4 Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей п. Ола» Утверждено: Принято: на педагогическом совете МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола» Протокол №01 от 24.09.2024 «ЦДО детей п.Ола» , Е.Г.Еремина 25.09.2024 г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «ЮНЫЙ ПАРИКМАХЕР» Срок реализации: 2 года. Возраст обучающихся: 10-18 лет. Составитель: Самосенок Р.С, педагог ДО п.0ла.2024 г. Пояснительная записка Дополнительное образование детей – это мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно...” (Из “Концепции модернизации Российского образования”) Парикмахерское искусство как одно из основных направлений воспитания играет важную роль в воспитании и творческом развитии детей среднего и старшего подросткового возраста. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный парикмахер» разработана в соответствии с действующими нормативными документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». -Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р; - Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 - СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2. Направленность программы – социально-гуманитарная, социальная значимость программы - самоопределение в обществе, оказание парикмахерских услуг социуму. Новизна программы в компетентностном подходе в развитии творческого потенциала каждого ребенка, влияние на формирование его личности, помощь в профориентации обучающегося и адаптации в сложном современном обществе. Актуальность Актуальность программы определяется тем, что обозначенные в ней знания и умения по технологиям стрижек, окраске, моделированию прически учитывают современные достижения науки и техники (новые способы и методы моделирования причесок, новые технологии, использование новых материалов и т.д.). Она ориентирована на запросы обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов, социума. Педагогическая целесообразность программы состоит в формирования устойчивого интереса обучающихся объединения «Юный парикмахер» не только к парикмахерскому искусству, но и к личностному самосовершенствованию, творческой и коммуникативной деятельности. Она включает в себя не только материал по парикмахерскому искусству, художественному плетению косичек, но и элементы декоративно-прикладного творчества по изготовлению аксессуаров, украшений своими руками Оригинальность программы заключается в создании условий для социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности подростка. К достоинствам программы стоит отнести то, что по ней могут начать обучаться любые обучающиеся, достигшие 10- летнего возраста, в соответствии с их интересами и склонностями. Предмет изучения – парикмахерское искусство как процесс создания прически от моделирования образа до его технического осуществления. Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих дополнительных общеобразовательных программ состоит в создании условий для социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы, от 10 до 18 лет. Принимаются все желающие при наличии интереса и заявления родителей (законных представителей), мотивации к данной предметной области. Формируются разновозрастные группы, с разным уровнем развития. Набор в группы осуществляется по желанию обучающегося заниматься в объединении. Набор детей в объединение – свободный. Наполняемость групп 8-10 человек. Уровень обучения: базовый Форма обучения по программе – очная. Режим занятий обучающихся. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 учебных часа. Продолжительность каждого занятия 40 минут с 10 минутным перерывом между учебными занятиями. Количество учебных недель – 34. Срок реализации: программа рассчитана на два года обучения, по 204 часа в год. Цель программы - содействие профессиональному самоопределению и выбору оптимального вида занятости с учетом способностей и возможностей обучающихся на основе профессии «Парикмахер». Задачи программы: обучающие: • формировать элементарные знания по парикмахерскому делу; • овладевать трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми парикмахеру; развивающие: • развивать творческие способности и индивидуально-личностные возможности обучающихся для самореализации; • развивать активность, инициативность в самоподготовке к будущей профессии; воспитательные: • формировать у обучающихся личностные качества, способствующие приобретению навыков творческой деятельности; • воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, терпение, положительное отношение к труду. Ожидаемые результаты Обучающиеся будут • знать/понимать: - назначение и использование инструментов парикмахера; - типы кос; - правила ухода за волосами и кожей. • уметь: - выполнять прически с учетом эстетических и экологических требований; - использовать в повседневной жизни полученные знания и умения в выбранной области деятельности. Воспитательные результаты программы - приобретенные подростками социальные знания о ситуации межличностного взаимодействия; - получение обучающимися опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества, укрепление позитивной нравственной самооценки и самоуважения, способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. Принципы, лежащие в основе программы: 2 - принцип воспитывающего обучения - в ходе учебного процесса даются обучающемуся не только знания, но и формируется его личность; - принцип научности - в содержание обучения включены только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки в области парикмахерского искусства или направления творческой деятельности. - принцип связи обучения с практикой - знания теории стрижек и парикмахерских работ используются при их практическом выполнении, обучающиеся учатся анализировать и преобразовывать клиента, вырабатывая эстетический вкус и собственные взгляды на моделирование образа клиента. - принцип систематичности и последовательности - содержание учебного процесса строится в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со следующими правилами: а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из которых имеет определенную методику изучения; б) материал излагается в логике нарастания - от простого к сложному; - принцип доступности - содержание и изучение учебного материала не вызывает у воспитанников интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Для того, чтобы достичь этого, в процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно обучающимся, для начала предлагаю детям легкие стрижки, а потом - трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством педагога). Учебно-тематический план 1 год обучения № Количество часов Раздел пп Всего Теория Практика 1 Вводное занятие. 3 3 0 2 Инструменты и принадлежности. Т.Б. 6 3 3 3 Кожа, волосы. Уход, болезни, лечение. 15 6 9 4 Стрижка волос. Основные навыки. 54 21 33 5 Укладка волос. Плетение кос. 84 27 57 6 Окраска волос. 30 6 24 Творческая мастерская. Аксессуары, 7 9 3 6 украшения 8 Итоговое занятие 3 0 3 Итого: 204 69 135 2 год обучения № Количество часов Раздел пп Всего Теория 1 Вводное занятие. 3 3 2 Инструменты и принадлежности. Т.Б. 6 3 3 Кожа, волосы. Уход, болезни, лечение. 15 6 4 Стрижка волос. Точные стрижки 54 21 5 Укладка волос. Основы моделирования. 84 27 6 Окраска волос. 30 6 Творческая мастерская. Аксессуары, 7 9 3 украшения 8 Итоговое занятие 3 0 Итого: 204 69 3 Практика 0 3 9 33 57 24 6 3 135 Содержание программы 1-го года обучения Тема 1. Вводное занятие Знакомство, цели и задачи учебного курса, правила поведения на занятиях и в учреждении, традиции объединения. Психологические игры на сближение. Мотивация обучающихся к занятиям. Определение уровня обучения обучающихся. Практическая работа: Демонстрация выполнения причёски обучающимся или педагогом. Тема 2. Инструменты и принадлежности. 3 вида инструментов парикмахера. Парикмахерские принадлежности. Правила работы с острыми и режущими инструментами, с электроприборами. Санитарно-гигиенические требования к обработке инструментов. Дезинфекция инструментов. Санитария и гигиена. Оборудование кабинета. Санитарно-профилактические мероприятия. Практическая работа: Практикум по обработке инструментов. Тема 3. Кожа, волосы. Уход, болезни, лечение. . Строение кожи. Физиология и функции кожи. Типы кожи. Строение волос. Рост волос. Форма, толщина и цвет волос. Основные характеристики волос. Типы волос. Уход за волосами. Болезни волос. Практическая работа: Практикум по уходу за волосами. Тема 4. Стрижка. Стрижки, многообразие, особенности выбора. Инструменты. Мужская, женская, детская стрижка. Технологический процесс выполнения стрижки. Приёмы и методы стрижки волос. Окантовка, тушёвка, филировка. Снятие волос «на пальцах». Способы обработки прядей. Практическая работа: отрабатывание приёмов стрижки волос. Окантовка челки и концов волос ножницами, тушёвка, филировка. Снятие волос «на пальцах». Способы обработки прядей. Тема 5. Укладка волос. Основы моделирования. Инструменты, приспособления. Элементы причёски. Плетение кос. Способы формирования локона. Укладка коротких волос. Укладка длинных волос. Укладка волос с помощью бигуди. Правила накручивания волос на бигуди. Укладка волос феном. Укладка волос щипцами. Расчёсывание волос. Закрепители причёски. Завершающая укладка. Практическая работа: Выполнение укладки волос. Плетение кос. Тема 6. Окраска волос. Общие правила окраски волос. Естественный цвет волос. Эволюция красителей. Классификация препаратов, изменяющих цвет волос. Теория цвета. Принцип нумерации красителей. Выбор красителя. Коррекция лица с помощью цвета. Осветление волос. Окраска седых волос. Оттеночные красители. Природные красители. Практическая работа: Вырабатывание навыка окраски волос. Тема 7. Творческая мастерская. Аксессуары, украшения. Теория. Виды аксессуаров для волос. Значение аксессуара при моделировании прически. Как правильно выбрать аксессуар. Значение декоративно-прикладного творчества при создании аксессуаров для волос. Практика. Изготовление аксессуаров для волос. Подбор аксессуаров для прически с учетом одежды и случая. Тема 8. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год каждого обучающегося и объединения, планирование работы в новом учебном году, задание на лето. Дефиле на отчетном концерте. Содержание программы 2-го года обучения Тема 1. Вводное занятие. Знакомство, цели и задачи учебного курса, правила поведения на занятиях и в ЦДО, традиции объединения. Психологические игры на сближение. Мотивация обучающихся к занятиям. Определение уровня обучения воспитанников. Практическая работа: Демонстрация выполнения причёски обучающимся или педагогом. 4 Тема 2. Инструменты и принадлежности. 3 вида инструментов парикмахера. Парикмахерские принадлежности. Правила работы с острыми и режущими инструментами, с электроприборами. Санитарно-гигиенические требования к обработке инструментов. Дезинфекция инструментов. Санитария и гигиена. Оборудование рабочего зала салона. Санитарно-профилактические мероприятия. Практическая работа: Практикум по обработке инструментов. Тестирование знаний анкетами. Тема 3. Кожа, волосы. Уход, болезни, лечение. Строение кожи. Физиология и функции кожи. Типы кожи. Строение волос. Рост волос. Форма, толщина и цвет волос. Основные характеристики волос. Типы волос. Уход за волосами. Болезни волос. Практическая работа: Вырабатывание навыка работы с волосами. Тема 4. Стрижка. Мужская, детская стрижки. Многообразие, особенности выбора. Точные стрижки. Методы точной стрижки. Стрижка волос машинкой. Технологический процесс выполнения. Филировка, тушевка. Практическая работа: отрабатывание приёмов точной стрижки волос. Выполнение стрижки. Тема 5. Укладка волос. Основы моделирования. Инструменты, приспособления. Элементы причёски. Плетение кос. Способы формирования локона. Укладка коротких волос. Укладка длинных волос. Укладка волос с помощью бигуди. Правила накручивания волос на бигуди. Укладка волос феном. Укладка волос щипцами. Расчёсывание, начёсывание и тупирование волос. Закрепители причёски. Завершающая укладка. Коррекция лица причёской. Типы лица. Индивидуальные недостатки лица, в форме головы, оттопыренные уши. Практическая работа: Выполнение укладки волос, теоретические и практические навыки накрутки на коклюшки. Тема 6. Окраска волос. Общие правила окраски волос. Естественный цвет волос. Эволюция красителей. Классификация препаратов, изменяющих цвет волос. Теория цвета. Принцип нумерации красителей. Выбор красителя. Коррекция лица с помощью цвета. Осветление волос. Окраска седых волос. Оттеночные красители. Современные способы окраски волос – мелирование, балаяж, колорирование. Практическая работа: выполнение окраски волос. Тема 7. Творческая мастерская. Аксессуары, украшения. Теория. Виды аксессуаров для волос. Значение аксессуара при моделировании прически. Как правильно выбрать аксессуар. Значение декоративно-прикладного творчества при создании аксессуаров для волос. Практика. Изготовление аксессуаров для волос. Подбор аксессуаров для прически с учетом одежды и случая. Тема 8. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год каждого учащегося и объединения, планирование работы в новом учебном году, задание на лето. Дефиле на отчетном концерте. Отслеживание результативности обучения данной программы осуществляется поэтапно в течение всего учебного года, формами которого являются наблюдение, тестирование, оценка практических навыков работы. Формы контроля: -вводный (индивидуальное собеседование с каждым обучающимся с целью выявления умений и навыков) -итоговый (самостоятельное изготовление изделия) - диагностика (на начало и конец учебного года). 5 По уровню освоения программного материала результаты достижений обучающихся подразделяются на три уровня: высокий, средний, низкий. Высокий: полностью овладели теоретическими знаниями, применяют теорию в практике, высокое качество работ, самостоятельное творчество изделий; Средний: полностью овладели теоретическими знаниями, применяют теорию в практике, в работах имеются погрешности, при выполнении работ возникают трудности; Низкий: не полностью овладели теоретическими знаниями, нет самостоятельного применения в практике, низкое качество работ, практически отсутствует самостоятельная работа. Разработана система критериев и показателей образовательных результатов, которая представлена в таблице. Предмет оценивания Критерии оценивания Баллы 2 Правильная организация рабочего места Грамотное расположение инструментов. Скопление ненужного инструмента. Соблюдение последовательности этапов выполнения работ Выполнение работ в соответствии с профессиональными требованиями. Выполнение работ с отклонениями от профессиональных требований. Серьезное нарушение технологии выполнения работ. 0 2 1 0 Все инструменты применялись в соответствии с назначением. Правильное Незначительные нарушения в применении применение инструментов. инструмента Не знает, как правильно пользоваться инструментом. Все операции были произведены в соответствии с установленными требованиями. Правильность Незначительные нарушения в выполнении выполнения операций. операций Применялись непредусмотренные операции, грубые нарушения в выполняемых операциях. Соблюдали ТБ. Соблюдение правил Совершали мелкие нарушения ТБ. техники Нарушали ТБ и нормы поведения, что безопасности. могло повлечь травму. 2 Внешнее качество изделия (аккуратность выполнения). 2 Качество работы хорошее/отличное. Качество работы удовлетворительное. Качество работы ниже среднего. 1 0 2 1 0 2 1 0 1 0 6 Процент освоения Время выполнения работы Работа выполнена раньше срока. Работа выполнена в срок. На выполнение работы затрачено времени больше нормы. 2 1 0 2 1 Форма выдержана. Соответствие форме Незначительное отклонение от формы. стрижки Форма не выдержана. 0 Результаты мониторинга оформляется в виде таблице Ф.И. Входной 1 2 3 Итоговый 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. 2. В соответствие с уровнем подготовки выставляется определенный балл: высокий уровень – 2 балла, средний уровень – 1 балл, низкий уровень – 0 баллов. Методическое обеспечение При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, их потенциальные возможности и способности. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое задание. При знакомстве с теоретическим материалом используются видеоматериалы, иллюстрации, пособия. Основное место на занятии отводится практическим и творческим работам. В зависимости от возраста обучающегося меняется количество и уровень сложности практических работ. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: беседы, просмотр видеоматериалов, работа со специальной литературой, рассказ, объяснение, беседа с элементами визуализации, практические, творческие работы, . Результативность отслеживается на основе наблюдения, тестирования, самооценки обучающихся, взаимооценки, диагностических исследований, анализа творческих работ. В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование и развитие творческих способностей обучающихся: технология развивающего обучения; здоровьесберегающие технологии; личностно-ориентированная технология; компетентностного и деятельностного подхода. Для педагога дополнительного образования очень важно установить партнерские отношения с родителями, создать атмосферу поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Поэтому с родителями педагог проводит родительские собрания, индивидуальные консультации, в конце года анкетирование на предмет оценки удовлетворенности результатами образовательной и воспитательной деятельности в объединении «Парикмахерское искусство» Материально-техническое обеспечение Для реализации программы используется учебный кабинет, оснащенный всем необходимым для проведения занятий: классная доска, столы и стулья для обучающихся и 7 педагога, шкафы и стеллажи для хранения пособий и учебных материалов, методической литературы. Для обеспечения учебного процесса необходимы материалы: лаки, гели; оборудование: зеркало, плойки, электрощипцы, фены; инструменты и приспособления: ножницы, расчески, парикмахерское белье (фартук, пеньюар), шпильки, бигуди, пульвилезаторы, заколки, зажимы, резинки, коклюшки, итд. Дидактическое обеспечение На занятиях используются: демонстрационные образцы, журналы, книги, фотографии, иллюстрации, методические разработки, методическая литература, раздаточный материал: схемы, технологические карты инструкция по технике безопасности. видеофильмы Календарный учебный график Год обучен ия 1 год 2 год Дата начала обучения 02.09.2024 г Дата окончания обучения 31.05.2025 г Всего учебных недель 34 Количество учебных часов 204 Режим занятий 2 раза в неделю по 3 часа Литература 1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р; 3.Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4.СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 5.СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2. 5.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Литература для педагога 8 Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта. М.: Просвещение, 1986. Афонькин С.Ю. Причёски и стрижки. Москва. ООО «Издательский дом «Кристалл», 2001. Ененько Е. Женские стрижки в стиле. М.: «Эксмо», 2008. Куприянова П.К. Современные причёски. Москва. «Эксмо», 2003 Кудинова Л. Модная причёска. Москва. «Эксмо», 2006. Линда Сонтаг. Причёски и красота. Москва. «Эксмо», 1995. Смирнова Л.В. Уроки парикмахерского искусства. Санкт-Петербург: «Паритет», 2002. Смирнова Л.В. Парикмахерское искусство. Санкт-Петербург: «Паритет», 2002. Литература для детей Константинов А.В. “Как стать парикмахером”. Учебное пособие для студентов профессиональных колледжей, Москва, 2002 г. Домашний парикмахер. Ростов на/Д.: ИД «Владис», М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008 Материалы журналов “Долорес”, “Лиза”, “Hair” и др. Сайты сети Интернет. 9