Пояснительная записка
В настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения
окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы
отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда
состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества
людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост
промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и многое другое
ведет к гибели природы, а значит и человечества.
Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека,
становление экологической культуры личности и общества. В развивающей системе
непрерывного экологического образования все более весомую роль стало играть
дополнительное образование. Экологическое образование направлено на формирование у
человека гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему
миру в целом.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эко.Десант»
имеет естественно-научную направленность, является модифицированной.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эко.Десант»
разработана в соответствии с действующими нормативными документами:
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28;
- СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 г. № 2.
Актуальность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Эко.Десант» задается стремительным ростом числа экологических проблем
взаимодействия человека и природы, негативного воздействия человеческого общества на
окружающую среду.
Экологическая ситуация, сложившаяся за последние годы в нашей стране и в мире, в
целом поставила перед человечеством задачу - достижение устойчивого развития
общества, которое в свою очередь подразумевает не только разумную эксплуатацию
природных ресурсов, но и формирование соответствующего мировоззрения по
отношению к проблемам окружающей среды, воспитание личности, способной жить в
гармонии с миром природы.
На сегодняшний день очень важен вопрос воспитания обучающегося, не просто
познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани
обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, тем
самым преобразовывающего окружающий мир.
Новизна программы:
Разработка настоящей программы вызвана необходимостью воспитания
экологической грамотности у обучающихся, в связи с резким загрязнением всех
компонентов природной среды и бесконтрольным использованием ее ресурсов. Люди
должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на
признание ее самоценности.
Программа позволяет сформировать у детей первоначальные представления об
окружающей природе и месте человека в этом мире, способствует осознанию ребенком
неразрывного единства мира природы и человека, постижению причинно-следственных
связей в окружающем мире и формированию основ экологической культуры.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на
развитие личности обучающегося: умения сравнивать и обобщать собственные
наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на развитие творческих
способностей, мышления, коммуникативных навыков. Большое количество практических
занятий и исследований, проведенных в зимнем саду и природе, позволяет обучающимся
накопить материал для использования его при изготовлении наглядных пособий,
проведении выставок, участия в конкурсах, акциях, научно-практических конференциях,
и тд.
Педагогическая целесообразность.
Основная идея программы – развитие у обучающихся мотивации к познанию
окружающего мира.
Обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Эко.Десант»
позволит приобщить детей к миру природы, ее охране, сформировать интерес к новым
видам деятельности (экологическая акция, исследование).
Формирование полноценной личности было и остается важной задачей
дополнительного образования, предполагает гармоничное сочетание умственного и
физического развития, стремления к поиску постоянных открытий.
Сегодня экологическое образование в учебной программе общеобразовательных
учреждений представлено достаточно узко, обрывчато и не систематично, чаще всего
носят справочно-информационный характер.
Данная программа позволяет обучающимся более глубоко познакомиться и
вникнуть в проблемы экологии, получить практические навыки оценки состояния
окружающей среды, ближе познакомиться с флорой и фауной родного края и пр.
Данная программа «Эко.Десант» выполняет важную функцию, помогая
обучающимся через активное познание окружающего мира войти в новые современные
социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить
опыт здорового образа жизни. Ее направленность выражается в формировании
экологического мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и
природой.
Отличительной особенностью программы является то, что подача
познавательного материала в области экологии происходит через вовлечение
обучающихся в исследовательскую, практическую и творческую деятельность.
В течение всего курса обучения, они «перемещаются» в разных направлениях (к
морю, реке, в лес, в поле, в зимний сад и др.), где знакомятся с растительным и
животным миром, наблюдают взаимосвязи между человеком и природой, принимают
участие в природоохранных акциях, мероприятиях, знакомятся с элементами
исследовательской деятельности, учатся изготавливать поделки из природного
материала, получают навыки здорового образа жизни.
Адресат программы: программа рассчитана на обучающихся среднего школьного
возраста 9-14 лет.
Срок реализации программы: определяется содержанием программы, составляет
36 учебных недель в год (1 год обучения), включает 216 часов занятий в год (теории и
практики).
Форма обучения - очная.
Форма проведения занятий – групповая.
Программа может реализовываться с применением дистанционных технологий.
Дистанционые образовательные технологии.
Дистанционные образовательные технологии в дополнительной общеразвивающей
программе «Эко Десант» обеспечиваются применением совокупности образовательных
технологий, при которых частично взаимодействие обучающегося и педагога
осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на
основе педагогически организованных технологий обучения.
Электронные и дистанционные образовательные технологии реализуются в
программе через онлайн-платформы (в частности платформа «Движение первых»;
«Юннаты первых»); цифровые образовательные ресурсы, размещенные на
образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail;
облачные сервисы; электронные пособия, разработанные с учетом требований
законодательства РФ об образовательной деятельности.
При реализации программы через электронные и дистанционные образовательные
технологии используются следующие организационные формы
образовательного
процесса: консультация; мастер-класс; практическое занятие; конкурсы; выставки;
фестиваль; виртуальные экскурсии; тестирование; самостоятельная внеаудиторная работа;
проектно-исследовательская работа и т.д.
Организация образовательного процесса: занятия проводятся в группе
обучающихся среднего школьного возраста в количестве – 10 -12 человек. Состав группы
формируется по возрастной категории. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Обучающиеся
с 9 до 14 лет занимаются 6 часов в неделю.
Основой образовательного процесса является учебный план программы и
календарный учебный график.
Практическая работа на занятиях не является жестко регламентированной,
обучающиеся имеют возможность выбора и реализации своих предпочтений и замыслов,
что позволяет удержать их интерес к занятиям.
В процессе освоения программы используются комбинированные, теоретические,
практические типы занятий. Занятия проводятся в различных формах, таких как:
практическая работа, беседа, выставка, экскурсия, игра, экологические мероприятия;
экспериментально-исследовательская работа и т.д.
Программа разработана с учетом следующих принципов:
- последовательности – содержательные задачи решаются методом «от простого к
сложному», в соответствии с возрастными познавательными возможностями
обучающихся;
- доступности – простота изложения и понимания материала;
- наглядности – использование наглядных пособий, технических средств обучения,
делающих учебный процесс более эффективным;
- связи теории с практикой – выработка умений и навыков на основе знаний и
представлений;
- индивидуализации – учет психологических особенностей обучающихся;
- результативности – соответствие целей образования и возможностей их
достижения;
- межпредметности – связь с другими областями деятельности и знаний.
Цель программы: формирование осознанного отношения обучающихся к природе,
экологической культуре, любви к природе родного края.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- обучить видению и пониманию красоты живой природы;
- формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
-расширить знания по зоологии, ознакомление обучающихся с условиями жизни
животных в естественных условиях и в уголке живой природы, с охраняемыми
животными, вошедшими в красную книгу;
- ознакомить обучающихся с окружающим растительным миром, ролью растений в
жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративных растений занесенными в красную
книгу;
- ознакомить обучающихся с существующими в природе взаимосвязями растений,
животных и человека;
- ознакомить обучающихся с технологией изготовления поделок из природного
материала.
Воспитательные задачи:
- воспитывать в обучающемся лучших духовно-нравственных качеств: любви к
людям и природе, стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- воспитывать у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде;
- воспитывать у обучающихся своевременного, аккуратного и тщательного
выполнения и соблюдения всех правил ТБ в объединении.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию познавательного интереса;
- способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, логического
мышления.
- способствовать развитию творческих способностей;
- способствовать формированию у детей умения анализировать, проектировать,
практиковать;
- способствовать развитию коммуникабельности;
- способствовать развитию навыков самостоятельной работы;
-способствовать развитию навыка публичных выступлений при защите творческих
проектов.
Учебно-тематический план
Количество часов
Перечень разделов, тем
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Всего
часов
12
12
Введение. Осенние экскурсии.
Оформление исследовательских работ
Экологтя растений родного края
Особенности экологии животных своей
местности
Экология и здоровье человека
Экология своей местности
Охрана окружающей среды
Заключительные занятия
Итого:
Теория
Практика
3
3
9
9
36
12
24
36
18
18
39
36
39
18
18
15
21
18
24
6
0
6
216
87
129
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. Осенние экскурсии.
Теория: Вводное занятие. Цели и задачи объединения. Планирование работы на год.
Инструктаж по технике безопасности. Вводное тестирование.
Наука экология, предпосылки её возникновения. Необходимость изучения предмета в
современных условиях. Место экологии в ряду естественных наук. Связь экологии с
биологией, географией, химией, физикой и другими дисциплинами. Особенности
экологии как самостоятельной науки. Цели, задачи, и подходы науки о нашем общем доме
Земле – экологии. Разделы экологической науки. Основные проблемы и задачи,
перспективы экологической науки. Методы экологической науки. Влияние деятельности
человека на природу. Изменения влияния человека на природу в эпоху научнотехнического прогресса. Связь основных факторов воздействия человека на природу с
развитием науки, промышленности, техники и ростом нужд и потребностей общества в
пище, жилище, топливе, строительных материалах и т. п.
Практика: В этом разделе уделяется 9 часов на экскурсии к морю, в лес, к реке, в поле.
Наблюдаем осенние изменения природы. Осуществляем сбор и заготовку природного
материала для изготовления творческих и исследовательских работ – песок, камни,
листья, шишки, колоски, трава и др. Осуществляем сбор и заготовку травы и листьев для
корма животных в Живом уголке нашего учреждения.
Экскурсия в природу – важный элемент программы, классическая форма изучения
окружающей среды, Главное значение экскурсий в природу состоит в том, что дети
наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не
изолированно, а в сочетании с другими объектами. Они рассматривают, наблюдают,
изучают любой объект, как часть единой системы мира природы, осознают себя, как часть
этой системы. При этом у них развиваются наблюдательность, обогащается личный опыт.
Экскурсия может проводиться виртуально с использованием ТСО и научнопознавательных фильмов.
Немаловажно, что экскурсии, связанные с пребыванием на свежем воздухе, содействуют
укреплению здоровья детей и дают возможность собрать разнообразный природный
материал для последующих занятий в классе и для приготовления всевозможных
наглядных пособий, творческих работ.
Материалы и оборудование: схема «Естественные науки», сюжет из видеофильма
«Спешите спасти планету».
Гармоничное сосуществование человека и природы – залог будущего. Только при
условии соблюдения всех экологических законов у человека есть будущее.
Раздел 2. Оформление исследовательских работ.
Теория: Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез,
формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы.
Отбор и анализ методической и научно - популярной литературы по выбранной теме.
Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление
титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая
литература”.
Практика. Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в
работу. Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал.
Построение и размещение графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков,
фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской
работы. Эстетическое оформление.
Обработка и
оформление результатов
экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.
Обучающиеся должны знать:
требования, предъявляемые к оформлению
исследовательских работ; вклад каждого участника группы (если работает несколько
авторов) в работу.
Обучающиеся должны уметь: оформлять исследовательские работы в соответствии с
требованиями; логически выстраивать текстовой материал; обрабатывать результаты
экспериментальной деятельности.
Оборудование: образцы исследовательских работ.
Раздел 3. Экология растений родного края.
Теория: Царство растений, повторение основных систематических единиц царства.
Растения луга, поля, и их экология, знакомство с растениями луга, поля своей местности.
Растения – представители сухих, влажных и затопляемых местностей , их особенности.
Растения сухих полян, полей. Значение растений леса для человека и природы. Растения
таких мест обитания , как болота, топи, низины. Водные растения, особенности их
строения в связи с местом обитания. Значение для человека и природы. Растения леса.
Характеристика леса по ярусам. Определение типа леса. Рассмотрение смены одного
лесного сообщества другим в окрестностях своего населённого пункта, на конкретных
примерах (пересыхание водоёмов, зарастание полей). Лекарственные растения родного
края. Применение растений, польза ядовитых растений. Редкие и охраняемые растения
нашего края. Места обитания. Причины, по которым растения попали в разряд
охраняемых и редких. Рациональное использование растительных ресурсов родного края.
Практика: лабораторные работы;
составление и формирование тематических
гербариев.
Примерные темы исследовательских (лабораторных) работ:
1. «Изучение жизненных форм».
2. «Изучение видового
состава растений в окрестностях учреждения».
3. «Изучение состояния деревьев и кустарников в окрестностях
учреждения».
4. «Изучение видового состава растений окрестностей своей местности»;
Составление и формирование тематических гербариев. Учимся составлять гербарии :
изучаем растение, даём определение; зарисовываем.
Примерные темы для формирования гербариев:
- «Растения лугов, полей»; «Растения болот, низин, топей»; «Деревья, кустарники, травы»:
«Лекарственные и ядовитые растения»; «Редкие и охраняемые растения Магаданской
области».
Раздел 4. Особенности экологии животных своей местности
Теория: Характеристика животного мира. Основные единицы животного мира. Отличие и
сходство животных и растений. Отличие животных от растений и неживой природы.
Насекомые нашего края. Общественные насекомые: пчелы, муравьи. Их роль в природе и
для человека. Строение муравейника. Правила его огораживания. Насекомые – вредители
сельского хозяйства и лесов. Способы борьбы с вредителями. Значение замены
химических методов борьбы с вредителями сельского хозяйства биологическими
методами. Водные беспозвоночные нашего края. Рыбы. Экология рыб, земноводных,
пресмыкающихся. Рыбы различных водных бассейнов области. Сроки нереста. Сроки и
правила рыбной ловли. Разрешенные и запрещенные орудия лова. Ответственность за
нарушение законов по охране рыбных богатств нашего края. Борьба с браконьерами.
Птицы нашего края. Перелетные птицы и их экология. Зимующие птицы нашего края.
Приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе. Представители различных
отрядов птиц. Выводковые и птенцовые птицы. Значение для человека.
Млекопитающие нашего края. Животные водоемов, лугов, полей, лесов. Среды обитания
животных. Редкие и охраняемые животные нашего края. Причины, по которым животные
стали редкими. Рациональное использование животного мира своей местности.
Практика: Помощь обучающихся животным в зимнее время.
Исследовательские (лабораторные) работы: «Изучение
приспособлений
насекомых
к
своей
среде
обитания», «Изучение приспособленностей аквариумных рыб к
жизни в воде»; «Изучение динамики численности популяций животных»; «Определение
жизненных форм птиц».
Демонстрация птиц и зверей, живущих в Зооуголке учреждения, помощь в уборке клеток,
кормление. Демонстрация плакатов, фотографий , рисунков представителей местной
фауны. Просмотр диафильма «Группы животных», фотографии и рисунки животных.
Знакомство с Красной Книгой России и с редкими , а также реликтовыми видами
животных своей местности.
Раздел 5. Экология и здоровье человека
Теория: Окружающая среда и организм человека.
Экологические проблемы современности. Антропоэкология. Организм человека как
открытая биологическая система. Влияние экологических факторов на здоровье населения
области.
Здоровье человека. Критерии здоровья человека (духовное, физическое, психическое,
социальное). Факторы сохранения здоровья (физические, химические, социальные,
биологические). Защитные механизмы организма. Иммунитет.
Экология и функциональная деятельность организма. Влияние окружающей среды на
функциональную деятельность организма человека. Головной мозг – инструмент
познания окружающей среды. Физические факторы здоровья. Тепловой режим. Холод –
друг или враг? Электромагнитные поля: лечебный эффект и вред здоровью. Воздействие
шума на организм. Радиация: естественные и искусственные источники.
Человек и химические факторы. Пища: проблема нитратов. Пищевые добавки. Какую
воду мы пьем? Очистка воды. Химическое загрязнение атмосферного воздуха. Лекарства
– химические вещества. Лекарственная аллергия. Народная медицина. Бытовая химия.
Человек
и социальные факторы.
Стресс. Методы психологической регуляции.
Экология жилища. Вредные привычки и борьба с ними. Оптимизация учебного процесса
для сохранения здоровья.
Человек и биологические факторы. Влияние живых организмов на здоровье человека.
Вирусы и микробы. Переносчики болезней. Чем опасна домашняя пыль? Лекарственные
растения. Грибы.
Экология и человек. Человек и среда его обитания. Космос и здоровье. Здоровый образ
жизни и его влияние на природу человека. Значение культуры в формировании личности
человека.
Практика: исследовательские (лабораторные) работы по темам;
- «Оценка состояния физического здоровья человека»;
- «Изучение факторов среды, влияющих на здоровье человека»;
- «Санитарно- гигиеническая оценка классной комнаты»;
- «Пищевые отравления. Предупреждение и помощь»;
- «Определение
обеспеченности
организма человека
витаминами и
микроэлементами».
Написание сочинения о взаимоотношениях между людьми в наше время.
Раздел 6. Экология своей местности.
Теория: Экологические проблемы своей местности. Основные источники загрязнения
окружающей среды, причиняемый вред. Охрана окружающей среды: воздуха, почв, воды,
богатств животного и растительного мира своей местности. Проблемы рубки леса, свалок
мусора, обмеление и загрязнение местных водоёмов. Проблема утилизация и повторного
использования некоторых видов бытовых отходов (оборотная стеклотара, переработка
макулатуры, переработка металлолома).
Практика: Составление экологической карты посёлка, составление карт местности с
расположением несанкционированных свалок.
Исследовательские ( лабораторные) работы: «Подсчёт объёма мусора и поиск возможных
путей решения проблемы бытовых отходов»; «Решения задач на оценку качества воздуха,
воды и пищевых продуктов», «Определение качества воды».
Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования.
Раздел 7. Охрана окружающей среды.
Теория.Основные понятия: заповедник, заказник, памятник природы,
охраняемые
территории.
Документы и нормативные акты, принятые в нашей стране по охране окружающей среды.
Организации по охране природы. Общества по охране природы. Связь обществ и
организаций с учебными заведениями. Международное сотрудничество в области охраны
окружающей среды. Участие обучающихся в охране природы родного края. Ликвидация
свалок. Заготовка кормов для птиц и зверей. Проведение разъяснительной работы среди
младших школьников и односельчан. Правила поведения обучающихся в природе.
Охраняемые территории своей местности и России. Заповедники, заказники,
национальные парки. Особая роль территорий как мест, где содержатся животные,
которые находятся под угрозой исчезновения. Роль таких территорий как мест
экологических исследований и научных разработок по спасению живой природы. Цель
создания памятников природы. Состояние на сегодняшний день. Памятники природы
родного края, их краткая характеристика историческое, научное, культурное значение, их
охрана.
Практика: Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой.
Игра «Инспектор по охране окружающей среды».
Раздел 8. Заключителные занятия
Подведение итогов реализаии программы «Эко Десант». Результаты проделанной работы.
Обобщение знаний по экологии человека и окружающей среды.
Теоретическая часть раздела состоит в оценке и диагностике усвоения материала курса.
Урок - викторина ; беседа; кроссворд.
Практика: Организация выставки творческих, исследовательских работ обучающихся.
Планируемые результаты
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере.
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаков живых организмов; организмов растений и животных, грибов);
- приведение доказательств взаимосвязи человека
и
окружающей
среды;
необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний,
вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
- классификация - определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии и экологии в практической деятельности людей; места
и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия.
В ценностно-ориентационной сфере.
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности.
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы,
микроскопы).
В эстетической сфере.
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
Метапредметные:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности
(включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать
выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои
идеи);
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
- умение адекватно использовать речевые средства
для
дискуссии
и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою
точку зрения, отстаивать свою позицию.
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
Личностные:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; эстетического отношения к живым объектам.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Условия реализации программы
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей,
здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психологопедагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов
и способностей детей.
Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелью,
рассчитанной на средних школьников. Использование интерактивной доски, аудиовидео-аппаратуры, цифровых образовательных ресурсов повысят эффективность
программы.
Материалы, инструменты и приспособления для рукоделия должны размещаться в
удобном для детей месте (шкафы, полки, кармашки). Инструменты и приспособления:
простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши,
ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, шаблоны,
трафареты. Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман,
калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон, проволока, леска, клей, бисер,
открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, бросовый и природный материал, картон.
Для демонстрации готовых изделий должны быть предусмотрены места для
выставки.
С целью дистанционного обеспечения программы можно использовать следующие
платформы: Webinar, Zoom, Youtube, Skype, группа объединения в социальной сети «В
Контакте», чаты .
Цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах,
видеоконференции, вебинары, видеоуроки, презентации; e-mail, облачные сервисы,
электронные носители мультимедийных приложений; электронные пособия,
разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной
деятельности
Очень важно при проведении экскурсии обеспечить безопасность обучающихся.
Все участники в обязательном порядке в начале экскурсии проходят инструктаж и
расписываются в журнале. Аптечка находится у педагога. Должен быть организован
питьевой режим.
Методическое обеспечение программы
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - обучающиеся воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
- частично-поисковый - участие обучающихся в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
-исследовательский (лабораторный) – самостоятельная творческая работа
обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися;
-индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
- групповой - организация работы в группах;
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Коррекционно-развивающие методы и приемы
- проблемно-поисковый;
- метод сравнения;
- репродуктивный;
- чередование умственной и практической деятельности;
- поэтапность выполнения задания;
- осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку;
- поощрение малейших успехов, развитие в учащихся веры в себя, в собственные
силы и возможности.
- обучение без принуждения;
- постановка наводящих вопросов;
- поощрения, создание ситуации успеха;
- работа по образцу, трафарету;
- подача нового материала небольшими дозами;
- систематичность повторения изученного;
- предупреждение возможных ошибок;
- адаптация содержания, отхождение от сложности материала.
Методические материалы
1) Учебно-методические пособия (см. Литература).
2) Материал из опыта педагога:
- методический и инструктивный материал к проектным исследовательским и
видам деятельности;
- дидактический материал;
- методические разработки (конспекты занятий, компьютерные презентации,
памятки и т.д.).
3)Методическое
психолого-педагогическое
сопровождение
личности
обучающегося (тесты, анкеты, опросник).
4) Материалы здоровьесберегающего комплекса:
- комплексы упражнений для глаз;
- упражнений для снятия общего утомления;
- упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
- упражнения для снятия напряжения с плечевого пояса и рук;
- дыхательная гимнастика.
Оценочные материалы
Критерием оценки усвоения материала является:
- умение обучающегося проявлять приобретенные знания на викторинах, в беседах,
в личном контакте с педагогом и товарищами;
- умение работать с литературой, писать творческие работы. Мониторинг
получаемых результатов.
Знания обучающихся оцениваются с помощью проведения
творческих
исследовательских работ, тестирования, собеседования с педагогом.
- подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май);
- система награждения и поощрения обучающихся. Лучшие обучающиеся,
набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и призами.
Развитие речи
1 п/г
2 п/г
2 п/г
Творческая
работа и
участие в
экологических
акциях
1 п/г
Творческая работа
2 п/г
1 п/г
2 п/г
Экспериментальноисследовательская
работа
1 п/г
Экологический
проект
1 п/г
2 п/г
2 п/г
1 п/г
Установление
причинноследственных
связей
Знание экологии
животного мира
1 п/г
2 п/г
Знание экологии
растительного
мира
2 п/г
1 п/г
Ф.И.
1 п/г
№п/п
2 п/г
ТБ на занятиях
Диагностическая карта теоретических результатов
Диагностическая карта метапредметных и личностных результатов
№ п.п.
Ф.И.
Интерес к
занятию
Трудолюбие
Усидчивость,
терпение
Сотрудничество с Умение доводить
другими
начатое дело до
учащимися на
конца
занятии
Календарный учебный график
Год обучения
Дата начала
обучения по
программе
1 год
01.09.2025 г.
Дата
окончания
обучения по
программе
26.05.2026 г.
Всего
учебных
недель
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
36
216
2 раза в нед.
по 3 часа
Литература
1. В.В. Пасечник «Школьный практикум. Экология », М: «Дрофа», 1998г.
2. В.Т. Величковский «Здоровье человека и окружающая среда», М: «Новая школа», 1997.
3.Журнал «Школьные технологии», «Экология и эстетика пришкольного участка», Н.А.
Пугал, № 3, 1998.
4. Журкова Е. Н., Ильина Е.Я. Комнатные растения – М.: Просвещение, 1968 г.
5. «Практические занятия по экологии».. Д. Зверев, М: «Просвещение».1998
6.Растения и животные: Руководство для натуралиста: пер. с нем./ К. Нидон – М.: Мир,
1991.
7. Ряжин С.В. Экологический букварь – СПб, 1996 г.
8.«Экология» Школьный справочник, А.П. Ошмарин др., Ярославль, «Академия
развития», 1998г.
9. «Экологическое право РФ» Курс лекций, Ю.Е. Винокуров, М: МНЭПУ,1997г.
10. Энциклопедия для детей (биология, экология, человек) – М.: Аванта +, год выпуска
значения не имеет.
11. Интернет-ресурсы.