Развитие речи

Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей п.Ола»

Принято:
на педагогическом совете
МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола»
Протокол №01 от 24.09.2024 г.

ждено:
О детей п.Ола»
Дире^р-ЙКУ.^СС
Л г^ * ^
У
Е.Г.Еремина
9.2024 г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа социально-гуманитарной направленности
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Срок реализации: 1 год.
Возраст воспитанников: 5 лет.
Автор: Белохорт В.С, педагог ДО.

п. Ола. 2024 г.

Содержание

1.Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3. Формы организации образовательного процесса.
4. Ожидаемые результаты
5. Учебный план
6. Содержание учебного плана
7. Календарный учебный график
8. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
9. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
10. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
11. Материально-техническое обеспечение
12. Календарный учебный график.
13. Список литературы.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие речи»
(далее – Программа) разработана в соответствии с действующей нормативной базой в сфере
дополнительного образования детей:
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р;
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 27.07.2022 г № 629);
- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28;
- СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2.
Речь – великий дар природы, благодаря которому дети получают широкие возможности общения
друг с другом. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности
и поведении. Плохо говорящие дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми,
застенчивыми, нерешительными, затрудняются в общении с другими людьми.
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности.
Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира,
полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и
психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития
ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом.
Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и
правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Актуальность данной программы состоит в том, что она помогает гармоничному развитию
личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта; подготавливает ребенка к школьному
обучению, решает проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками.
Новизна программы заключается в построении занятий в игровой форме, с использованием
различных методик по развитию речи, способствующих предупреждению и устранению задержки
речевого развития у ребенка.
Цель программы: развитие связной речи у детей 5 лет в процессе игровой деятельности.
Задачи:
– формировать лексико-грамматический строй речи;
– формировать навыки построения связного высказывания;
– формировать познавательную активность детей;
– обучить навыкам эффективной коммуникации.
При реализации данной программы рекомендуется использовать следующие формы работы:
Теоретические занятия: беседы.
Практические занятия: групповые и индивидуальные игры и упражнения, направленные на
развитие речи.
Таким образом, перечисленные выше задачи будут решаться комплексно.

Программа рассчитана на один год (дошкольный возраст).
Занятие проводится 1 раз в неделю по 1 часу (25 минут), 4 раза в месяц. 34 занятия в год.
Возраст обучающихся: 5 лет.
Форма обучения: очная.
Форма занятий: групповая (10-12 чел).
Планируемые результаты:
1.Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи
посредством общения со взрослыми и сверстниками; узнает новую информацию, выражает просьбу,

жалобу, высказывает желания, избегает конфликта; без напоминания здоровается и прощается, говорит
«спасибо, пожалуйста».
2.Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные, проявляет интерес и
самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.
3. Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.
4. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет
описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.
Программа обеспечена средствами обучения и воспитания, в числе которых методическая и
детская художественная литература, аудио - видео пособия, дидактические игры.
Кроме того, выполнение содержания программы обеспеченно за счёт материально-технических
средств и особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды.
Учебно - тематический план
№
Разделы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1 Вводное занятие. Знакомство
1
1
0
2 Составление рассказа по картинке или на
16
7
9
предложенную тему
3 Пересказ сказки, рассказа
12
3
9
4 Рассказывание о личных впечатлениях
3
1
2
5 Итоговое занятие
2
2
ИТОГО:
34
12
22
Содержание программы.

1.Вводное занятие.
Теория. Знакомство, цели и задачи учебного курса, правила поведения на занятиях. Мотивация
учащихся к занятиям.
2. Ознакомительное занятие.
Теория. Игровые упражнения на сплочение группы. Определение уровня обучения учащихся.
Практика. Во время игровых упражнений ребята знакомятся, раскрепощаются. Преподаватель
имеет возможность в игровой форме оценить уровень подготовленности учащихся.
3. Составление рассказа по картинке или на предложенную тему.
Теория. На занятиях учащиеся будут учиться составлять небольшой сюжетный рассказ по
картине, скороговорке, стихотворениям; рассказывать о событиях предшествовавших
изображенным на картине, придумывать концовку. Так же занятия направленны на воспитание
умения подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей.
Практика. Учиться рассказывать связно, не отступая от заданной темы, упражнять в
образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах
множественного числа. Также, учиться рассказывать о своих личных впечатлениях,
воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.
4. Пересказ сказки, рассказа.
Теория. В процессе обучения, ребята будут учиться связно, последовательно и выразительно
рассказывать сказку, пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя,
старательно передавая диалог действующих лиц; учиться придумывать загадки.
Практика. Ребята будут учиться выразительно пересказывать текст без помощи вопросов
воспитателя; учиться придумывать загадки.
5. Ознакомление с предложением.
Теория. В процессе занятия, педагогу необходимо дать представление о последовательности
слов в речи; ввести термин «предложение»; закреплять умение называть слова в предложении
последовательно; учить подбирать слова, сходные по звучанию, а так же учить произносить
чистоговорки с разной силой голоса.
6. Сочинение на предложенную тему.
Теория. Данное занятие предназначено для того, чтобы научить учащихся придумывать сказку
по предложенному плану, не повторяя сюжетов товарищей; учить подбирать прилагательные и
глаголы к существительным; добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз.

Практика. Учащиеся учатся составлять короткий рассказ на заданную тему.
7. Рассказывание о личных впечатлениях.
Теория. Ребята внимательно слушают небольшой описательный рассказ воспитателя. Отвечают
на поставленные вопросы и, любуясь, на расставленные вокруг игрушки, вспоминают про те, с
которыми любят играть они.
Практика. На этом занятии ребята учатся давать описание внешнего вида игрушки, рассказывая
о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома; закрепляется умение образовывать
близкие по смыслу однокоренные слова.
Календарно-тематический план
№

Тема

1

Пересказ сказки
«Лиса и рак»

2

Составление
сюжетного
рассказа по
картине «Кошка
с котятами»

3

Рассказывание о
личных
впечатлениях на
тему «Наши
игрушки»
Составление
рассказа по
скороговорке

4

5

Пересказ
рассказа Н.
Калининой
«Разве так
играют?»

6

Составление
сюжетного
рассказа по
картине «Мы
играем в кубики.

Задачи

Средства реализации

Учить связно,
Презентация по теме
последовательно и
занятия, картина «Лиса
выразительно рассказывать
с листьями», картинки
сказку; подвести к
с изображением лисы,
составлению описательного рассказ «Лиса и рак»
рассказа по картине «Лиса»
Учить составлять небольшой Презентация по теме
сюжетный рассказ по
занятия, картина
картине, рассказывать о
«Кошка с котятами»,
событиях предшествовавших игрушка котенок
изображенным на картине,
придумывать концовку
Учить давать описание
Презентация по теме
внешнего вида игрушки,
занятия. Игрушки рассказывать о том, как с
собака, слон, лиса, заяц,
ней можно играть, какие коза.
игрушки есть дома
Формировать навыки
Презентация по теме
связной речи, учить
занятия.
использовать в речи
сложноподчиненные
предложения, называть
игрушки, предметы,
подбирать слова, близкие
по смыслу
Учить выразительно
Презентация по теме
пересказывать текст,
занятия, рассказ
активизировать в речи
«Разве так играют?»
глаголы, формировать
представление о том, что
не все детеныши имеют
название, сходное по
звучанию с названием
взрослых животных
Учить придумывать
Презентация по теме
продолжение сюжета,
занятия, картина
название картины.
«Мы играем в кубики.
Воспитывать умение
Строим дом».
подбирать глаголы и

Количество
часов
1

1

2

1

1

1

Строим дом

7

Составление
рассказов на
темы
стихотворений

8

Составление
рассказа на
заданную
тему

9

Пересказ
рассказа Е.
Чарушина
«Лисята»

10

Составление
рассказа по
картине
«Ежик»

11

Составление
рассказа на
тему
«Домашнее
животное»

12

13

прилагательные для
характеристики действий
персонажей
Учить рассказывать
связно, не отступая от
заданной темы,
упражнять в
образовании названий
детенышей животных в
именительном и
родительном падежах
множественного числа
Учить составлять
короткий рассказ на
заданную тему, учить
подбирать слова
сходные по звучанию
Учить выразительно
пересказывать
литературный текст без
помощи вопросов
воспитателя, учить
придумывать загадки
Учить составлять
рассказ по картине,
используя имеющиеся у
них знания о жизни
диких животных

Презентация по теме
занятия, плюшевый
медведь.

2

Презентация по теме
занятия, картина
«Собака со щенятами»

1

Презентация по теме
занятия, книга Е.
Чарушина «Лисята»,
картина «Лиса с
лисятами»

1

Презентация по теме
занятия, картина
«Ежик», мешочек или
большая салфетка

1

Учить рассказывать о
своих личных впечатлениях,
воспитывать умение
отбирать для рассказа
интересные факты и
события

Презентация по теме
занятия

1

Составление
описательного
рассказа о
предметах
посуды.

Учить составлять
короткий рассказ по
стихотворению и
описательный рассказ о
предметах посуды.
Учить сравнивать
различные предметы по
материалу, размерам,
назначению, употребляя
названия качеств

1

Пересказ
рассказа Н.
Калининой
«Про снежный

Учить передавать
художественный текст
связно, последовательно,
выразительно, без

Презентация по теме
занятия, тарелки
(глубокая и мелкая),
вилка, ложка (чайная,
столовая,
пластмассовая),
стаканы
(высокий и низкий,
стеклянный и
пластмассовый), две
пластмассовые
игрушки, мяч
Презентация по теме
занятия

1

колобок»
14

Составление
рассказа по
картине «Река
замерзла».

15

Составление
рассказа на тему
«Игры зимой»

16

Составление
рассказа на
темы
скороговорок.

17

Пересказ
сказки «Петух
да собака»

18

Составление
рассказа по
картине
«Северные
олени»

19

20

Составление
описательного
рассказа на
тему «Зима»

фр
Ознакомление

помощи вопросов
педагога
Учить составлять
рассказ по картине, при
описании событий
указывать место и время
действия.
Учить составлять
связный рассказ о
впечатлениях из личного
опыта, не отступая от
заданной темы.

Презентация по теме
занятия.

1

Презентация по теме
Занятия на тему «Игры
зимой»

1

Учить самостоятельно
составлять короткий
рассказ на темы
скороговорок, закрепить
представления о
многозначности слова и
словах,
противоположных по
смыслу

Презентация по теме
занятия.

1

Учить пересказывать
сказку без помощи
вопросов воспитателя,
выразительно передавая
диалог действующих лиц

Презентация по теме
занятия, игрушка
собака.

1

Учить составлять
сюжетный рассказ по
картине, используя свои
знания о внешнем виде и
жизни животных; учить
подбирать наиболее
точные определения при
описании внешнего вида
животных, упражнять в
образовании названий
детенышей с
уменьшительными
суффиксами.

Презентация по теме
занятия.

1

Учить при описании
событий указывать
время действия,
используя разные типы
предложений,
добиваться четкого
произнесения слов и фраз

Презентация по теме
занятия.

1

Дать представление о

Презентация по теме

1

с
предложением

21

Пересказ
сказки «Лиса и
кувшин»

22

Составление
рассказа по
картине
«Лошадь с
жеребенком»

23

Составление
рассказа на
тему «Как
цыпленок
заблудился»

24

последовательности слов
в речи,учить
произносить
чистоговорки с разной
силой голоса
Учить рассказывать
сказку без наводящих
вопросов, выразительно,
произносить
предложения с разными
оттенками интонации

занятия.

Презентация по теме
занятия

1

Учить составлять
описательный рассказ по
картине, используя
наиболее точные слова
для обозначения цвета,
величины, закреплять в
игре умение строить
предложение из
заданных слов
Учить самостоятельно
продолжать и завершать
рассказ, начатый
педагогом

Презентация по теме
занятия.

1

Презентация по теме
занятия

1

Составление
рассказа на
заданную тему

Учить составлять
рассказ на тему,
предложенную
воспитателем; учить
сравнивать предметы,
точно обозначая словом
черты сходства и
различия

Презентация по теме
занятия

1

25

Пересказ
рассказа
Л. Толстого
«Пожарные
собаки»

Учить связно,
последовательно,
выразительно
пересказывать
художественный текст;
учить подбирать по
смыслу определения,
слова, близкие и
противоположные по
смыслу.

Презентация по теме
занятия

1

26

Составление
сюжетного
рассказа по
набору игрушек

Презентация по теме
занятия.

1

Учить составлять
сюжетный рассказ,
выбирая для него
соответствующих
персонажей, давать

описание и
характеристику
27

Сочинение
на тему
«Приключения
зайца»

Учить придумывать
сказку по
предложенному плану,
не отступая от темы, не
повторяя сюжетов
товарищей

Презентация по теме
занятия, картина
«Зайцы»

1

28

Составление
рассказа на
предложенную
тему

Презентация по теме
занятия, иллюстрации
к сказке «Белоснежка и
семь гномов»

1

29

Пересказ
рассказа
Я. Тайца
«Послушный
дождик»

Учить составлять
рассказ, используя
предложенный
сказочный сюжет; учить
самостоятельно
соотносить названия
объектов с их
изображениями на
картинках
Подвести к образованию
названий профессий
исходя из занятий,
активизировать в речи
названия профессий и
действий, учить
называть предметы,
необходимые людям той
или иной профессии

Презентация по теме
занятия, рассказ Я.
Тайца «Послушный
дождик»

1

30

Составление
рассказа на
тему «Как
Сережа нашел
щенка»

Учить составлять
рассказ по
предложенному плану,
образно описывая место
действия, настроение
героя; давать задания на
образование слов названий профессий

Презентация по теме
занятия

1

31

Пересказ
сказки В.
Сутеева
«Кораблик»

Презентация по теме
занятия, сказка
В. Сутеева «Кораблик»

1

32

Итоговое занятие

Учить связно
рассказывать сказку,
выразительно передавать
диалоги персонажей;
учить понимать и
объяснять смысл
поговорок

ИТОГО:
Методическое обеспечение программы
Формы организации учебного процесса:
• индивидуальная,
• игровые

1
34 часа

• групповые
Формы контроля и оценки результатов обучения:
• индивидуальный
• фронтальный,
• итоговый,
• оценка педагога,
• опрос,
• анализ деятельности обучающихся
Методы освоения содержания данной программы:
Наглядные: наблюдения; использование иллюстративно - наглядного материала; использование
ИКТ.
Словесные: рассказ педагога, беседа с детьми, чтение детской литературы.
Практические: образные игры - имитации, драматизация, игровые ситуации; дидактические
игры; сюжетно - ролевые игры

Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет – светлый, просторный, проветриваемый, отвечающий требованиям
САНПиНов.
2. Парты – 12 штук, стулья – 12 штук.
3. Доска.
4. Ноутбук, аудио-, видеоматериалы, компакт диски с записями сказок, развивающих
занятий, обучающих роликов, презентаций.
5. Шкафы для хранения дидактических и методических пособий.
6. Дидактические пособия:
- Учебные пособия.
- Предметные картинки.
- Развивающие игры, разрезные картинки.
Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала
обучения

1 год

16.09.2024

Дата
окончания
обучения
31.05.2025

Всего
учебных
недель
34

Количество
учебных
часов
34

Режим
занятий
1 раз в
неделю по 1
часу

Нормативно-правовая база
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ);
- Концепция развития дополнительного образования детей,
Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р;

утверждённой

распоряжением

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г №
629);

- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28;
- СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2.
Литература
1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа.- М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.
2. Куликовская Т.А. Сказки – пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно – методическое
пособие для педагогов и родителей. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
3. Н.Э.Теремкова Я учусь пересказывать.
4. Хрестоматия для дошкольников: Стихи, песенки, сказки, рассказы. – М.:Махаон, Азбука
Аттикус,2015.
5. Интернет-ресурсы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».