Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей п. Ола» ПРИНЯТА на педагогическом совете МКУ ДО «ЦДО детей п. Ола» Протокол № 02 от 01.10.2024 г УТВЕРЖДЕНА Директор МКУ ДО «ЦДО дет^й'п.Ола» Еремина Е.Г П ри каз-^ 214 о/д от 01.10.2024 г ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА - ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Автор: Белохорт Валерия Сергеевна педагог дополнительного образования МКУ ДО «ЦДО детей п. Ола» Срок реализации: 1 год Возраст детей: 5-7 лет п. Ола, 2024 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Дополнительная общеобразовательная программа «Технология творчества - ТРИЗ в обучении дошкольников» по своему функциональному назначению является общеразвивающей. Программа предназначена для дополнительного образования детей дошкольного возраста и предоставляет возможность ребенку получать дополнительное образование с учетом его интересов, склонностей и способностей. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Технология творчества – ТРИЗ в обучении дошкольников» разработана в соответствии с действующими нормативными документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». -Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р; - Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». -СанПиНом 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г № 28. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) в отличие от развивающих систем обучения, обучает не только видеть проблему, формулировать ее как противоречие, но и содержит методы и приемы их решения, формируя системное, диалектическое мышление. Развитие творческих способностей дошкольников является одним из ведущих направлений в инновационной деятельности ДОУ. Педагогика творчества должна решить одну из главных проблем дошкольных учреждений – уйти от повседневности. Изменения, происходящие в системе дошкольного образования, обострили ряд проблем, главная из которых: определение стратегических линий его развития и базовых ценностей. Основным механизмом их решения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольного образовательного учреждения, при переходе в режим развития. Инновационная деятельность требует новой философии образования и методологии обучения, т.к. этот процесс связан с развитием творческих умений и навыков работы в самоуправляемом и управляемом информационном обществе. Главная составляющая инновационного процесса выражается в творческих способностях личности педагога, свободной от догматического влияния стереотипов. Программа «Технология творчества - ТРИЗ для дошкольников» - это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для педагогов. Проблема развития творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях с окружающим с элементами ТРИЗ, является актуальной в наши дни. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия и развиваются «творческие способности» или «креативность». Новизна данной программы состоит в том, что методы ТРИЗ, которые используются в совместной деятельности детей и педагога в форме дидактических, подвижных и сюжетно –ролевых игр, а также в форме свободного общения и диалогов, позволяют обучать детей технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории решения изобретательских задач приобретаются не только навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности. Элементы технологии ТРИЗ широко используются в системе дошкольного образования, но в основном, для того, чтобы сделать занятия с детьми интересными и развивающими, чтобы воспитать в детях любознательность. В системе дополнительного образования в последнее время стали активно внедряться программы на основе ТРИЗ-обучения. Разработанная программа «ТРИЗ для дошкольников» для детей дошкольного возраста переосмысливает огромный опыт ТРИЗ-обучения в системе дошкольного образования с учетом применения в условиях дополнительного образования Актуальность. В современных условиях основная задача образования - воспитание творческой личности, способной самостоятельно добывать новую информацию и оперативно корректировать свою картину мира в соответствии с вновь полученными знаниями. В этой связи предметом педагогических исследований становятся сами воспитанники, способные решать проблемы. Дополнительная программа «ТРИЗ для дошкольников» ориентирована на решение этой проблемы. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Программа «Технология творчества - ТРИЗ для дошкольников» научит детей не мыслить шаблонно, стереотипно - она научит мыслить диалектически, системно, функционально. Длительные занятия по данной программе формирует у детей такие важные качества, как гибкость мышления, его широкий диапазон, оригинальность. Педагогическая целесообразность программы обоснована следующим: ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игра – именно, в игре и реализована технология ТРИЗ. Играя, ребенок развивает творческое мышление, учится создавать что-то уникально новое, а не действовать по шаблону. Развивая воображение ребенок познает окружающий мир и самого себя. Технология ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, но и учит понимать происходящие процессы. Это достигается в ходе коллективных и индивидуальных игр, которые предполагают, что тему и вид деятельности ребенок выбирает сам. В процессе малыш учится выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и решать эти противоречия. Ведь, разрешение противоречий - это ключ к творческому мышлению. Таким образом, программа «ТРИЗ для дошкольников» может удовлетворить потребности родителей и потребности дошкольников в решении актуальных для них задач – развитию мышления, интеллектуальных способностей, воображения ребенка, воспитанию творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач, готовой к самостоятельному и творческому решению проблем, адаптированной к школе вне зависимости от системы обучения. Цель программы: активизировать творческие способности детей путем развития у них творческого стиля мышления на основе использования инструментов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Задачи программы «ТРИЗ для дошкольников»: 1.Развитие восприятия (представления воображения как способности воспроизводить, удерживать известные образы, менять их, создавать новые образы на базе собственного опыта). 2.Формирование диалектического мышления через обучение выявления, анализа и решения проблем: сужения поискового поля при решении проблем; оценке полученных идей; рефлексии способов получения решения. 3.Воспитание интереса к решению задач, потребности в развитии личных творческих способностей. Организационно–педагогические основы обучения Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы к построению образовательного процесса При разработке содержания программы «ТРИЗ для дошкольников» учтены следующие педагогические принципы: Принцип свободы выбора. В любом обучающем или направляющем действии представлять ребенку право выбора с двумя важными условиями: выбранная деятельность должна быть безукоризненно нравственной, иначе строгий запрет, и право выбора должно уравновешиваться осознанной ответственностью за свой выбор. Человек с большей охотой делает то, что сам предложил. Принцип открытости. Не только давать знания, но еще и показывать их границы, «использовать в решении открытые задачи», т.е. задачи, стимулирующие самостоятельное генерирование идей, постоянное втягивание ребенка в принятие решений, в обсуждение касающихся его проблем. Принцип деятельности. Освоение обучающимися знаний, умений и навыков, преимущественно, в форме деятельности. Надо стимулировать детей решать огромное количество творческих задач, тогда количество перейдет в качество и выработается автоматизм использования алгоритмов и приемов решения задач. Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Принцип идеальности. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих обучающихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Имеется в виду согласование содержания и форм обучения с интересами детей (мотивация). Принцип идеальности, или принцип наибольшей полезности, или принцип «Сам» - это вообще один из основных принципов ТРИЗ. Он предполагает, что все делается само, без затрат и без расплаты – идеально! Основные характеристики образовательного процесса Программа рассчитана на детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные учреждения и неорганизованных, в возрасте от 5 до 7 лет. Воспитательно - образовательный процесс в объединении строится с учетом следующих возрастных и психологических особенностей обучающихся. Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление дошкольника развивается от нагляднодейственного к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Таким образом, ребенок учится вычленять наиболее характерные свойства предметов. Развитие мышления тесно связано с речью. Развитие памяти, где сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание. В игре – ведущем виде деятельности, бурно развивается воображение. Особенности образов, которые создает дошкольник, состоит в том, что они могут существовать только в рамках какой-либо деятельности. Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. Дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка. Главными элементами выступает система мотивов, нравственные нормы и произвольность поведения. Ребенку очень важно, чтобы дело его рук было оценено родителями или педагогами. Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка. Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора. Срок реализации программы – 1 год. Количество воспитанников в группе 10-12 человек. Режим занятий: 2 раза в неделю по одному часу, продолжительность занятия для дошкольников составляет 25 минут. Объем учебных часов по программе – 34 часа. Уровень обучения: стартовый. Формы организации работы: - фронтальная; - групповая; - коллективная; - индивидуальная. Методы обучения: система творческих заданий, которые даются детям через игры и алгоритмы. Необходимое условие – практическое воплощение творческой мысли в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях. Особенность данной программы заключается в интегрированном решении задач воспитательно-образовательной программы дошкольного учреждения и обучение технологии творчества, представленной через систему творческих заданий в играх, алгоритмах. Тематика игр, творческих заданий зависит от темы изучаемого материала. Цель которых – поисковая, исследовательская (новые знания добываются), изобретательская деятельность (новые знания создаются), а правила игр, представляющие методы и приемы ТРИЗ, дают пути этой работы. Планируемые результаты освоения программы. Ребенок к концу года имеет: -Возрастает познавательная активность и интерес. -Детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными. -У детей обогащается круг представлений, расширяется кругозор. -Появляется стремление к новизне, к фантазированию, развиваются творческие способности; - Речь становится образной и логичной, растет словарный запас; - Знания по ТРИЗ начинают работать на других занятиях и в повседневном общении. -ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ребёнок учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. -ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы. Учебный тематический план Месяц сентябрь Тема материала 1. Приглашение к путешествию. 2. Готовим угощение Количество 2 октябрь 1. Широка страна моя родная. 2. Глобус и карта. 3. Выбираем транспорт. 4.Рассказы об осени. 4 ноябрь 1. Месяцы года. 2. Настенный календарь. 3. День и ночь. 4. Неделя, месяц, год и век. 1. Динозавры и ихтиозавры. 2. Южная Америка, Северная Америка. 3 .Путешествие на Северный полюс. 5. Зимушка – хрустальная. 1.Степь и ее обитатели. 2. Горы 3. Путешествие в смешанный лес. 4. Космос. 1. Домашние птицы. 2. Дикие птицы. 3. Царство грибов. 4.Российская Армия. 1.Моя родословная . 2.Лекарственные растения. 3.Весна в степи. 4.Вода и ее свойства. 1.Австралии, Антарктида, Америка. 2. Если хочешь быть здоров. 3.Огонь – друг, огонь – враг. 4. Пасхальные праздники. 1.Звёздное небо. 2.Правила дорожные детям знать положено. 3.Старичок-годовичок. 4. Праздник «Встреча птицы вороны». 4 декабрь январь февраль март апрель май Итого занятий: 4 4 4 4 4 4 34 занятия в год Содержание учебно-тематического плана Сентябрь № занятия 1. Тема, программное содержание занятия «Приглашение к путешествию» Программное содержание: Обогатить представление детей о некоторых правилах поведения в разных ситуациях. Учить детей делать выводы, умозаключения, развивать внимательность и логическое мышление. Воспитывать любовь к историческим (достопримечательности Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии Придумай что-нибудь интересное и необычное для направления путешествия; Как бы ты хотел, чтобы выглядела место куда мы направляемся в путешествие? (Зарисовка места, после обсуждения с детьми) 2. города)местам, которые есть в нашем городе рядом с нами. «Готовим угощение». Программное содержание: Закрепить умение по отождествлению себя в проблемной ситуации. Воспитывать у детей потребность в освоении приготовлении блюда из наглядных моделей. Уточнить и расширить представления детей о полезных продуктах.. Октябрь № Тема, занятия программное содержание занятия «Широка страна моя родная» 3. Программное содержание: Уточнять и расширять знания детей о России, традициях, быте народа России Формировать представление у детей о культурно-исторических жизненных взаимообусловленных связей природного мира и мира людей. Воспитывать любовь к родной стране. 4. «Глобус и карта» Программное содержание: Познакомить детей с историей появления и использования глобуса, значение и роли карты ,соответствие карты и глобуса; познакомить с использования географической карты. Развивать и активизировать любознательность, воображение. Воспитывать желание заботиться о нашей Земле. 5. «Выбираем транспорт» Программное содержание: учить классифицировать транспорт по видам. Обобщить и систематизировать представление детей о видах транспорта. Продолжать знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей. На кольце Луллия поселились продукты: мясные, овощи, фрукты. Дети вращают круги и выбирают из каких продуктов какое блюдо приготовят. (составить меню из трех блюд) Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии Придумай фантастическое государство, в котором живут необычные люди с необычной природой. Рассмотреть планету Земля на СО. Система – планета Земля, подсистема – моря, горы, равнины, суша, человек и т.д., надсистема – Галактика; прошлое системы – космическая пыль, будущее – прямое сообщение с другими планетами. Как улучшить жизнь на нашей планете? Придумай свой транспорт, который будет передвигаться по воздуху, воде, земле. Структурный подход: наземный, воздушный, водный. Выложить карточки с изображением видов транспорта: от самого медленного к самому быстрому. 6. Ноябрь № занятия 7. 8. Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения «Рассказы об осени» Программное содержание: дать детям представление о системе – предмете, явлении и т.п. Учить самостоятельно создавать развернутые рассказы о ней. Учить воспринимать окружающий мир как живой, постоянно меняющийся и во многом зависящий от нас. Воспитывать охранительно бережное и действенное отношение к природе. Тема, программное содержание занятия «Месяцы года». Программное содержание: обобщить и систематизировать представления детей о характерных переменах месяцах в течении года, продолжать учить самостоятельно называть их. Развивать чувство времени, способность к фантазированию. Формировать уважительное отношение к перемене времени года. Настенный календарь. Программное содержание: Познакомить детей с историей возникновения настенного календаря. Рассказать и показать разные виды календарей. Развивать познавательную активность и основы культуры мыслительной деятельности. Воспитывать стремление планировать свою жизнь. Игра «Чудесная лестница» (схемаалгоритм) На каждой лестницы в виде символов отражены методы и приемы ТРИЗ и РТВ. Можно менять количество ступенек в зависимости от того, какие приемы и методы ТРИЗ и РТВ используются на занятии. Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии У детей карточки с изображением осени, зимы, весны, лета( осенние месяцы, зимние, весенние, летние) или схемы, выбранные вместе с детьми для изображения каждого месяца. -построй «паровозик времени», назови каждый «вагон», назови первый, средний и последний месяцы года. -что раньше: октябрь или ноябрь и т.д ? Придумай свой настенный календарь. 9. 10. Декабрь № занятия 11. 12. День и ночь. Программное содержание: Закреплять умение находить (с использованием средств наглядности) зависимость наступления утра и ночи от положения Земли по отношению к Луне, к Солнцу. Закреплять умение устанавливать связи, развивать у детей способность наблюдать. Воспитывать навыки и умение распределения времени, бережного отношения к нему. Неделя, месяц, год и век. Программное содержание: Закреплять пополнять знания и представления детей историческими фактами о названиях месяцев у разных народов. Закрепить сведения о названиях и последовательности дней недели, летних и осенних месяцев и количестве месяцев в году. Ввести понятие – век. Развитие мыслительных действий – суждения, выводы. Воспитывать умение и стремление планировать свою жизнь. Тема, программное содержание занятия Динозавры и ихтиозавры. Программное содержание: Ввести понятие «динозавры» на примере представителей животного мира, живших в далёком прошлом и отсутствующие сегодня (динозавры, ихтиозавры). Развитие познавательного интереса, любознательности, воображения. Сформировать представления у детей о культурно-исторических взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей. Арктика, Антарктика. Программное содержание: Познакомить детей с Арктикой и Антарктикой; их природными и Что было бы, если бы весь год была ночь? «Зарисуем век» Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии Что было бы, если эти животные жили бы сейчас? Зарисовка животных и птиц прошлого по воображению детей. Если бы вы оказались в Арктике (Антарктике), что бы вы могли увидеть? 13. 14. Январь № занятия 15. погодными явлениями; животным миром. Учить детей отличать по характерным признакам Арктику от Антарктики. Создать предпосылки для формирования у детей основ абстрактного мышления, понимание причинноследственных связей. Воспитывать охранительнобережное отношение к природе. «Путешествие на Северный полюс». Программное содержание: Познакомить детей с Северным полюсом (природа, животный и растительный мир, погода). Формирование адекватно природно-образных представлений о внешних и внутренних взаимосвязях. учить выделять признак объекта и обобщать группы объектов по этому признаку. Прививать любовь к красоте нашей Земли. Зимушка – хрустальная. Программное содержание: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Развивать категориальное видение целостной картины образа природы детьми. Приобщать к эстетическим ценностям природы. Тема, программное содержание занятия Степь и ее обитатели Программное содержание: Познакомить детей с природой, погодными явлениями, животным и растительным миром. Игра «Я еду на Север». Если бы вы оказались на Северном полюсе что бы вы могли увидеть? Моделирование маленькими человечками Фантазирование: «Ты попал в Царство Мороза!» «Дед Тепла – каким ты его представляешь». Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии Моделирование растений. Путешествие животных. 16. 17 18. Февраль № занятия 19. Развитие познавательного интереса, любознательности, воображения. Научить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект. Горы Программное содержание: Познакомить детей с понятием «горы». Природа, погода, животный и растительный мир. Развивать у детей понимание причинно-следственных связей, любознательности. Воспитывать желание заботиться о нашей Земле. Космос. Программное содержание: Продолжать расширять знания о космосе, Вселенной, планетах. Развивать любознательность, воображение, фантазирование, логическое мышление. Продолжать учить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект. Осваивать культуросообразные способы её познания. «Путешествие в смешанный лес». Программное содержание: Познакомить детей со смешанным лесом; растительным и животным миром; природой. Развивать творческий потенциал ребенка, любознательность, познавательную активность. Воспитывать охранительнобережное и действенное отношение к природе. Тема, программное содержание занятия Домашние птицы Программное содержание: Закрепить у детей представление о домашних птицах. Познакомить с интересными фактами из жизни домашних птиц. Придумай, как изменить ситуацию в горах. Придумай космический корабль. Если бы ты оказался в космосе, чтобы ты увидел? Что бы увидели в смешанном лесу, если бы вы туда попали? Придумывание фантастического животного. Если вырубить весь лес? Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии Д. игра «Хорошо – плохо». «Чудесная птица» – какие полезные части можно взять от разных птиц. 20. 21. 22. Март № занятия 23. Развитие мыслительных действий – суждения, аналитико-синетические, выводы. Способствовать осознанию детьми особого отношения (забота, внимание) людей к домашним птицам. Дикие птицы. Программное содержание: Закрепить у детей представление о диких птицах.. Показать уникальность в жизни диких птиц. Развитие понимания причинноследственных связей, любознательности, фантазирование. Способствовать осознанию детьми особого отношения людей к диким птицам (невмешательство в их жизнь). Царство грибов. Программное содержание: Подвести детей к пониманию того, что в природе есть ещё один мир – мир грибов. Ввести и обосновать классификацию грибов на полезные и ядовитые. Развитие познавательного интереса, любознательности, творческого потенциала. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Российская армия. Цель: Продолжать расширять представление о нашей Российской Армии (о родах войск), о воинских званиях; героизме солдатов, офицеров в годы войны. Развивать познавательную активность и основы культуры мыслительной деятельности. Воспитывать любовь к нашей Родине, к родному краю. Тема, программное содержание занятия Моя родословная . Программное содержание: Продолжать формировать уважительное отношение к семейным ценностям. Объяснить, что семья – ниточка между Придумай фантастическое лесное государство, в котором живут необычные виды птиц. Моделирование растений. Придумай необычное грибное царство. Каким ты видишь армию будущего? Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии Придумывание фантастического древа, для своей семьи. 24. 25. 26. Апрель № занятия 27. прошлым и будущим (ленточка жизни). Формировать способности эмоциональной саморегуляции в различных жизненных ситуациях, развивать нравственные качества. Воспитывать любовь к своей семье и родственникам. Лекарственные растения. Программное содержание: Закрепить у детей представление о лекарственных растениях. Подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают. Закрепить представление о диких растениях (многообразие, значение при лечении). Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение анализировать обобщать. Воспитывать охранительнобережное и действенное отношение к природе. «Весна в степи» Программное содержание: Закрепить знания детей о весне в степи, её признаках, приметах, погоде. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Осознание у ребёнка себя, как части природы, определять гуманную позицию в природной среде. «Вода и ее свойства» Программное содержание: Закрепить знание детей о состояниях воды. Учить наблюдать, анализировать, делать выводы, экспериментировать, моделировать. Воспитывать охранительнобережное и действенное отношение к природе. Тема, программное содержание занятия «Австралии, Антарктида, Америка» Что было бы, если бы исчезли растения? Моделирование растений. Игра «Хорошо – плохо». Какой ты представляешь себе царицу весну в степи? Нахождение общего между водой и льдом, различие между ними. Моделирование маленькими человечками состояний воды. Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии Структурный подход. 28. 29. 30. Май № занятия Программное содержание: Расширять и закреплять знания детей о флоре и фауне Австралии, Антарктиды, Америки, многообразии и красоты природы разных стран, людях, населяющих Австралию, Антарктиду, Америку. Развитие мыслительных действий – суждения, выводы, сравнение, анализ. Воспитывать уважительное отношение к разным странам. «Если хочешь быть здоров» Программное содержание: Закрепить знания о правилах безопасности, умение применить их в различных жизненных ситуациях. Развивать умение действовать адекватно в экстремальной ситуации. Воспитывать у детей – самоценность. Огонь – друг, огонь – враг. Программное содержание: Продолжать расширять представление об огне, огонь может быть, как помощником, так и врагом. Развивать умение анализировать, фантазировать, преобразовывать, делать выводы. Сформировать представление у детей о культурно-исторических взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей. Пасхальные праздники. Цель: Познакомить детей с историей, старинными традициями, с её обрядами и обычаями. Дать понятие о символике яйца, народном искусстве крашения яиц. Развивать и активизировать процессы внимания, памяти, мышления. Приобщать к нравственным и эстетическим ценностям. Классификация представителей флоры и фауны Австралии, Антарктиды, Америки. Тема, программное содержание занятия Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии Как надо себя вести, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию. Что будет, если пропадет огонь? Придумай праздник. 31. 32. 33. 34 Правила дорожные детям знать положено Программное содержание: Продолжать расширять знания детей о правилах дорожного движения. Развивать внимательность, логическое мышление, любознательность, систематизирование, анализирование. Формирование навыка применения правил дорожного движения в жизни. Звездное небо. Программное содержание: Продолжать расширять знания о космосе, Вселенной, звёздах. Развивать любознательность, воображение, фантазирование, логическое мышление. Продолжать учить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект. Осваивать культуросообразные способы её познания. Старичок-годовичок. Программное содержание: Закреплять знания детей о временах года (признаки, предметы, погода, как одеваются люди). Развивать умение подмечать изменения в жизни людей, животных, растений с переходом одного времени года в другой. Развивать у ребенка способность чувствовать и осознавать себя частью природы. Праздник «Встреча птицы вороны» Цель: Познакомить детей с историей, старинными традициями, с её обрядами и обычаями народа ханты и манси Развивать и активизировать процессы внимания, памяти, мышления. Приобщать к нравственным и эстетическим ценностям. «Если бы исчезли правила дорожного движения или бы их не соблюдали». Придумай звезду. Если бы ты оказался в космосе, чтобы ты увидел? Придумай сказку про двенадцать месяцев. Встреча двенадцати месяцев одновременно, к чему бы это привело? Придумай праздник. Предложенные выше занятия в данной программе будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте. Ребёнок будет больше фантазировать, активнее заниматься творчеством, научится ломать привычные рамки банальности, приобретёт оригинальный склад мышления. Материально-техническое оснащение: стол и стул для педагога, столы и посадочные места для детей, доска, ноутбук, проектор, принтер, магнитики. Диагностический блок Цель: диагностика особенностей развития творческих способностей дошкольников, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции. Задачи: 1.Диагностировать уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 2.Проанализировать результаты работы. 3.Разработать систему занятий направленную на улучшение оригинальности воображения. № Название шкалы Круги Автор Комарова Т Дорисовывание О.М. фигур Дьяченко Исследуемая функция Фактор, влияющий результат уровень развития творческих способностей детей Личностные особенности испытуемых; уровень развития творческих способностей степень оригинальности воображения Личностные особенности испытуемых; уровень развития творческих способностей на Перечень литературы. 1. Кислов А.В., Пчелкина Е.Л. Сборник программ по ТРИЗ-РТВ. – С-Пб.: РА ТРИЗ, 2008.172 с. 2. Кислов А.В., Пчелкина Е.Л. Учебно-методический комплекс по ТРИЗ-педагогике. Часть 1,2,3. – С-Пб.: ИПК «Нива», 2009, 2010. 3. Крячко В.Б. Учителям о ТРИЗ. Выпуск 6. – С-Пб: Издательство «Союз писателей СанктПетербурга», 2008, - 204 с. 4. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. – Ульяновск: ИПКПРО, 2003. – 240 с. 5. Попко Е.А. Технология творчества в обучении дошкольников: методические рекомендации.- Норильск.: Изд. КГОУ ДПО «Норильский институт повышения квалификации», 2008. – 74 с. 6. Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников. – Ульяновск, 1997. – 44с. 7. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать.-Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 445 с. 8. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как основа развития творческого мышления учащихся // Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. 2003. – № 1(12). – С. 3-12. 9. Методика «дорисовывание фигур» о.м. дьяченко | Материал (средняя группа): | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) 10. Рисуночный тест "круги интеллекта и творчества" | Тест по коррекционной педагогике (подготовительная группа): | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru).