачи программы
7. Психологическая поддержка программы
8. Пути реализации и формы организации педагогического процесса.
9. Условия реализации программы
10. Формы и режим проведения занятий по программе.
11. Прогнозируемые результаты.
12. Формы подведения итогов реализации образовательной
программ
13.Методическое обеспечение программы
14. материально-техническое обспечение программы.
15.Литература
Пояснительная записка
Индивидуально – личностная основа деятельности учреждений дополнительного
образования позволяет удовлетворять запросы детей, используя потенциал их свободного
времени. Занимаясь в творческих объединениях, обучающиеся, как правило, приобретают
знания, развивают умения и навыки в интересующем их конкретном виде деятельности.
Получившие массовое распространение электронные игрушки и игровые
компьютерные программы, и даже разного рода «конструкторы» не в полной мере
развивают творческое воображение детей, не дают определенных навыков и умений.
Огромную радость получает обучающийся, когда в его руках «оживает» предмет, который
он видел не раз. Интерес к обработке различных материалов у обучающихся очень велик,
они любят рисовать, мастерить, клеить, конструировать. Это стремление необходимо
развивать и поддерживать. Творчество обучающегося – это создание им оригинального
продукта, изделия в работе над которым применены усвоенные знания, умения и навыки,
найден подход к решению поставленной задачи.
Программа «Арт-мастерская» ориентирована на активное приобщение
обучающихся к декоративно-прикладному творчеству и носит образовательный характер.
Она дополняет и углубляет дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу «Изотворчество» и развивает художественный труд, и ориентирована на
возраст от 13 до 18 лет.
Программа вводит обучающегося в удивительный мир творчества, дает возможность
поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся
изобразительных, творческих способностей: комбинировать, фантазировать, составлять из
отдельных элементов единое целое, мыслить и действовать творчески.
Направленность программы- художественная.
В основе программы лежат два основных курса:
1.Станковая композиция (рисунок, гризайль, композиция, живопись, роспись, графика);
2. Декоративно-прикладное направление (лепка из пластилина, полимерной глины,
солёного теста. круглая скульптура, барельеф; роспись по ткани; бумагопластика)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АРТмастерская» (далее – программа) относится к художественной направленности и
разработана в соответствии с действующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
- СанПиНом 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28;
- СанПиНом 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 г № 2.
Содержание программы носит общеразвивающий характер и разработано на
основе интеграции некоторых жанров декоративно - прикладного искусства, изучения
существующей литературы по данным направлениям, а также собственного опыта
педагога, на взаимодействие разных видов деятельности, дает обучающемуся
возможность получать более глубокие знания, а создание своеобразной среды на занятиях.
Способствует активизации процессов самопознания и саморазвития, направленных на
формирование творческой личности. Приобретение комплексных знаний позволяет
обучающемуся перерабатывать впечатления, ощущения окружающего мира и воплощать
их в индивидуальных творческих проектах.
Новизна данной программы заключается в развитии у обучающихся творческого,
нестандартного подхода к выполнению заданий по выбору композиций; цветовой гаммы;
необходимых материалов в изготовления сувениров, и декорировании предметов для
оформления интерьера и т.п. Программа опирается на понимание обучения как процесса
подготовки обучающихся занять активную жизненную позицию. Успешно решать
творческие задачи, уметь сотрудничать, успешно осваивать новые знания.
Актуальность программы заключается в том, что она расширяет
возможности в развитии креативных способностей обучающихся, стимулирует их
познавательную деятельность в области современного искусства, а также в
ее практической направленности. После прохождения данного курса обучения
предполагается, что у обучающихся сформируется интерес к декорированию предметов и
произойдёт сознательный выбор дальнейшего образования.
Данная программа способствует развитию интереса к культуре, истокам народного
творчества, эстетического отношения к действительности, развитию художественноэстетического вкуса.
Педагогическая целесообразность в том, что существующая в настоящее время система
занятий искусства, технологии дифференцированных по стандартам учебного плана
образовательной организации (школы), не всегда в полной мере способствует
формированию потребности обучающегося в творческом самовыражении, и
последующем, сознательно регулируемом самоопределении. Содержание дополнительной
общеразвивающей программы «Арт-мастерская» дает обучающимся возможность
личностного понимания дизайна, как способу эстетической организации окружающего
пространства, а родителям – возможность увидеть перспективы и потенциал своего
ребенка.
Отличительные особенности. Программа разработана на основе анализа собственного
опыта педагога, полученного при работе с детьми по программе «Изотворчество» и
отражает наиболее востребованные жанры декоративно - прикладного искусства и
актуальные темы, позволяющие сформировать знания, умения, навыки посредством
изготовления и декорирования различных объектов декоративно-прикладного искусства.
В связи с современной информатизацией общества, обучающиеся получают большой
объем информации, в том числе и интересные идеи по работе в различных видах
декоративно-прикладного искусства и хотят воплотить их в жизни, интегрировать знания
из разных областей, создавая при этом новые идеи, материальные ценности.
Программа достаточно мобильна и позволяет включать в практические занятия новые
технологии, материалы и приёмы выполнения.
Отличительной чертой данной программы является выполнение
творческих проектов на всех этапах обучения, что даёт возможность обучающемуся само
презентации себя через особое дизайнерское мышление.
Цель программы. Создание благоприятных условий для творческой
самореализации личности, формирование у обучающихся особого стиля мышления,
направленного на преобразование окружающей среды, посредствам освоения различных
техник, используемых в дизайне; осуществлять раннюю профилактику асоциального
поведения
детей.
Обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. При
этом неизбежным являются занятия в смешанной группе, предлагающей разный возраст и
разную степень интеллектуальный подготовки обучающихся.
Задачи:
1.Обучающие:
- познакомить обучающихся с основными и принципами дизайнерского искусства.
- направлять творческую деятельность обучающихся, развивать у них способность
выбирать способы исполнения изделия.
2. Развивающие:
- развивать познавательные интересы, абстрактное, образное и логическое
мышление, мотивацию к самовыражению и творческую активность;
- развивать трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, аккуратность.
- прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках
новых форм и декоративных средств выражения образа;
- развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных
традициях;
- формировать навыки и совершенствовать умения при освоении техник:работа с
бумагой,
декупаж,
витраж,
батик;
-развивать
творческое
воображение,
эстетическое
восприятие
и
устойчивый
интерес
к
творчеству,
и
профессии
дизайнера;
-развивать
умение
ориентироваться
в
проблемных
ситуациях;
3. Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, ответственность, трудолюбие, культуру
общения;
- воспитать нравственную этику, трудолюбие, бережное отношение к природе,
уважение к традициям национальной культуры, стремление к здоровому образу жизни
готовность к социальному и профессиональному самоопределению;
- приобщать к нормам социальной жизнедеятельности, к общечеловеческим
ценностям через создание ситуаций успеха, коллективную творческую деятельность;
Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся и характеризуются большей свободой выбора тем, материалов и приёмов
выполнения творческих работ. Осваиваются более профессиональные, технологичные
приемы лепки, росписи, работа с бумагой, где получают знания, умения и мастерство по
программе.
Для самоопределения и самореализации каждого обучающегося в программе отводится
определенное время на подготовку и участие в выставках, конкурсах и конференциях
различного уровня, проводятся разнообразные воспитательные мероприятия в учебных
группах, в объединении, в учреждении, итд.
Формы работы с родителями:
открытые показы воспитательно - образовательного процесса;
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские
собеседования на диалоговой основе);
анкетирование и тестирование родителей;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки,
выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
Пути реализации и формы организации педагогического процесса.
Программа реализуется на занятиях теоретического и практического циклов.
Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций, просмотров репродукций,
слайдов, фото, презентаций, экскурсий, конкурсов, викторины.
Практические занятия проводятся в форме коллективной, групповой, парной,
индивидуальной в зависимости от вида деятельности и поставленных задач.
Работа на занятиях проводится в основном фронтально, но часто требуется
индивидуальный подход к обучающимся.
Для воспитания творческой активности обучающихся все этапы сопровождаются
поиском и сбором материалов, который может быть предоставлен в виде карандашных
набросков, зарисовок, открыток, фотографий. Этот материал целесообразно хранить в
своих творческих папках. В начале изучения материала каждого раздела программы
педагог рассказывает о народных мастерах, приводит исторические справки и примеры из
литературы. Такие сообщения способствуют пробуждению у обучающихся интереса к
декоративному творчеству.
Обучающиеся могут принимать участие в оформлении дизайна кабинета, зала, в
изготовлении реквизита для спектаклей.
Для закрепления изучаемого материала на заключительных занятиях по каждому
этапу работы проводится анализ творческих работ обучающимися, где учитываются
элементы творчества, смысловое значение выбранной темы, композиционное
построение, цветовое решение, качество выполнения работ.
Принципы:
Индивидуальный подход в условиях коллективной работы в детском объединении;
К каждому обучающемуся применяется индивидуальный подход:
- осознание и признание права личности быть не похожей на других;
- проявление уважение к личности;
- предоставление права на свободу выбора (быть или не быть в объединении, посещать
занятия по выбору.)
- оценка личности обучающегося и его деятельности, поступков;
- учет индивидуально - психологических особенностей обучающегося (тип нервной
системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в
коллективе, активность).
Доступность (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых
знаний, умений, навыков);
При реализации предложенной программы учитываются возрастные особенности
обучающихся.
Личностный подход - который требует от педагога создания на занятиях условий, при
которых обучающийся чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к
нему.
Создание ситуаций успеха, для каждого обучающегося - один из главных принципов.
Обеспечение
условий,
способствующих
самоопределению,
саморазвитию,
самореализации, адекватной самооценке личности - один из важнейших принципов
работы.
Принцип заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в
соответствии с меняющимися интересами обучающихся);
Сознательности и активности - для активизации деятельности в процессе обучения
обучающимся предлагается свобода выбора решений, самостоятельности в реализации
практических заданий и ответственности в работе.
Принцип деятельностного обучения. Успешное усвоение знаний происходит, если
обучающийся проявляет познавательную активность. Использование этого принципа
заключается в том, что обучающимся предлагается основная и дополнительная литература
по темам декоративно- творческой деятельности.
Принцип преемственности - содержание более сложного курса основывается на знаниях,
умениях и навыках, полученных на более ранних этапах обучения. Выбранная позиция
педагогам - быть «рядом» старшим другом, соучастником жизни обучающегося, относясь
к нему как к субъекту, имеющему свой индивидуальный внутренний мир, и содействуя
его постоянному духовному росту.
Сотрудничество обучающегося и педагога - помогает добиться предполагаемых
результатов в освоении учебного процесса.
Образовательный блок предусматривает освоение программного материала.
Способы усвоения содержания программы:
- занимательный способ (формирования интереса к деятельности);
- репродуктивный способ (овладения знаниями, умениями, навыками);
- креативный способ (поисково-исследовательский).
Условия реализации программы
Данная программа предназначена для работы с обучающимися в системе
дополнительного образования. Возраст обучающихся – от 13 до 18 лет.
Количество обучающихся в группе: 10 - 12 человек
.Срок обучения по данной программе – 1 год.
Учебная нагрузка: 3 раза в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов),
Обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. При этом
неизбежным являются занятия в смешанной группе, предлагающей разный возраст и
разную степень интеллектуальный подготовки обучающихся.
Учебная программа рассчитана на поэтапное освоение материала.
Принцип построения программы – от простого к сложному. Программа предусматривает
продвинутый уровень сложности
Принимаются обучающиеся, успешно прошедшие курс обучения (~90% от
обучающихся пятого года обучения) и новички, обладающие достаточно высоким
уровнем общих и творческих способностей, необходимых для успешного прохождения
основного курса обучения наравне с основным составом. В состав творческой группы
включаются учащиеся не просто успешно освоившие программу основного курса, но и
проявившие себя на различных конкурсах, выставках.
Формы и режим проведения занятий по программе.
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и
формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к
данному виду деятельности:
1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, лекции, дискуссия, работа с книгой,
метод примера.
2.Наглядные методы: (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);
использование интерьеров (фитодизайн);
экспонатов, подлинных вещей; просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем,
плакатов, рисунков, макетов
3. Практические методы: ролевые игры; изготовление предметов; выполнение рисунков;
экскурсии на природу, в музей, на выставки.
4. Коллективная форма оценки, обсуждения, высказывания собственного мнения
способствует развитию личностной самооценки.
5.Объяснительно - иллюстративный: проведение бесед - лекций с использованием
наглядного материала помогает лучше усвоить новый материал:
6.Репродуктивный: учащиеся готовят изделия по образцам;
7.Диалогический: диалог между педагогам и учащимся, обсуждение и
создание личных комплексных планов. Обеспечивается более прочное усвоение знаний
путем обсуждения возникающих проблем во время практических занятий;
8.Частично - поисковый: поиск личностного смысла может осуществляться
посредством экспериментально - творческой деятельности в процессе декоративноприкладного образования, освоения дизайнерского проектирования или творческого
моделирования.
Процесс обучения предусматривает следующие формы контроля.
- мини конкурсы (обсуждение работ);
- выставки;
- викторины;
- игры - упражнения, игры - викторины;
- праздники;
- защита творческих проектов;
- персональные выставки;
- круглый стол (обсуждение работы за год);
- самостоятельное выполнение заданий;
- итоговая работа.
Критерии оценки:
Средний уровень:
- Создавать эскизы с помощью педагога;
- гармоничное использование различных орнамент в стилизации природных форм;
- использование линий, силуэта, цвета, пропорций, формы в процессе проектирования
объектов;
- умение составлять композиции из природного материала на заданную тему, выделение
сюжетно - композиционного центра, цельность композиции, выполнение
Высокий уровень:
- Самостоятельно создавать эскизы и композиции;
- образное мышление: создание ярких, выразительных образов;
- воображение: творческая активность, фантазия, самостоятельное создание новых
оригинальных образов;
-метафоричность: воплощение замысла в символах «Лаконичность», «Выразительность»;
- аналитическое мышление: умение анализировать, давать оценку;
- владение понятийным аппаратом. Свободное владение понятиями: симметрия, гармония,
колорит, контраст, нюанс, ритм, символ, знак, стилизация.
предусматривает:
- Организацию работы творческой группы по оформлению интерьера кабинета
объединения;
- участие в оформлении и проведении выставок внутри детского центра;
- организацию консультативного пункта, что позволит реализовать индивидуальные
планы учащихся.
Формы организации воспитательного процесса.
Использование методики коллективной творческой деятельности позволяет формировать
коллектив творческой объединения, поддерживая положительный настрой в любом
коллективном творческом деле, сплачивать родителей, детей и педагога ради общего
дела, воспитывать гражданское самосознание, стремление преодолеть любые трудности,
уверенность в своих силах.
Игровые программы, викторины, познавательные и занимательные игры - форма
групповой и массовой работы.
Выставки: форма работы, стимулирующая активность учащихся, развивающая
образовательные и профессиональные интересы, индивидуальные способности учащихся.
Прогнозируемые результаты.
По окончании обучения в программе «Арт-мастерская» обучающиеся будут обладать
достаточным объемом знаний и умений для дальнейшего обучения в художественных и
дизайнерских училищах (школах), иметь широкий кругозор в области искусстве,
проявлять коммуникативные способности.
В результате изучения основ художественного обучающиеся получат знания по
следующим параметрам:
1.Технические знания и умения:
-правила техника безопасности;
-требования к организации рабочего места;
-использование инструментов, материалов и приспособлений:
-знание свойств и особенностей различного природного материала;
-комбинированные техники: знание художественных материалов и разных техник работы
с ними, умелое их сочетание для реализации творческого замысла:
2. Знания о средствах выразительности:
-использование цвета, как средства передачи настроения, состояния, выделения главного;
-использование различных по характеру линий для передачи наибольшей
выразительности образа, владение разными материалами;
3. Композиция:
-владение средствами выразительности: самостоятельный выбор совокупностей
выразительных средств, наилучшим образом раскрывающих замысел;
-смысловая связь элементов; изображение и расположение предметов в логической
взаимосвязи;
- умение составлять композиции на заданную тему; выбор формата, масштаба,
выразительности компоновки, аранжировки, цельности композиции, выделение сюжетно
– композиционного центра.
4. Виды художественной деятельности:
- декоративное рисование: умение создавать декоративный образ, стилизовать природные
формы, гармоничное использование различных орнаментов в стилизации природных
форм;
- фито дизайн: использование линий, силуэта, цвета, пропорции, формы, в процессе
проектирования объектов;
5. Уровень развития мыслительной деятельности:
-образное мышление: создание ярких, выразительных образов;
-воображение творческая активность, фантазия, самостоятельное создание новых
оригинальных образов;
-аналитическое мышление: умение анализировать, давать оценку;
Научатся:
- выполнять изделия из пластичных материалов;
- творчески и разнообразно использовать приемы живописи на стекле. холсте;
- достигать единства орнамента современного интерьера и дизайна
- мыслить, рассуждать и высказывать свое мнение, самостоятельно находить ответы на
поставленные вопросы;
Обучающиеся получат возможность для раскрытия своего таланта, сформированную
творческую мотивацию и устремленность к созиданию, приобщатся к духовно нравственным ценностям России.
Приобретут:
- способность чувствовать, понимать и любить искусство, потребность к созданию изделий декоративно - прикладного творчества;
- оценивать жизненные ситуации, делать нравственный выбор;
- чувство собственного достоинства;
- навыки: художественного мастерства, поисково - исследовательской работы;
- умения творчески подходить к окружающему миру и давать ему собственную оценку
через декоративно - прикладное искусство.
Освоят:
- теорию и практику декоративную изделий;
- правила и приемы с художественными инструментами, красками и декоративными
украшениями.
Окажут помощь педагогу, работая консультантами в объединении;
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Теоретическая часть – определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия.
Проходит в форме бесед, творческих встреч, рассказов.
Практическая часть - включает в себя навыки работы с материалами и инструментами,
навыки изготовления поделок и композиций.
Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования,
методических приемов. Важно, что у обучающихся воспитывается стремление доводить
начатое дело до конца, соблюдать правила культуры труда, содержать в порядке рабочее
место, рационально использовать материал, выполнять правила техники безопасности.
Программа предполагает использование традиционных и нетрадиционных
методов работы для более глубокого усвоения знаний и эмоционального их восприятия:
-- наглядных - показ репродукций, иллюстраций, учебных плакатов, открыток, буклетов,
рисунков, эскизов, фотографий;
--словесных – рассказ, объяснение, беседа, чтение стихотворений, прослушивание
музыкальных записей;
--практических – составление эскизов, работа над творческими проектами,
самостоятельная, домашняя, индивидуальная, творческая работа, упражнения;
--нетрадиционных - экскурсии, занятие-сказка, занятие-игра, занятие-фантазия, занятие ролевая игра.
В обучении применяются технические средства: магнитофон, фотоаппараты, компьютер.
После обучения, обучающиеся должны знать:
понятия: тон и тональные отношения, колорит, контраст, нюанс, акцент, цветовые
гармонии;
понятия: линия, силуэт, объем, фактура, формат, масштаб;
понятия: линейная и воздушная перспектива, плановость;
понятия центр, симметрия, асимметрия;
особенности используемых художественных и изобразительных материалов и
правила пользования ими: краски, грунт, лак.
технологию изготовления необычных поделок и декоративных украшений из
пластичных материалов,
выразительные средства и художественно - композиционные приемы композиций
отличительные особенности и характерные признаки двух школ дизайн европейский и восточный;
стили, формы композиции
способы крепления из декоративного материала;
технику и этапы художественного проектирования;
все виды и свойства красок и других материалов, применяемых в работе по
программе объединения;
понятия «контраст», «нюанс», «цветовые гармонии»;
виды, стили и способы декорирования (дизайн);
о стилизации растительных форм, предметов и живых объектов;
об истории развитии витража и о технологии росписи витражными красками на
водной основе;
профессии: художник, дизайнер, декоратор;
о некоторых известных мастерах народных промыслов;
основные законы композиции и технологии;
Должны уметь:
выполнять индивидуальный творческий проект с помощью педагога, консультанта;
работать с дидактическим материалом
рисовать фигуру человека и правильно передавать пропорции, ракурс;
выполнять сложные сюжетные композиции
лепить рельефные композиции;
самостоятельно выполнять работы витражными красками на плоских и объёмных
изделиях;
владеть навыками самостоятельной работы и коллективной работы выполнять
изделие и представить его на выставке или конкурсе;
владеть навыками творческого подхода к работе и эмоционально-эстетическое
отношение к творчеству;
эстетично оформить творческую работу, умеют самостоятельно оценивать качество
выполнения работ.
 составлять композиции различных форм и стилей;
 составлять эскизы аранжировок;
 защищать и отстаивать собственные идеи и творческие замыслы
Программа «Арт-мастерская» предусматривает следующие способы проверки знаний и
умений:
- мини – конкурсы (обсуждение работ);
- выставки;
- викторины;
- игры – упражнения, игры – викторины;
- праздники;
- защита творческих проектов;
- персональные выставки;
- круглый стол (обсуждение работы за год);
- зачеты;
- письменные контрольные задания;
- самостоятельное выполнение заданий;
- итоговая работа.
Диагностирование результатов. В течение учебного года все обучающиеся проходят
диагностику с целью проверки начальных и итоговых знаний, умений и навыков,
осуществляемых во время занятий посредством:
- наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
- периодического контроля на каждом занятии;
- контрольных опросов по изучаемым темам;
- тестирования;
- творческих заданий.
Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых заданий,
участия в выставках, защита творческих проектов.
Проводится проверка результатов образовательной деятельности:
--практическая подготовка обучающихся проводится путем диагностирования. По итогам
проверок возможна корректировка программы.
Формы подведения итогов реализации программы
Обучающиеся принимают участие в городских, областных, региональных,
всероссийских, международных конкурсах и интернет - конкурсах декоративно прикладного творчества, награждаются грамотами и призами.
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
всего
теория
прак
тика
1
Вводное занятие
3
3
0
2
Станковая композиция
42
6
36
3
Рисунок в монохроме (гризайль)
42
6
36
4.
Лепка
36
3
33
5.
Декорирование изделий из разных материалов
60
6
54
6.
Экскурсии
30
3
27
7.
Итоговое занятие
3
0
3
Итого
216
27
189
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство обучающихся (воспитанников) с содержанием курса обучения.
Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Требования по технике
безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях. Правила поведения.
Теория: беседа о планах на учебный год.
Практическая работа: Заполнение анкетных данных, тестирование детей, определение
уровня подготовки обучающихся (воспитанников).
Методическое обеспечение: Необходимый набор инструментов и материалов для показа.
Схема, памятка, инструкция по ТБ.
Тема 2.Станковая композиция. Выполнение композиций на заданную тему.
Теория: беседа о свойствах акриловых красок, правильности покрытия ими холста.
Практическая работа: самостоятельная работа акриловыми красками по холсту, гуашью
по акварельной бумаге.
Методическое обеспечение: Детские работы прошлых лет.
Тема 3. Рисунок в монохроме - гризайль. Закрепление опыта по созданию композиции
в рисунке в монохроме (черно-белое).
Теория: беседа о разных видах штриховки карандашом.
Практическая работа: Последовательность работы, правильность выполнения.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, схемы по изобразительной грамоте.
Методическое обеспечение: Схемы, наглядные пособия, образцы изделий, крупные
шаблоны, иллюстрации
Тема 4. Лепка. Выполнение изделий из полимерной глины, лёгкого пластилина, солёного
теста Сувениры к праздникам, работы на выставки.
Теория: беседа о свойствах пластичных материалов.
Практическая работа: Выполнение работы с опорой на эскизы. Выставка работ.
Методическое обеспечение: Иллюстрации, литература.
Тема 5. Декорирование изделий из различных материалов. Повторение изученного;
закрепление знаний о свойствах гуаши, акрила. Создание композиций с различными
сюжетами. Работа по представлению.
Теория: беседа о свойствах красок гуашь, акрил (в чем сходство, чем отличаются).
Практическая работа: Выполнение сюжетных рисунков на объемных формах. Выставка
детских работ.
Методическое обеспечение: Детские работы, иллюстрации, трафареты.
Тема 6. Экскурсии.
Посещение различных выставок.
Тема 7. Итоговое занятие. Опрос детей (чему научились за учебный год: тесты,
опросники, кроссворды).
Литература
1. Аст-Пресс», 1999.49. Ирина Хананова «Фантазии из муки, соли и воды»» Москва. АстПресс книга
2. Веркер Шультце / Птичьи мотивы. Живопись витражными красками. / 2005.
Габриель Шулер / Картины фантазии. / Изд-во АРТ Родник / Издение на русском языке,
2007.В. 2. 2. 3. Горичева «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль:
1. В. Горичева «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль:
4. Зайцева А.А. «Модный декупаж». – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.
5. Зайцева А.А. «Роспись по стеклу». – М.: ЭКСМО, 2010 г
6. Зайцева А.А. «Мозаика у вас дома: техники, идеи, решения». – М.:7. Климова О.М.
«Декупаж». –М.: «Ниола-Пресс», 2009
8. Кочанова Н.П. / Фантазия и ваших рук творение/ 1997
9. Красавцева А. «Стильные украшения к празднику». -М.: «Мартин» 2008.
10.С. Липунова «Волшебная глина» - Смоленск: Русич, 2001г.
11. Лепим, клеим, вырезаем. / Антонова М.Р. М.: Эксмо 2007.
12. Люцкевич Дарья/ Роспись по стеклу / М.: Эксмо, 2007.
13. Мартина Ламель/ Сувениры из СД. Идеи подарков и предметов для интерьера. /
М:.изд-во АРТ –
РОДНИК, 2007
14. Петра Хоффман / Поделки из коктейльных трубочек / 2005
15. Розенсон И. «Основы теории дизайна». — СПб: Питер, 2006.
16. Сержантова Т.Б. / 100 праздничных моделей оригами/ М.: изд-во АЙРИС –
17. Уроки батика: шаг за шагом: пер. с анг. – М.: АСТ: Астрель, 2006
18. Успенская Е, Ивахнов А. “Искусство батика”, -М., “Внешсигма”, 2000.
19. Устин В.Б. Композиция в дизайне. - М.: Аст. Астрель, 2008.
20. Г. Федотов «Основы художественного ремесла. Послушная глина» - Москва: «2006г.
21. Форлин Марго / Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона, бисера. / М.:
изд-во АРТ – РОДНИК, 2007.
22. Ханакова И.Н. /Соленое тесто. / Пресс книга – 104 С: (Золотая коллекция увлечений).
23. Шулер Габриеле / Тоскана и Прованс. Акриловая живопись. Холсты на подрамниках. /
М.: изд-во АРТ – РОДНИК, 2007.
24. Шультце. / Зверушки из пробок. Идеи для рукоделия и подарков. / 2005
Интернет-ресурсы: «Мир искусства, творчества и красоты»- http://subscribe.ru
«Мастера рукоделия»- http://mastera-rukodeliya.ru -