Пояснительная записка.
Парикмахерское искусство как одно из основных направлений воспитания играет
важную роль в воспитании и творческом развитии детей среднего и старшего подросткового
возраста.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Парикмахерское искусство» разработана в соответствии с действующими нормативными
документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
-Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
- СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2.
Направленность программы – социально-гуманитарная, социальная значимость
программы - самоопределение в обществе, оказание парикмахерских услуг социуму.
Новизна программы в компетентностном подходе в развитии творческого
потенциала каждого ребенка, влияние на формирование его личности, помощь в
профориентации обучающегося и адаптации в сложном современном обществе.
Актуальность
Актуальность программы определяется тем, что обозначенные в ней знания и умения
по технологиям стрижек, окраске, моделированию прически учитывают современные
достижения науки и техники (новые способы и методы моделирования причесок, новые
технологии, использование новых материалов и т.д.).
Она ориентирована на запросы обучающихся, родителей (законных представителей),
педагогов, социума.
Педагогическая целесообразность программы состоит в формирования
устойчивого интереса обучающихся объединения «Парикмахерское искусство» не только к
парикмахерскому искусству, но и к личностному самосовершенствованию, творческой и
коммуникативной деятельности. Она включает в себя не только материал по
парикмахерскому искусству, художественному плетению косичек, основам моделирования,
но и элементы декоративно-прикладного творчества по изготовлению аксессуаров,
украшений своими руками
Оригинальность программы заключается в создании условий для социального и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности подростка. К
достоинствам программы стоит отнести то, что по ней могут начать обучаться любые
обучающиеся, достигшие 10- летнего возраста, в соответствии с их интересами и
склонностями. Предмет изучения – парикмахерское искусство как процесс создания
прически от моделирования образа до его технического осуществления.
2
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной
программы от уже существующих дополнительных общеобразовательных программ состоит
в создании условий для социального и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности ребенка.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы, от 10 до 18 лет.
Принимаются все желающие при наличии интереса и заявления родителей (законных
представителей), мотивации к данной предметной области.
Формируются разновозрастные группы, с разным уровнем развития.
Набор в группы осуществляется по желанию обучающегося заниматься в
объединении. Набор детей в объединение – свободный. Наполняемость групп 8-10 человек.
Уровень обучения: базовый
Форма обучения по программе – очная.
Режим занятий обучающихся.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность каждого занятия 40 минут с 10 минутным перерывом между учебными
занятиями. Количество учебных недель – 36 недель, 216 часов.
Занятия по обучению парикмахерскому искусству могут проводиться в группе
смешанного состава по возрасту и уровню подготовки обучающихся.
Срок реализации: программа рассчитана на 3 года обучения.
Цель программы - содействие профессиональному самоопределению и выбору
оптимального вида занятости с учетом способностей и возможностей обучающихся на
основе профессии «Парикмахер».
Задачи программы:
обучающие:
•формировать элементарные знания по парикмахерскому делу;
•овладевать трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми
парикмахеру;
развивающие:
•развивать творческие способности и индивидуально-личностные возможности
обучающихся для самореализации;
•развивать активность, инициативность в самоподготовке к будущей профессии;
воспитательные:
• формировать у обучающихся личностные качества, способствующие приобретению
навыков творческой деятельности;
•воспитывать
аккуратность,
трудолюбие,
целеустремленность,
терпение,
положительное отношение к труду.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся будут
знать/понимать:
- назначение и использование инструментов парикмахера;
- типы кос;
- правила ухода за волосами и кожей.
• уметь:
- выполнять прически с учетом эстетических и экологических требований;
- использовать в повседневной жизни полученные знания и умения в выбранной
области деятельности.
3
Воспитательные результаты программы
-приобретенные подростками социальные знания о ситуации межличностного
взаимодействия;
-получение обучающимися опыта позитивного отношения к базовым ценностям
общества, укрепление позитивной нравственной самооценки и самоуважения, способности к
самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к
принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в
достижении результата.
Принципы, лежащие в основе программы:
-принцип воспитывающего обучения - в ходе учебного процесса даются
обучающемуся не только знания, но и формируется его личность;
-принцип научности - в содержание обучения включены только объективные
научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки в
области парикмахерского искусства или направления творческой деятельности.
- принцип связи обучения с практикой - знания теории стрижек и парикмахерских
работ используются при их практическом выполнении, обучающиеся учатся анализировать
и преобразовывать клиента, вырабатывая эстетический вкус и собственные взгляды на
моделирование образа клиента.
-принцип систематичности и последовательности - содержание учебного процесса
строится в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со следующими
правилами:
а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из которых имеет
определенную методику изучения;
б) материал излагается в логике нарастания - от простого к сложному;
- принцип доступности - содержание и изучение учебного материала не вызывает у
воспитанников интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.
Предполагаемые результаты обучения.
Обучающиеся должны иметь общие представления об истории парикмахерского
искусства, знать теорию классических мужских и женских стрижек, должны знать пропорции
лица, особенности строения головы, волоса, уметь с помощью прически скорректировать
внешность, должны освоить теорию массажа головы и уметь построить схему “точной”
стрижки и выполнить ее, должны овладеть знаниями по технике безопасности, санитарии,
гигиене, материаловедению, овладеть техникой укладки прически, начальными навыками
дефиле, знать начальные азы этики поведения с «клиентом», правила культурного поведения в
социуме.
Должны быть развиты моторные навыки, глазомер, образное мышление,
художественный вкус, осанка, точность движений; должна появиться адекватная самооценка
деятельности; должны развиться трудолюбие, терпение, стремление к красоте,
коммуникабельность, уважение к членам коллектива, взаимовыручка, гуманное отношение к
людям.
К концу 1 года обучения обучающиеся должны:
знать, как обрабатывать инструменты, методы ухода за волосами и кожей головы,
оздоровление волос;
уметь выполнять несложное плетение, стрижка чёлки, концов волос, накрутку на все виды
электроприборов и бигуди разной конфигурации.
К концу 2 года обучения обучающиеся должны:
4
знать основы моделирования причёски; современные способы химической завивки;
уметь выполнять полное и частичное окрашивание волос химическими красителями,
мелирование, калорирование, спиральную завивку, стрижки под руководством педагога,
сложные виды плетения и вечерние прически.
К концу 3 года обучения обучающиеся должны:
овладеть знаниями всего курса обучения и уметь применять их на практике с минимальной
помощью педагога.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся определены в
Программе мониторинга, который является частью программно-методического комплекса
данной программы.
Тематический план
1 год обучения
№
Раздел
пп
1.
Вводное занятие.
2.
Инструменты и принадлежности. Т.Б.
3.
Кожа, волосы. Уход, болезни, лечение.
4.
Стрижка волос. Основные навыки.
5.
Укладка волос. Плетение кос.
6.
Окраска волос.
7.
История парикмахерского искусства
8.
Итоговое занятие
Итого:
Количество часов
Всего
Теория
Практика
3
3
0
12
3
9
18
6
12
60
15
45
75
21
54
30
6
24
15
3
12
3
0
3
216
57
159
2 год обучения
№
Раздел
пп
1.
Вводное занятие.
2.
Инструменты и принадлежности. Т.Б.
3.
Кожа, волосы. Уход, болезни, лечение.
4.
Стрижка волос. Точные стрижки
5.
Укладка волос. Основы моделирования.
6.
Окраска волос.
7.
История парикмахерского искусства
8.
Итоговое занятие
Итого:
Количество часов
Всего
Теория
Практика
3
3
0
6
3
3
21
6
15
60
15
45
84
27
57
30
6
24
9
3
6
3
0
3
216
63
153
3 год обучения
№
Раздел
пп
1.
Вводное занятие.
2.
Инструменты и принадлежности. Т.Б.
Количество часов
Всего
Теория
Практика
3
3
0
6
3
3
5
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Кожа, волосы. Уход, болезни, лечение.
Стрижка волос. Креативные стрижки.
Укладка волос. Основы моделирования.
Окраска волос.
История парикмахерского искусства
Итоговое занятие
Итого:
21
60
84
30
9
3
216
6
15
27
6
3
0
63
15
45
57
24
6
3
153
Содержание программы 1-го года обучения
Тема 1. Вводное занятие .
Знакомство, цели и задачи учебного курса, правила поведения на занятиях и в учреждении,
традиции объединения. Психологические игры на сближение. Мотивация обучающихся к
занятиям. Определение уровня обучения обучающихся.
Практическая работа: Демонстрация выполнения причёски обучающимся или педагогом.
Тема 2. Инструменты и принадлежности. Т. Б.
3 вида инструментов парикмахера. Парикмахерские принадлежности. Правила работы с
острыми и режущими инструментами, с электроприборами. Санитарно-гигиенические
требования к обработке инструментов. Дезинфекция инструментов. Санитария и гигиена.
Оборудование кабинета. Санитарно-профилактические мероприятия.
Практическая работа: Практикум по обработке инструментов.
Тема 3. Кожа, волосы. Уход, болезни, лечение.
Строение кожи. Физиология и функции кожи. Типы кожи. Строение волос. Рост волос. Форма,
толщина и цвет волос. Основные характеристики волос. Типы волос. Уход за волосами.
Болезни волос.
Практическая работа: Практикум по уходу за волосами.
Тема 4. Стрижка.
Стрижки, многообразие, особенности выбора. Инструменты. Мужская, женская, детская
стрижка. Технологический процесс выполнения стрижки. Приёмы и методы стрижки волос.
Окантовка, тушёвка, филировка. Снятие волос «на пальцах». Способы обработки прядей.
Практическая работа: отрабатывание приёмов стрижки волос. Окантовка челки и концов
волос ножницами, тушёвка, филировка. Снятие волос «на пальцах». Способы обработки
прядей.
Тема 5. Укладка волос. Основы моделирования.
Инструменты, приспособления. Элементы причёски. Плетение кос. Способы формирования
локона. Укладка коротких волос. Укладка длинных волос. Укладка волос с помощью бигуди.
Правила накручивания волос на бигуди. Укладка волос феном. Укладка волос щипцами.
Расчёсывание волос. Закрепители причёски. Завершающая укладка.
Практическая работа: Выполнение укладки волос. Плетение кос.
Тема 6. Окраска волос.
Общие правила окраски волос. Естественный цвет волос. Эволюция красителей.
Классификация препаратов, изменяющих цвет волос. Теория цвета. Принцип нумерации
красителей. Выбор красителя. Коррекция лица с помощью цвета. Осветление волос. Окраска
седых волос. Оттеночные красители. Природные красители.
6
Практическая работа: Вырабатывание навыка окраски волос.
Тема 7. История парикмахерского искусства.
Изучение истории развития парикмахерского искусства, особенности, преемственность
традиций не только в прическе, но и самом образе жизни, этапы выполнения разнообразных
стрижек и укладок, сведения об уходе за волосами разных типов
Тема 8. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год каждого обучающегося и
объединения, планирование работы в новом учебном году, задание на лето. Дефиле на
отчетном концерте.
Содержание программы 2-го года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство, цели и задачи учебного курса, правила поведения на занятиях и в ЦДО, традиции
объединения. Психологические игры на сближение. Мотивация обучающихся к занятиям.
Определение уровня обучения воспитанников.
Практическая работа: Демонстрация выполнения причёски обучающимся или педагогом.
Тема 2. Инструменты и принадлежности. Т. Б.
3 вида инструментов парикмахера. Парикмахерские принадлежности. Правила работы с
острыми и режущими инструментами, с электроприборами. Санитарно-гигиенические
требования к обработке инструментов. Дезинфекция инструментов. Санитария и гигиена.
Оборудование рабочего зала салона. Санитарно-профилактические мероприятия.
Практическая работа: Практикум по обработке инструментов. Тестирование знаний
анкетами.
Тема 3. Кожа, волосы. Уход, болезни, лечение.
Строение кожи. Физиология и функции кожи. Типы кожи. Строение волос. Рост волос. Форма,
толщина и цвет волос. Основные характеристики волос. Типы волос. Уход за волосами.
Болезни волос.
Практическая работа: Вырабатывание навыка работы с волосами.
Тема 4. Стрижка.
Мужская, детская стрижки. Многообразие, особенности выбора. Точные стрижки. Методы
точной стрижки. Стрижка волос машинкой. Технологический процесс выполнения.
Филировка, тушевка.
Практическая работа: отрабатывание приёмов точной стрижки волос. Выполнение стрижки.
Тема 5. Укладка волос. Основы моделирования.
Инструменты, приспособления. Элементы причёски. Плетение кос. Способы формирования
локона. Укладка коротких волос. Укладка длинных волос. Укладка волос с помощью бигуди.
Правила накручивания волос на бигуди. Укладка волос феном. Укладка волос щипцами.
Расчёсывание, начёсывание и тупирование волос. Закрепители причёски. Завершающая
укладка.
Коррекция лица причёской. Типы лица. Индивидуальные недостатки лица, в форме головы,
оттопыренные уши.
Практическая работа: Выполнение укладки волос, теоретические и практические навыки
накрутки на коклюшки.
Тема 6. Окраска волос.
7
Общие правила окраски волос. Естественный цвет волос. Эволюция красителей.
Классификация препаратов, изменяющих цвет волос. Теория цвета. Принцип нумерации
красителей. Выбор красителя. Коррекция лица с помощью цвета. Осветление волос. Окраска
седых волос. Оттеночные красители. Современные способы окраски волос – мелирование,
балаяж, колорирование.
Практическая работа: выполнение окраски волос.
Тема 7. История парикмахерского искусства.
Изучение истории развития парикмахерского искусства,
особенности, преемственность
традиций не только в прическе, но и самом образе жизни, этапы выполнения разнообразных
стрижек и укладок, сведения об уходе за волосами разных типов, о выборе оптимальной
прически в соответствии с формой лица.
Тема 8. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год каждого учащегося и
объединения, планирование работы в новом учебном году, задание на лето. Дефиле на
отчетном концерте.
Содержание программы 3-го года обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство, цели и задачи учебного курса, правила поведения на занятиях и в ЦДО, традиции
объединения. Психологические игры на сближение. Мотивация учащихся к занятиям.
Определение уровня обучения учащихся.
Практическая работа: Демонстрация выполнения причёски обучающимися или педагогом.
Тема 2. Инструменты и принадлежности. Т. Б.
3 вида инструментов парикмахера. Парикмахерские принадлежности. Правила работы с
острыми и режущими инструментами, с электроприборами. Санитарно-гигиенические
требования к обработке инструментов. Дезинфекция инструментов. Санитария и гигиена.
Оборудование рабочего зала салона. Санитарно-профилактические мероприятия.
Практическая работа:
Тема 3. Кожа, волосы. Уход, болезни, лечение.
Строение кожи. Физиология и функции кожи. Типы кожи. Строение волос. Рост волос. Форма,
толщина и цвет волос. Основные характеристики волос. Типы волос. Уход за волосами.
Болезни волос и их лечение.
Практическая работа: Вырабатывание навыка работы с волосами.
Тема 4. Стрижка.
Креативные (модельные) стрижки, многообразие, особенности выбора. Женская стрижка.
Технологический процесс выполнения. Приёмы и методы выполнения модельной стрижки.
Внутренний срез, внешний срез. Пойнтирование, выщипывание. Скользящий срейз (слайзинг).
Обработка крученой пряди.
Практическая работа: отрабатывание приёмов стрижки волос. Выполнение стрижки.
Тема 5. Укладка волос. Основы моделирования.
Химическая завивка. Составы для химической завивки. Щелочной перманент, фиксаторы.
Влияние кислот и щелочей на волосы и кожу. Технология выполнения химической завивки.
Методы химической завивки. Ошибки при выполнении химической завивки. Уход за волосами
после химической завивки.
8
Коррекция лица причёской. Типы лица. Индивидуальные недостатки лица, в форме головы,
оттопыренные уши.
Практическая работа: Выполнение укладки волос. Выполнение химической завивки.
Плетение кос.
Тема 6. Окраска волос.
Общие правила окраски волос. Естественный цвет волос. Эволюция красителей.
Классификация препаратов, изменяющих цвет волос. Теория цвета. Принцип нумерации
красителей. Выбор красителя. Коррекция лица с помощью цвета. Осветление волос. Окраска
седых волос. Оттеночные красители. Современные способы окраски волос – мелирование,
балаяж, колорирование. Окраска бровей и ресниц.
Практическая работа: выполнение окраски волос.
Тема 7. История парикмахерского искусства.
Изучение истории развития парикмахерского искусства, особенности, преемственность
традиций не только в прическе, но и самом образе жизни, этапы выполнения разнообразных
стрижек и укладок, сведения об уходе за волосами разных типов, о выборе оптимальной
прически в соответствии с формой лица.
Тема 8. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год каждого учащегося и
объединения, планирование работы в новом учебном году, задание на лето.
Отслеживание результативности обучения данной программы осуществляется
поэтапно в течение всего учебного года, формами которого являются наблюдение,
тестирование, оценка практических навыков работы.
Формы контроля:
-вводный (индивидуальное собеседование с каждым обучающимся с целью
выявления умений и навыков)
-итоговый (самостоятельное изготовление изделия) - диагностика (на начало и конец
учебного года).
По уровню освоения программного материала результаты достижений обучающихся
подразделяются на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий: полностью овладели теоретическими знаниями, применяют теорию в
практике, высокое качество работ, самостоятельное творчество изделий;
Средний: полностью овладели теоретическими знаниями, применяют теорию в
практике, в работах имеются погрешности, при выполнении работ возникают трудности;
Низкий: не полностью овладели теоретическими знаниями, нет самостоятельного
применения в практике, низкое качество работ, практически отсутствует самостоятельная
работа.
Разработана система критериев и показателей образовательных результатов, которая
представлена в таблице.
Предмет
оценивания
Правильная
организация
рабочего места
Критерии оценивания
Баллы
2
Грамотное расположение инструментов.
Скопление ненужного инструмента.
9
0
Процент
освоения
Выполнение работ в соответствии с
Соблюдение
профессиональными требованиями.
последовательности Выполнение работ с отклонениями от
этапов выполнения профессиональных требований.
работ
Серьезное нарушение технологии
выполнения работ.
2
1
0
Все инструменты применялись в
соответствии с назначением.
Правильное
Незначительные нарушения в применении
применение
инструментов.
инструмента
Не знает, как правильно пользоваться
инструментом.
Все операции были произведены в
соответствии с установленными
требованиями.
Правильность
Незначительные нарушения в выполнении
выполнения
операций.
операций
Применялись непредусмотренные
операции, грубые нарушения в
выполняемых операциях.
Соблюдали ТБ.
Соблюдение правил Совершали мелкие нарушения ТБ.
техники
Нарушали ТБ и нормы поведения, что
безопасности.
могло повлечь травму.
2
Внешнее качество
изделия
(аккуратность
выполнения).
2
Качество работы хорошее/отличное.
Качество работы удовлетворительное.
Качество работы ниже среднего.
Время выполнения
работы
Работа выполнена раньше срока.
Работа выполнена в срок.
На выполнение работы затрачено времени
больше нормы.
Форма выдержана.
Соответствие форме
Незначительное отклонение от формы.
стрижки
Форма не выдержана.
1
0
2
1
0
2
1
0
1
0
2
1
0
2
1
0
В соответствие с уровнем подготовки выставляется определенный балл: высокий
уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.
10
Методическое обеспечение программы
№
п.п.
Тема
1.
Вводное занятие.
2.
Инструменты и
принадлежности.
Т.Б.
3.
Кожа, волосы.
Уход, болезни,
лечение.
4.
5.
Стрижка волос.
Укладка волос.
Основы
моделирования.
6.
Окраска волос.
7.
История
парикмахерского
искусства
8.
Итоговое занятие
Формы и методы
занятий
Беседа, игра, показ,
анкетирование;
Формы: фронтальная,
индивидуальная.
Словесные, наглядные,
практические методы;
Формы: фронтальная,
индивидуальная, по подгруппам.
Словесные, наглядные,
практические методы;
Формы: фронтальная,
индивидуальная, по подгруппам.
Словесные, наглядные,
практические методы;
использование ТСО;
Формы: фронтальная,
индивидуальная, по подгруппам.
Словесные, наглядные,
практические методы;
использование ТСО;
Формы: фронтальная,
индивидуальная, по подгруппам.
Словесные, наглядные,
практические методы;
использование ТСО;
Формы: фронтальная,
индивидуальная, по подгруппам.
Словесные, наглядные,
практические методы;
использование ТСО;
Формы: фронтальная,
индивидуальная, по подгруппам.
Словесные, наглядные,
практические методы;
использование ТСО;
Формы: фронтальная.
Формы контроля,
подведение итогов
Результаты анкетирования
Оценка педагога,
выполнение практических
заданий.
Оценка педагога,
самоконтроль, выполнение
практических заданий.
Выполнение практических
заданий, оценка педагога,
самоконтроль.
Выполнение практических
заданий, оценка педагога,
самоконтроль.
Выполнение практических
заданий, оценка педагога,
самоконтроль.
Выполнение практических
заданий, оценка педагога,
самоконтроль.
Анализ результатов
деятельности учащихся,
оценка педагога, самооценка.
Перечень учебно-методических материалов.
11
Программно-методический комплекс
«Парикмахерское искусство»
Календарно-тематическое планирование
Программа мониторинга УУД
Наглядные пособия
Учебные пособия (альбомы, книги, журналы)
Альбом причесок, выполненных обучающимися прошлых лет
Таблицы
Съёмные стенды
«Правила безопасного труда»
«Наши достижения»
Фотостенд
Летопись объединения
Фотоальбомы
Игротека
Материально-техническое оснащение.
Помещение для занятий должно быть оснащено специализированным оборудованием,
отвечать требованиям СанПиН и пожарной инспекции: парикмахерские кресла и рабочие
столы с зеркалами, ученические столы и стулья для теоретических занятий, шкафчики для
хранения чистого парикмахерского белья и пеньюаров, контейнеры для срезанных волос,
раковина для мытья головы, шкафы для хранения красок и составов химической завивки, а
также ученическая доска.
Инструменты для работы: профессиональные фены, машинки для стрижки волос,
филировочные и простые парикмахерские ножницы, расчески и щетки для укладки волос.
Приспособления и вспомогательные материалы: брызгалки, зажимы для волос, бигуди и
коклюшки разной формы и диаметра, неметаллическая посуда, кисточки для краски,
одноразовые полиэтиленовые перчатки, утепляющие колпаки для химической завивки волос,
шапочки для мелирования, фольга, полиэтиленовые пакеты для мусора, лаки, краски, муссы,
бальзамы, гели, шампуни и т.п; аксессуары для причесок (шпильки, заколки, банты и т.п.),
средства для дезинфекции ножниц и расчесок.
Парикмахерская одежда и белье: полотенца, пеньюары для клиентов, фартуки для
мастеров, Совок и щетка для собирания волос, медицинская аптечка, ТСО.
Календарный учебный график
Год
Дата начала
Дата
Всего
12
Количество
Режим
обучен
ия
обучения
окончания
обучения
учебных
недель
учебных
часов
1 год
2 год
01.09.2025
26.05.2025 г
36
216
3 год
занятий
2 раза в
неделю
по 3 часа
или 3 раза
в неделю
по 2 часа
Литература
Литература для педагога
1. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура
быта. М.: Просвещение, 1986.
2. Смирнова Л.В. Уроки парикмахерского искусства. Санкт-Петербург: «Паритет», 2002.
3. Смирнова Л.В. Парикмахерское искусство. Санкт-Петербург: «Паритет», 2002.
4. Кудинова Л. Модная причёска. Москва. «Эксмо», 2006.
5. Афонькин С.Ю. Причёски и стрижки. Москва. ООО «Издательский дом «Кристалл»,
2001.
6. Куприянова П.К. Современные причёски. Москва. «Эксмо», 2003.
7. Линда Сонтаг. Причёски и красота. Москва. «Эксмо», 1995.
8. Ененько Е. Женские стрижки в стиле. М.: «Эксмо», 2008.
9. Домашний парикмахер. Ростов на/Д.: ИД «Владис», М.: Издательство «Ниола-Пресс»,
2008.
Литература для детей
1. Константинов А.В. “Как стать парикмахером”. Учебное пособие для студентов
профессиональных колледжей, Москва, 2002 г.
2. Материалы журналов “Долорес”, “Лиза”, “Hair” и др.
3. Сайты сети Интернет.
4. Кэмерон Патрик и Уэйдсон Джекки. Прически для длинных волос. М.: Издательство
«Ниола-Пресс», 2010.
13
14