Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей п.Ола» Утверждено: Принято: на педагогическом совете МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола» Протокол №01 от 24.09.2024 г. ~ла» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности «ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ» Срок реализации: 1 год. Возраст обучающихся (воспитанников):? -1 2 лет Составитель: Ворошилова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования п. Ола. 2024 г. 1 Пояснительная записка Все дети очень любят домашних животных. Будучи ещё совсем маленькими детьми, они часто осаждают родителей купить им четвероногого друга, или другого домашнего питомца. Домашние животные играют огромную роль в воспитании ребенка. Маленький ребенок не просто тянется к домашнему питомцу, он через него познаёт окружающий мир. Психологи уверены, дети часто контактирующие с домашними животными, гораздо быстрее развиваются, легче адаптируются в новом коллективе и находят новых друзей. Уровень интеллекта у таких детей выше чем у сверстников, не имеющих животных. В результате общения и наблюдения за животными у детей формируется любознательность и наблюдательность, а ухаживая за питомцами, ребенок приучается к труду и заботливому отношению не только к животным, но и к людям. Однако в силу обстоятельств, многие родители не имеют возможности содержать домашнее животное в доме. Они боятся агрессивности животных и необходимости уборки и постоянной заботы за ними, в их появлении в доме видят только проблемы. Но, необходимо, учитывать то, что современные дети формируются как личности в техногенной среде, в следствие чего происходит отделение от природы, не развивается в должной мере душевная сфера ребенка. Для формирования таких черт характера, как чуткость, заботливость, доброта, внимание, сочувствие, чувство ответственности и т. д. просто необходимо соприкосновение с живым миром. Решить данные противоречия позволяет дополнительная общеобразовательная программа «Юный натуралист» естественно-научной направленности, которая предлагает обучение обучающихся (воспитанников) начальной школы во внеурочное время в условиях Центра дополнительного образования при наличии Зооуголка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный натуралист» разработана в соответствии с действующими нормативными документами: - Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». -Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р; - Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 - СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2. Она направлена не только на формирование элементарных теоретических знаний о живой и не живой природе, о взаимосвязях и вредоносного воздействия человека на природу, но и включает практические умения и знания по уходу за животными. Программа «Юный натуралист» составлена с учётом школьного курса предмета «Окружающий мир» и имеет межпредметные связи с «Экологией», «Зоологией», «Охраной природы», «Ветеринарией» и д р. Актуальность. Жизнь современного ребенка протекает среди многоэтажных построек и поселкового шума. Он почти сутками находится в «4 стенах»: во время учебы – в школе, вне учебы – дома, за уроками или компьютером. 1 Но потребность в общении с природой, с которой человек связан невидимыми «нитями», ощущается всегда. Поэтому наилучшей альтернативой для ребенка является непосредственный контакт с представителями животного мира. Ведь, животные дают возможность ребенку проводить досуг интересно, увлекательно, отрешиться от проблем, избежать одиночества или временного отсутствия друзей, положительно влияют на самочувствие. Кроме того, у ребят формируется бережное отношение к миру животных, окружающей среде, возникает естественная ответственность за судьбу живого существа. Новизна программы «Юный натуралист» заключается в том, что она разработана с учетом современных тенденций в образовании, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания ребенком индивидуальной образовательной траектории. Отличительная особенность программы. Важное место в программе отводится наблюдениям, практическим занятиям обучающихся в живом уголке. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный натуралист» предусматривает изучение младшими школьниками особенностей биологии животных. Она способствует экологическому воспитанию, формированию системы знаний о природе и воспитанию осознанного отношения к ней. Повышению эффективности процесса освоения знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у обучающихся практических умений в уходе и содержании животных. Педагогическая целесообразность программы – реализация потребности детей в естественном общении с животными. В процессе обучения создаются ситуации, где ребенок выступает в роли лица, совершающего акт милосердия и доброты по отношению к более слабому и нуждающемуся существу - животному. Именно, доброта и отзывчивость - это те черты характера, которые являются базовой характеристикой этичной личности и неотъемлемы от нее. Цель программы — формирование у обучающихся основ экологической культуры через выстраивание гуманного и грамотного взаимоотношения с животными. Задачи программы: Обучающие: - ознакомить с содержанием животных в зооуголке и дома, их биологическими особенностями; -ознакомить обучающихся с разнообразием фауны, с животным миром родного края; Развивающие: - совершенствовать умения и навыки практической деятельности при уходе за животными; - способствовать развитию у обучающихся познавательного интереса к наблюдениям за животными. Воспитательные: - воспитывать гуманное отношение к домашним питомцам; - воспитывать чувство патриотизма через познание красоты и значимости животного мира родного края. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 7-12 лет. При построении и реализации программы используется принцип «путь через сердце», т.е воздействие в первую очередь на эмоции ребенка. Выбор этого пути диктуется возрастными особенностями обучающихся, которые острее воспринимают эмоциональную информацию, чем рациональную; хотя в каждом случае эмоции и подкрепляются рациональными аргументами. Кроме того, в программе широко используется принцип активности, т. е. личной заинтересованности и личного участия обучающегося в судьбе животного. 2 Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год, объем – 204 часа Формы обучения: очная. Уровень обучения: базовый. Форма организации деятельности: групповая, занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа. Планируемые результаты Личностные: - осознание ценности природы и себя в ней; - формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, умение оценивать свои поступки - формирование бережного отношения к «братьям нашим меньшим», грамотного экологического поведения в природе; - формирование чувства любви к родному краю; - положительное отношение к познанию и обучению, приобретению новых знаний; Метапредметные: Познавательные: - анализировать информацию; - преобразовывать познавательную задачу в практическую; - выделять главное, выбирать эффективные способы решения; - прогнозировать результат. Регулятивные: - планировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания; - понимать причины успеха или неуспеха в обучении; - самостоятельно выполнять действия; - адекватно воспринимать оценку со стороны сверстников, педагога, родителей; - готовность самостоятельно оценивать свой труд. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и интересы, объяснять свою позицию; - сотрудничать и приходить к общему решению в совместной работе; - не создавать конфликтных и спорных ситуаций. Учебно-тематический план ДООП «Юный натуралист» № п/ п 1 Наименование программы «Юный натуралист» Количество часов Всего Теория Практика 204 102 102 Формы подведения итогов реализации программы В процессе реализации программы оценивается качество полученных знаний, умений и навыков через викторины, конкурсы, практическую деятельность, анкетирование, собеседование, тестирование обучающихся. Предметные ожидаемые результаты Обучающийся должен знать: - правила организации условий для содержания домашнего животного в доме (грызуны, птицы); - разнообразие и особенности домашних питомцев; Обучающийся должен уметь: - различать животных, содержащихся в живом уголке; Обучающийся должен приобрести навык: 3 - подготовить клетку животному и составить ежедневное «меню, и тд. Учебно – тематический план № Название раздела, темы Количество часов Всего Теория 2 1 1 Вводное занятие 2 Окружающий мир. Охрана природы. Времена года. Растения Животные Домашние животные Итоговые занятия 3 4 5 6 7 ИТОГО Практика 1 54 27 27 24 42 54 26 2 12 21 27 13 1 12 21 27 13 1 102 102 204 Содержание программы Вводное занятие 2 часа Теория. Программа «Юный натуралист»: цель и задачи обучения, основные разделы и темы занятий. Организация занятий: расписание, нормы гигиены и внешнего вида. Правила поведения. Инструктаж по технике безопасности. История юннатского движения. Дневник юного натуралиста. Практика. Знакомство детей с педагогом. Проведение входного мониторинга. Выявление способностей детей. Организация рабочего места. Экскурсия в зооуголок. Окружающий мир. Охрана природы 54 часа Теория. Окружающий мир. Живое и неживое. Признаки живого организма. Природные сообщества. Все в жизни связано. Если что-то убрать – нарушается вся цепочка. Среда обитания. Факторы, необходимые любому живому организму для жизни: воздух, вода, земля, пища, свет и т.д. Проблемы, связанные с изменением окружающей среды. Необходимость охраны природы. Наш дом. Дом животных. Охраняемые природные территории. Заповедник. Национальный парк. Заказник. Что нельзя делать в заповеднике и почему. Правила, которые нужно соблюдать в заповеднике. Кто следит за соблюдением правил.Правила, которые нужно соблюдать везде. Красная книга. Для чего она создана. Охраняемые животные. Как сохранить их разнообразие. Практика. Обсуждение рассказов «Лесные домишки», «Рыбий дом», «Теремок» Видеофильмы. Творческие работы. Игры: «Живое и неживое» (связь живого и неживого: карточки с картинками, веревка.), «Пищевые цепочки», «Кто где живет?», «Что нужно для жизни». Работа в Зоо-уголке. Приготовление кормов, кормление. Наблюдения за животными. Тематические экскурсии. Времена года. 24 часа Теория. Осень. Изменения в природе. Что происходит с растениями и животными. Птицы перелетные и зимующие. Зима. Изменения в природе. Кто как зимует. Изменение окраски у животных. Зимняя спячка. Как помочь зимующим птицам. Весна. Изменения в природе. Пробуждение всего живого. Правила поведения в природе. Лето. Изменения в природе. Практика. Подкормка зимующих птиц. Наблюдения в природе в разное время года. Работа в Зоо-уголке. Наблюдения за животными. 4 Тематические экскурсии. Растения 42 часа Теория. Какие бывают растения. Водоросли. Водные растения. Травянистые растения. Кустарники. Деревья. Комнатные растения. Сад и огород. Практика. Уход за комнатными растениями. Задания для раскрашивания. Наблюдения за прорастанием семян. Работа с гербарием. Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений. Тематические экскурсии. Творческие работы. Животные 54 часа Теория. Разнообразие животных. Животные позвоночные и беспозвоночные. Рыбы, земноводные, рептилии, птицы, звери, насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. Птицы перелетные и зимующие. Как помочь зимующим птицам. Практика. Изготовление кормушек для зимней подкормки птиц. Просмотр видеофильмов о животных разных континентов. Задания для раскрашивания. Игры «Найди животное», «Зоологическое лото». Работа в Зооуголке. Наблюдения за животными. Тематические экскурсии. Творческие работы. Домашние животные 26 часов Теория. Собаки. История приручения собак человеком. Собаки служебные, охотничьи и декоративные. Использование собак в различных целях: собаки караульные, розыскные, пастушьи, минорозыскные, геологи, поводыри слепых, няньки, спасатели и пр. Породы собак. Кошки. Приручение человеком кошек. Наиболее распространенные породы кошек. Лошади. Происхождение домашних лошадей. Породы лошадей. Сельскохозяйственные животные и их породы: куры, гуси, утки, козы, свиньи, овцы, коровы. Практика. Задания для раскрашивания. Просмотр видеофильмов. Работа в Зоо-уголке. Наблюдения за животными. Творческие работы. Тематические экскурсии. Итоговое занятие Теория. Проведение итогового контроля. Подведение итогов года. Опрос. Практика. Обсуждение творческих работ. Анкетирование. Методическое обеспечение программы С целью пробуждения у обучающихся интереса к изучаемому материалу широко используется игровые технологии (экологические игры, конкурсы). Почти каждое занятие предполагает проведение практических работ по уходу за животными зооуголка, независимо от изучаемой темы. Общение обучающихся с животными усиливает эмоциональность восприятия информации, активизирует познавательную деятельность обучающихся, создает предпосылки успешного усвоения знаний, формирует чувство личной ответственности. В программу включены выходы в природу, наблюдения. Участие в разнообразных экологических акциях, предусмотренных программой, способствует развитию личной заинтересованности в деле защиты природы и ее обитателей. Современные информационно-коммуникативные технологии позволяют увеличить поток информации по содержанию предмета Для достижения хороших результатов при реализации программы «Юный натуралист» предусматривается применение следующих дидактических форм и методов: - тематические рассказы, эвристические беседы - зарисовки обучающихся, методические разработки; - беседа; 5 - викторины и конкурсы; - обучающие игры; - тесты; - использование ТСО, просмотр видеофильмов, презентаций; - практическая работа в зооуголке; - посещение музеев, выставок. Материально-техническое обеспечение программы 1. Живые объекты – животные: грызуны, хищники, птицы, итд; 2. Клетки, террариумы; 3. Иллюстративный материал (таблицы, фотоматериалы, рисунки); 4. Канцелярские принадлежности; 5. Природные материалы; 6. Видеофильмы по направлению деятельности; 7. Компьютерные презентации. Год обучения 1 год Календарный учебный график Дата начала Дата Всего Количество обучения по окончания учебных учебных программе обучения по недель часов программе 02.09.2024 г. 31.05.2025 г. 34 204 Режим занятий 2 раза в неделю по 3 часа 6 Нормативно-правовая база - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р; - Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 - СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2. Список литературы 1.Жизнь животных. В 7 томах, 2-е изд., т. 4. – М: Просвещение, 1983. 2.Жуков Т. Часы занимательной зоологии. – М: Просвещение, 1973. 3. Лесняк А. П. Зоопарк дома. – Алма-Ата: Кайнар, 1973. 4. Онегов А. Школа юннатов. – М.: детская литература, 1990 5. Рахманов А. И. Домашний зооуголок.- Смоленск: Русич, 1996. – 544с. 6. Самусенко Э. Г. Друзья нашего дома. – М.: Полымя, 1991 – 270с. 7. Энциклопедии «Я познаю мир» (различные издания). 7