Ступеньки. Обучение письму

Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей п.Ола»

ерждено:
«ЦДО детей п.Ола»
Е.Г.Еремина
25.09.2024 г.

Принято:
на педагогическом совете
МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола»
Протокол №01 от 24.09.2024 г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа социально-гуманитарной направленности
«Ступеньки. Обучение письму»

Срок реализации: 1 год.
Возраст воспитанников: 6 лет.
Автор: Белохорт В.С, педагог ДО.

п. Ола. 2024 г.

Содержание
1. Пояснительная записка;
2. Направленность программы;
3. Актуальность программы;
4. Цель и задачи программы;
5. Форма и режим организации образовательного процесса;
6. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
7. Учебный план;
8. Содержание программы;
9. Учебно-тематическое планирование;
10.Материально-техническое обеспечение;
11.Информационное обеспечение;
12. Методическое обеспечение;
13. Календарный учебный график;
14. Литература.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение письму» (далее –
Программа) разработана в соответствии с действующей нормативной базой в сфере дополнительного
образования детей:
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р;
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г №
629);

- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28;
- СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2.

Программа «Обучение письму» имеет социально-гуманитарную направленность.
Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость.
Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который
будет влиять на последующее становление детской личности.
Полноценное образование дошкольников можно получить, прежде всего, в учреждении
дополнительного образования, где проводится всесторонняя творческая работа по детскому
развитию.
По мере того как возрастает запрос на дошкольное образование, становятся актуальными
вопросы его организации.
Современные требования определяют новое представление о содержании и организации
модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника.
Новая модель предполагает расширение границ познаний у детей и предоставление им
возможности проявить свою индивидуальность, интеллектуальные и творческие способности
на занятиях дополнительного образования, в том числе на занятиях по обучению письму.
Письмо - это сложный для ребенка навык, который требует выполнения
тонкокоординированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности
к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью.
Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые
месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду
можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить
будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно, именно, подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка
писать. Это две совершенно разные задачи!
В первом классе дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает
рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается
зеркальное письмо, ребенок не различает понятие «влево», «право», «лист», «строка»,
«страница», не укладывается в общий темп работы.
Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной
сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания,
аналитического восприятия, слухового внимания.
Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и
вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых
подготовить руку ребёнка к письму.
Объединение «Ступеньки», на котором реализуется данная дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение письму» - это учёба и игра.

Игровая форма работы очень эффективна, она позволяет создать ситуации успеха для
каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается
в увлекательную игру.
Строя познавательную деятельность воспитанников на игре, данные методы превращают
чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучения.
Цель программы: работа над звуковой культурой речи детей.
Задачи:
Образовательные:
- Обучить звуко-слоговому анализу слов
- Формировать приемы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
исключение, моделирование, конструирование.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику руки.
- Развивать фонематический слух, совершенствовать звуковую культуру речи детей.
- Развивать наглядно-образное, словесно-логическое мышление, умение делать выводы,
обосновывать свои суждения.
Воспитательные:
- Воспитывать старательность, аккуратность, самостоятельность.
- Формировать мотивацию учения и интереса к самому процессу обучения.
Форма и режим организации образовательного процесса:
Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста).
Занятие проводится 1 раз в неделю по 1 часу (25 минут), 4 раза в месяц. 34 занятия в год.
Возраст обучающихся: 6 лет.
Форма обучения: очная.
Форма занятий: групповая (10-12 чел).
Структурные элементы занятий:
1.Разминка мелких мышц рук. (Система упражнений для пальчиков, пальчиковая
гимнастика, комплексы разминок с массажными мячиками, карандашами и др.)
2. Основная часть. (Выполнение заданий в тетради или в прописи для подготовки руки к
письму, которые включают в себя упражнения на развитие графических движений, зрительного
восприятия, упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на
листе, штриховку, дорисовку, графические диктанты и др. В середине занятия проводится
физкультминутка)
3. Итог.
Особенности программы
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка
дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему.
При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными
принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение
гигиенических
правил письма; графические навыки.
Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения
представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения,
поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует
графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит
хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов
способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и
кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.
Особенности детей данной возрастной группы

Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и
фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев.
Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Несформированность навыка работы с пишущим предметов, когда маленький ребенок
свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки,
ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет
свободное движение пишущей руки.
Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц
шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.
Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительномоторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений,
трудность завершения их по сигналу.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
К концу года предполагается развитие и совершенствование у детей:
- мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации:
развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
- крупных движений и умения владеть своим телом;
- пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве –
на примере собственного тела, ориентация во времени);
- активной речи, словарного запаса;
- мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
- навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные
установки педагога, действовать по образцу и правилу).
Работа детей оценивается в течение всего периода обучение.
Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.
Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений
и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки
могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные
достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень
их развития. Открытое занятие для родителей. Рекомендации родителям.
Учебный план
Количество часов

Наименование разделов, тем
Лексическая и грамматическая работа

3

Развитие связной речи

5

Развитие
звуковой
культуры
фонематического слуха

речи

и

5

Обучение звуко-слоговому анализу

3

Работа по развитию мелкой моторики руки

18

Итого:

34

Краткое содержание
Лексическая и грамматическая работа:
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и
предложений).
Развитие связной речи:

- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок.
Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным
обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие,
звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в
слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих
согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Обучение звуко-слоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
Работа по развитию мелкой моторики руки
- штриховка, обведение по контуру.
В результате работы по программе дети должны:
- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
- отвечать на вопросы педагога;
- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять звук в начале слова;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и называть буквы русского алфавита;
Учебно-тематическое планирование
Количество
№
Тема занятия
часов

1

Звуки и буквы. Дифференциация понятий
«звук» и «буква».
Звуки,
их
условное
обозначение.
Ориентировка в тетради по письму.

1

2

Звук [А], буква А. Штриховка.

1

3

Звук [О], буква О. Обведение буквы по
контуру.

1

4

Звук [Э], буква Э. Штриховка.

1

Звук [И], буква И. Срисовывание рисунков,
узоров, раскраска заданных контуров.
Звук [Ы], буква Ы. Штриховка, раскраска
заданных контуров.
Звуки [И], [Ы]. Буквы Ы, И, А, О, Э.
Выделение в слове гласных звуков.
Звук [У], буква У. Развитие мелкой моторики
рук. Гласные звуки и буквы. Буквы Ы, И, А, О,
Э. Выделение звука в начале, конце и середине
слова.

1

Звук [М], буква М. Классификация звуков:

1

5
6
7

8

9

1
1

1

1
0

1
1

1
2
1
3

1
4
1
5
1
6
1
7
1
8

1
9

2
0

2
1
2
2
2
3
2
4

согласные и гласные звуки. Твердые и мягкие
согласные звуки. Звук [М'].
Звуки [Н], [Н']. Буква Н. Штриховка в разных
направлениях. Буквы Н, М. Употребление
новых слов в речи.
Звук [П], буква П. Срисовывание рисунков,
узоров, раскраска заданных контуров. Звук
[П']. Буквы П, Н, М, гласные буквы. Ответы на
вопросы, диалог.
Звуки [Т], [Т']. Буква Т. Обведение по контуру.
Гласные и согласные звуки и буквы. Буквы Т,
П, Н, М.
Звуки [К], [К']. Буквы К, Т. Штриховка в
разных направлениях. Слоги с буквами К, Т.
Обведение по контуру.
Звуки [Х], [Х']. Буквы Х, К, Н, Т, П, М.
Развитие связной речи, диалог. Буквы Х, К, Н,
Т, П, М. Звуковой анализ состава слогов и
слов.
Звуки [К] - [Х], [К'] - [Х']. Слоги с буквами К,
Х, звуковой анализ.
Звуки [Ф], [Ф']. Буква Ф. Срисовывание
рисунков,
узоров,
раскраска
заданных
контуров. Слоги с буквой Ф. Конструирование
словосочетаний и предложений.
Звук [Й']. Буквы Й и И. Штриховка в разных
направлениях.
Звук [Й'О]. Буква Ё. Обведение и раскраска
заданных контуров. Звук [Й'У]. Буква Ю.
Развитие мелкой моторики руки.
Звук [Й'А]. Буква Я. Конструирование
словосочетаний и предложений. Звук [Й'Э].
Буква Е. Обведение и раскраска заданных
контуров.
Звуки [Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А]. Буквы Е, Ё, Ю,
Я.
Звук [Л]. Буква Л. Срисовывание рисунков,
узоров, раскраска заданных контуров. Звуки
[Л] - [Й']. Слоги и слова с изученными
буквами, звуковой анализ.
Звуки [В], [В']. Буква В. Штриховка в разных
направлениях. Звонкие и глухие согласные
звуки [В] - [Ф], [В'] - [Ф']. Буквы В, Ф.
Звук [Ч']. Буква Ч. Обведение по контуру,
штриховка. Звук [Щ']. Буква Щ. Обведение по
контуру.
Звуки [Ч'] -[Щ']. Звуковой анализ состава
слогов и слов.
Звуки [Б], [Б']. Буква Б. Обведение и раскраска
заданных контуров. Звуки [Б] - [П], [Б'] - [П'].
Буквы Б, П. Развитие мелкой моторики руки.

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1
1
1

Звуки [Д], [Д']. Буква Д. Штриховка в разных
направлениях. Звуки [Д] - [Т], [Д'] - [Т']. Буквы
Д, Т.
Звук [С]. Буква С. Упражнение для развития
мелкой моторики руки. Звук [С']. Буквы С, Э,
О. Обогащение словарного запаса детей. Звук
[Ц]. Буква Ц. Штриховка в разных
направлениях. Звуки [Ц] - [С] - [Ч']. Буквы Ч,
Щ, С. Развитие мелкой моторики руки.
Звуки [Г], [Г']. Буква Г. Обведение и раскраска
заданных контуров. Звуки [Г] - [К], [Г'] - [К'].
Буквы Г, К. Развитие мелкой моторики руки.
Звук [З]. Буква З. Штриховка в разных
направлениях. Звук [З']. Звуковой анализ
состава слогов и слов с изученными буквами.
Свистящие согласные звуки [З] - [С], [З'] - [С'].
Буквы З, С, В.
Звук [Ш]. Буква Ш. Конструирование
словосочетаний и предложений. Звуки [Ш] [С] - [Щ']. Буквы Ш, Щ, С, Ц. Обведение по
контуру.
Звук [Ж]. Буква Ж. Упражнение для развития
мелкой моторики руки. Шипящие согласные
звуки [Ж] - [З] - [Ш].Буквы Ж, Ш, З. Диалог.
Звуки [Р], [Р']. Буква Р. Развитие мелкой
моторики руки. Буквы Р, Я. Упражнение для
развития мелкой моторики руки.
Звуки [Р] - [Л], [Р'] - [Л']. Буквы Р, Л.
Составление рассказа-описания. Срисовывание
рисунков,
узоров,
раскраска
заданных
контуров.
Срисовывание полуовалов, волнистых линий.
Воспроизведение рисунков, узоров по памяти.
Штриховка в разных направлениях. Развитие
мелкой
моторики.
Страна
Азбука
(обобщающее занятие).

2
5

2
6

2
7
2
8
2
9
3
0

3
1
3
2

3
3

3
4

Итого:

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

34 часа

Материально – техническое обеспечение
Кабинет – светлый, просторный, проветриваемый, отвечающий требованиям
САНПиНов.
Парты – 12 штук, стулья – 12 штук.
- ноутбук; мультимедийный проектор;
- демонстрационная магнитная доска;
- аудио и видеоматериалы, презентации;
- шкаф для хранения методических и дидактических пособий.
Информационное обеспечение
- электронные ресурсы;
- методическая и учебная литература.

Методическое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа обучения
письму реализуется в учебной и игровой деятельности.
В дошкольном возрасте – ведущая деятельность – игра. Все занятия построены в
игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала.
Кроме того, постоянно в занятия включаются проблемные и игровые ситуации,
литературные герои, сюрпризные моменты.
Занятия строятся в форме путешествий, экскурсий, интеллектуальных викторин,
творческих заданий. Для снятия физического и умственного напряжения проводятся
физкультминутки, пальчиковые и малоподвижные игры.
В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:
- изучение нового материала;
- закрепление и систематизация знаний, умений навыков детей;
- проверочные занятия (в конце полугодия);
- комплексные, интегрированные.
Методы и средства:
- Беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок.
- Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, подвижные игры,
пальчиковые игры с предметами.
- Графические упражнения.
В программу включены занятия, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а
ребёнку – воспитаннику. На таких занятиях используются методы самостоятельной
работы, практические работы (игры - эксперименты), методы контроля сверстников и
самоконтроля.
Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка по усвоению знаний,
используется объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный,
частично-поисковый и исследовательский.
Использование различных методов обучения и технологий на занятиях, позволяет
максимально решить поставленные программой задачи и развивать индивидуальные
возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения педагога и обучающего, выявить
новые пути взаимодействия.
Дидактический материал
- подвижная азбука (наборное полотно с буквами);
- магнитная азбука (демонстрационная);
- касса букв и слогов (раздаточный материал);
- рабочие тетради дошкольника «От А до Я» (раздаточный материал);
- карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и
названием этого предмета на другой: со словами, предложениями, текстом;
- плакат «Алфавит», карточки «Алфавит»;
- индивидуальные практические задания;
- таблицы со слогами и словами (слоговой домик, слоговой цветок, слоговая
линейка);
- наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи.
Календарный учебный график
Год
обучения

Дата начала
обучения

1 год

16.09.2024

Дата
окончания
обучения
31.05.2025

Всего
учебных
недель
34

Нормативно-правовая база

Количество
учебных часов

Режим занятий

34

1 раз в неделю
по 1 часу

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р;
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г №
629);

- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28;
- СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2.
Литература

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ
Сфера, 2006.
2. Гаврилина С.Е. Развиваем моторику. Ярославль: Академия развития, 2007г. Косина
Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: «Олма-Пресс», 2001.
3. Малюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму.//
Дошкольное воспитание № 2 2008.
4. Новинская О. Веселые пальчиковые игры. Ум на кончиках пальцев: маленькие
подсказки для родителей. СПб.: Сова, 2006г
Интернет-ресурсы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».