Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей п. Ола»
Принято:
на педагогическом совете
Протокол № 5 от 18.02.2025 г
Положение
о
порядке разработки и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
1. Общие положения.
1.1.Положение о порядке разработки и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (далее - Положение) определяет
требования к оформлению и содержанию, структуре, порядку разработки и
утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ,
реализуемых в МКУ ДО «Центр дополнительного образования детей п. Ола».
1.2.
Настоящее положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-03 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 22.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
-СанПиН
2.4.
3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28;
- СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 г № 2 ;
- Уставом МКУ ДО «ЦДО детей п. Ола»
1.3.Настоящее Положение регламентирует структуру, порядок разработки и
утверждения дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ
(далее-ДООП) в МКУ ДО «ЦДО детей п. Ола», а также устанавливает требования к их
структуре
1.4.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа - это
локальный нормативный документ, который является комплексом основных
характеристик образовательного процесса по каждой программе (объем, содержание,
планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, а также средств
воспитания, обучения, развития обучающихся.
Программы разрабатывается *гю одной из направленностей дополнительного
образования и реализуется на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных)
в соответствии с социальным заказом.
1.5.Программы способствуют обеспечению реализации права родителей на
информирование об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг,
права на гарантию качества получаемых услуг; обеспечивают интеграцию и
координацию деятельности педагогического коллектива; определяют приоритеты в
содержании дополнительного образования детей.
1.6.Программы могут реализовываться в сетевой форме.
1.7.Содержание программы может быть представлено в формате модулей.
1.8.
Программы, разрабатываемые в учреждении, различаются по
усвоения:
- стартовый (использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания программы);
- базовый (использование и реализацию таких форм организации материала,
которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно
тематического направления программы);
- продвинутый (использование форм организации материала, обеспечивающих
доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) разделам в рамках
содержательно-тематического
направления программы; углубленное изучение
содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным
знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы).
1.9..По
содержанию
программа
должна
соответствовать
одной
из
направленностей осуществления образовательной деятельности (естественнонаучной,
социально-педагогической,
физкультурно-спортивной,
технической,
туристскокраеведческой, художественной), реализуемой согласно лицензии учреждения на право
ведения образовательной деятельности.
1.10.Освоение программы может осуществляться по индивидуальному учебному
плану в соответствии с положением об обучении по индивидуальному учебному плану.
2.
Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
2.1. Содержание должно быть направлено на:
- создание условий для развития личности обучающихся;
- развитие мотивации личности обучающихся к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия обучающихся;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- патриотическое воспитание;
- создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося, его интеграции
в системе мировой и отечественной культуры;
- стремление к созданию целостности процесса психического и физического,
умственного и духовного развития личности обучающегося; укрепление психического
и физического здоровья;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
2.2. Содержание дополнительной общеобразовательной программы может быть
адаптировано для обучения и воспитания обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов и с одарёнными или особенными детьми.
уровню
2.3.Особенности и специфика реализации программы, в том числе возможность
адаптации для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучение
одаренных детей, организации сетевого взаимодействия с другими учреждениями и
организациями по реализации дополнительной общеобразовательной программы
отражаются в программе педагога.
2.4. В соответствии со спецификой программы, ее направленностью, в программе
могут быть прописаны особые условия, необходимые для ее реализации, в том числе
конкретное количество обучающихся, комплектование групп, кадровое и материальное
обеспечение.
2.5. Содержание программ должно обновляться с учетом развития науки, техники,
культуры, экономики, технологий и социальной сферы, нормативных и инструктивно
методических требований к дополнительному образованию детей.
3.
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы и Требования к оформлению и содержанию структурных элементов.
3.1. Структура Программы, включает следующие элементы:
- титульный лист;
- содержание;
- пояснительная записка;
- учебный план;
- оценочные и методические материалы;
- список использованной литературы.
3 .2. Содержание:
3.2.1. На титульном листе указывается:
- наименование образовательной организации, осуществляющей реализацию
программы (в соответствии с Уставом);
- гриф организации (согласования, рассмотрения, принятия и т.д.) в соответствии
с порядком, предусмотренным Уставом или локальным актом Центра;
- гриф утверждения программы;
- название программы;
- срок реализации;
- возраст обучающихся;
- ФИО и должность разработчика (- ов) программы.
3.2.2. В пояснительной записке к программе содержатся основные
характеристики:
Актуальность программы (своевременность, современность предлагаемой
программы, соответствие государственной политике в области дополнительного
образования, социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение
образовательных потребностей детей и родителей).
Направленность программы (техническая, естественнонаучная, физкультурно
спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная).
Уровень освоения - стартовый, базовый или продвинутый (для разноуровневых
программ).
Отличительные особенности (характерные свойства, отличающие программу от
других, отличительные черты, основные идеи, которые придают Программе
своеобразие).
Адресат программы (характеристика категории учащихся по программе).
Особенности организации образовательного процесса:
- условия набора и формирования групп,
- режим занятий;
- возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов
обучения;
- продолжительность образовательного процесса (объём - количество часов) и
срок (сколько лет реализации), определяются на основании уровня освоения и
содержания программы, а также с учётом возрастных особенностей учащихся и
требований санитарных правил
4. Цель программы:
4.1. Цель должна быть одна. Цель должна быть конкретной, локальной и
измеримой.
4.2. Конструктор целеполагания:
1) глагол (только один), выраженный в существительном (герундий), например,
развитие, формирование, обучение, воспитание, совершенствование, мотивация;
2) предмет деятельности - с чем работаем (тоже только один), например,
творческие способности, лидерские качества, социальный интеллект, основы
конструирования и т.д.;
3) адресат программы - с кем работаем, например, дети дошкольного возраста 5-7
лет;
4) через что, какими средствами.
4.3. Задачи программы: воспитательные, развивающие, обучающие.
Задачи формулируются с глаголов, и в одном времени. Это ступеньки к
реализации цели, и должны вести к достижению цели.
5. Учебно-тематический план
5.1.Учебно-тематический план составляется по каждому году обучения в
табличной форме: общий перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме с
разбивкой на теоретические и практические, можно в таблицу добавить еще столбик
«формы аттестации».
5.2.Содержание
учебного п лан а_года обучения (при оформлении содержания
необходимо придерживаться ряда общих правил:
- содержание составляется согласно учебному плану;
- формулировка, порядок расположения разделов, тем, их нумерация должны
полностью соответствовать их формулировке, расположению и нумерации в учебном
плане;
- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждой теме;
- материал темы следует излагать назывными предложениями, телеграфным
стилем;
- содержание каждого года целесообразно располагать отдельно;
- в содержании могут быть представлены вариативные образовательные
маршруты.
В «Теории» перечисляются основные теоретические вопросы, которые
раскрывают тему, называются изучаемые ключевые идеи, понятия, факты.
В «Практике» описывается практическая деятельность обучающихся. При
планировании экскурсий (соревнований, фестивалей и т.п.) указывается тема, место
проведения экскурсии).
6. Планируемые результаты
6.1. Организационно-педагогические условия
6.1.1. К условиям реализации программы относится характеристика следующих
аспектов:
1. Материально-техническое ббесиечение - характеристика помещения для
занятий по программе, перечень оборудования, инструментов и материалов,
необходимых для реализации программы.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- аудио, видео-, фото-, интернет источники,
- нормативно-правовая база;
- список литературы: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных
заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии, справочные пособия
(словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы);
может быть составлен для разных участников образовательного процесса - педагогов и
учащихся;
оформляется
в соответствии
с требованиями
к
оформлению
библиографических ссылок.
6.2.Оценочные материалы и формы аттестации
'' *
6.2.1. В зависимости от направленности программы формами контроля могут
быть следующие: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий
педагога, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися качества выполнения
работ и приобретённых навыков общения, устный и письменный опрос, выполнение
тестовых заданий, творческий показ, спектакль, семинар, конференция, выставка,
конкурс, фестиваль, концерт, соревнование, презентация проектов, анализ участия
коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях.
6.2.2. При описании оценочных материалов необходимо указать, в каком разделе
(или модуле, или теме) они применяются.
6.3. Методические материалы
6.3.1. Используемые методики, методы и технологии, дидактические средства с
указанием формы и тематики методических материалов, в т.ч. электронные
образовательные ресурсы; тексты инструкций, заданий, кейсов и т.п.).
6.3.2.В методических материалах могут быть представлены:
используемые методики, методы и технологии (современные педагогические,
информационные технологии, технологии дистанционного и электронного обучения,
групповые и индивидуальные методы обучения и т.п.) с описанием применения в
процессе реализации программы;
- дидактические средства с указанием формы и тематики методических
материалов, в т.ч. электронные образовательные ресурсы;
- тексты инструкций, заданий, кейсов и т.п.
6.3.3.При описании методических материалов обязательно указывается, на каком
занятии, при изучении какой темы (модуля, раздела) используются эти материалы.
7. Календарный учебный график
Календарный учебный график определяет даты начала и окончания учебного
года, режим занятий.
Год
обучения
Дата начала
обучения по
программе
Дата
окончания
обучения по
программе
Всего
учебных
недель
Количество
учебных
часов
Режим
заняти
й
8. Список использованной литературы.
9. Оформление дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
9.1.Программы оформляются по единому образцу, рассмотренному на
педагогическом совете.
9.2.Программа считается принятой, если на титульном листе стоит номер приказа,
печать и подпись руководителя.
9.3.Страницы должны быть пронумерованы, исключая титульный лист. Номер
ставится внизу справа.
9.4.
При использовании цитат сделаны сноски на источники, главы разделены на
абзацы, шрифт Т ц п ез‘ № \у П отаи, размер шрифта 12-14, формат А-4, графики,
таблицы, схемы составлены в соответствии с формой.
9.5. Технические требования к оформлению текста:
9.5.1. Шрифт: П т е з № \ у К отап, размер шрифта 12-14, положение на странице по ширине текста.
9.5.2. Поля - средние.
9.5.3. Междустрочный интервал одинарный.
9.6. Оформление таблиц: каждая таблица должна быть пронумерована или иметь
заголовок; номер таблицы или заголовок размещаются над таблицей.
9.7. Оформление графических материалов: графические объекты должны быть в
виде рисунка или сгруппированных объектов; не должны выходить за пределы полей
страницы и превышать одну страницу; каждый объект должен быть пронумерован или
иметь заголовок.
10. Порядок разработки и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
10.1.Программа разрабатывается педагогом дополнительного образования
самостоятельно.
10.2.При
разработке программы учитываются направленность, уровень освоения,
возраст, уровень подготовки обучающихся (вариативные учебные планы), наличие
условий (оборудованные рабочие места, наличие оборудования в мастерских и
компьютерных классах), санитарные нормы, требования современной педагогической
науки.
10.3.Программа должна отвечать требованиям технологичности и возможностям
ее использования в широкой образовательной практике.
10.4.Программа принимается на педагогическом совете и утверждается приказом
руководителя учреждения.
10.5.Корректировка Программы производится в период до 31 мая текущего года
для работы на следующий учебный год. Коррективы в программу вносятся с учетом
результатов мониторинга полноты и качества её реализации, последних изменений в
законодательстве, новых нормативных актов и документов.
10.6.
Внесенные изменения и дополнения в программу вносятся в лист изменений
проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения.
10.7.Новая программа (после внесения изменений) утверждается в полном
объеме.
10.8.Программа утверждается и разрешается к реализации на срок, который
определяется на основании уровня освоения программы, а так же с учётом возрастных
особенностей обучающихся и требований СанПин.
10.9.
При необходимости руководитель учреждения имеет право назначить
экспертную комиссию, которая работает в установленные сроки и выполняет,
определённый заранее, объём работы по экспертизе и утверждению разработанных и
откорректированных программ.
11. Делопроизводство.
11.1 .Все программы хранятся в методическом кабинете.
11.2.Календарно - тематическое планирование с утверждёнными датами хранится
в течение всего периода реализации программы у педагога дополнительного
образования для осуществления образовательного процесса и при необходимости
предъявляется для проверки журнала ежемесячно.
11.3.
Программы хранятся в течение всего срока их реализации.
1 <
Лист ознакомления
с положением «О порядке разработки и утверждения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»
. «Я
№
1
2
о3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
•
ФИО
Абрамова С.А
Белохорт В.С
Бондарева Л.М
Ворошилова Е.В
Губичан С.А
Данжеева С.Х
Еремина Е.Г
Жильченкова Л.В
Лопатина В.Г
Рыжова Н.И
Самосенок Р.С
Тимощенко Е.А
Червякова Т.Н
Шитакова В.Г
Должность
Педагог ДО
Педагог ДО
Педагог ДО
Педагог ДО
Педагог ДО
Методист
Директор
Педагог ДО
Педагог ДО
Педагог ДО
Педагог ДО
Педагог ДО
Педагог-организатор
Педагог ДО
Пожшсь
Дата
с}Г. М А э / Г
Л / е>/. М ’А ?
■2’- /. с> ^
г. $~
Г ^
-
ж.
Р
си
м с
' И
26,02. г 026'
&6.о2. 2&ЛЗ
/б.р/.
«гд о 1
и?;г
&№
-
1
\