1.
Пояснительная записка
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Зеленый дом» имеет естественнонаучную направленность и ориентирована
для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Природа - это мир планеты Земля, в создании которого человек не участвовал.
Природа - это Вселенная, которая появилась независимо от желания и деятельности
человека. Природа - это лес, море, цветы, горы, поле, птицы, животные, рыбы. Природа это самое ценное, что есть у человечества. Сам человек - это часть природы. К
сожалению, люди пользуются богатствами природы и редко задумываются, что ее нужно
беречь.
Программа «Зеленый дом» вводит ребенка в удивительный мир природы и учит
беречь его. Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья дополнительные
занятия являются очень эффективным методом для познания окружающего мира, его
разнообразия. Занятия развивают кругозор, эстетический вкус, творческое мышление,
дают правильное понимание места ребёнка и создаваемой им среды в природе и обществе:
помогают ребёнку с ОВЗ почувствовать себя нужным, значимым в большом мире,
выбрать направление для преобразования своего как внутреннего, так и внешнего
пространства.
Занимаясь по данной программе, ребёнок с ОВЗ учится устанавливать
существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания,
поведением и повадками животных, последовательной сменой сезонов и изменениями,
происходящими в живой и неживой природе.
Данная программа является модифицированной. При ее разработке использовались
различные программы данной направленности, а также разнообразные методические
журналы, пособия, разнообразная художественная и методическая литература по
экологическому, естественнонаучному направлению.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зеленый
дом» разработана в соответствии с действующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
-СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28;
- СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 г № 2.
Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
Адаптировать ребёнка - это значит приспособить его к развитию, позволяющему
в нужной степени соответствовать требованиям и нормам в современном социуме.
Благодаря нестандартной развивающей эколого-образовательной среде, насыщенной
природными элементами, в учреждении созданы все условия, необходимые для
расширения познавательных возможностей детей и обогащения их эмоциональной жизни.
При реализации, адаптированной дополнительной общеобразовательной программы,
большое внимание уделяется развитию коммуникативных способностей, социальной
адаптации и самоутверждению детей.
Положительные эмоции, которые возникают при непосредственном живом общении с
миром животных и растений, способствуют формированию эмпатии у детей, и
мотивируют к активной познавательной деятельности по изучению мира природы.
Освоение программы способствует развитию внимания, памяти, воображения, мышления,
а это в свою очередь, влияет на формирование и становление личности.
Отличительной чертой программы является то, что кроме обучающего и
развивающего характера, данная программа воспитывает любовь к природе и развивает
интерес к творческой деятельности.
В процессе деятельности развивается: экологическая культура, нравственные качества,
творческая деятельность.
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и
воспитания, то есть, это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в
физическом и/или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных
условий обучения и воспитания.
Непосредственно в рамках образовательной деятельности создана атмосфера
эмоционального комфорта, осуществляется формирование взаимоотношений в духе
сотрудничества. Начиная с младшего школьного возраста, большую роль в развитии
личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых ребенок проводит
большую часть своего времени. Всё большее значение с этого возраста приобретает
самовоспитание и самосовершенствование личности.
Актуальность. Программа «Зеленый дом», необходима в настоящее время, когда
возрастает спрос родителей на дополнительное обучение детей с ограниченными
возможностями здоровья и когда наблюдается дефицит экологического сознания и
экологической культуры, являющийся одной из основных причин обострения
современных экологических проблем.
Новизна данной программы состоит в приоритетности воспитательной работы,
направленной на развитие социальной активности, интеллекта учащегося, его духовнонравственных качеств перед работой, направленной на освоение предметного содержания.
Она закладывает у него базу для формирования начал экологической культуры;
способствует повышению социальной адаптации, воспитанию доброжелательности к
окружающим людям и к природе, культуры общения, эмоциональной отзывчивости;
формированию мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству в
образовательном пространстве учреждения.
Программа «Зеленый дом» дает возможность не только усваивать теоретические
знания, но и приобретать простейшие навыки: делать что-то своими руками и с помощью
педагога, развивать свои творческие способности. Программный материал распределен с
учетом времени года. Проводятся сезонные экскурсии в знакомое ребенку природное
окружение, что позволяет развивать умение наблюдать и сравнивать.
Адресат программы: обучающиеся с ОВЗ в возрасте 7-12 лет.
Срок освоения программы - 1 год обучения, 216 часов.
Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся в
группе обучающихся с ОВЗ в количестве - 8 человек. Режим занятий - 2 раза в неделю, по
3 академических часа (академический час для обучающихся с ОВЗ - 35 минут).
Форма обучения - очная;
Основой образовательного процесса является учебный план программы и календарный
учебный график.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип экологического гуманизма.
Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств
реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально
поведенческую природу учащихся с ОВЗ, личную активность каждого ребенка, где он
выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на
занятиях эмоционально - положительную творческую атмосферу, организует
диалогическое общение с учащимися о взаимодействии с природой.
Практическая, деятельностная направленность осуществляется через исследовательские
задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.
Формы организации деятельности учащихся разнообразны: индивидуальная,
групповая.
Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые,
дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы,
создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов,
экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков,
театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями,
гербаризация, составление памяток.
Цель программы: формирование основ экологической культуры, расширение
знаний о природе, необходимых для разностороннего взаимодействия с окружающим
миром.
Задачи:
Образовательные:
- расширять кругозор обучающихся с ОВЗ, повышать интерес к предмету;
- учить применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой
природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения;
- учить использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую
активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.
- развивать стремление к активной практической деятельности по охране
окружающей среды;
- развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в
процессе проведения наблюдений, постановки биологических экспериментов, работы с
различными источниками информации;
- развивать коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства, творческие
способности, навыки работы в коллективе.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе, интерес обучающихся
к науке, самостоятельной работе и творчеству;
- формировать социально-нравственные и культурные ценности человека;
- пропагандировать здоровый образ жизни.
2.
2. Учебно-тематический план для обучающихся с ОВЗ
Количество часов
Перечень разделов, тем
Всего
Теория Практика
часов
Вводное занятие
3
0
3
Техника безопасности
6
3
3
3.
Осенние экскурсии
12
3
9
4.
Природа родного края
24
9
15
5.
Охрана природы
24
9
15
6.
В Зимнем саду
30
9
21
7.
8.
9.
10.
Путешествие в лес
Путешествие к реке
Путешествие к морю
Путешествие в поле
Итоговое занятие
30
30
30
24
9
9
9
9
21
21
21
15
3
0
3
216
72
144
1.
11.
Итого:
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие (3 часа).
Знакомство с содержанием программы. Что изучает экология. Экологические факторы.
Красная книга. Я и природа. Инструктаж по ТБ на занятиях.
Практика: Диагностическая беседа с целью выявления первоначальных знаний, умений и
навыков по экологии. Игры на знакомство.
Раздел 2. Техника безопасности (6 часов).
Проведение инструктажей по технике безопасности по инструкциям, согласно
проводимых мероприятий.
Практикум. Прогулка по экологической тропе с целью закрепления знаний о правилах
поведения в природе и выработки навыков наблюдательности. Подготовка к осенним
экологическим мероприятиям.
Раздел 3. Осенние экскурсии (12 часов).
Экскурсии к морю, в лес, к реке, в поле. Осенние изменения природы. Воздействие
человека на природу.
Практика: Сбор и заготовка природного материала для изготовления творческих работ –
песок, камни, листья, шишки, колоски, трава и др.. Исследование – «Способы заготовки
осенних листьев для изготовления творческих работ»
Раздел 4. Природа родного края (24 часа).
Физико-географическая характеристика местности. Её особенности. Геологическое
прошлое и настоящее края. Животный и растительный мир. Природные объекты.
Значение природных объектов края для страны. Планы и работа по охране природы
Магаданской области.
Практика: Творческая работа – «Рассказы о животных». Описание повадок животных,
их пища и среда обитания. Работа с литературой, подбор материалов для сообщений,
сочинений, рассказов, рефератов.
Раздел 5. Охрана природы (24 часа).
Значение охраны природы. Основные направления природоохранной работы. Охрана
природы в современном мире. Природоохранные организации и их задачи. Чем могут
помочь обучающиеся в деле охраны и правильного использования природных резервов
страны.
Практикум: Сбор мукулатуры. Изготовление эмблем, экознаков.
Раздел 6. В Зимнем саду (30 часов)
Знакомство с домашними растениями. Группы растений, их особенности и содержание.
Практика: Творческая работа – рукотворные цветы. Экологические мероприятия – уход
за растениями, «Посади свое растение». Экспериментально-исследовательская работа –
выращивание микрозелени.
Раздел 7. Путешествие в лес (30 часов)
Растительный и животный мир леса. Как зимуют животные. Адаптация животных к
сезонным изменениям. Цикл жизни растений. Влияние человека. Проблема вырубки леса.
Охранные мероприятия. Зимующие птицы. Какие животные живут рядом с человеком.
Будь природе другом.
Практика: Творческая работа – работа с природным материалом. Акция: «Елочкакрасавица, как тебя сберечь?» Экспериментально-исследовательская работа – рождение
снежинки.
Раздел 8. Путешествие к реке (30 часов)
Как рождается река. Рыбы Магаданской области. Цикл жизни лососевых пород рыб.
Сказка про рыбку. Экскурсия на рыборазводный завод.
Практика: Творческая работа – «Песочные истории». Экологические мероприятия «Сохраним лосося!» Экспериментально-исследовательская работа «Секреты льда»
Раздел 9. Путешествие к морю (30 часов)
Животный и растительный мир Охотского моря. Приливы и отливы. Круговорот воды в
природе. Море и человек.
Практика: Творческая работа – «Оживи камень». Выставка поделок. Экологические
мероприятия – акция «Не забудь-ка!» Экспериментально-исследовательская работа –
«Свойства морской воды».
Раздел 10. Путешествие в поле (24 часа).
Что растет на полях. Вредители и сорняки. Лекарственные растения. Деятельность
человека. Экскурсия в НИИ.
Практика: Творческая работа – изготовление кормушек. Экологические мероприятия.
Акция «Накорми птиц». Экспериментально-исследовательская работа –«Проращивание
фасоли, гороха».
11. Итоговое занятие (3 часа).
Презентация программы. Подведение итогов учебного года.
3. Планируемые результаты
В результате прохождения программы «Зелёный Дом» обучающиеся должны
знать:
- животный и растительный мир Магаданской области;
-условия, необходимые для жизни растений и животных;
- как возникают экологические проблемы, их решение;
- нравственные правила обращения с объектами природы;
уметь:
- эстетически, эмоционально-нравственно относиться к природе;
- оказывать помощь птицам в зимнее время;
- анализировать, сравнивать, делать выводы;
- построить ход исследования и выполнить его;
- выполнять изделия из различного природного материала;
Личностные универсальные учебные действия:
- мотивация к учебной деятельности в рамках формирования экологической культуры,
включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и
интерес к новому содержанию и способам решения проблем экологии:
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
- успешная адаптация детей с ОВЗ в социальном окружении;
- повышение познавательного интереса к объектам и явлениям природы.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать известное от неизвестного;
- знать отличительные особенности природного и животного мира;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- применять на практике полученные знания и умения;
- работать по плану;
- адекватно оценивать свои достижения;
- соблюдать правила организации рабочего места.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- слушать и понимать речь других;
- вести наблюдения за природными явлениями с последующим обсуждением;
- работать в парах и рабочих группах.
Условия реализации программы
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей,
здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психологопедагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов
и способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелью,
рассчитанной на младших и средних школьников. Использование интерактивной доски,
аудио-видео-аппаратуры, цифровых образовательных ресурсов повысят эффективность
программы.
Материалы, инструменты и приспособления для рукоделия должны размещаться в
удобном для детей месте (шкафы, полки, кармашки).
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры,
угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными
концами, кисточка для клея и красок, шаблоны, трафареты.
Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман,
калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон, проволока, леска, клей, бисер,
открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, бросовый и природный материал.
Для демонстрации готовых изделий должны быть предусмотрены места для
выставки.
С целью дистанционного обеспечения программы можно использовать следующие
платформы: Webinar, Zoom, Youtube, Skype, группа объединения в социальной сети «В
Контакте», чаты в Viber/WatsUp.
Цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах,
видеоконференции, вебинары, видеоуроки, презентации; e-mail, облачные сервисы,
электронные носители мультимедийных приложений; электронные пособия,
разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной
деятельности.
Очень важно при проведении экскурсии обеспечить безопасность учащихся. Все
участники в обязательном порядке в начале экскурсии проходят инструктаж и
расписываются в журнале. Аптечка находится у педагога. Должен быть организован
питьевой режим.
Методическое обеспечение программы
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей с ОВЗ:
- объяснительно-иллюстративный -дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся
с ОВЗ на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Коррекционно-развивающие методы и приемы:
- проблемно-поисковый;
- метод сравнения;
- репродуктивный;
- чередование умственной и практической деятельности;
- поэтапность выполнения задания;
- осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку;
- поощрение малейших успехов, развитие в учащихся веры в себя, в собственные
силы и возможности.
- обучение без принуждения:
- постановка наводящих вопросов;
- поощрения, создание ситуации успеха;
- работа по образцу, трафарету;
- подача нового материала небольшими дозами;
- систематичность повторения изученного;
- предупреждение возможных ошибок;
- адаптация содержания, отхождение от сложности материала.
Развитие речи
2 п/г
1 п/г
2 п/г
Участие в
экологических
акциях
1 п/г
Творческая работа
2 п/г
1 п/г
2 п/г
Экспериментальноисследовательская
работа
1 п/г
2 п/г
1 п/г
2 п/г
1 п/г
2 п/г
Знание животного
мира
Установление
причинноследственных
связей
Экологический
проект
1 п/г
Ф.И.
2 п/г
№п/п
Знание
растительного
мира
2.4. Диагностическая карта теоретических результатов
1 п/г
4.
ТБ на занятиях
3.
2 п/г
2.
1 п/г
1.
Дидактический материал программы включает:
Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу для педагога и для
обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы.
Алгоритмы деятельности: план, схема, инструкционные карты, демонстрационный
материал, описание и анализ проделанной работы.
Контрольно-измерительные материалы: методики контроля, тестовые задания, схемы
самоанализа.
Оборудование и приспособления для проведения опытов, исследований.
4.Оценочные материалы и формы аттестации
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые
проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся с ОВЗ.
Основными формами подведения итогов реализации программы являются наблюдения,
тестирование и самоанализ обучающимися своих достижений, применяемые в конце
изучения каждой темы.
При оценивании результатов используется 3-бальная система: низкий, средний,
высокий уровни усвоения знаний и сформированности умений и навыков,
метапредметных и личностных результатов в середине и конце учебного года.
Диагностическая карта метапредметных и личностных результатов
№ п.п.
Интерес к Трудолюбие Усидчивость, Сотрудничество Умение доводить
Ф.И.
занятию
терпение
с другими
начатое дело до
учащимися на
конца
занятии
Категория
обучающихся
7-12 лет
2.1. Календарный учебный график
Дата начала
Дата
Всего
Количество
обучения по
окончания
учебных
учебных
программе
обучения по
недель
часов
программе
01.09.2025 г.
26.05.2026 г.
36
216
Режим
занятий
2 раза в нед.
по 3 часа
3. Список литературы
для педагога:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 гг. (утв. Президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол
от 24.12.2018 г. № 16);
3. Порядк организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196);
4. СанПиН 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного
образования
детей»,
утвержденные
Постановлением
государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 г. № 39;
5. СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 г. № 2.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. Утв. Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (гл. II, п.п. 9, 11)
7. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. - М.: изд.
«Просвещение», 2010. - 223 с.
8. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической
этики. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: изд.
«Просвещение», 2012. - 160 с.
9. Обуховская А.С. Удивляемся, восхищаемся и познаем. Химико-экологические опыты
для учеников начальной школы в урочное и неурочное время. – 4-е издание. – ЗАО
«Крисмас+», 2022.
10. Интернет-сайты, Википедия.
для обучающихся:
1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных
материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005.-64с., ил.
2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с.,
ил.- (Умелые руки).
3. Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно-методическое пособие. ООО
«Карапуз-Дидактика», 2006г.
4. Ольгин О. Чудеса на выбор. Забавная химия для детей. – М.: Дет. лит., 1997. -142 с.
5. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: Иллюстрированное
пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Авт.-сост.
Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев, А.А. Мельник. – Изд. 4-е, перераб.и
дополн. – СПб.: Крисмас+, 2017.
6. Яковлева М.А., Болуневский С.В. Большая Большая книга для научных опытов детей и
взрослых. – М.:ЭКСМО, 2013.