Краткосрочная программа Чудеса из мусора

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ п. ОЛА»

Принято:
на педагогическом совете
МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола»
Протокола ? Л / . Л ё & Г 'г

ДО
Ола»
ина Е.Г
^ отЛ /■&*'.

КРАТКОСРОЧНАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА «ЧУДЕСА ИЗ МУСОРА»
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ

Возраст детей: 6,6-18 лет.
Срок реализации: 12 час.
Автор: С.А.Тимощенко Е.Г,
педагог дополнительного образования

п. Ола, 2025 год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4. Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Истоки творческих способностей и дарований детей
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами: чем больше
мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»
Сухомлинский В. А.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании,
выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного
мышления, способствующего формированию разносторонне
развитой личности,
отличающейся^ неповторимостью, оригинальностью. Одной из ведущих задач
экологического образования детей стало развитие ответственного отношения к <л,
окружающей среде и своему здоровью. Для её решения требуется организация не
только теоретических знаний, но и практической деятельности, в ходе которой дети
должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научится
оценивать состояние природной среды и ближайшего окружения.
ЧТО Ж Е ПОНИМАЕТСЯ ПОД ТВОРЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как
способности к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которыми
самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в
минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя
способность творчески воображать, наблюдать, не ординарно мыслить.
Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего ещё не
было.
Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят
от умственных способностей
и проявляются в детской фантазии, воображении,
особым видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При
этом уровень творчества считается тем более высоким, тем большей оригинальностью
характеризуется творческий результат.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо
именно, от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы,
зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Программа «Чудеса из мусора» развивает творческие способности - процесс,
который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и
самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению,
уверенность в себе.
Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и
трудолюбия детей, расширению их политехнического кругозора, развитию способности
воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке «Чудеса из мусора»,
ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в
общественно полезном труде в школе и дома.
При выполнении работ на творческое воображение ребёнок стоит перед
необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может
показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения
задания. Следует подчеркнуть, что
художественной деятельности на занятиях

придаётся особое значение, к&к эффективному средству развития воображения
эстетического чувства детей.
На занятиях дети познакомятся с терминами, обозначающими технику
изготовления изделий. Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций,
свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.
Особое внимание на занятиях уделяется беседам. Каждое занятие, как правило,
включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические
сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера,
общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают
изготовление, оформление поделок, отчёт о проделанной работе. Отчёт о проделанной
работе позволяет научить ребёнка последовательности в работе, развить навыки
самоконтроля. Подведение итогов осуществляется в виде презентации с фотографиями
работ, проведения выставок, участие в различных конкурсах.
Занятия в.круккё «Чудеса из мусора» заинтересовывают и увлекают ребят своей
необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск
разных приёмов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята
овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы,
целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных
мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию
школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего школьного
возраста. Продолжительность обучения 3 недели (всего 12 учебных часов). Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. В начале проводятся ознакомительные занятия
для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных
материалов. В конце проводится выставка детских работ с целью подведение итогов
реализации программы.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- формирование художественно-творческих способностей детей путём создания
условий для самореализации личности;
- развитие самостоятельности анализа и мышления;
- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека,
любви к родному краю и себе, бережного отношения к природе.
Цели будут достигнуты при условии « Я хочу это сделать сам».
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
-развивать образное мышление, творческие способности, творческую
активность, воображение;
-поддерживать проявление фантазии и самостоятельности детей при
изготовлении поделок;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного,
радость от совместного творчества;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

- принцип природосообр*азности, один из самых старых педагогических
принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные
возможности учащихся, зоны их ближнего развития; следует, направлять обучение на
самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;
- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический
процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип
ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения,
как и педагог;
- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании
тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие
компоненты:
.
* *
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
В разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности
при работе с тем или иными инструментами, используемыми при изготовлении
изделий.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и
методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и
методы
обучения:
репродуктивный
(воспроизводящий);
объяснительно
иллюстративный ( объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
метод проблемного изложения ( педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути
её решения); частично - поисковый; практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и
коллективные формы работы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Высокая степень интереса детей к содержанию занятий. Приобретение навыка
изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках
декоративно - прикладного творчества, как на школьном, так и на более высоком
уровне. Использование поделок - сувениров в качестве подарков; оформление класса,
зала для проведения праздничных мероприятий и др. практическое применение своих
умений и навыков.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПО ОКОНЧАНИИ
ОБУЧЕНИЯ.
ДОЛЖ НЫ ЗНА ТЬ:
- виды декоративно - прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
- название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
- название и назначения материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки.
- правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с
колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
- правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными
материалами.

- начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
- приемы оформления работы в рамку.
ДО ЛЖ Н Ы УМЕТЬ:
- правильно организовать своё рабочее место.
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки
на практике.
- выполнять правила техники безопасности.
- приобрести навыки работы по изготовлению поделок.
- работать по шаблону.
- изготавливать разные поделки и сувениры.
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и
навыки.
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять
самостоятельность.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть
необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных
доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую
значимость.
Помещение для проведения занятий соответствуют санитарно - гигиеническим
требованиям и оборудовано необходимым количеством мест для детей.
До начала занятий и после их окончания осуществляется проветривание
помещения.
В наличие имеются разные материалы и инструменты, необходимые для работы.
В процессе обучения, обучающиеся строго соблюдают правила техники
безопасности труда.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п.
1

Название разделов
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Знакомство.
Введение в тему. Изучение правил
безопасной работы. Материалы и
оборудование.
Работа с бросовым материалом.

Количество часов
Всего

Теор.

Практ.

2

1

1

2

Работа с пластиком.

4

0

4

3

Работа с картоном и целлофаном.

4

1

3

4

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

2

1

1

ИТОГО:

12

3

9

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа)
Общие сведения о творческом кружке «Чудеса из мусора», об организации работы
коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о
программе объединения на смену.
2. РАБОТА С БРОСОВЫМ МАТЕРИАЛОМ (8 часов)

«Бросовый материал - это йсё то, что можно без жалости выкинуть, а можно и
использовать, дав волю безграничной детской фантазии».
Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования
мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной
радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие.
Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки одноразовую
посуду, упаковки от посуды, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки,
трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И
вряд ли задумываемся о том, что многое из мусора может получить новое применение,
став основой для оригинальной поделки или увлекательного подарка. Ненужные вещи, ог
которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество
возможностей для такого творчества..
Работа с такими материалами способствует развитию
конструкторской
деятельности детей.^С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать я
соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует
развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами
расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
3. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. (2 часа)
Варианты предлагаемых работ для изготовления:
1. Подсвечник из пластиковой бутылки
2. Оригинальные цветы и бабочки из пластика.
3. Ваза из пластиковой бутылки.
4. Цветы из целлофана.
я
5. Сувениры из картона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. А.М. Гусакова «Обучение мастерству рукоделия», М. Просвещение, 1981 г.
2. А.М. Гусакова «Рукоделие в начальных классах», М. Просвещение, 1985 г.
3. Г.И. Перевертень «Самоделки из разных материалов», М, Просвещение, 1985 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».