\ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ п. ОЛА» % Принято: на педагогическом совете МКУ ДО «ЦДО детей п. Ол а» Протокол №01 от 24.09.2024 г. Утверждено: Директор МКУ'ДО «ЦДО детей п.Ола» Е.Г.Еремина Приказ №: 1 о/д от 25.09.2024 г. МКУДО ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШАХМАТНЫЙ КЛУБ «ДЕБЮТ» Возраст детей: 6-18 лет. Срок реализации: 3 года. Составитель: Жильченкова, Л.В, педагог дополнительного образования творческого объединения «Шахматный клуб «Дебют». п. Ола, 2024 г Пояснительная записка В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. «Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько «ходов» вперед. А главное, воспитывают характер». Шахматы - интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Шахматный клуб «Дебют»» предназначена для получения базовых знаний по предмету. Программа позволяет создать комфортную среду для всех детей, помогает выявить и поддержать одаренных обучающихся. Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать игровой и творческий характер шахмат, повышает уровень общей образованности детей, способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала, воспитывает навыки волевой регуляции характера. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматный клуб «Дебют» разработана в соответствии с действующими нормативными документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р; - Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». -СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28; - СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2. Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматный клуб «Дебют» имеет физкультурно-спортивную направленность. Актуальность программы обусловлена потребностями детей и их родителей (законных представителей), вызванные современными требованиями модернизации системы образования. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. Новизной данной программы является выработка системы общих требований проведения квалификационных турниров, мероприятий. Конкретизирован мониторинг результативности образовательной деятельности, обучающиеся стремятся максимизировать свои результаты, повышается мотивация к овладению теоретическими знаниями. Представленные в данной программе формы и методы образовательной деятельности позволяют в процессе обучения игре в шахматы положительно влиять на совершенствование у обучающихся многих психологических процессов таких, как восприятие, внимание, воображение, память. На протяжении трех лет обучения обучающиеся овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обоснованием выводов, развивают способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию, формируют способность к обобщению учебного материала. Развитие «логической» памяти позволяет без особых усилий запоминать большие объемы информации не только шахматной, но и любой другой сферы знаний. У обучающихся формируются навыки самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой итд. Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и развитии памяти, мышления и воображения ребенка. Программа способствует вовлечению обучающихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки. Обучение ведется с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много дает и одаренным детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка. Практическая значимость О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И все это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизовать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе. Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления. Отличительные особенности программы Программа модифицированная, разработана с учётом программы И.Г.Сухина «Учусь и учу». Данная дополнительная общеобразовательная программа отличается от программы И.Г. Сухина личностно-ориентированным подходом к обучению шахматной игре: - программа предназначена для развития личностных качеств обучающихся; - тесты, задачи и упражнения трансформированы для применения в дополнительном образовании. Особенностью данной программы так же является отдача приоритета серьезной теоретической подготовке, умению анализировать в пропорции между частой соревновательной практикой и теоретической подготовкой, решение огромного количества этюдов, а не примерных задач. Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирование общей культуры и организация содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи программы Образовательные: -развивать познавательный интерес к изучению игры в шахматы; -формировать универсальные способы мыслительной деятельности; -развивать абстрактно-логическое мышление, память, внимание, творческое воображение, умение производить логические операции; - приобретать знания, умения, навыки, компетенции, необходимые для участия в шахматных соревнованиях. Личностные: -развивать социально-психологическую компетентность обучающихся, адекватное эмоционально-волевое состояние; -формировать гражданскую позицию, общественную активность личности; -формировать культуру общения и поведения в социуме, формировать навыки здорового образа жизни. Метапредметные: -воспитывать навыки самоконтроля, потребности в саморазвитии и самостоятельности; -формировать у обучающихся навыки конструктивного поведения в нестандартных ситуациях; -воспитывать ответственность, активность, дисциплину и усидчивость. Адресат программы Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы, от 6 до 18 лет. Принимаются все желающие при наличии интереса и заявления родителей (законных представителей), мотивации к данной предметной области, как освоившие программу ознакомительного уровня, так и без предварительной подготовки. Дети в разном возрасте хотят научиться играть в шахматы, поэтому формируются разновозрастные группы, с разным уровнем развития. Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься в объединении. Набор детей в объединение – свободный. Состав групп 10-12 человек. Уровень, объем и сроки реализации Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Шахматный клуб «Дебют» имеет базовый уровень - формирует у обучающихся интерес, устойчивую мотивацию к выбранному виду деятельности, расширяет спектр специализированных знаний для дальнейшего самоопределения, развития личностных компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных. Срок обучения по программе - 3 года. Форма обучения по программе – очная. Режим занятий обучающихся. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 учебных часа. Продолжительность каждого занятия 40 минут с 10 минутным перерывом между учебными занятиями. Количество часов в неделю – 6, в год – 204, учебных недель - 34. Особенности организации учебного процесса Основной формой учебной и воспитательной работы по программе является групповое занятие с ярко выраженным индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Виды занятий предусматривают лекции, практические занятия, мастер-классы, тренинги, выполнение самостоятельной работы, сеансы одновременной игры, участие в шахматных турнирах и соревнованиях районного, межрайонного, областного и всероссийского уровней. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств обучающихся, таких как выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Программный материал второго года сложнее, чем материал первого года, ибо если раньше нужно было просто усвоить элементарные правила игры и возможности каждой фигуры, то теперь и обучающийся и педагог должны прочувствовать, как взаимодействуют фигуры при защите, атаке, постановке мата. Материал третьего года обучения сложнее материала первых лет обучения. Программный материал включает в себя три большие темы: «Основы дебюта», «Основы миттельшпиля» и «Основы эндшпиля». Если для первого года обучения главным было усвоить правило игры и возможности каждой фигуры, для второго года - прочувствовать, как взаимодействуют фигуры при защите, атаке, постановке мата, то на третьем году обучения обучающиеся углубляют свои знания во всех стадиях шахматной партии: дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Ожидаемые результаты По результатам первого года обучающиеся должны знать: -шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие напроходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; -названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; -правила хода и взятия каждой фигуры. должны уметь: -ориентироваться на шахматной доске; -играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил ФИДЕ; -правильно помещать шахматную доску между партнерами; -правильно расставлять фигуры перед игрой; -различать горизонталь, вертикаль, диагональ; -рокировать. По результатам второго года обучающиеся должны знать: -обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; -ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур; должны уметь: -записывать шахматную партию; -матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королеми ладьей; -проводить элементарные комбинации. По результатам третьего года обучающиеся должны знать: -принципы игры в дебюте; -основные тактические приемы; -что означают термины: оппозиция, ключевые поля; -основные дебюты, которые применяют ведущие шахматисты мира; -что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп. -основные эндшпильные позиции; -историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира; должны уметь: -грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактическиеудары и проводить комбинации; -точно разыгрывать простейшие окончания; -находить несложные тактические удары и проводить комбинации; -организовать спортивно-массовые соревнования по шахматам. Формы аттестации и оценочные материалы. Учёт знаний обучающихся проводится путём проведения диагностики (предварительной, текущей и итоговой). Форма учета знаний может быть следующей: наблюдение, тестирование, зачётное выполнение решения шахматных задач, чтение условной записи партий, открытое занятие. Результативностью служит участие детей в соревнованиях и матчах внутриучрежденческого, муниципального, межрегионального, регионального и всероссийского масштаба, также служит показателем успешности освоения обучающимися дополнительной образовательной программы. Предварительный контроль проводится в первые дни обучения для выявления исходного уровня подготовки обучающихся, чтобы скорректировать учебнотематический план, определить направление и формы работы (метод: собеседование). Текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала и уровня их подготовленности к занятиям. Проводится в форме педагогического наблюдения, опроса, блиц-турнира, тестирования. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение. Проводится в форме шахматного турнира, тестирования Критерии оценки шахматных турниров: -знание истории шахматной игры - максимальное количество баллов – 2; -правильное расположение шахматной доски - максимальное количество баллов 2; - знание названий шахматных фигур - максимальное количество баллов - 2; -расположение шахматных фигур и пешек на шахматной доске - максимальное количество баллов - 2. - действия с шахматными фигурами и пешкой – максимальное количество баллов - 2. Общее максимальное количество баллов - 10. Оценочные материалы Виды контроля Цель организации контроля Оценочные материалы Вводный Выявление уровня познавательных Собеседование контроль интересов Текущий Проверка усвоения материала по Педагогическое контроль изучаемым темам, проверканаблюдение. Опрос. Блиц повторение пройденного материала турнир. Тестирование Итоговый Контроль знаний и умений по Шахматный турнир. контроль программному материалу Тестирование Критерии достижения результатов обучающихся Критерии оценки уровня теоретической подготовки: -высокий уровень - обучающийся освоил практически весь объём знаний 10080%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием; -средний уровень - у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой; -низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины. Критерии оценки уровня практической подготовки: -высокий уровень - обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества; -средний уровень - у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; -низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; обучающийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 года обучения № Наименование разделов Количество часов Всего Теория Практика 1 Введение 3 3 2 Шахматная доска 15 6 9 3 Шахматные фигуры 9 4 5 4 Начальная расстановка фигур 66 22 44 5 Ходы и взятие фигур 63 15 48 6 Рокировка 6 2 4 7 Шахматная партия 33 8 25 8 Повторение пройденного материала 9 5 4 ИТОГО: 204 часа 64 140 Содержание 1. Введение. ТБ. Теория. Знакомство с содержанием программы. План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила дорожного движения. 2. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Положение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Дидактические игры и задания 3. Шахматные фигуры. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Расстановка фигур перед шахматной партией. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход. Взятие ладьи. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Ферзь. Ферзь против ладьи и слона. Конь. Конь против ферзя, ладьи и слона. Пешка. Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. Король. Король против других фигур. Шах. Мат. Ничья, пат. Дидактические игры и задания 4.Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания 5. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания 6. Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактические задания «Рокировка», «Мат в один ход», «Выиграй фигуру». Игровая практика. 7. Шахматная партия. Дебют. Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Короткие партии. Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактические игры и задания 8. Повторение пройденного материала. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 года обучения № Наименование разделов Всего 1 2 2 3 4 5 6 7 Введение Повторение пройденного материала Шахматная нотация Ценность шахматных фигур Техника матования одинокого короля Достижение мата без жертвы материала Шахматная комбинация Повторение программного материала ИТОГО: 3 9 Количество часов Теория Практика 3 3 6 24 18 36 9 6 9 15 12 27 18 6 12 84 12 12 - 72 12 204 часа 48 156 Содержание Тема № 1. Введение. Знакомство с содержанием программы. План работы на год. Инструктаж по ОТ и ТБ, ПБ. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила дорожного движения. Просмотр презентации «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Тема № 2. Повторение пройденного материала. Просмотр презентации «Приключения в Шахматной стране». Первый шаг в мире шахмат. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур, Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничей. Игровая партия. (игра всеми фигурами). Тема № 3. Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматные нотации. Запись шахматной партии. Игровая практика с записью шахматной партии или фрагмента. Тема № 4. Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее», «Оба армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя, ладьи, слона, коня). Способы защиты. Дидактическое задание «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика. Тема № 5. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Оппозиция. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король». «Мат в два хода». Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах и мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», итд. Ферзь и король против короля. Игровая практика. Тема № 6. Достижение мата без жертвы материала Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защищать от мата». Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Игровая практика. Тема № 7. Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема завлечения. Тема отвлечения. Тема блокировки. Тема разрушения королевского прикрытия. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты, Тема "рентгена". Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Тема связки. Тема перекрытия. Тема превращения пешки. Комбинации для достижения ничей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. Типичные комбинации в дебюте. Игровая практика Тема № 8. Повторение программного материала № 1 2 3 4 5 6 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 года обучения Наименование разделов Количество часов Всего Теория Введение 3 3 Повторение пройденного 9 материала Основы дебюта 48 12 Основы миттельшпиля 72 15 Основы эндшпиля 60 15 Повторение программного 12 материала ИТОГО: 204 часа 45 Практика 9 36 57 45 12 159 Содержание Тема № 1. Введение. Знакомство с содержанием программы. План работы на год. Инструктаж по ОТ и ТБ, ПБ. Правила поведения в кабинете, на улице. Правила дорожного движения. Тема № 2. Повторение пройденного материала. Просмотр диафильмов «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат» и «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала. Игровая практика. Тема № 3. Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Решение задания «Мат в один ход». Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Решение заданий «Поймай ладью», «Поймай ферзя». Игра «на мат» с первых ходов партии. «Детский мат». Защита. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. Неразумность игры в дебюте одними пешками. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Безопасное положение короля. Рокировка. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты. Игровая практика. Тема № 4. Основы миттельшпиля. Рекомендации «Как играть в миттельшпиле». Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации. (на мат в три хода). Тема завлечения. Тема отвлечения. Тема разрушения пешечного прикрытия короля. Тема уничтожения защиты. Темы «рентгена», перекрытия и батареи. Сочетание тематических приемов. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. Классическое наследие «Бессмертная», «Вечнозеленая» партия. Игровая практика. Тема № 5. Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона. Ладья против коня. Матование двумя слонами. Матование слоном и конем. Пешка против короля. Удивительные ничейные положения. Удивительные выигрышные положения. Игровая практика. Тема № 6. Повторение пройденного материала. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы Материально-техническое обеспечение программы. Оборудование: -шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей); -демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур. -шахматные часы; Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, классная доска. Кадровое обеспечение программы. Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим образование, соответствующее квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного образования». Учебно - методическое обеспечение Обучение шахматному искусству относится к числу наиболее сложных видов деятельности и поэтому располагает целой системой разнообразных методов: Целостный метод – практически любое практическое упражнение (композиция), трудность которого соответствует уровню подготовки воспитанников, может быть освоено целостно. Вместе с тем, следует учитывать, что использование целостного метода обучения подразумевает наличие определенного опыта, полученного ранее. Метод расчленения применяется в основном при изучении относительно сложных приемов, а также для коррекции учебного навыка, для исправления некоторых ошибок или работы над выразительностью рисунка. Метод слова (метод устного изложения) – рассказ, описание, объяснение, беседа. Наглядный метод (метод иллюстрации и демонстрации) — схемы, презентации, представления, понятия. Практический метод – упражнения, приучение, самостоятельно выполняемые обучающимися действия. Метод закрепления изучаемого материала (метод повторности движений) повторение пройденного материала до 3-х и более раз). Метод авансирования успеха – создание ситуации успеха для каждого ребенка, стимулирование. Метод игры — использование игровых сюжетов в структуре занятий. Метод самостоятельной работы обучающихся по осмысливанию и усвоение нового материала; Метод проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся: повседневное наблюдение за воспитанниками, устный опрос (индивидуальный, групповой), контрольные занятия, соревнования, программированный контроль. Методические разработки, дидактический и лекционный материал. Раздаточный материал (диаграммы) для проведения конкурсов задач по тактике; Тесты для проверки теоретических знаний по изучаемым темам. Формы и виды работ: 1.Групповые занятия: -лекция: теоретические вопросы объясняет педагог; -диалог: "столкновение" двух противоположных точек зрения. Пример: обсуждение дебюта 2.Занятия по подгруппам. Проводится разбор только что сыгранной партии. При этом остальные обучающиеся еще продолжают игру. 3. Индивидуальная работа: -работа с заданиями по тактике; -работа с дебютной картотекой; -работа с литературой во время занятия (с помощью педагога или самостоятельно); -тренировочные партии с педагогом; -разбор сыгранной партии. 4.Соревнования. 1) Обычные турнирные партии с контролем времени. 2) Тематические соревнования по определенным дебютам, позициям миттельшпиля и эндшпиля. 3) Тематические сеансы одновременной игры против педагога или других более сильных шахматистов. 4) Тренировочные партии или турниры с укороченным контролем времени: 30 мин., 15 мин., 10 мин. или 5 мин. на всю партию. 5) Конкурс решения задач или комбинаций сочетает в себе два элемента соревновательный и обучающий, являясь следующим звеном между обычным теоретическим занятием и турнирной шахматной партией. 6) Шахматные партии с консультацией: одна группа обучающихся играет против другой, имея право совещаться по поводу выбора хода. 7) Сеансы одновременной игры. Проводят более сильные шахматисты против своих менее опытных партнеров. 8) Первенства, кубки, турниры районного, межрайонного, межрегионального, регионального и всероссийского уровней. Календарный учебный график Год Дата начала Дата Всего Количество Режим занятий обучения обучения по окончания учебных учебных программе обучения по недель часов программе 1 год 06.09.2024 г. 31.05.2025 г. 34 204 2 раза в неделю по 3 часа 2 год 34 204 2 раза в неделю по 3 часа 3 год 34 204 2 раза в неделю по 3 часа Нормативные документы 1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р; 3.Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4.СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 5.СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2. Список литературы для обучающихся 1. Авербах Ю. Что надо знать об эндшпиле.- М.: Физкультуpа и споpт,1960. 2. Авербах Ю., Котов А., Юдович М. Шахматная школа. -М.:Физкультуpа и споpт, 1976. 3. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. -Казань, Учебное издание. 1994. 4. Авеpбах, Бейлин Путешествие в шахматное коpолевство. -М.:Физкультуpа и споpт, 1978. 5. Авеpбах Шахматные окончания I-V том.-М.:Физкультуpа и споpт, 1981-84. 10. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. Минск: Полымя, 1994 . 11. Журавлев Н. Шаг за шагом.-М.: Физкультуpа и споpт, 1986. 12. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. -Киев,1986. Список литературы для педагога 1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа.-М.: Физкультуpа и споpт, 1976. 2. Авеpбах Ю. Эндшпиль. I-V тома.-М.: Физкультуpа и споpт, 1981-84. 3. Спутник шахматиста: справочник /Под ред. В.П.Елесина, В.М.Волкова. 4. Голенищев В. Пpогpамма подготовки юных шахматистов II pазpяда. -М.:Изд. "Советская Pоссия", 1979. 5. Жуpавлев H. Шаг за шагом.-М.:Физкультуpа и споpт, 1986. 7. Костьев А.Н. Уроки шахмат. -М.:Физкультуpа и споpт, 1994. 8. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. -М.:Физкультуpа и споpт, 1980. 9. Сухин И.Г. Шахматы. Учусь и учу. Обнинск. «Духовное возрождение», 2021 г. Первый, второй, третий год обучения. Интернет-ресурсы.