4 Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей п. Ола» Принято: на педагогическом совете МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола» Протокол №01 от 24.09.2024 «ЦДО детей п. Ол а» Е.Г.Еремина 25.09.2024 г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Парикмахерское искусство» Срок реализации: 3 года. Возраст обучающихся: 10-18 лет. Составитель: Самосенок Р.С, педагог ДО п.0ла.2024 г. Пояснительная записка. С древних времён развивается искусство парикмахерского дела, так как во все времена человек стремился выглядеть красиво, модно, современно. Будучи частью мировой культуры, прическа является существенной характеристикой личности. Глядя на прическу, макияж, особенно в сочетании с костюмом можно судить о вкусе человека, творческих способностях, часто о профессии, образе жизни, аккуратности, темпераменте, положению в обществе, достатке и т.д. Стоит ли говорить, насколько важно в наше время уметь создавать свой имидж, неповторимый и современный, главной составляющей которого является прическа. Дополнительная общеобразовательная программа «Парикмахерское искусство» ориентирована на запросы детей, родителей, социума относится к программам социальногуманитарной направленности, так как создает условия для знакомства с парикмахерской профессией, как с одним из видов искусства и содействует развитию творческих возможностей воспитанников. В процессе обучения по данной программе, обучающиеся научатся самостоятельно выполнять окраску волос, стрижки и укладки. А также узнают, основные приемы ухода за волосами, примут участие в показах причесок и других мероприятиях. На занятиях воспитанники получат сведения по технике безопасности жизнедеятельности, необходимые для осторожного поведения во время занятий и в определённых критических ситуациях. Педагог следит за соблюдением правил Т.Б. Программа является модифицированной и составлена в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению общеобразовательных программ дополнительного образования детей. Оригинальность программы состоит в особой форме оценки достижений: конечный результат работы на занятии должен быть оценен только на “хорошо” или “отлично, но для получения таких баллов необходимо совершенствовать мастерство стрижки, накапливать знания по теории парикмахерского искусства, поэтому воспитанники могут сдавать ее неоднократно - до получения положительных результатов. Такой подход исключает ситуацию неуспеха, позволяет развить профессиональный интерес обучающихся, стимулирует их активность и творчество. Цель: создание условий для творческой самореализации личности ребенка через освоение парикмахерского дела. Задачи курса: 1. Знакомить обучающихся с основами парикмахерского дела; 2. Выработать умения и навыки «домашнего парикмахера» с соблюдением санитарногигиенических требований; 3. Развивать образное мышление, фантазию, самостоятельность, творческий подход, художественно-эстетический вкус; 4. Воспитывать культуру труда, общения, взаимопомощь, аккуратность. Программа «Парикмахерское искусство» предполагает обучение обучающихся 10-18 лет. Курс обучения – 3 года. Приоритетным основанием для зачисления в группу является интерес к парикмахерской деятельности. Программа предназначена для девушек и юношей. Наполняемость групп 2 обучения определяется Уставом учреждения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа. Занятия по обучению парикмахерскому искусству могут проводиться в группе смешанного состава по возрасту и уровню подготовки обучающихся. То есть на занятии изучается общая тема, но для обучающихся 1 г.о. предусмотрен ознакомительный, начальный уровень знаний по данной теме. Для обучающихся 2 года обучения тема предлагается с некоторыми усложнениями или вариантами дополнительного материала. На третьем году обучения преобладает форма самостоятельной работы. Такая организация обучения обеспечивает личностно-ориентированный подход – в зависимости от индивидуальных способностей воспитанников возможна оперативная корректировка программы, ускоренный или замедленный курс обучения, углубленное изучение отдельных тем и т п. Обучающиеся, изъявившие желание продолжать заниматься в объединении по окончании курса обучения могут участвовать в жизни объединения. Занятия проводятся в специально-оборудованном кабинете с соблюдением гигиенических норм. Здесь имеются наглядные пособия, фотовыставка с образцами причёсок, выполненных в разные годы. Для работы необходимо следующее оборудование и принадлежности: расчёски и щётки различных форм, бигуди, щипцы, плойки, фен, ножницы, пеньюары, зажимы для волос, пульверизатор, шпильки, невидимки, средства ухода за волосами и т.д. Для работы обучающиеся приобретают индивидуальный комплект инструментов и всего необходимого (полотенце, салфетки и др.), который они приносят на каждое занятие. Основные методы обучения – теоретические и практические занятия. Для изложения теоретического материала используются такие методы обучения, как рассказ, беседа с демонстрацией выполнения причёски педагогом или обучающимися. Более успешному усвоению материала способствует наличие наглядных пособий, печатные издания. При организации практической части занятия используются в основном индивидуальные формы работы. Для прохождения той или иной темы (по необходимости) педагогом и обучающимися (по заданию педагога) подбираются модели. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: 1. индивидуальная (воспитаннику даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей), 2. фронтальная (весь состав детей работает над общей учебной задачей, которая соответствует уровню подготовки учащихся) 3. групповая (состав разбивается на подгруппы). При определении уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся также используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы контроля и оценки результатов учебной деятельности. Основной метод контроля усвоения пройденного материала – выполнение практических заданий. Программа «Парикмахерское искусство» составлена с учетом требований общедидактических принципов, что позволяет при правильном выборе форм и методов обучения способствовать формированию универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных. Личностные формируются: ̶ ценностные ориентиры в области парикмахерского дела; ̶ уважительное отношение к своему творчеству, труду и творчеству других людей; ̶ стремление к поиску самостоятельных решений; 3 ̶ навыки совместной деятельности с взрослыми и сверстниками; На уровне предметного освоения: ̶ владеют основами технологии по парикмахерскому делу и гигиене; ̶ применяют полученные навыки на практике; ̶ умеют подобрать прическу и макияж по отношению к стилю и формам лица, головы. Прогнозируемым результатом освоения программы «Парикмахерское искусство» является постоянная активность обучающегося в самостоятельной деятельности и самообучении. Результативность отслеживается на основе: 1. Наблюдения за ходом выполнения творческих заданий. 2. Тестирования. 3. Индивидуально-психологических способностей обучающихся к деятельности. 4. Самооценки. 5. Взаимооценки. 6. Анализа творческих работ. 7. Итогового контроля (итоговые занятия). Итоговый контроль заключается в обобщении результатов текущих опросов и выполненных практических заданий. Возможны следующие варианты контроля: 1. В игровой форме урока – соревнования, составление и разгадывание кроссвордов. 2. В форме конкурсов и показов (дефиле). 3. Презентации творческих работ («портфолио», фото выставка). Неотъемлемой частью занятий является воспитательная работа, организуемая не как назидание, а как собеседование, открытое общение, обсуждение подростковых проблем. Используются нетрадиционные формы занятий. Предполагаемые результаты обучения. Обучающиеся должны иметь общие представления об истории парикмахерского искусства, знать теорию классических мужских и женских стрижек, должны знать пропорции лица, особенности строения головы, волоса, уметь с помощью прически скорректировать внешность, должны освоить теорию массажа головы и уметь построить схему “точной” стрижки и выполнить ее, должны овладеть знаниями по технике безопасности, санитарии, гигиене, материаловедению, овладеть техникой укладки прически, начальными навыками дефиле, знать начальные азы этики поведения с «клиентом», правила культурного поведения в социуме. Должны быть развиты моторные навыки, глазомер, образное мышление, художественный вкус, осанка, точность движений; должна появиться адекватная самооценка деятельности; должны развиться трудолюбие, терпение, стремление к красоте, коммуникабельность, уважение к членам коллектива, взаимовыручка, гуманное отношение к людям. К концу 1 года обучения обучающиеся должны: знать, как обрабатывать инструменты, методы ухода за волосами и кожей головы, оздоровление волос; уметь выполнять несложное плетение, стрижка чёлки, концов волос, накрутку на все виды электроприборов и бигуди разной конфигурации. К концу 2 года обучения обучающиеся должны: знать основы моделирования причёски; современные способы химической завивки; 4 уметь выполнять полное и частичное окрашивание волос химическими красителями, мелирование, калорирование, спиральную завивку, стрижки под руководством педагога, сложные виды плетения и вечерние прически. К концу 3 года обучения обучающиеся должны: овладеть знаниями всего курса обучения и уметь применять их на практике с минимальной помощью педагога. Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся определены в Программе мониторинга, который является частью программно-методического комплекса данной программы. Тематический план 1 год обучения № Раздел пп 1. Вводное занятие. 2. Инструменты и принадлежности. Т.Б. 3. Кожа, волосы. Уход, болезни, лечение. 4. Стрижка волос. Основные навыки. 5. Укладка волос. Плетение кос. 6. Окраска волос. 7. История парикмахерского искусства 8. Итоговое занятие Итого: Всего 3 6 15 60 84 30 9 3 210 Количество часов Теория Практика 1 2 2 4 5 10 20 40 28 56 6 24 3 6 2 1 67 143 2 год обучения № Раздел пп 1. Вводное занятие. 2. Инструменты и принадлежности. Т.Б. 3. Кожа, волосы. Уход, болезни, лечение. 4. Стрижка волос. Точные стрижки 5. Укладка волос. Основы моделирования. 6. Окраска волос. 7. История парикмахерского искусства 8. Итоговое занятие Итого: Всего 3 6 15 60 84 30 9 3 210 Количество часов Теория Практика 1 2 2 4 5 10 20 40 28 56 6 24 3 6 2 1 67 143 3 год обучения № Раздел пп 1. Вводное занятие. 2. Инструменты и принадлежности. Т.Б. Количество часов Всего Теория Практика 3 1 2 6 2 4 5 3. 4. 5. 6. 7. 8. Кожа, волосы. Уход, болезни, лечение. Стрижка волос. Креативные стрижки. Укладка волос. Основы моделирования. Окраска волос. История парикмахерского искусства Итоговое занятие Итого: 15 60 84 30 9 3 210 5 20 28 6 3 2 67 10 40 56 24 6 1 143 Содержание программы 1-го года обучения Тема 1. Вводное занятие (3 часа). Знакомство, цели и задачи учебного курса, правила поведения на занятиях и в учреждении, традиции объединения. Психологические игры на сближение. Мотивация обучающихся к занятиям. Определение уровня обучения обучающихся. Практическая работа: Демонстрация выполнения причёски обучающимся или педагогом. Тема 2. Инструменты и принадлежности. Т. Б. (6 часов). 3 вида инструментов парикмахера. Парикмахерские принадлежности. Правила работы с острыми и режущими инструментами, с электроприборами. Санитарно-гигиенические требования к обработке инструментов. Дезинфекция инструментов. Санитария и гигиена. Оборудование кабинета. Санитарно-профилактические мероприятия. Практическая работа: Практикум по обработке инструментов. Тема 3. Кожа, волосы. Уход, болезни, лечение. (15 часов). Строение кожи. Физиология и функции кожи. Типы кожи. Строение волос. Рост волос. Форма, толщина и цвет волос. Основные характеристики волос. Типы волос. Уход за волосами. Болезни волос. Практическая работа: Практикум по уходу за волосами. Тема 4. Стрижка. (60 часов). Стрижки, многообразие, особенности выбора. Инструменты. Мужская, женская, детская стрижка. Технологический процесс выполнения стрижки. Приёмы и методы стрижки волос. Окантовка, тушёвка, филировка. Снятие волос «на пальцах». Способы обработки прядей. Практическая работа: отрабатывание приёмов стрижки волос. Окантовка челки и концов волос ножницами, тушёвка, филировка. Снятие волос «на пальцах». Способы обработки прядей. Тема 5. Укладка волос. Основы моделирования. (84 часов). Инструменты, приспособления. Элементы причёски. Плетение кос. Способы формирования локона. Укладка коротких волос. Укладка длинных волос. Укладка волос с помощью бигуди. Правила накручивания волос на бигуди. Укладка волос феном. Укладка волос щипцами. Расчёсывание волос. Закрепители причёски. Завершающая укладка. Практическая работа: Выполнение укладки волос. Плетение кос. Тема 6. Окраска волос. (30 часов). Общие правила окраски волос. Естественный цвет волос. Эволюция красителей. Классификация препаратов, изменяющих цвет волос. Теория цвета. Принцип нумерации 6 красителей. Выбор красителя. Коррекция лица с помощью цвета. Осветление волос. Окраска седых волос. Оттеночные красители. Природные красители. Практическая работа: Вырабатывание навыка окраски волос. Тема 7. История парикмахерского искусства. (9 часов). Изучение истории развития парикмахерского искусства, особенности, преемственность традиций не только в прическе, но и самом образе жизни, этапы выполнения разнообразных стрижек и укладок, сведения об уходе за волосами разных типов Тема 8. Итоговое занятие (3 часа). Подведение итогов работы за год каждого обучающегося и объединения, планирование работы в новом учебном году, задание на лето. Дефиле на отчетном концерте. Содержание программы 2-го года обучения Тема 1. Вводное занятие (3 часа). Знакомство, цели и задачи учебного курса, правила поведения на занятиях и в ЦДО, традиции объединения. Психологические игры на сближение. Мотивация обучающихся к занятиям. Определение уровня обучения воспитанников. Практическая работа: Демонстрация выполнения причёски обучающимся или педагогом. Тема 2. Инструменты и принадлежности. Т. Б. (6 часов). 3 вида инструментов парикмахера. Парикмахерские принадлежности. Правила работы с острыми и режущими инструментами, с электроприборами. Санитарно-гигиенические требования к обработке инструментов. Дезинфекция инструментов. Санитария и гигиена. Оборудование рабочего зала салона. Санитарно-профилактические мероприятия. Практическая работа: Практикум по обработке инструментов. Тестирование знаний анкетами. Тема 3. Кожа, волосы. Уход, болезни, лечение. (15 часов). Строение кожи. Физиология и функции кожи. Типы кожи. Строение волос. Рост волос. Форма, толщина и цвет волос. Основные характеристики волос. Типы волос. Уход за волосами. Болезни волос. Практическая работа: Вырабатывание навыка работы с волосами. Тема 4. Стрижка. (60 часов). Мужская, детская стрижки. Многообразие, особенности выбора. Точные стрижки. Методы точной стрижки. Стрижка волос машинкой. Технологический процесс выполнения. Филировка, тушевка. Практическая работа: отрабатывание приёмов точной стрижки волос. Выполнение стрижки. Тема 5. Укладка волос. Основы моделирования. (84 часов). Инструменты, приспособления. Элементы причёски. Плетение кос. Способы формирования локона. Укладка коротких волос. Укладка длинных волос. Укладка волос с помощью бигуди. Правила накручивания волос на бигуди. Укладка волос феном. Укладка волос щипцами. Расчёсывание, начёсывание и тупирование волос. Закрепители причёски. Завершающая укладка. Коррекция лица причёской. Типы лица. Индивидуальные недостатки лица, в форме головы, оттопыренные уши. 7 Практическая работа: Выполнение укладки волос, теоретические и практические навыки накрутки на коклюшки. Тема 6. Окраска волос. (30 часов). Общие правила окраски волос. Естественный цвет волос. Эволюция красителей. Классификация препаратов, изменяющих цвет волос. Теория цвета. Принцип нумерации красителей. Выбор красителя. Коррекция лица с помощью цвета. Осветление волос. Окраска седых волос. Оттеночные красители. Современные способы окраски волос – мелирование, балаяж, колорирование. Практическая работа: выполнение окраски волос. Тема 7. История парикмахерского искусства. (9 часов). Изучение истории развития парикмахерского искусства, особенности, преемственность традиций не только в прическе, но и самом образе жизни, этапы выполнения разнообразных стрижек и укладок, сведения об уходе за волосами разных типов, о выборе оптимальной прически в соответствии с формой лица. Тема 8. Итоговое занятие (3 часа). Подведение итогов работы за год каждого учащегося и объединения, планирование работы в новом учебном году, задание на лето. Дефиле на отчетном концерте. Содержание программы 3-го года обучения Тема 1. Вводное занятие (3 часа). Знакомство, цели и задачи учебного курса, правила поведения на занятиях и в ЦДО, традиции объединения. Психологические игры на сближение. Мотивация учащихся к занятиям. Определение уровня обучения учащихся. Практическая работа: Демонстрация выполнения причёски обучающимися или педагогом. Тема 2. Инструменты и принадлежности. Т. Б. (6 часов). 3 вида инструментов парикмахера. Парикмахерские принадлежности. Правила работы с острыми и режущими инструментами, с электроприборами. Санитарно-гигиенические требования к обработке инструментов. Дезинфекция инструментов. Санитария и гигиена. Оборудование рабочего зала салона. Санитарно-профилактические мероприятия. Практическая работа: Тема 3. Кожа, волосы. Уход, болезни, лечение. (15 часов). Строение кожи. Физиология и функции кожи. Типы кожи. Строение волос. Рост волос. Форма, толщина и цвет волос. Основные характеристики волос. Типы волос. Уход за волосами. Болезни волос и их лечение. Практическая работа: Вырабатывание навыка работы с волосами. Тема 4. Стрижка. (60 часов). Креативные (модельные) стрижки, многообразие, особенности выбора. Женская стрижка. Технологический процесс выполнения. Приёмы и методы выполнения модельной стрижки. Внутренний срез, внешний срез. Пойнтирование, выщипывание. Скользящий срейз (слайзинг). Обработка крученой пряди. Практическая работа: отрабатывание приёмов стрижки волос. Выполнение стрижки. Тема 5. Укладка волос. Основы моделирования. (84 часов). 8 Химическая завивка. Составы для химической завивки. Щелочной перманент, фиксаторы. Влияние кислот и щелочей на волосы и кожу. Технология выполнения химической завивки. Методы химической завивки. Ошибки при выполнении химической завивки. Уход за волосами после химической завивки. Коррекция лица причёской. Типы лица. Индивидуальные недостатки лица, в форме головы, оттопыренные уши. Практическая работа: Выполнение укладки волос. Выполнение химической завивки. Плетение кос. Тема 6. Окраска волос. (30 часов). Общие правила окраски волос. Естественный цвет волос. Эволюция красителей. Классификация препаратов, изменяющих цвет волос. Теория цвета. Принцип нумерации красителей. Выбор красителя. Коррекция лица с помощью цвета. Осветление волос. Окраска седых волос. Оттеночные красители. Современные способы окраски волос – мелирование, балаяж, колорирование. Окраска бровей и ресниц. Практическая работа: выполнение окраски волос. Тема 7. История парикмахерского искусства. (9 часов). Изучение истории развития парикмахерского искусства, особенности, преемственность традиций не только в прическе, но и самом образе жизни, этапы выполнения разнообразных стрижек и укладок, сведения об уходе за волосами разных типов, о выборе оптимальной прически в соответствии с формой лица. Тема 8. Итоговое занятие (3 часа). Подведение итогов работы за год каждого учащегося и объединения, планирование работы в новом учебном году, задание на лето. 9 Методическое обеспечение программы № п.п. Тема 1. Вводное занятие. 2. Инструменты и принадлежности. Т.Б. 3. Кожа, волосы. Уход, болезни, лечение. 4. 5. 6. 7. 8. Стрижка волос. Укладка волос. Основы моделирования. Окраска волос. История парикмахерского искусства Итоговое занятие Формы и методы занятий Беседа, игра, показ, анкетирование; Формы: фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, практические методы; Формы: фронтальная, индивидуальная, по подгруппам. Словесные, наглядные, практические методы; Формы: фронтальная, индивидуальная, по подгруппам. Словесные, наглядные, практические методы; использование ТСО; Формы: фронтальная, индивидуальная, по подгруппам. Словесные, наглядные, практические методы; использование ТСО; Формы: фронтальная, индивидуальная, по подгруппам. Словесные, наглядные, практические методы; использование ТСО; Формы: фронтальная, индивидуальная, по подгруппам. Словесные, наглядные, практические методы; использование ТСО; Формы: фронтальная, индивидуальная, по подгруппам. Словесные, наглядные, практические методы; использование ТСО; Формы: фронтальная. 10 Формы контроля, подведение итогов Результаты анкетирования Оценка выполнение заданий. педагога, практических Оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий. Выполнение практических заданий, оценка педагога, самоконтроль. Выполнение практических заданий, оценка педагога, самоконтроль. Выполнение практических заданий, оценка педагога, самоконтроль. Выполнение практических заданий, оценка педагога, самоконтроль. Анализ результатов деятельности учащихся, оценка педагога, самооценка. Перечень учебно-методических материалов. Программно-методический комплекс ➢ «Парикмахерское искусство» ➢ Календарно-тематическое планирование ➢ Программа мониторинга УУД Наглядные пособия ➢ ➢ ➢ ➢ Плетение кос Учебные пособия (альбомы, книги, журналы) Альбом причесок, выполненных обучающимися прошлых лет Таблицы Съёмные стенды ➢ «Правила безопасного труда» ➢ «Наши достижения» ➢ Фотостенд Летопись объединения ➢ Фотоальбомы ➢ Игротека 11 Материально-техническое оснащение. Помещение для занятий должно быть оснащено специализированным оборудованием, отвечать требованиям СанПиН и пожарной инспекции: парикмахерские кресла и рабочие столы с зеркалами, ученические столы и стулья для теоретических занятий, шкафчики для хранения чистого парикмахерского белья и пеньюаров, контейнеры для срезанных волос, раковина для мытья головы, шкафы для хранения красок и составов химической завивки, а также ученическая доска. Инструменты для работы: профессиональные фены, машинки для стрижки волос, филировочные и простые парикмахерские ножницы, расчески и щетки для укладки волос. Приспособления и вспомогательные материалы: брызгалки, зажимы для волос, бигуди и коклюшки разной формы и диаметра, неметаллическая посуда, кисточки для краски, одноразовые полиэтиленовые перчатки, утепляющие колпаки для химической завивки волос, шапочки для мелирования, фольга, полиэтиленовые пакеты для мусора, лаки, краски, муссы, бальзамы, гели, шампуни и т.п; аксессуары для причесок (шпильки, заколки, банты и т.п.), средства для дезинфекции ножниц и расчесок. Парикмахерская одежда и белье: полотенца, пеньюары для клиентов, фартуки для мастеров, Совок и щетка для собирания волос, медицинская аптечка, ТСО. 12 Литература Литература для педагога 1. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта. М.: Просвещение, 1986. 2. Смирнова Л.В. Уроки парикмахерского искусства. Санкт-Петербург: «Паритет», 2002. 3. Смирнова Л.В. Парикмахерское искусство. Санкт-Петербург: «Паритет», 2002. 4. Кудинова Л. Модная причёска. Москва. «Эксмо», 2006. 5. Афонькин С.Ю. Причёски и стрижки. Москва. ООО «Издательский дом «Кристалл», 2001. 6. Куприянова П.К. Современные причёски. Москва. «Эксмо», 2003. 7. Линда Сонтаг. Причёски и красота. Москва. «Эксмо», 1995. 8. Ененько Е. Женские стрижки в стиле. М.: «Эксмо», 2008. 9. Домашний парикмахер. Ростов на/Д.: ИД «Владис», М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008. Литература для детей 1. Константинов А.В. “Как стать парикмахером”. Учебное пособие для студентов профессиональных колледжей, Москва, 2002 г. 2. Материалы журналов “Долорес”, “Лиза”, “Hair” и др. 3. Сайты сети Интернет. 4. Кэмерон Патрик и Уэйдсон Джекки. Прически для длинных волос. М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2010. 13 14