Содержание программы
1. Пояснительная записка;
2. Направленность дополнительной общеобразовательной программы;
3. Актуальность, педагогическая целесообразность программы;
4. Новизна и отличительные особенности образовательной программы;
5. Цели и задачи программы;
6. Сроки реализации программы и режим занятий;
7. Ожидаемые результаты;
8. Учебно-тематический план занятий по программе;
9. Содержание программы;
10. Организационно-педагогические условия реализации программы;
11. Методическое обеспечение программы;
12. Техническое обеспечение программы;
13. Кадровое обеспечение программы;
14. Информационное обеспечение программы;
15. Список литературы.
Пояснительная записка
Невозможно представить, что в один прекрасный день на Планете не останется ни
птиц, ни зверей, ни насекомых. Не будет слышно ни чириканья, ни мяуканья, ни лая.
С каждым годом все тяжелее приходится природе, а от этого не очень сладко живется и
человеку. Человеку сложно прожить без природы.
Вероятно, поэтому так много в наших квартирах «меньших братьев». Они как
посланцы природы помогают нам справляться с проблемами, преодолевать стресс,
депрессивные состояния, напряжение, усталость, злость, агрессию, одиночество. Они для нас
и внимательные слушатели, и друзья, и попутчики в дороге, и лекари.
Но всегда ли мы понимаем их и отвечаем им взаимностью? Как часто на ни в чем не
повинных животных срывается вся агрессия и злость, накопившаяся в течение длительного
времени.
В последнее время участились нападения животных на своего хозяина или членов
семьи, что свидетельствует о неправильном воспитании животного, незнании его
особенностей. Сказывается и селекционная работа, которая направлена на улучшение
внешних характеристик животного (окрас, рост, вес, длина ушей) и негативно сказывается на
умственных способностях животного.
Программа «Мир животных» имеет естественно-научную направленность.
Основным направлением программы стало изучение особенностей поведения
животных. Для того, чтобы взаимоотношения человека и животных приносили лишь
положительные эмоции, необходимо знать об их повадках, особенностях поведения,
характера.
Дополнительная общеобразовательная программа «Мир животных» (далее –
Программа) разработана в соответствии с действующей нормативной базой в сфере
дополнительного образования детей:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
-Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
- СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2.
Программа «Мир животных» составлена с учётом школьного курса предмета
«Окружающий мир» и имеет межпредметные связи с «Экологией», «Зоологией», «Охраной
природы», «Ветеринарией» и д р.
Актуальность. Жизнь современного ребенка протекает среди многоэтажных построек
и поселкового шума. Он почти сутками находится в «4 стенах»: во время учебы – в школе,
вне учебы – дома, за уроками или компьютером.
Но потребность в общении с природой, с которой человек связан невидимыми
«нитями», ощущается всегда.
Поэтому наилучшей альтернативой для ребенка является непосредственный контакт с
представителями животного мира.
Ведь, животные дают возможность ребенку проводить досуг интересно, увлекательно,
отрешиться от проблем, избежать одиночества или временного отсутствия друзей,
положительно влияют на самочувствие.
Кроме того, у ребят формируется бережное отношение к миру животных, окружающей
среде, возникает естественная ответственность за судьбу живого существа.
Новизна программы «Мир животных» заключается в том, что она разработана с
учетом современных тенденций в образовании, что максимально отвечает запросу социума
на возможность выстраивания ребенком индивидуальной образовательной траектории.
Отличительная особенность программы. Важное место в программе отводится
наблюдениям, практическим занятиям обучающихся в живом уголке.
Программа «Мир животных» рассчитана на детей, которым нравится содержать
различных животных в домашних условиях. Те ребята, которые по различным причинам не
могут держать животных дома, имеют возможность общаться со своими питомцами в живом уголке.
В программе также рассматривается вопрос о важности животных для развития таких
качеств, как ответственность, дисциплинированность, общительность, дружелюбность,
толерантность, а также снижение агрессивности, замкнутости и др., а также о влиянии
животных на здоровье – знания об этом у обучающихся недостаточные
Педагогическая целесообразность программы – реализация потребности
обучающихся в естественном общении с животными. В процессе обучения создаются
ситуации, где ребенок выступает в роли лица, совершающего акт милосердия и доброты по
отношению к более слабому и нуждающемуся существу - животному.
Именно, доброта и отзывчивость - это те черты характера, которые являются базовой
характеристикой этичной личности и неотъемлемы от нее.
Цель: формирование у обучающихся гуманной позиции по отношению к живой
природе, приобретение необходимых навыков поведения в природе, развитие
познавательного интереса к окружающему миру.
Задачи:
- познакомить обучающихся с разнообразными видами и жизнью животных, с
особенностями внутривидовых и межвидовых отношений;
- обучить практическим умениям исследовательской деятельности;
- привлечь внимание к проблемам исчезновения популяций животных;
- развивать творческие способности;
- формировать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
- воспитывать умение общаться в коллективе, воспитывать чувство толерантности;
- воспитывать любовь и интерес к животным.
Адресат программы.
Комплектование групп проходит по желанию детей, без предъявления специальных
требований.
Программа рассчитана на обучающихся 6 – 14 лет.
Состав группы смешанный, постоянный и составляет 10 - 12 человек согласно Уставу.
В состав группы могут быть зачислены дети разного возраста и разного уровня подготовки.
Освоение программы рассчитано на 2 года обучения
Объем программы: первый год обучения - 216 часов в год.
Уровень реализации программы: базовый.
Обучающиеся знакомятся с биологическими особенностями зверей, птиц, рыб,
насекомых, земноводных и пресмыкающихся. Приобретают навыки ухода за животными
живого уголка.
Форма обучения - очная.
В ситуации эпидемии, режима самоизоляции и карантина, морозных дней
обучающимся предоставляется возможность обучаться по программе дистанционно.
Используется групповая форма занятий.
Обязательным условием организации учебно-воспитательного процесса при
реализации программы является использование здоровьесберегающей технологии, которая
способствует сохранению и укреплению здоровья детей и служит обязательным условием
повышения результативности учебно-воспитательного процесса.
Основные виды проведения занятий в детском объединении являются: беседы, игры,
практические занятия, викторины, конкурсы, итд.
Большое количество времени отводится на изучение животных в условиях живого уголка
посредством наблюдений и практической деятельности по уходу за ними.
Режим занятий
Занятия в группах проводятся по 3 часа 2 раза в неделю или по 2 часа в 3 раза в неделю.
На занятиях проводятся перерывы в виде динамических пауз, чтобы избежать
переутомления детей
Предусмотрены коллективные формы работы, что способствует сплочению группы,
развитию дружеских отношений среди ребят, развитию навыков работы в команде.
Программой предусмотрены экскурсии, которые направлены на закрепление
теоретического материала и сбор материалов для проведения собственных
исследовательских работ.
Для каждого занятия формы и методы обучения подбираются с учётом характера
излагаемого материала, сроков обучения в объединении.
Данная программа может применяться для обучения обучающихся
(воспитанников) с неограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В этом случае составляется отдельный календарно-тематический план с более
упрощенной подачей материала с увеличением времени на повторение и закрепление
полученных знаний.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Объектом проверки учебных достижений являются: знание основных особенностей
поведения животных и основ зоопсихологии, изучаемых по данной программе, умение
проводить этологические наблюдения.
В течение учебного года педагогом будет проводиться диагностика познавательных
способностей и отношения к природе и животным.
По каждому разделу предполагается проведение промежуточной аттестации.
Итоговая аттестация предполагает участие в мероприятиях различного уровня.
Здесь учитывается: активность и результативность участия.
В результате обучения у детей формируется: достаточно устойчивый интерес к
познанию природы и животных, стремление к общению с ней на гуманной основе,
потребность в творческом самовыражении и необходимые для этого навыки и личностное
развитие: самостоятельность, креативность, коммуникативность, экологическая культура.
Ведущие технологии обучения
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный
подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в
обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и
интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами
коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и
приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой
работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой
активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей
наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач,
проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В
результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов
В ходе реализации программы регулярно проводится диагностика полученных результатов.
Входящий контроль – определение уровня компетентностей в виде бесед, практических и
творческих работ.
Промежуточный контроль: проверка уровня формирования компетентностей в ходе беседы,
игры, конкурса, самоанализ выполнения творческой работы
Итоговый контроль: в ходе проведения викторин, игр, участия в выставках и мероприятиях.
Критерии оценки компетентностей
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам,
умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, пассивное участие в
организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией, умение
систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и
опросы, иметь представление об исследовательской деятельности, участие в конкурсах,
выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией, умение
анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять
причины, проводить исследовательскую деятельность, активно принимать участие в
мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Учебно-тематический план программы «Мир животных»
(1 год обучения)
Разделы
Общее кол-во Теория
Практика
часов
1. Введение
3
3
0
2. Осень в природе
18
6
12
3. Животные уголка живой природы
66
18
48
4. Жизнь животных зимой
24
6
18
5. Занимательная зоология
12
3
9
6. Сельскохозяйственные животные
21
6
15
7. Весенние явления в жизни животных
18
6
12
8. Домашние животные.
24
6
18
9. Животные Магаданской области
15
3
12
10. Резервное время
9
3
6
11. Заключительное занятие
3
0
3
Итого:
216
63
153
Содержание программы первого курса обучения
Раздел 1. Введение
Теория.
Ознакомление с планом работы объединения на учебный год; с правилами поведения
обучающихся объединения; с правилами по технике безопасности и пожарной безопасности;
организационные вопросы.
Практическая работа.
Решение кроссвордов, ребусов, выполнение рисунков по трафаретам.
Раздел 2. Осень в природе.
Теория.
Живая и неживая природа. Осенние явления в природе. Сезонные изменения в жизни
животных и растений.
Итоговое занятие по теме «Осень в природе».
Практическая работа.
Выполнение рисунков по теме «Осень в природе». Рисунки животных по трафарету.
Изготовление поделок из природного материала на тему «Природа и фантазия», выполнение
кроссворда «Осень». Экскурсия в лес, (парк) по теме: «Осенние изменения в природе».
Раздел 3. Животные уголка живой природы.
Теория.
Лабораторные животные.
Морские свинки. Хомячки (золотистый, джунгарский). Крысы, мыши. Внешний вид,
содержание животных и уход в связи со средой обитания и образом жизни.
Кролики – сельскохозяйственные животные. Внешний вид, содержание животных и уход в
связи со средой обитания и образом жизни. Хорёк и его родственники. Образ жизни,
питание, размножение, уход. Составление рациона питания хорька. Крысы и мыши: дикие и
домашние
Лесные животные.
Ёж – насекомоядное животное. Белка и бурундук. Внешний вид, содержание животных и
уход в связи со средой обитания и образом жизни.
Экзотические птицы зооуголка.
Многообразие попугаев. Мелкие попугаи - волнистые попугайчики, попугай корелла.
Канарейки и вьюрки – любимые домашние певцы. Внешний вид, условия содержания,
питание, образ жизни.
Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся животные зооуголка.
Пресмыкающиеся животные зооуголка: черепахи (среднеазиатская, болотная, красно ухая).
Внешний вид, содержание животных и уход в связи со средой обитания и образом жизни.
Устройство аквариума. Правила ухода за аквариумом. Аквариумные рыбки: внешний вид,
содержание и уход.
Итоговое занятие по темам раздела «Животные уголка живой природы».
Практическая работа.
Выполнение рисунков животных по трафаретам. Аппликации животных зоологического
уголка из цветной бумаги. Изготовление фигурок животных из соленого теста. Выполнение
заданий по карточкам. Решение кроссвордов. Уход за животными зооуголка.
Раздел 4. Жизнь животных зимой.
Теория.
Жизнь животных зимой. Их следы на снегу. Зимующие птицы. Причины концентрации
оседлых и зимующих птиц в населенных пунктах. Корма для зимующих птиц. Значение
зимней подкормки птиц.
Итоговое занятие по темам раздела «Жизнь животных зимой».
Практическая работа.
Наблюдение за шишками, объеденными белками, дятлами, за погрызами коры и молодых
побегов. Изготовление кормушек. Подкормка зимующих птиц и ведение наблюдений за
птицами, посещающими кормушку (время посещения, поедание кормов). Выполнение
рисунков зимующих птиц по трафаретам. Выполнение рисунков по теме «Зима в природе».
Уход за животными зооуголка.
Экскурсии в лес, (парк) по теме «Зимующие птицы нашей местности».
Раздел 5. Занимательная зоология.
Теория.
Рыбы гиганты и карлики. Гиганты и пигмеи среди земноводных. Пресмыкающиеся гиганты
и пигмеи. Самые большие и самые маленькие птицы. Гигантские млекопитающие и
млекопитающие карлики.
Итоговое занятие по темам раздела «Занимательная зоология»
Практическая работа.
Работа обучающихся с литературными источниками. Доклады обучающихся по теме
«Удивительное в жизни животных», решение кроссвордов. Уход за животными зооуголка.
Экскурсия.
Раздел 6. Сельскохозяйственные животные.
Теория.
Домашняя птица. Куры. Происхождение домашних кур. Породы кур: яичные, мясные,
общепользовательские (мясояичные), бойцовые, декоративные. Гуси и утки. Индейки и
цесарки. Внешний вид домашних птиц; продукция, получаемая от домашней птицы,
использование её человеком.
Крупный рогатый скот. Происхождение коров. Породы коров: молочные, молочно-мясные,
мясные. Особенности поведение коров. Продукция, получаемая от крупного рогатого скота,
использование её человеком.
Мелкий рогатый скот. Происхождение овец. Породы овец: шерстяные, овчинно-шубные,
мясные. Поведение овец.
Происхождение коз. Породы коз: молочные, шерстяные. Продукция, получаемая человеком
при разведении овец и коз, её использование.
Северный олень. Внешний вид, образ жизни северного оленя. Значение разведения оленей
для северных народностей. Легенды об оленях.
Верблюды – «корабли пустыни». Двугорбый верблюд. Одногорбый верблюд. Внешний вид,
особенности физиологии верблюда в связи с его жизнью в пустыне. Значение верблюда в
жизни человека.
Лошади. История происхождения. Породы лошадей: скакуны и тяжеловозы. Пони.
Особенности поведения лошадей. Историческое значение лошадей в жизни человека.
Продукция, получаемая при разведении лошадей, использование её человеком.
Осел. Мул. Лошак. Происхождение. Внешний вид, использование человеком.
Свиньи. Происхождение свиней. Особенности поведения свиней. Продукция, получаемая
человеком при разведении свиней, её использование.
Итоговое занятие по темам раздела «Сельскохозяйственные животные».
Практическая работа.
Выполнение заданий по карточкам. Решение кроссвордов. Выполнение рисунков по
трафаретам животных, поделки фигурок животных из соленого теста, из цветной бумаги.
Уход за животными зооуголка.
Раздел 7. Весенние явления в жизни животных.
Теория.
Изменение поведения животных с наступлением весны, появление насекомых.
Сроки прилета птиц. Связь сроков прилета птиц с изменением температуры воздуха,
вскрытием рек, с появлением насекомых и другими сезонными явлениями в природе.
Польза птиц и необходимость их охраны. Привлечение птиц. Различные виды
искусственных гнездовий, правила их развески.
Итоговое занятие по темам раздела «Весенние явления в жизни животных».
Практическая работа.
Выполнение рисунков перелетных птиц по трафаретам. Выполнение рисунков по теме
«Весна в природе». Изучение искусственных гнездовий различных птиц, решение
кроссвордов. Уход за животными зооуголка.
Экскурсия в весенний лес (парк) по теме «Определение птиц по внешнему виду».
Раздел 8. Домашние животные: собаки и кошки.
Теория.
Собака. История происхождения. Поведение. Роль собаки в жизни человека. Кинология.
Породы собак. Уход за собакой. Дрессировка.
Памятники собакам.
Кошка. История происхождения. Поведение. Значение кошки в жизни человека.
Фелинология.
Породы кошек.
Итоговое занятие по темам раздела «Домашние животные: собаки и кошки».
Практическая работа.
Выполнение рисунков различных пород, кошек, собак по трафаретам, решение кроссвордов,
выполнение рисунков «Мои домашние питомцы». Уход за животными зооуголка.
Раздел 9. Животные Магаданской области.
Разнообразие животных Магаданской области: водные млекопитающие, рыбы, птицы моря,
океана и другие. Особенности образа жизни, питание. Миграция. Редкие и исчезающие
животные Магаданской области. «Красная книга». Экскурсия, наблюдение за птицами моря.
Раздел 10. Резервное время.
Ознакомление с положениями мероприятий. Изучение теоретического материала по
биологии, экологии, географии, краеведению, охране природы. Изготовление поделок,
рисунков, листовок и пр., согласно заданиям и тематике конкурсов.
Раздел 11. Заключительное занятие.
Занятие - викторина «Знатоки животных». Подведение итогов работы за учебный год.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Учебно – тематический план программы «Мир животных»
(2 год обучения)
Тема
Общее кол-во
Теория
Практика
часов
Введение
3
3
0
Многообразие животного мира
21
6
15
Среда обитания
24
6
18
Обитатели пресных водоемов
21
6
15
Животные водной, воздушной и
54
12
42
наземной среды
Лес, как среда обитания животных
18
6
12
Животные – обитатели луга (степи)
21
6
15
Растительный и животный мир
15
6
9
культурных ландшафтов
Человек и животный мир. Охрана
21
6
15
природы
Сельскохозяйственные работы на
15
6
9
учебно-опытном участке
Итоговое занятие
3
0
3
ИТОГО:
216
63
153
Содержание программы второго года обучения
1. Введение.
Организационные вопросы. Техника безопасности. Знакомство с зооуголком. Вводный
мониторинг.
2. Многообразие животного мира.
Знакомство с многообразием животного мира. Зоогеографические области. Современный
мир животных Земли. Зоология – наука о животных. Сходства и различия между животными
и растениями. Классификация животных. Роль животных в природе. Значение животных для
человека. Закон об охране и использовании животного мира. Экскурсия.
3. Среда обитания.
Понятие о физической и биологической среде обитания животных. Факторы внешней среды,
регулирующие распространение животных. Морфологические и физиологические
приспособления животных к различным условиям среды. Покровительственная окраска,
приспособления одних видов к другим. Биологическая обусловленность и регулирование
численности отдельных видов и популяций. Условия содержания животных в неволе –
зооуголок.
4. Обитатели пресных водоемов.
Характеристика водоёма: (примерная площадь, характер берегов, рельеф дна, глубина,
источник водоснабжения, зависимость уровня воды от впадающих вод и атмосферных
осадков, влияние на уровень воды растительности окружающей водоём). Загрязнение
водоёма, прозрачность воды. Температурные режимы. Условное деление водоёма на
области: прибрежную, глубоководную, пелагическую. Органический мир водоёма. Флора.
Береговая растительность; растения с листьями плавающими на поверхности воды; растения
с погруженными в воду листьями и цветками, вынесенными над водой; целиком
погруженные растения. Глубоководная и пелагическая растительность. Значение растений в
органической жизни водоема. Экскурсия на водоем «Наблюдение за поведением птиц».
Фауна. Многообразие животных, населяющих пресные водоёмы: моллюски, ракообразные,
пауки, жуки, многочисленные личинки насекомых: мух, комаров, стрекоз. Приспособление
животных к условиям жизни в водной среде. Влияние факторов водной среды на жизнь рыб:
прозрачность воды и проникновение света, содержание кислорода в воде. Температура воды.
Рыбы. Наиболее распространенные рыбы местных пресных водоемов.
5. Животные водной, воздушной и наземной среды.
Хвостатые и бесхвостые земноводные – наиболее примитивная группа наземных
позвоночных. Температура и влажность – основные факторы внешней среды, влияние на их
жизнедеятельность. Развитие в водной среде.
Земноводные, их виды, распространение, образ жизни. Движение, дыхание, зрение, слух,
питание. Суточная активность. Значение земноводных (лягушки, жабы). Птицы водоема, их
видовой состав; сроки сезонной миграции; биология и охрана.
Птицы Магаданской области. Водные млекопитающие – ценные пушные животные (бобр,
выдра, ондатра, нутрия), их биология. Связь с водной средой, охрана, акклиматизация.
Животные «Красной книги». Взаимосвязь живых организмов водоема: места обитания, образ
жизни, цепи питания, размножение, забота о потомстве. Наблюдение за животными
зооуголка. Составление списка водной фауны местности. Экскурсия на водоем.
6. Лес, как среда обитания животных.
Леса России. Основные породы деревьев, образующих леса. Разнообразие видов животных,
обитающих в лесах: млекопитающие, птицы, земноводные и пресмыкающиеся, насекомые,
паукообразные, черви и т.д. Особенности животных, жизнь которых на протяжении долгого
периода связана с лесом. Животные ельников, сосновых и лиственных лесов. Животные,
жизнь которых связана с подлеском, травяным покровом, лесной подстилкой (гнезда, норы,
кормовые угодья, убежища от врагов). Значение снегового покрова в защите лесных
обитателей от неблагоприятных погодных условий и врагов. Кормовые ресурсы леса.
Растительные и древесные корма, кустарники и полукустарники, ягодные кустарники,
травянистые растения, мхи, лишайники, грибы. Животные корма: беспозвоночные,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, мышевидные, зайцы, белки. Сезонные изменения
запасов кормов и кормодобывание, влияние этих факторов на состав животных.
Годовая и суточная активность животных, изменения в поведении животных, связанных с
сезонными изменениями в природе, с погодными условиями. Миграция, спячка. Роль
животных в жизни леса: опыление растений, распространение семян, использование урожая
семян и плодов животными и распространение семян.
Промысловые животные, их хозяйственное значение. Законы об охране животных и охоте на
них. Акклиматизация пушных зверей. Звероводство. Редкие и исчезающие животные
леса. «Красная книга» Магаданской области. Экскурсия в лес.
7. Животные – обитатели луга (степи).
Характеристика растительного сообщества луга (степи). Развитие растительности в течение
сезона и изменение состава растений с возрастом луга (степи). Обилие цветущих растений.
Луга степи, как естественная среда обитания животных. Животные – постоянные обитатели
луга (степи). Насекомые, птицы, грызуны, пресмыкающиеся. Особенности луговой и степной
фауны; преобладание насекомых, влияние на видовой состав фауны близости водоема, леса,
поля. Покровительственная окраска (кузнечики, дневные бабочки).
Насекомые – опылители растений луга (степи). Птицы луга (степи) – перепела, трясогузка,
коростель, дрофа, серая куропатка, журавль – красавка и др. Особенности гнездования птиц
луга (степи). Влияние человека на фауну луга (степи). Животные «Красной книги» луга
(степи).
8. Растительный и животный мир культурных ландшафтов.
Флора. Растительность культурных ландшафтов.
Особенности культурных растений. Поле, огород. Культуры: полевые, овощные. Фауна:
полёвки и другие мышевидные грызуны. Биологические особенности, образ жизни.
Насекомые – вредители, их биология, меры борьбы. Полезные насекомые, распространение в
Магаданской области. Птицы – обитатели поля, сада. Экскурсия в лес. Охрана и привлечение
птиц для борьбы с насекомыми – вредителями сада, парка. Годовой цикл, миграция.
9. Человек и животный мир. Охрана природы.
История охраны природы в нашей стране. Заповедники, заказники, национальные парки как
форма сохранения отдельных участков нетронутой природы для научных, хозяйственных и
воспитательных целей. Заповедники, заказники, национальные парки России.
Международные организации, работающие над вопросом охраны природы. Красная книга.
Экскурсия в лес, наблюдение за живыми обитателями в разных эко системах
10. Сельскохозяйственные работы на учебно-опытном участке. Животные Магаданской
области.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Реализация программы предполагает наличие:
- учебного кабинета, оборудованного комплектом мебели для обучающихся;
- оборудование и технические средства обучения: компьютер, принтер, сканер.
- живой уголок;
- растения (основные экологические группы);
- клетки, террариумы, аквариумы;
- наглядные пособия;
-иллюстративный материал, посвящённый животным и растениям (таблицы,
фотоматериалы, рисунки);
- справочная литература (определители, атласы, пособия);
- видеофильмы по направлению деятельности;
-живые объекты – животные: грызуны, птицы, черепахи; аквариумные рыбы,
насекомые.
При реализации программы «Мир животных» предусмотрены следующие методы:
рассказ, беседа, диалог, наблюдение и формы обучения: игра, экскурсия, викторины,
практические работы, творческая работа.
Дидактические и лекционные материалы: живые объекты живого уголка, раскраски
и трафареты животных, иллюстративные материалы, карточки, картинки по животным, итд.
Методические виды продукции: игры, беседы, походы, экскурсии, конкурсы,
выставки, сценарии праздников, презентации, буклеты, поделки, итд.
Рекомендации по проведению практических работ: инструкции по правилам
соблюдения личной гигиены при работе с животными, правила поведения в живом уголке,
рекомендации по работе с источниками информации.
Кадровое обеспечение программы:
Программа «Мир животных» реализуется педагогом, образование которого соответствует
профилю программы.
Информационное обеспечение: (аудио-, видео-, фото-, интернет источники)
соответствует современным требованиям и обеспечивает достижение планируемых
результатов.
Для информирования потребителей и общественности о содержании программы и
достижениях обучающихся используются официальный сайт учреждения, сообщества в
социальной сети «ВКонтакте», «Одноклассники», родительские чаты, итд.
Календарный учебный график
Год
обучения
1 год
2 год
Дата начала
обучения
Дата
окончания
обучения
Всего
учебных
недель
Количество
учебных
часов
01.09.2025
26.05.2025
36
216
Режим
занятий
2 раза в
неделю по 3
часа
Список литературы для педагога
1. Акимушкин И.И. Мир животных. Москва, 1999г.
2. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей. Биология. 1-2 том. Москва. Аванта. 2001г.
3. Атлас животных.- Москва. ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000г.
4. Ачкасова Н.В. – автор составитель. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные
в доме. Москва. Издательство «Олимп»; Издательство «АСТ», 2001г.
5. Брем А. Жизнь животных. Звери. 1-2 том. Москва. «АСТ», 2000г.
6. Брем А. Птицы. 1-2 том. Москва. «АСТ», 1999г.
7. Зауэр Ф. Птицы обитатели лугов, полей, лесов. Москва. «Астрель». 2002г.
8. Руденко Т.А. Большая энциклопедия животных. Москва. «Олма-Пресс». 2000г.
Список литературы для детей
1. Акимушкин И.И. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные. Москва.
«Мысль», 1999г.
2. Акимушкин И.И. Мир животных. Млекопитающие, или звери. Москва. «Мысль»,
1999г.
3. Акимушкин И.И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные. Москва.
«Мысль», 1999г.
4. Акимушкин И.И. Мир животных. Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся.
Москва. «Мысль», 1998г.
5. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей биология. 1-2 том. Москва. «Аванта». 2001г.
6. Ачкасова Н.В. – автор составитель. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные
в доме. Москва. Издательство «Олимп»; Издательство «АСТ», 2001г.
7.Брем А. Жизнь животных. Звери. 1-2 том. Москва. «АСТ», 2000г.
8. Брем А. Птицы. 1-2 том. Москва. «АСТ», 1999г.
9. Брем А. Рептилии. Москва. «АСТ», 2000г.
10. Самая красивая энциклопедия о животных «Планета животных». Москва.
«Махаон». 2005г..