\ Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей п.Ола» Утверждено: Принято: на педагогическом совете МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола» Протокол №01 от 24.09.2024 г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности «ЭКОМИР» Срок реализации: 1 год. Возраст обучающихся (воспитанников): 7-11 лет Составитель: Тимощенко Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования объединения «Зов Севера» п. Ола. 2024 г Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире. В. Бианки Пояснительная записка. Глобальный экологический кризис - суровая реальность нашего времени. Загрязнение природной среды, вредные для здоровья и жизни людей условия, не рациональное отношение к природным ресурсам - все это внушает тревогу за судьбу настоящего и будущего поколений. Природа всё настойчивее требует к себе внимательного отношения, изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном непосредственном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. В начале 21 века, когда резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы все, что им казалось необходимым, ничего не давая взамен. Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает. Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у обучающихся экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления. Экологическое воспитание способствует формированию у обучающихся умение понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Дети, к сожалению практически не различают многообразия состояний элементов экосферы, таких как земля, воздух, живое и не живое в природе, не знают различий между видами цветов, растений, животных, птиц, деревьев. Они весьма поверхностно знакомы с богатством и особенностями окружающей природы. У большинства не наблюдается отсутствие стойкого познавательного интереса к природе, стремления глубже узнать этот мир, прочувствовать его красоту. Часто из-за отсутствия элементарных знаний о природе они не могут выбрать правильную линию поведения. У детей, занимающихся, в объединении формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: о защите неживой природы и почв от загрязнения, разрушении и истощении, сохранении многообразия видов организмов, охране природы, как необходимым условием сохранения здоровья людей. Дополнительная общеобразовательная программа «Экомир» разработана в соответствии с действующими нормативными документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Конвенцией о правах ребёнка; - Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р; - Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г № 28; - СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2. Программа «Экомир» относится к естественнонаучной направленности, способствует повышению экологической грамотности детей. При реализации программы используется интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, игры, работа с бросовым материалом, осуществляется экологизация различных видов деятельности ребенка. Программа строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких направлений, как познавательного, познавательно-развлекательного, практического, исследовательского. Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, фильмы-путешествия, викторины, и тд), которые способствуют развитию экологических знаний детей. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство обучающихся с компонентами живой и неживой природы, изучение влияния деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это участие в мероприятиях, просмотр документальных фильмов, экологические игры, игры-путешествия. Практическое направление включает изучение растительного и животного мира, водоемов родного края, связанное с практическими делами: наблюдение за животными в «живом уголке», подкормка птиц, что способствует привитию бережного отношения детей к родной природе. Исследовательское направление работы объединения осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсии, фенологические наблюдения, которые способствуют развитию мышления, умения анализировать полученные результаты. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экомир» задаётся стремительным ростом числа экологических проблем взаимодействия человека и природы, негативного воздействия человеческого общества на окружающую среду. Экологическая ситуация, сложившаяся за последние годы в нашей стране и в мире, в целом поставила перед человечеством задачу - достижение устойчивого развития общества, которое в свою очередь подразумевает не только разумную эксплуатацию природных ресурсов, но и формирование соответствующего мировоззрения по отношению к проблемам окружающей среды, воспитание личности, способной жить в гармонии с миром природы. На сегодняшний день очень важен вопрос воспитания обучающегося, не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, тем самым преобразовывающего окружающий мир. Новизна программы: Разработка настоящей программы вызвана необходимостью воспитания экологической грамотности у детей, начиная с младшего школьного возраста, в связи с резким загрязнением всех компонентов природной среды и бесконтрольным использованием ее ресурсов. Люди должны соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. Программа позволяет сформировать у детей первоначальные представления об окружающей природе и месте человека в этом мире, способствует осознанию ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижению причинно-следственных связей в окружающем мире и формированию основ экологической культуры. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на развитие творческих способностей, мышления, коммуникативных навыков. Большое количество практических занятий и исследований, проведенных в живом уголке и природе, позволяет обучающимся накопить материал для использования его при изготовлении наглядных пособий, проведении выставок, участия в конкурсах, акциях, и тд. Программа позволяет развить и закрепить практические навыки юного эколога, познакомиться с богатствами родного края и нашей планеты Земля, в том числе, посредством игры «Зов Севера». Участниками игры выступают персонажи водной и земной стихии обитателей Севера. Игра проводится в форме эстафеты, квеста, викторины и т.д.. Кроме того, что игра способствует расширению и закреплению теоретических знаний, происходит физическое развитие обучающихся. Педагогическая целесообразность. Основная идея программы – развитие у обучающихся мотивации к познанию окружающего мира. Обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Экомир» позволит приобщить детей к миру природы, ее охране, сформировать интерес к новым видам деятельности (экологическая акция, исследование). Формирование полноценной личности было и остается важной задачей дополнительного образования, предполагает гармоничное сочетание умственного и физического развития, стремления к поиску постоянных открытий. Сегодня экологическое образование в учебной программе общеобразовательных учреждений представлено достаточно узко, обрывчато и не систематично, чаще всего носят справочно-информационный характер. Данная программа позволяет обучающимся более глубоко познакомиться и вникнуть в проблемы экологии, получить практические навыки оценки состояния окружающей среды, ближе познакомиться с флорой и фауной родного края и пр. В ЦДО, в последние годы функционировало только одно объединение естественно-научной направленности, поэтому было принято решение открыть еще одно объединение. Данная программа «Экомир» выполняет важную функцию, помогая обучающимся через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Ее направленность выражается в формировании экологического мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой. Цель программы: формирование осознанного отношения обучающихся к природе, экологической культуре, любви к природе родного края. Задачи программы: Обучающие задачи: - обучить видению и пониманию красоты живой природы; - формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения; -расширить знания по зоологии, ознакомление обучающихся с условиями жизни животных в естественных условиях и в уголке живой природы, с охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу; - ознакомить обучающихся с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративных растений занесенными в красную книгу; - ознакомить обучающихся с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека; - ознакомить обучающихся с технологией изготовления поделок из природного материала. Воспитательные задачи: - воспитывать в обучающемся лучших духовно-нравственных качеств: любви к людям и природе, стремления к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам; - воспитывать у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде; - воспитывать у обучающихся своевременного, аккуратного и тщательного выполнения и соблюдения всех правил ТБ в объединении. Развивающие задачи: - способствовать развитию познавательного интереса; - способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления. - способствовать развитию творческих способностей; - способствовать формированию у детей умения анализировать, проектировать, практиковать; - способствовать развитию коммуникабельности; - способствовать развитию навыков самостоятельной работы; -способствовать развитию навыка публичных выступлений при защите творческих проектов. Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся от 7 до 11 лет. В объединение принимаются все желающие, увлеченные биологией, химией, любящие природу, интересующиеся наукой и научными исследованиями. Количество обучающихся в группе от 10 до 12 человек, возможно формирование как разновозрастных, так и групп одного возраста. Программа рассчитана на детей разного уровня развития, возможно обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год. На изучение программы отводится 204 часа. Форма обучения: очная, дистанционная. Уровень обучения: базовый. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Продолжительность одного часа составляет 40 минут, перерыв 10 минут.. Механизм реализации программы Реализация программы дает обучающимся представления о целостности природы, об охране природы, а также воспитывает стремление к познанию окружающей среды. Основными направлениями деятельности является учебная, развивающая и воспитательная деятельность. В процессе обучения используется такие формы занятий как: практическое, беседа, мини-проект, экскурсия, библиотечное занятие, игра, акция, вводное, комбинированное итоговое. Одной из важных форм занятий является экскурсия в природу, которая дает возможность развить интерес обучающихся к изучению природы родного края, к разнообразию растительного и животного мира, получить знания об условиях обитания отдельных видов растений и животных. На экскурсиях обучающиеся выполняют задания, материалы которых используются на занятиях. Сочетание практических и теоретических знаний, использование наглядных пособий, технических средств обучения дает детям возможность лучшего усвоения учебного материала, позволяют разнообразить формы и методы занятий. Практическая часть занятия предполагает работу с бросовым материалом - это художественное конструирование из самых разнообразных материалов – одно из интереснейших увлечений детей. Оно даёт обучающимся знания о качестве и возможностях различных материалов, стимулирует желание трудиться, способствует выработке положительных эмоций. Работа с бросовым материалом не только развивает воображение, творчество детей, хорошую ручную умелость, но и закладывает у них бережное отношение к окружающей природе. Данная программа носит не только обучающий, но и развивающий характер. При проведении занятий необходим разнообразный дидактический материал, учебно - наглядные пособия, иллюстрации, фото и видео материалы, и тд. Для реализации дополнительной общеобразовательной программы предполагается использование: компьютерной, и мультимедийной аппаратуры. Прогнозируемые результаты По окончании обучения, обучающиеся будут знать: - правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе; - условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в красную книгу; - окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу; - существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека; - технологию изготовления поделок из природного и бросового материала; - правила ТБ. По окончании обучения, обучающиеся будут уметь: - общаться с природой; - соблюдать правила поведения в природе; - видеть и понимать красоту живой природы; - воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; - проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений; - распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали; Метод обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый, исследовательский, проблемный; игровой, дискуссионный, проектный, информационно-коммуникативный. Формы работы: групповые, индивидуальные и коллективные. Работа в группе: практическая работа, творческие проекты, экскурсии, акции, субботники. Индивидуальная работа: исследовательская работа, проектирование. Коллективная работа: лекции, просмотр кинофильма, участие в конкурсах, экскурсии в природу, конференции, круглые столы, выставки работ, организация и проведение мероприятий и акций, издание стенгазет, листовок. Формы контроля Контроль осуществляется в виде мониторинга - вводного, текущего, итогового в форме: бесед, итогового занятия, устного опроса, игры, тестирования. По каждому разделу программы педагог может дополнительно отследить результаты усвоения программы в виде викторины, выставки, конкурса, дискуссии, защиты проекта и др. Оценки в баллах и процентах фиксируются в таблицах, графиках. 3 балла – задание выполнено с незначительной помощью педагога, ошибки составляют до 20% от всего задания. 2 балла – задание выполнено с помощью педагога, ошибки составляют до 40% от всего задания. 1 балл – выполнение работы полностью с педагогом, ошибки составляют 70%. Учебно-тематический план Наименование темы Из них часов № Всего п/п часов Теория Практика 1 Введение 3 2 1 2 Окружающий мир 27 9 18 3 Живая и неживая природа 42 14 28 4 Удивительный мир животных 39 13 26 5 Природа родного края 42 14 28 6 Мы – Охранники и Защитники 21 7 14 Экскурсии, библиотечное занятие и 7 27 11 16 др. 1 8 Итоговое занятие 3 2 Итого: 204 71 133 Содержание программы обучения Тема 1. Введение (3 ч) Знакомство с планом работы, техникой безопасности. Игровая программа с целью сплочения коллектива. Тема 2. Окружающий мир. ( 27 ч.) Теория: Общее представление о нашей планете - Земля. Важность и значимость экологического движения. Как человек познаёт мир. Занятие-фантазия. Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивают предметы и объединяют в группы (классифицируют). Общие представления о явлениях природы. Систематизировать и обобщить представления о мире вокруг нас, ознакомить с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами. Научные представления об явлениях природы, об образовании облаков, ветра, грозе, шаровой молнии, радуге, северном сиянии. Научить правильно себя вести во время угрозы для жизни человека. Погодные явления. Элементарные научные представления о погоде и ее особенностях во всех климатических поясах, о погодных явлениях. Значение прогнозов погоды в жизни человека, познакомить с некоторыми народными приметами, повторить и обобщить полученные знания. Место человека в окружающем мире. Человек – часть живой природы. Сообщения детей «Зависимость жизни человека от природы». Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Закономерности в природе и в обществе. Практика: Знакомство с игрой «Зов Севера», работа с бросовым материалом. Тема 3: Живая и не живая природа (42 ч.) Живая и не живая природа. Живая и неживая природа. Знакомство с объектами живой и неживой природы. Предметы, созданные руками человека. Описание объекта. Игра «Узнай предмет по описанию». Работа с энциклопедиями и словарями. Значение воды для жизни. Свойства воды, ее значение для жизни человека и правила определения воды пригодной к употреблению в пищу. Воздух вокруг нас. Значение воздуха для человека, животных, растений. Основные принципы по охране и защите воздуха. Свойства и состав воздуха и значением его для жизни на Земле. Почва. Полезные ископаемые. Горные породы. Почва - золотой фонд страны. 27 марта-День Земли. Виды и качества почв. Их роль в жизни человека и живых существ. Горные породы и их некоторые свойства, классификация, значение горных пород в жизни природы и человека. Полезные ископаемые, их значение для жизни людей, подвести к пониманию необходимости охраны недр. Песчаные пустыни. Пустыня – природная зона, характеризующаяся практическим отсутствием животных и растений. Самая большая песчаная пустыня Земли – Сахара. Растения пустыни. Климат в пустыне. Тип климата — теплый, сухой. Барханы подвижные скопления песка. Вода и суша на Земле. Значение воды для живого. Свойства воды. Проведение опытов: «Три состояния воды (лед, пар, вода)». Вода в природе: туман, роса, изморозь, иней, их образование. Круговорот воды в природе. Материки и океаны. Почва и ее значение для живого. Дискуссия «Каковы меры по защите воздуха, воды, почвы от загрязнения». Просмотр документального фильма. Практика: Знакомство с игрой «Зов Севера», работа с бросовым материалом. Тема 4. Удивительный мир животных (42 ч.) Теория: Многообразие животных. Многообразие животного мира: птицы, рыбы, звери. Взаимодействие животных друг с другом и с растениями. Физиологические особенности животных. Физиологические особенности животных, сформированных в результате эволюции, а также условия обитания. Питание животных.Особенности питания и существования животных. Травоядные и плотоядные животные. Домашние животные. История одомашнивания диких животных, разнообразие домашних питомцев. Дикие животные. Многообразие животного мира. Жители лесов, луга, болота, океана, рек, озер. Болезни животных. Болезни животных, диких животных, домашних животных, меры профилактики и лечения. Классификация болезни по степени их опасности и признакам. Практика: Знакомство с игрой «Зов Севера», работа с бросовым материалом. Тема 5. Природа родного края. (39 ч) Обитатели Магаданской области. Обитатели тайги, тундры, арктики. Обитатели и растительный мир земного пространства. Обитатели воздушного пространства. Разнообразие и образ жизни птиц. Обитатели и растительный мир водного пространства. Морские обитатели. Обитатели рек и озер. Удивительные и интересные факты из жизни животных Севера. Практика: Знакомство с игрой «Зов Севера», работа с бросовым материалом. Тема 6. Мы - охранники и защитники. (21 ч) Здоровье человека и его среда. Окружающая среда и здоровье человека. Загрязнения среды и здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Погода и самочувствие человека. Питание и здоровье человека. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Красная книга. Знакомство с Красной книгой России, Магаданской области. Её назначение. Содержание. Практика: Знакомство с игрой «Зов Севера», работа с бросовым материалом. Тема 7. Экскурсии, библиотечное занятие и др.(30 ч.) Тема 8. Итоговое занятие. (3 ч.) Методическое обеспечение программы Для осуществления образовательного процесса необходимо методикодидактическое обеспечение: пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности; набор учебных плакатов по экологии; игры-задания; видеофильмы; аудиозаписи; художественная литература; энциклопедическая литература; географические карты. С целью достижения качественных результатов учебный процесс оснащён современными техническими средствами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной учебной деятельности каждого ребёнка. Материально-техническое обеспечение Для занятий необходим кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям и оснащенный необходимым оборудованием: рабочее место педагога, столы и стулья для обучающихся (из расчета один на два человека), доска, ноутбук, мультимедийный проектор, стенд для прикрепления карт, заданий, наглядного материала, гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения), шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. При переходе на дистанционное обучение: компьютер, ноутбук или планшет, подключение к интернету. Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения 1 год 02.09.2024 Дата окончания обучения 31.05.2025 Всего учебных недель 34 Количество учебных часов 204 Режим занятий 2 раза в неделю по 3 часа Список литературы 1. Акимушкин А.М. Проблемы экологии. М.: 2000 2. Алфимова Н. Наши друзья – птицы. Кавказ. Мин. Воды, 2001 3. Атлас. Растения в городе. М.: Эгмонт – России, 2001 4. Встречи с животными. М.: Высшая школа, 2001 5. Гроздов В. Тайны земного мира. М.: Просвещение, 2002 6. Мир живой природы. Лес. М.: Планета детства, 2000 7. Методическое пособие «Капелька», Южно-Сахалинск, 2009 8. Певчие птицы. М.: Терра, 2000 9. Соколов В.Е. Редкие и исчезающие животные. М.: Высшая школа, 2002 10.Танасийчук В.М.: Экология в картинках, 1999 Интернет-ресурсы Образовательно-энциклопедический портал «Живая планета»: [Электронный ресурс]. 2003. http://lifeplanet.orgи. Портал о живой природе: [Электронный ресурс]. 2000. http://www.apus.ru Юный натуралист. [Электронный ресурс]. 2019. http://unnaturalist.ru/ Экологический центр «Экосистема» [Электронный ресурс]. 2001. http://www.ecosystema.ru/.