Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей п.Ола» Принято: на педагогическом совете МКУ ДО «ЦДО детей п.Ола» Протокол №01 от 24.09.2024 г. Утверждено: Директор МКУ/ДО «ЦДО детей п.Ола» _________ _____________ Е.Г.Еремина Приказ № 2 Й о /д от 25.09.2024 г. ч М КУ До <(Ц Д О п Р *г„ вдЩ Пн Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Учимся шить!» Возраст детей: 7-18 лет. Срок реализации: 3 года. Автор: Лопатина Вера Геннадьевна, педагог дополнительного образования творческого объединения «Кройка и шитье» п.0ла.2024 г. Содержание 1. Пояснительная записка. 2. Цели и задачи программы. 3. Особенности организации образовательного процесса. 4. Отслеживание результативности образовательного процесса. 5. Предполагаемые результаты. 6. Учебно-тематический план на 1 год обучения. 7. Учебно-тематический план на 2 год обучения. 8. Учебно-тематический план на 3 год обучения. 9. Методическое обеспечение программы. 10. Используемые методики, методы и технологии. 11. Материально- техническое обеспечение. 12. Календарный учебный график. 13.. Литература. Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся шить» имеет художественную направленность, является модифицированной. Данная программа предполагает дать основы знаний и навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления швейных изделий, которые дадут возможность обучающимся попробовать быть художником, дизайнером для самого себя, создавая свой индивидуальный стиль в процессе изготовления швейных изделий, а некоторым из них определиться с будущей профессией. Это имеет большое практическое значение в дальнейшей жизни ребенка. Программа востребована со стороны родителей и обучающихся, заинтересованных в овладении практическими навыками шитья. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся шить» разработана в соответствии с действующими нормативными документами: -Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р; -Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28; -СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2. Актуальность программы заключается в том, что на сегодняшний день профессии швеи, модельера, дизайнера, портного востребованы не менее любых других профессий. Портной XXI века должен соответствовать званию «мастер», т.е. должен уметь не только кроить и шить, но и «достойно» оформить свое изделие. Программа актуальна, поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Новизна программы заключается в освоении новых технологий моделирования и пошива одежды, аксессуаров и предметов декора быта, в интегрировании образовательных областей: технология, черчение, математика, рисование, информатика. В процессе изготовления изделия обучающиеся рисуют эскиз модели, рассчитывают параметры будущей выкройки, делают чертёж на основании сделанных расчётов, не только обычным способом, но и используют для моделирования современные программы, пользуются оргтехникой. Параллельно с обучением кройки и шитью обучающиеся осваивают различные виды рукоделия, что дает им возможность приобрести положительный опыт и использовать его не только как хобби, но и для развития профессиональной направленности. Главной особенностью программы является ее гибкая структура. Темы работы с обучающимися, являются актуальными и целесообразными в данное время. Каждая 2 тема (раздел) включает вариативность содержания в зависимости от направлений моды и новых технологий обработки швейных материалов, от требований современных педагогических технологий. Такая структура программы позволяет оперативно приспосабливать ее ко времени проведения различных конкурсов, олимпиад, конференций, фестивалей, выставок. Педагогическая целесообразность. Обучающиеся, в результате освоения программы, приобретают навыки ручного шитья, шитья на швейных машинках (с ручным и электрическим приводом), актуализируются школьные знания и приобретаются новые качества и навыки конструирования, моделирования и ремонта швейных изделий. У обучающихся возникает мотивированный интерес к данному виду деятельности, что в дальнейшем может оказать влияние на выбор профессии. Данная программа соответствует требованиям времени и современным образовательным технологиям. Отличительной особенностью программы является деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию посредством прикладного творчества, когда каждый обучающийся является дизайнером и автором своей работы. Программа отличается от уже существующих, тем, что учебный материал учитывает новые способы и методы моделирования и конструирования швейных изделий, большая часть занятий по программе отводится на выполнение проекта, когда шитье своими руками превращается в творческий процесс и обучающиеся могут самостоятельно выполнить свои идеи и замыслы в реальные, конкретные изделия, а педагог выступает в роли консультанта. Занятия в объединении «Кройка и шитье» способствуют трудовому, эстетическому воспитанию школьников, расширению их кругозора, профессиональной ориентации на профессии швейного производства. Немаловажным является то, что при выполнении швейных работ (особенно ручных и с мелкими деталями) у обучающихся воспитывается аккуратность, усидчивость, что способствует улучшению учебной деятельности в целом. Так как в настоящее время необходимые материалы (ткани, фетр, флис, фурнитура и т.д.) по стоимости достаточно дорогие, то оптимальным решением этой проблемы станет программа «Учимся шить». На занятиях уделяется большое внимание вопросам культуры одежды. Обучающиеся знакомятся с навыками шитья, с направлениями в современной моде. Также на занятиях объединения обучающиеся получают знания о разновидностях тканей, учатся подбирать фасоны изделий в соответствии с тканью, делать эскизы моделей, из старых вещей перешивают новые. Процесс обучения тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов России и Крайнего Севера, культуры и традиций русского народа и КМНС. Магаданская область является местом исконного проживания коренных малочисленных народов. Истоки культур этих народов теряются в глубине веков. Все это время коренные малочисленные народы существовали в гармонии с природой. Непроходимая, могучая тайга, долины рек были своеобразной экологической нишей, определявшей быт, уклад, традиционные занятия аборигенов. Основные виды деятельности коренных малочисленных народов региона – сбор дикоросов, оленеводство, рыболовство, охота. Народы Севера соблюдают и чтут вековые традиции и обычаи. Это в основном охотники, рыболовы, оленеводы. Региональный компонент является средством формирования гражданского и эстетического мировоззрения подрастающего поколения, в программе он реализуется через изучение народного творчества народов, проживающих на территории Крайнего 3 Севера. Несмотря на то, что живут они по примерам и учениям своих предков, в их быту присутствуют вещи и из современной жизни. В объединении «Кройка и шитье» проводятся различные мероприятия, способствующие воспитанию толерантного отношения к культуре совместно проживающих народов, популяризации истории и культуры аборигенов, повышению их самосознания. В рамках программы проводятся конкурсы, экскурсии, посещение выставок. Программа «Учимся шить» предусматривает обучение шитью, в так называемых, смешанных группах. Это группы с разновозрастным составом обучающихся и разноуровневой подготовкой. Работа в них организуется по типу обучения в малокомплектной школе. Программа построена так, что изучение материала ведется параллельно по всем годам обучения. Общая тема занятия предлагается всем обучающимся. Но обучающиеся 1 года обучения изучают ее на уровне простейшего способа изготовления. Обучающиеся 2 года обучения знакомятся с технологией изготовления изделий с элементами усложнения. Для обучающихся 3 года обучения ведущим методом является самостоятельная работа с материалами печатных изданий, интернет-ресурсов на основе ранее полученных знаний и умений. Это позволяет одновременно решить следующие проблемы: При комплектовании групп, в объединение часто зачисляются обучающиеся, владеющие начальными навыками и умениями шитья. Данная программа позволяет определить степень их подготовленности и зачислить на соответствующий уровень обучения. Кроме того, дает возможность корректировать распределение обучающихся по годам обучения, в зависимости от индивидуальных способностей и степени овладения учебной программой. Программа предусматривает так же возможность обучения детей с ОВЗ путем построения индивидуального образовательного маршрута и учета индивидуальных особенностей ребенка при выборе творческого проекта. При выполнении индивидуального проекта обучающимся возможна интеграция с уроками технологии в средней школе. Цель: создание условий для раскрытия и реализации творческих способностей обучающихся через освоение навыков шитья. Задачи: Обучающие: - ознакомить с историей шитья, современным ассортиментом, материалами и технологией изготовления швейных изделий; - обучить навыкам грамотного шитья, основам конструирования и моделирования; - работать с различными материалами, разнообразными технологическими приемами; - ремонтировать и реставрировать различные швейные изделия; - обучить безопасным навыкам работы на швейной машине; Развивающие: - развить образное мышление, чувство стиля, творческий креативный подход к делу; - развивать потребности самостоятельно контролировать процесс выполнения, оценивание своей работы и исправление ошибок; - развить сенсорные и моторные навыки: глазомер, гибкость и силу рук -развить познавательные процессы: внимание, память, образное логическое мышление, пространственное видение, фантазию, воображение; 4 - развить творческую активность, инициативность, самостоятельность; -развить коммуникативные способностеи, обеспечивающие конструктивное общение, групповое творческое взаимодействие. Воспитательные: - воспитывать интерес и уважение к народным традициям; - прививать навыки рациональной организации рабочего места, соблюдения техники безопасности при работе; - воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие; - формировать добросовестное отношение к труду, аккуратность и дисциплинированность в работе, экономное отношение к используемым материалам, потребность доводить начатое дело до конца; - воспитывать способности к коммуникации и личной ответственности за свои поступки. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы: 7-18 лет. Форма обучения – очная, допускается дистанционное обучение и обучение по сетевому взаимодействию. При введении дистанционного обучения возможно изменение календарнотематического планирования. Уровень обучения: базовый. Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом программы, с учебной нагрузкой педагога и расписанием занятий на неделю. Срок реализации программы: 3 года. Учебный план каждого года рассчитан на 204 часа. Сроки освоения материала внутри программы могут быть подвижны. Занятия в группах проводятся 2 раза в неделю по 3 часа. Эти занятия не утомляют, так как виды работы постоянно меняются. Программа состоит из 12 разделов, 10 из них содержат теоретический материал и практическую работу. Изложение учебного материала зависит от возрастных особенностей группы. Знакомство с технологией изготовления того или иного изделия ведется по схеме: 1. Разнообразие изделий, способов их выполнения; 2. Материалы и оборудование, необходимые для работы; 3. Технология выполнения, схема работы; 4. Построение выкройки, если есть необходимость, выкраивание деталей; 5. Поузловая обработка и отделка изделия. Программа содержит раздел «Воспитательные мероприятия». Это способствует формированию коллектива, сплочению обучающихся в группе и объединения в целом. Стали традиционными такие мероприятия, как: встреча нового года, дни именинников и др. Такое построение программы позволяет успешно реализовать основные дидактические принципы. А, именно, учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся, изучать материал последовательно – от простого к сложному, обеспечивает связь теории с практикой. Развивающий характер обучения и дифференцированный и индивидуальный подход к каждому обучающемуся, дает возможность формировать устойчивый интерес, обеспечивая прочность усвоения знаний, сознательность, активность и творческое развитие каждого. Решение образовательно-воспитательных задач осуществляется в учебной группе смешанного состава, т.е. здесь собраны обучающиеся разного возраста и 5 различного уровня подготовки. Количество обучающихся в группе – 8 -10 человек. Это объясняется тем, что для обучения шитью используются опасные инструменты и оборудование (иглы, булавки, ножницы, утюг, швейные машины, распарыватели), что требует особой осторожности воспитанников и особого внимания педагога. Характеристика ступеней обучения. 1-я ступень – 1 год обучения - адаптация обучающихся в объединении, развитие интереса к шитью, знакомство с видами деятельности, с материалами и оборудованием; овладение азами культуры труда, техникой безопасности и навыками общения; 2-я ступень – 1-2 год обучения - овладение каждым обучающимся ведущими видами деятельности в каждом разделе программы, базовыми теоретическими понятиями и практическими умениями. - формирование прочного фундамента для успешной творческой деятельности и творческого развития личности, отработка умений до превращения их в навыки; - репродуктивная деятельность и творческая переработка эталонного изделия на основе своего замысла и воображения; 3-я ступень – 3 год обучения - самоопределение обучающегося в каком-либо виде деятельности по определенному разделу программы и развитие в ней специальных способностей для максимальной самореализации и самораскрытия; - формирование индивидуальных способов деятельности, поиск новых средств, материалов и технологий работы; - скорость изготовления изделий; - творчество, авторство; - максимальная самостоятельность в разработке планов-проектов и реализации их в изделиях. Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль. Формы контроля: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, анализ педагогом и обучающимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, опрос, творческий показ, выставка, конкурс, фестиваль, анализ участия коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях. Входной контроль - оценка стартового уровня образовательных возможностей обучающихся при поступлении в объединение, ранее не занимающихся по данной дополнительной общеразвивающей программе. Проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей. Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств обучающихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. Промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы по итогам учебного года. Итоговый контроль – это оценка уровня и качества освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы по завершению обучения. Формы выявления результативности: • Опрос; • Анкетирование; • Индивидуальное собеседование; • Выполнение практического задания; • Педагогические наблюдения. 6 В процессе обучения систематически контролируется степень усвоения программного материала и приобретения обучающимися знаний, навыков, умений. В начале и в конце года проводится анкетирование, проводятся текущие опросы, коллективные обсуждения изготовляемых изделий, выставки готовых, подиумные показы. Контроль усвоения программы проводится визуально по выполненным обучающимися работам. Сравнение результатов проводится по отношению к самому обучающемуся, а не в сравнении с другими. Такой подход позволяет создать в коллективе благоприятную атмосферу для успешного обучения. При оценке работ обучающихся основными критериями являются: 1. Творческий подход. 2. Нестандартность решения задания. 3. Качество исполнения. 4. Достаточный уровень сложности. 5. Общая композиция. 6. Самостоятельность выполнения. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: • Участие в выставках различного уровня; • Демонстрационный показ моделей. Формы фиксации результатов: Также для отслеживания и фиксации образовательных результатов используются: - журнал посещаемости; - материалы тестирования и анкетирования; - грамоты за участие и победы в конкурсах и выставках; - перечни готовых работ и сами работы; - фотографии; По итогам освоения программы каждый обучающийся может получить благодарственное письмо, грамоту. Формы предъявления образовательных результатов: - готовые изделия; - выставки; конкурсы; - диагностическая карта; - защита творческих работ. Оценочные материалы: Анализ данных диагностики позволяет отследить динамику качества полученных знаний, умений и навыков каждого обучающегося, степень освоения программы, своевременно внести коррективы в учебно-воспитательный процесс. Объективно оценивая способности и учитывая разновозрастной состав групп, предполагается следующая результативность освоения программы обучающимися по следующим уровням: 1. уровень - минимальный 2. уровень – средний 3. уровень – высокий. Предполагаемые результаты обучения. К концу 1 года обучения обучающиеся должны: - знать основные свойства х-б тканей, определять их лицевую и изнаночную стороны, основные навыки работы на ручной швейной машинке; - выполнять сметочный, потайной, косой, стачной, накладной шов и простую отделочную строчку; 7 - уметь изготовлять мелкие сувениры, сшить кухонные принадлежности (прихватки, грелку на чайник), видоизменить старую вещь, применять отделку изделия для мелких деталей. К концу 2 года обучения обучающиеся должны: - знать свойства шерстяных и шелковых тканей, определять лицевую и изнаночную стороны, правила ухода за ручной швейной машиной; - уметь выполнять копировальный, крестообразный стежки, основные навыки работы на ручной швейной машине, выполнять бельевой шов, самостоятельно выкроить и сшить сувенир, кухонные и постельные принадлежности, видоизменить старую вещь с частичным перекраиванием, применять отделку изделия. К концу 3 года обучения обучающиеся должны: - знать свойства тканей из смешанных волокон, определять лицевую и изнаночную стороны, навыки работы на швейной машине и знать правила ухода за ней, неисправности в швейной машине и уметь их устранить. - уметь выполнять петельный и стебельчатый ручные швы, отделочную строчку усложненной формы, аппликацию, сшить постельное белье, изменить фасон старой вещи с перекраиванием деталей; Модель выпускника. Выпускник объединения должен: - знать основные приемы работы и технологии по всем разделам программы, определенные коммуникативные навыки, а также адаптироваться к изменяющимся условиям максимально безболезненно для себя и окружающих, теоретические и практические знания в повседневной жизни, потребности в саморазвитии, самореализации, в творческой деятельности; - владеть умениями и навыками работы, перечисленными в программе, по всем разделам; - уметь формировать и воплощать свои творческие замыслы в изделиях максимально самостоятельно; - иметь устойчивую структуру интересов в избранной сфере деятельности, способность к анализу, обобщению и рефлексии, высокий уровень воспитанности. Учебно-тематический план на 1 год обучения № п . п 1 . 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Количество часов Раздел Всего Теория Практика Вводное занятие 3 3 0 Материаловедение (х-б ткани) Виды ручных стежков и швов (сметочный, потайной, косой) Машиноведение (основные навыки работы) 3 1 2 9 1 8 9 2 7 Отходы в доходы (простые сувениры) 21 3 18 9 1 8 9 1 8 6 1 5 Кухонные принадлежности (прихватки, полотенца, фартук…) Постельные принадлежности (думочка, простынь, наволочка…) Ремонт швейного изделия (основные навыки) 8 9. Реставрация старых вещей (с частичным распарыванием) 9 1 8 10 . Виды отделки 12 3 9 102 10 92 9 9 0 Итоговое занятие 3 0 3 ИТОГО: 204 36 168 11 12 13 . Творческие работы (в том числе к выставкам) Воспитательные мероприятия Содержание программы: 1 год обучения: Раздел 1. Вводное занятие. План работы. Задачи кружка, знакомство с обучающимися. Оборудование рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. Противопожарная безопасность. Практическая работа: Рассматривание материалов и инструментов, методических пособий. Раздел 2. Материаловедение. Основные свойства х/б тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон. Окраска и рисунок. Работа с образцами тканей. Практическая работа: Определение лицевой и изнаночной сторон. Работа с образцами тканей, проведение опытов. Раздел 3. Виды ручных стежков и швов. Виды ручных стежков. Выполнение сметочного стежка, потайного и косого стежков. Практическая работа: выполнение сметочного стежка, потайного и косого стежков. Раздел 4. Машиноведение. Виды швейных машин, правила работы на них. Подготовка машины к работе. Заправка нитей. Основные навыки работы на ручной швейной машине. Виды машинных швов. Их применение. Приемы выполнения стачного и накладного швов. Выполнение отделочной строчки. Практическая работа: подготовка машины к работе. Заправка нитей. Приемы выполнения стачного и накладного швов. Выполнение отделочной строчки. Раздел 5. Отходы в доходы. Практическое применение отходов ткани. Работа с журналами. Изготовление сувениров из лоскутков ткани (игольница, прихватка и др.) Практическая работа: Работа с журналами. Изготовление сувениров из лоскутков ткани (игольница, прихватка и др.) Раздел 6. Кухонные принадлежности. Работа с журналами. Выбор модели. Пошив кухонных принадлежностей (прихватки, полотенца, фартук). Практическая работа: Работа с журналами. Выбор модели. Пошив кухонных принадлежностей (прихватки, полотенца, фартук). Раздел 7. Постельные принадлежности. Работа с журналами. Выбор модели. Пошив постельных принадлежностей (думочка, простынь, наволочка). Практическая работа: Работа с журналами. Выбор модели. Пошив постельных принадлежностей (думочка, простынь, наволочка). Раздел 8. Ремонт швейного изделия. 9 Правила обработки низа изделия. Правила обработки застежки. Правила обработки боковых швов изделия. Практическая работа: Обработка низа изделия машинными способами. Обработка застежки «молния». Обработка боковых швов без распарывания. Раздел 9. Реставрация старых вещей. Как можно обновить старую вещь? (беседа). Выбор нового фасона изделия. Видоизменение старой вещи с частичным распарыванием. Практическая работа: Выбор нового фасона изделия. Видоизменение старой вещи с частичным распарыванием. Раздел 10. Виды отделки. Отделка изделия (беседа). Работа с журналами. Отделка кружевом. Практическая работа: Работа с журналами. Отделка кружевом. Раздел 11. Творческие работы. Работа с интернет-ресурсами. Выбор модели. Подбор фурнитуры. Практическая работа: Пошив творческой работы. Пошив выставочных работ. Раздел 12. Воспитательные мероприятия. Новогодний праздник. 23 февраля. 8 марта. Раздел 12. Итоговое занятие. Праздник творчества, итоговая аттестация, задание на лето. Учебно-тематический план на 2 год обучения: № п. п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 . 11 . 12 13 . Количество часов Раздел Всего Теория Практика Вводное занятие Материаловедение (шерстяные, шелковые ткани) Виды ручных стежков и швов (копировальный, крестообразный) 3 3 0 3 1 2 9 1 8 Машиноведение (уход, «закрепка») 9 2 7 21 3 18 9 1 8 9 1 8 6 1 5 9 1 8 12 3 9 102 10 92 9 9 0 Итоговое занятие 3 0 3 ИТОГО: 204 36 168 Отходы в доходы (различные сувениры) Кухонные принадлежности (фартук, скатерть, грелка) Постельные принадлежности (пододеяльник) Ремонт швейного изделия (низ - ручн., «молния») Реставрация старых вещей (рапарывание, чистка) Виды отделки (оборки, рюши) Творческие работы (в том числе к выставкам) Воспитательные мероприятия 10 Содержание программы: 2 год обучения: Раздел 1. Вводное занятие. План работы. Задачи кружка, знакомство с обучающимися. Оборудование рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. Противопожарная безопасность. Практическая работа: Рассматривание материалов и инструментов, методических пособий. Раздел 2. Материаловедение. Основные свойства шерстяных и шелковых тканей. Определение лицевой и изнаночных сторон. Окраска и рисунок. Работа с образцами. Практическая работа: Определение лицевой и изнаночной сторон. Работа с образцами тканей, проведение опытов. Раздел 3. Виды ручных стежков и швов. Виды ручных стежков. Выполнение копировального стежка и крестообразного. Практическая работа: выполнение копировального стежка и крестообразного. Раздел 4. Машиноведение. Виды швейных машин, правила работы на них. Подготовка машины к работе. Заправка нитей. Основные навыки работы на ручной швейной машине. Регулировка стежка, «закрепка». Уход за швейной машиной. Виды машинных швов. Бельевой шов, его выполнение. Выполнение строчки для «сборки». Практическая работа: Подготовка машины к работе. Заправка нитей. Основные навыки работы на ручной швейной машине. Регулировка стежка, «закрепка». Уход за швейной машиной. Выполнение бельевого шва. Выполнение «сборки». Раздел 5. Отходы в доходы. Работа с журналами. Выбор фасона для сувенира. Подбор ткани и необходимой фурнитуры. Построение выкройки и выполнение различных сувениров. Практическая работа: Работа с журналами. Выбор фасона для сувенира. Подбор ткани и необходимой фурнитуры. Построение выкройки и выполнение различных сувениров. Раздел 6. Кухонные принадлежности. Работа с журналами. Выбор модели. Пошив кухонных принадлежностей (прихватки, полотенца, фартук, скатерть, грелка на чайник). Практическая работа: Работа с журналами. Выбор модели. Пошив кухонных принадлежностей (прихватки, полотенца, фартук, скатерть, грелка на чайник). Раздел 7. Постельные принадлежности. Работа с журналами. Выбор модели. Пошив постельных принадлежностей (думочка, простынь, наволочка, пододеяльник). Практическая работа: Работа с журналами. Выбор модели. Пошив постельных принадлежностей (думочка, простынь, наволочка, пододеяльник). Раздел 8. Ремонт швейного изделия. Правила обработки низа изделия. Правила обработки застежки. Правила обработки боковых швов изделия. Практическая работа: Обработка низа изделия ручными способами. Обработка застежки «молния». Обработка боковых швов с распарыванием. Раздел 9. Реставрация старых вещей. Рекомендации по выбору нового фасона. Распарывание и чистка старой вещи. Видоизменение старой вещи с частичным или полным распарыванием. Практическая работа: Распарывание и чистка старой вещи. Видоизменение старой вещи с частичным или полным распарыванием. 11 Раздел 10. Виды отделки. Виды отделки (беседа). Оборки, рюши. Их практическое применение. Практическая работа: Работа с журналами. Выполнение оборок, рюш. Декоративные цветы. Раздел 11. Творческие работы. Работа с интернет-ресурсами. Выбор модели. Подбор фурнитуры. Практическая работа: Пошив творческой работы. Пошив выставочных работ. Раздел 12. Воспитательные мероприятия. Новогодний праздник. 23 февраля. 8 марта. Раздел 13. Итоговое занятие. Праздник творчества, итоговая аттестация, задание на лето. № п. п 1. Раздел Учебно-тематический план на 3 год обучения Количество часов Всего Теория Практика 3 3 0 3 1 2 9 1 8 4. Вводное занятие Материаловедение (смешанные волокна) Виды ручных стежков и швов (петельный, стебельчатый) Машиноведение (неисправности) 9 2 7 5. Отходы в доходы (аппликация) 21 3 18 9 1 8 9 1 8 6 1 5 9 1 8 2. 3. 6. 7. 8. 9. Кухонные принадлежности (с использованием отделки) Постельные принадлежности (с использованием отделки) Ремонт швейного изделия Реставрация старых вещей (с полным распарыванием) 10 . Виды отделки (вышивка) 12 3 9 11 Творческие работы (в том числе к выставкам) 99 7 92 Воспитательные мероприятия 12 12 0 Итоговое занятие 3 0 3 ИТОГО: 204 36 168 12 . 13 . Содержание программы: 3 год обучения: Раздел 1. Вводное занятие. План работы. Задачи кружка, знакомство с обучающимися. Оборудование рабочего места. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятиях. Противопожарная безопасность. 12 Практическая работа: Рассматривание материалов и инструментов, методических пособий. Раздел 2. Материаловедение. Основные свойства тканей из смешанных волокон. Определение лицевой и изнаночных сторон. Окраска и рисунок. Работа с образцами тканей. Практическая работа: Определение лицевой и изнаночной сторон. Работа с образцами тканей, проведение опытов. Раздел 3. Виды ручных стежков и швов. Виды ручных швов. Выполнение петельного и стебельчатого шва. Практическая работа: выполнение петельного и стебельчатого шва. Раздел 4. Машиноведение. Виды швейных машин, правила работы на них. Подготовка машины к работе. Заправка нитей. Основные навыки работы на ручной швейной машине. Уход за швейной машиной. Неисправности в швейной машине. Виды машинных швов. Пристрачивание мелких деталей к изделию. Выполнение отделочной строчки усложненной формы. Практическая работа: Подготовка машины к работе. Заправка нитей. Основные навыки работы на ручной швейной машине. Регулировка стежка, «закрепка». Уход за швейной машиной. Устранение неисправностей в швейной машине. Пристрачивание мелких деталей к изделию. Выполнение отделочной строчки усложненной формы. Раздел 5. Отходы в доходы. Работа с журналами. применение аппликации при изготовлении сувениров. Способы ее выполнения. Выполнение сувениров. Практическая работа: Работа с журналами. Применение аппликации при изготовлении сувениров. Способы ее выполнения. Выполнение сувениров. Раздел 6. Кухонные принадлежности. Работа с журналами. Выбор модели. Пошив кухонных принадлежностей (прихватки, полотенца, фартук, скатерть, грелка на чайник). Практическая работа: Работа с журналами. Выбор модели. Пошив кухонных принадлежностей (прихватки, полотенца, фартук, скатерть, грелка на чайник) с использованием отделки. Раздел 7. Постельные принадлежности. Работа с журналами. Выбор модели. Пошив постельных принадлежностей (думочка, простынь, наволочка, пододеяльник). Практическая работа: Работа с журналами. Выбор модели. Пошив постельных принадлежностей (думочка, простынь, наволочка, пододеяльник) с использованием отделки. Раздел 8. Ремонт швейного изделия. Правила обработки низа изделия. Правила обработки застежки. Правила обработки боковых швов изделия. Практическая работа: Обработка низа изделия разными способами. Обработка застежки «молния» разными способами. Обработка боковых швов с полным распарыванием. Раздел 9. Реставрация старых вещей. Распарывание, чистка и утюжка старой вещи. Изменение фасона. Подбор отделки и фурнитуры. Выкраивание и пошив нового изделия. Демонстрация готового изделия. Практическая работа: Распарывание, чистка и утюжка старой вещи. Изменение фасона. Подбор отделки и фурнитуры. Выкраивание и пошив нового изделия. Демонстрация готового изделия. Раздел 10. Виды отделки. Работа с журналами. Вышивка, как вид отделки. Её применение. Изготовление образцов. 13 Практическая работа: Работа с журналами. Основные виды вышивки (гладь, крестом). Изготовление образцов. Раздел 11. Творческие работы. Работа с интернет-ресурсами. Выбор модели. Подбор фурнитуры. Практическая работа: Пошив творческой работы. Пошив выставочных работ. Раздел 12. Воспитательные мероприятия. Новогодний праздник. 23 февраля. 8 марта. Раздел 12. Итоговое занятие. Праздник творчества, итоговая аттестация, задание на лето. Методическое обеспечение программы Раздел Формы и методы занятий 1. Вводное занятие Беседа, игра, показ, анкетирование; Формы: фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, практические методы, использование ТСО; Формы: фронтальная, индивидуальная, по группам, парная. Словесные, наглядные, практические методы, использование ТСО; Формы: фронтальная, индивидуальная, по группам, парная. Словесные, наглядные, практические методы, использование ТСО; Формы: фронтальная, индивидуальная, по группам, парная. Словесные, наглядные, практические методы, использование ТСО; Формы: фронтальная, индивидуальная, по группам, парная. Словесные, наглядные, практические методы, использование ТСО; Формы: фронтальная, индивидуальная, по группам, парная. 2. Материаловедение 3. Виды ручных стежков 4. Машиноведение 5. Отходы в доходы. 6. Кухонные принадлежности. 14 Формы контроля, подведение итогов Результаты анкетирования Опрос, оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий. Опрос, оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий. Опрос, оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий. Опрос, оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий. Опрос, оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий. 7. Постельные принадлежности. 8. Ремонт швейного изделия. 9. Реставрация старых вещей. 10. Виды отделки. 11. Воспитательные мероприятия 12. Итоговое занятие Словесные, наглядные, практические методы, использование ТСО; Формы: фронтальная, индивидуальная, по группам, парная. Словесные, наглядные, практические методы, использование ТСО; Формы: фронтальная, индивидуальная, по группам, парная. Словесные, наглядные, практические методы, использование ТСО; Формы: фронтальная, индивидуальная, по группам, парная. Словесные, наглядные, практические методы, использование ТСО; Формы: фронтальная, индивидуальная, по группам, парная. Нетрадиционные формы занятий; Формы: фронтальная, по группам, парная. «Праздник творчества»нетрадиционная форма занятия, подведение итогов года, анкетирование. Опрос, оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий. Опрос, оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий. Опрос, оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий. Опрос, оценка педагога, самоконтроль, выполнение практических заданий. Опрос Итоговая аттестация, анализ результатов деятельности, оценка педагога, самооценка. Используемые методики, методы и технологии: Словесный: беседы, указания педагога по выполнению изделий, анализ работ, консультации, дискуссии, просмотренных показов моделей, выступлений учащихся, обмен мнениями. Наглядный: просмотр и обсуждение иллюстраций, журналов мод, видеоматериала, презентаций. Практический: выполнение практических упражнений по закреплению навыков, тренировочных и творческих заданий, навыки работы на машинке (строчка) и ручные швы, выступления на концертах, конкурсах. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: Объяснительно-иллюстрационный (обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию). Репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности). Частично-поисковый (участие обучающихся в коллективном поиске, разработке, решение поставленной задачи вместе с педагогом). Исследовательский (самостоятельная творческая работа обучающихся). Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся: 15 Фронтальный (одновременно со всеми обучающимися). Индивидуальный (индивидуальное решение проблемы). Групповой (организация работы по малым группам от 2 до 5 человек). Решению указанных задач способствует образовательный процесс, основанный на принципах: Принцип доступности и постепенности усложнения. Курс занятий начинается с простых видов работ и изделий, а заканчивается достаточно сложными изделиями. Принцип системности. Каждое последующее занятие опирается на знания и опыт, приобретённый на предыдущих занятиях. Принцип культурологический предполагает знакомство обучающихся с историей костюма. Принцип создания благоприятных условий для творчества обучающихся и доброжелательной обстановки в коллективе. Успешному проведению занятий способствует учебно-методический комплекс: литература по конструированию и моделированию одежды, истории костюма, альбомы с чертежами, папки с образцами технологической обработки узлов изделий, образцы тканей, журналы мод. Одним из главных принципов организации работы объединения является чередование различных видов деятельности обучающихся. Учебное занятие состоит из теоретической и практической частей. Задания практической части зависят от выбора обучающихся (по желанию, по материальным возможностям, по мере необходимости и т.д.). Занятия строятся так, чтобы уяснение теоретических вопросов по каждой теме предшествовало практическим работам. Теоретические занятия содержат основные данные, связанные с изготовлением швейного изделия: основные свойства материалов, конструирование изделий и т.д. На этих занятиях используются различные наглядные пособия, альбомы, чертежи, информационные папки, журналы. Очень важны лекции-беседы по истории костюма, а также обзоры современной моды с использованием новых журналов мод. Одним из основных видов занятий являются практические занятия (снятие мерок, раскрой изделия, их пошив). Здесь широко используются образцы технологической обработки узлов изделий. Во время школьных каникул проводятся экскурсии в музеи, на выставки прикладного искусства. Очень интересны и полезны для обучающихся участие в районных и городских конкурсах и выставках. В течение учебного года проводится работа с родителями. На первом собрании они знакомятся с программой занятий на год. В течение года систематически проводятся индивидуальные беседы с родителями, а в конце года они присутствуют на отчетных мероприятиях, на районных и городских конкурсах. Особое внимание уделяется правилам техники безопасности. Перед практическими работами с иголками, ножницами, швейной машиной, электрическими утюгами проводится инструктаж по правилам техники безопасности труда. На занятиях применяются следующие технологии: Информационно - компьютерные технологии. Демонстрация наглядных пособий: презентации, видеофильмы, слайд-шоу, рисунки, плакаты делает занятие интересным, увлекательным, запоминающим. На высоком эмоциональном уровне, обучающиеся лучше усваивают учебный материал, проявляют интерес, старательность, усидчивость. Услугами сети Интернет обучающиеся чаще пользуются в домашних условиях при подготовке к работе над выполнением творческих заданий. Здоровьесберегающие технологии. 16 Сохранение здоровья обучающихся через просвещение в области здоровьесбережения, привитие навыков здорового образа жизни, правил дорожного движения, навыков личной гигиены, гимнастики для глаз, рук, соблюдения режима освещенности, времени занятий и отдыха. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Проектные технологии. Главным достоинством данной технологии является то, что в ней содержится огромный развивающий потенциал, нацеленный на развивающее обучение и формирование творческой личности. Учитываются при выборе объектов проектирования следующие факторы: • простые в изготовлении изделия; • наименьшие затраты на приобретение материалов; • востребованность изделия. Проблемно-поисковые технологии. Организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций, а также активная самостоятельная поисковая деятельность обучающихся по разрешению проблем. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий. Достоинства проблемного обучения: - высокая самостоятельность обучающихся; - формирование познавательного интереса или личностной мотивации обучающегося. Для создания устойчивого интереса обучающихся к самостоятельному индивидуальному пошиву и изготовлению чертежа выкройки изделия, необходимо постепенное обучение обучающихся основам кройки и шитья. Необходимо знакомство с модными тенденциями, с изделиями отечественных и мировых модельеров, чтобы пробудить интерес к данному виду творчества и развивать стремление сначала копировать, а затем создавать свои интересные изделия. Сочетание группового и мелкогруппового обучения дает возможность дифференцированного подхода к обучению каждого обучающегося с учетом его индивидуальных способностей. В процессе обучения обучающимся дается возможность изготовить изделия разного вида сложности и по окончании обучения научиться оценивать свои способности и возможности и качественно выполнять выбранное изделие. Изучая приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, обучающиеся создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими, необходимыми. Материально- техническое обеспечение. Наличие помещения, соответствующего всем нормам санитарной гигиены, бытовые швейные машинки с ручным и электрическим приводом, оверлог с электроприводом, электрический утюг, гладильная доска, зеркало, линейки, лекала, иглы, булавки, сантиметровые ленты, ножницы закройные, ножи-вспарыватели, наличие ниток, прокладочных материалов, бумага для изготовления выкроек, комплект инструкционных и инструкционно-технологических карт, методическая литература, журналы мод, плакаты поузловой обработки, образцы готовых моделей, манекен, и т.д. 17 Год обучения 1 год 2 год 3 год Календарный учебный график Дата начала Дата Всего обучения окончания учебных обучения недель 05.09.2024 г 31.05.2025 г 34 Литература Нормативные документы 18 Количество учебных часов 204 Режим занятий 2 раза в неделю по 3 часа 1.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г № 678-р; 3.Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 4.СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28; 5.СанПиН 1.2. 3685 -21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г № 2. Литература для педагога 1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. М. Просвещение, 1977 г; 2. Грин М.Э. «Шитье из лоскутков»; 3. Евтушенко М.А. «Для тех, кто шьет», М.1982 г; 4. Ермилова В. В. «Моделирование и художественное оформление одежды» - М. Академия, 2010 г; 5. Журналы: «Бурда», «Мой уютный дом», «Мода» и др; 6. Фефелова Л.И. «Если вы любите шить», М. Ленпромбытиздат, 1993. 7. Чернякова В.Н. «Технология обработки ткани» - М. 1998. 8. Шитье из лоскутков. М.Э.Грин. 9. Энциклопедия Шитье и рукоделие - М. 2000. Литература для детей 1. Егорова Р.И., Монастырная В.П. «Учись шить», Москва, «Просвещение», 1989 г. 2. «Азбука шитья», составитель Иванова (по материалам популярной литературы), Спб, 1994 г. 3. Журналы мод. Интернет-ресурсы. 19